Тема: «Деление сплошного текста на отдельные предложения».
Цель: умение находить и выделять отдельные предложения из сплошного текста.
Задачи:
научить распознавать в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;
развивать зрительное внимание и память;
расширять словарный запас учащихся;
развивать связную речь;
воспитывать интонационную выразительность в устной речи и при чтении.
Оборудование: карточки с предложениями, сигнальные карточки (! . ?), карточки с деформированными предложениями, деформированный текст, карточки с текстом «Найди ошибку!», смайлики, музыкальный фрагмент.
План занятия.
I. Организационный момент: выразительное чтение предложений.
II. Сообщение темы занятия.
III.Закрепление:
1. Графический диктант.
2. Игра «Покажи знак!».
3. Работа с предложениями (карточки).
4. Физкультминутка «Музыкальная пауза».
5. Работа с деформированным текстом.
6. Самостоятельная работа.
IV. Итог занятия.
Ход занятия
I. Орг. момент.
-Здравствуйте, рябята!
-Прочитайте про себя предложение. Определите, какое оно по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
-Сядьте те, у кого побудительное предложение, затем - у кого вопросительное предложение, потом - у кого повествовательное предложение.
-А теперь прочитайте свои предложения с нужной интонацией.
II. Сообщение темы занятия.
-Ребята, открываем свои тетради и записываем сегодняшнее число.
-На сегодняшнем занятии мы с вами продолжим учиться делить текст на отдельные предложения.
III. Закрепление.
1. Графический диктант.
(Один ученик работает за доской.)
-Ребята, я вам сейчас буду читать отрывки из басен, а вы должны нарисовать столько схем предложений, сколько я прочитаю отрывков.
-Слушайте внимательно мою интонацию для того, чтобы определить, какое предложение по цели высказывания.
-Не забудьте обозначить границы предложения!
1. У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись.
2. А видел ли слона?
3. Каков собой на взгляд?
4 Спой, светик, не стыдись!
5. Мартышка к старости слаба глазами стала.
Проверка с доской.
2. Игра «Покажи знак!»
-Ребята, я вам буду читать предложения, а вы мне показывайте карточки со знаками препинания.
-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложения? (ответы детей)
1. В вашем классе есть ленивые?
2. Мы были в лесу.
3. Кто взял книгу?
4. Прочитайте книгу!
5. Любите родной язык!
6. Кто пойдет в поход?
7. Между стволов сосен промелькнула белка.
8. Куда она скрылась?
9. Где ее домик?
10. Хорошо зимой в лесу!
3. Работа с предложениями (карточки).
Задание: составьте из 2-х простых предложений сложное с союзами «и», «а», «но». Запишите в тетрадь. Укажите грамматическую основу. Подберите к данному предложению схему.
Проверь себя
1. Запели скворцы, и запорхали над веселой зеленью бабочки.
2. Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, а за прудом село дымится.
3. Мрачен свод небес, и тучи пробегают одна безмолвно за другой.
4. Лето собирает, а зима поедает.
5. С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
6. Подул сильный ветер, но не разогнал тучи.
4. Физкультминутка «Музыкальная пауза».
5. Работа с деформированным текстом (работа в парах).
Задание: спишите текст, разделите его на предложения, вставляя пропущенные знаки препинания.
Зимнее утро
Мы идем на утреннюю прогулку как изменилось все в парке над пушистым снежным ковром видно синее небо под ним стоят деревья деревья все в зимнем белом уборе вдруг большая галка слетела с дерева с высокой ели на нас посыпалась снежная пыль раннее солнце еще стояло за деревьями солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
(Проверка текста: учащиеся по цепочке читают по одному предложению.)
Зимнее утро
Мы идем на утреннюю прогулку. Как изменилось все в парке! Над пушистым снежным ковром видно синее небо. Под ним стоят деревья. Деревья все в зимнем белом уборе. Вдруг большая галка слетела с дерева. С высокой ели на нас посыпалась снежная пыль. Раннее солнце еще стояло за деревьями. Солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
6.Самостоятельная работа.
Задание: прочитай текст, найди в нем ошибку и исправь ее.
В ельнике
1. Я вхожу в густой ельник.
2. На ёлке лениво свистят дрозды.
3. Вдруг я услышал шаги.
4. Кто это (ошибка: нет знака ?)
5. Я прислонился к стволу дерева.
6. Около кустов малины шла медведица.
Взаимопроверка.
IV. Итог занятия.
-Чему мы учились на занятии? (ответы учащихся)
(Делить текст на отдельные предложения.)
-Ребята, у вас на партах лежат картинки двух смайликов. Один веселый, другой грустный.
-Если вы довольны своей работой и вам все понятно было на занятии, то выберите веселый смайлик.
–Если у вас остались вопросы и вы недовольны своей работой, то выберите грустный смайлик.
(учащиеся поднимают выбранные смайлики).
-Спасибо всем за занятие!