Россия рубежа 19-20 веков
Важнейшие исторические события начала 20 века
Внутриполитическая обстановка в России начала 20 века
«Материя исчезла»
«философия пессимизма» Шопенгауэр
« Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны,и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до этого воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…» Нордау
«Вся прежняя история завершена., на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом »
В.Соловьев
«Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой борьбе двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний»
Д.Мережковский
В поисках объяснения происходящего все чаще становились обращения к религиозной мысли: « Все теперь живет мыслью о духе, о божестве, о последних правдах и тайнах мысли, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез того , что разработано, продумано всеми. Оно оформит брожение наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»
А.Волынский Книга великого гнева. 1904 год
- «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, интереса к мистике и оккультизму…»
Н.Бердяев
- Ницше
- «Бог умер» - отказ от морали, от Бога
- Христианство – помеха на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию
- Нужен новый сверхчеловек, для которого не существует старая мораль: «А нищих надо уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни»
- Русские мыслители, восприняв идеи Ницше, не пошли за ним до конца.
- Ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
- Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути его соединения с языческой «радостью»
- Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.
- Принимало путь капиталистического развития как путь бездуховного прагматизма.
- Не принимало и идеи социализма, в котором видели закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества.
- В революционном движении видели лишь «бунт против культуры» (Н.Бердяев)
- Культуре придавалось особое значение
- Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей.
- Новая литература должна стать теургической (теург – бог, заклинатель, посвященный), должна явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
- В.Иванов: « Жрецы и поэты были одно и то же»
Русская литература на рубеже эпох
- Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Брюсова, Блока, Ахматовой, Мандельштама, др.выдающихся художников.
- Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов.
- Оно стало синонимом понятия «культура рубежа эпох»
- В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой
- Продолжались и развивались традиции реалистической литературы
- Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных ощущений, раздумий.
- Новая литература отказалась от героя – носителя представлений автора.
- Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
- Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу.
- Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие А.Пушкина.
- В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы.
- «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения.
- Революционные песни и стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить подготовкой к классовым боям.
- Прежде всего связано с модернистскими течениями.
- Модернизм – (от франц. новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
- В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка, поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. упадок).
- Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
К.Бальмонт
- Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.
- Главное, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую силу творчества.
- Такая установка была чужда писателям-реалистам.
- Острая полемика, эстетическая борьба между реализмом и модернизмом характерна для рубежа веков,... хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
Споры о литературе имели внелитературное значение
- «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».
- Ленин вводит принцип «партийной литературы», которая «не может вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»
Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905
- Каждый писатель, литератор рассматривался лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций.
- Сама литература понимается как «дело», как форма агитации и пропаганды.
- «Литература должна стать придатком политики, орудием борьбы, «винтиком» одного-единого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
- Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»
- «...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги».
В.Брюсов
- Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.
- Она стала программой всей советской литературы, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или изгнанными из родной страны.
- Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
- Андреев Леонид Николаевич
- Арцыбашев Михаил Петрович
- Бунин Иван Алексеевич
- Вересаев Викентий Викентьевич
- Горький Максим
- Зайцев Борис Константинович
- Замятин Евгений Иванович
- Короленко Владимир Галактионович
- Куприн Александр Иванович
- Ремизов Алексей Михайлович
- Толстой Алексей Николаевич
- Толстой Лев Николаевич
- Чехов Антон Павлович
- Шмелев Иван Сергеевич
Сатирическая литература («сатириконцы»)
- Аверченко Аркадий Тимофеевич
- Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)
- Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)
- Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
- Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг)
Писатели, не входившие в литературные группировки
- Анненский Иннокентий Федорович
- Волошин Максимилиан Александрович
- К.Р. ( Великий князь Константин Константинович)
- Пастернак Борис Леонидович
- Розанов Василий Васильевич
- Ходасевич Владислав Фелицианович
- Цветаева Марина Ивановна
- Черубина де Габриак ( Васильева Елизавета Ивановна)
- Чулков Георгий Иванович
- Боровской Вацлав Вацлович
- Волынский Аким Львович
- Иванов-Разумник (Разумник Василий Иванович)
- Луначарский Антон Васильевич
- Плеханов Георгий Валентинович
- Чуковский Корней Иванович (Корнейчуков Николай Васильевич)
- Шкловский Виктор Борисович
- Эйхенбаум Борис Михайлович