СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декаданс в русской культуре рубежа конца XIX - начала XX веков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декаданс в русской культуре рубежа 19 - 20 веков

Просмотр содержимого документа
«Декаданс в русской культуре рубежа конца XIX - начала XX веков»

Россия рубежа 19-20 веков

Россия рубежа 19-20 веков

Важнейшие исторические события начала 20 века

Важнейшие исторические события начала 20 века

    Внутриполитическая обстановка в России начала 20 века

    Внутриполитическая обстановка в России начала 20 века

      «Материя исчезла»

        «Материя исчезла»

         «философия пессимизма» Шопенгауэр  « Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны,и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до этого воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…» Нордау

        «философия пессимизма» Шопенгауэр

        « Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны,и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до этого воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…» Нордау

         «Вся прежняя история завершена., на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом »  В.Соловьев

        «Вся прежняя история завершена., на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом »

        В.Соловьев

        «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой борьбе двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний»  Д.Мережковский

        «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой борьбе двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний»

        Д.Мережковский

         В поисках объяснения происходящего все чаще становились обращения к религиозной мысли: « Все теперь живет мыслью о духе, о божестве, о последних правдах и тайнах мысли, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез того , что разработано, продумано всеми. Оно оформит брожение наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»  А.Волынский Книга великого гнева. 1904 год

        В поисках объяснения происходящего все чаще становились обращения к религиозной мысли: « Все теперь живет мыслью о духе, о божестве, о последних правдах и тайнах мысли, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез того , что разработано, продумано всеми. Оно оформит брожение наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»

        А.Волынский Книга великого гнева. 1904 год

        «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, интереса к мистике и оккультизму…»  Н.Бердяев
        • «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, интереса к мистике и оккультизму…»

        Н.Бердяев

        Ницше «Бог умер» - отказ от морали, от Бога Христианство – помеха на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию Нужен новый сверхчеловек, для которого не существует старая мораль: «А нищих надо уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни» Русские мыслители, восприняв идеи Ницше, не пошли за ним до конца. Ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа. Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути его соединения с языческой «радостью»
        • Ницше
        • «Бог умер» - отказ от морали, от Бога
        • Христианство – помеха на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию
        • Нужен новый сверхчеловек, для которого не существует старая мораль: «А нищих надо уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни»
        • Русские мыслители, восприняв идеи Ницше, не пошли за ним до конца.
        • Ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
        • Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути его соединения с языческой «радостью»
        Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Принимало путь капиталистического развития как путь бездуховного прагматизма. Не принимало и идеи социализма, в котором видели закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении видели лишь «бунт против культуры» (Н.Бердяев)
        • Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.
        • Принимало путь капиталистического развития как путь бездуховного прагматизма.
        • Не принимало и идеи социализма, в котором видели закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества.
        • В революционном движении видели лишь «бунт против культуры» (Н.Бердяев)
        Культуре придавалось особое значение Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна стать теургической (теург – бог, заклинатель, посвященный), должна явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. В.Иванов: « Жрецы и поэты были одно и то же»
        • Культуре придавалось особое значение
        • Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей.
        • Новая литература должна стать теургической (теург – бог, заклинатель, посвященный), должна явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
        • В.Иванов: « Жрецы и поэты были одно и то же»
        Русская литература на рубеже эпох

        Русская литература на рубеже эпох

        Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Брюсова, Блока, Ахматовой, Мандельштама, др.выдающихся художников. Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа эпох»
        • Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Брюсова, Блока, Ахматовой, Мандельштама, др.выдающихся художников.
        • Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов.
        • Оно стало синонимом понятия «культура рубежа эпох»
        В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой
        • В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой
        Продолжались и развивались традиции реалистической литературы Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных ощущений, раздумий. Новая литература отказалась от героя – носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу. Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие А.Пушкина.
        • Продолжались и развивались традиции реалистической литературы
        • Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных ощущений, раздумий.
        • Новая литература отказалась от героя – носителя представлений автора.
        • Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
        • Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу.
        • Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие А.Пушкина.
        В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения. Революционные песни и стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить подготовкой к классовым боям.
        • В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы.
        • «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения.
        • Революционные песни и стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить подготовкой к классовым боям.
        Прежде всего связано с модернистскими течениями. Модернизм – (от франц. новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
        • Прежде всего связано с модернистскими течениями.
        • Модернизм – (от франц. новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
          В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка, поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. упадок). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
          • В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка, поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. упадок).
          • Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
          Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.  К.Бальмонт

          Я ненавижу человечество,

          Я от него бегу, спеша.

          Мое единое отечество –

          Моя пустынная душа.

          К.Бальмонт

          Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Главное, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между реализмом и модернизмом характерна для рубежа веков,... хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
          • Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.
          • Главное, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую силу творчества.
          • Такая установка была чужда писателям-реалистам.
          • Острая полемика, эстетическая борьба между реализмом и модернизмом характерна для рубежа веков,... хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
          Споры о литературе имели внелитературное значение «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное». Ленин вводит принцип «партийной литературы», которая «не может вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»

          Споры о литературе имели внелитературное значение

          • «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».
          • Ленин вводит принцип «партийной литературы», которая «не может вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»
          Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905 Каждый писатель, литератор рассматривался лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций. Сама литература понимается как «дело», как форма агитации и пропаганды. «Литература должна стать придатком политики, орудием борьбы, «винтиком» одного-единого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса» Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»

          Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905

          • Каждый писатель, литератор рассматривался лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций.
          • Сама литература понимается как «дело», как форма агитации и пропаганды.
          • «Литература должна стать придатком политики, орудием борьбы, «винтиком» одного-единого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
          • Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»
          «...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги».  В.Брюсов
          • «...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги».

          В.Брюсов

          Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей советской литературы, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или изгнанными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
          • Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.
          • Она стала программой всей советской литературы, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или изгнанными из родной страны.
          • Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
          Андреев Леонид Николаевич Арцыбашев Михаил Петрович Бунин Иван Алексеевич Вересаев Викентий Викентьевич Горький Максим Зайцев Борис Константинович Замятин Евгений Иванович Короленко Владимир Галактионович Куприн Александр Иванович Ремизов Алексей Михайлович Толстой Алексей Николаевич Толстой Лев Николаевич Чехов Антон Павлович Шмелев Иван Сергеевич
          • Андреев Леонид Николаевич
          • Арцыбашев Михаил Петрович
          • Бунин Иван Алексеевич
          • Вересаев Викентий Викентьевич
          • Горький Максим
          • Зайцев Борис Константинович
          • Замятин Евгений Иванович
          • Короленко Владимир Галактионович
          • Куприн Александр Иванович
          • Ремизов Алексей Михайлович
          • Толстой Алексей Николаевич
          • Толстой Лев Николаевич
          • Чехов Антон Павлович
          • Шмелев Иван Сергеевич
          Сатирическая  литература («сатириконцы») Аверченко Аркадий Тимофеевич Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг)

          Сатирическая литература («сатириконцы»)

          • Аверченко Аркадий Тимофеевич
          • Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)
          • Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)
          • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
          • Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг)
          Писатели, не входившие в литературные группировки Анненский Иннокентий Федорович Волошин Максимилиан Александрович К.Р. ( Великий князь Константин Константинович) Пастернак Борис Леонидович Розанов Василий Васильевич Ходасевич Владислав Фелицианович Цветаева Марина Ивановна Черубина де Габриак ( Васильева Елизавета Ивановна) Чулков Георгий Иванович

          Писатели, не входившие в литературные группировки

          • Анненский Иннокентий Федорович
          • Волошин Максимилиан Александрович
          • К.Р. ( Великий князь Константин Константинович)
          • Пастернак Борис Леонидович
          • Розанов Василий Васильевич
          • Ходасевич Владислав Фелицианович
          • Цветаева Марина Ивановна
          • Черубина де Габриак ( Васильева Елизавета Ивановна)
          • Чулков Георгий Иванович
          Боровской Вацлав Вацлович Волынский Аким Львович Иванов-Разумник (Разумник Василий Иванович) Луначарский Антон Васильевич Плеханов Георгий Валентинович Чуковский Корней Иванович (Корнейчуков Николай Васильевич) Шкловский Виктор Борисович Эйхенбаум Борис Михайлович
          • Боровской Вацлав Вацлович
          • Волынский Аким Львович
          • Иванов-Разумник (Разумник Василий Иванович)
          • Луначарский Антон Васильевич
          • Плеханов Георгий Валентинович
          • Чуковский Корней Иванович (Корнейчуков Николай Васильевич)
          • Шкловский Виктор Борисович
          • Эйхенбаум Борис Михайлович


          Скачать

          Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

          Вебинар для учителей

          Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

          Поделитесь с друзьями
          ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс