СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деревенские посиделки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель мероприятия -развитие интереса обучающихся к исконно-русским традициям и музыкальной  культуре своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Деревенские посиделки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сатинская средняя общеобразовательная школа»














Внеклассное мероприятие


Тема: Деревенские посиделки

«Не красна изба углами – красна пирогами»






Составила: Илясова Надежда Николаевна,

Учитель начальных классов







Сатинка


Январь 2017 г.











Деревенские посиделки

«Не красна изба углами – красна пирогами»

1. Организационный момент.

Объявляется тема и цель задания.

Цель: развитие интереса обучающихся к исконно-русским традициям и музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

-формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;

-прививать желание знать и изучать русский фольклор;

-воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям;

-воспитывать понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к отечеству.

развитие интереса к исконно-русским традициям своего народа и фольклору; воспитание культуры сценического поведения.

Оборудование: сцена ярко украшена. На заднем плане нарисована печка, яркие фигурки дымковских игрушек: матрешки, уточки, солнце. Посреди сцены – стол, накрытый яркой скатертью, на столе – самовар, расписная посуда, свеча. Прялка. Около сцены выставка поделок учеников, родителей, учителей.

Создается в актовом зале обстановка на сцене.

На занятие приглашаются учителя, педагоги, директор и заместители директора школы.





Звучит мелодия зимней вьюги, слышно, как потрескивают в печи дрова. (Я выхожу поленьями дров в руках, иду к печи и складываю их в печь).





Ведущий:

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные

Раздольные русские песни поют



В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе. В каждом доме была русская печь. Вдоль стен стояли лавки на которых сидели, а иногда даже спали. Была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. Не было телевизоров, компьютеров, телефонов и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. Они пряли, вязали, вышивали, плели корзины и при этом обязательно пели частушки, рассказывали потешки, небылицы, сказки. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Так веселее было работать да и быстрее проходил вечер. Весело было. Вот работа у них и спорилась.

Русские умельцы своё мастерство передавали из поколения в поколение своим детям и внукам. Поэтому народные традиции сохранились до наших дней, и мы с вами можем любоваться поистине красивейшими произведениями искусства, которые представлены на выставке поделок творчества учеников, родителей и учителей.

И сегодня мы покажем вам «Деревенские посиделки».



2. Сценарий.

Хозяйка: Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То на лавочке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову - ка я я ребят на посиделки, будут песни, будут пляски и игра в «Горелки»



Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки –хохотушки !

/Вбегают девчонки. Садятся на лавочки, берутся за рукоделие/

Эх, ребята – молодцы! Озорные молодцы!

Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!

/Под плясовую музыку выходят мальчики/

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте – не в обиде.

/Хозяйка усаживается/



Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да говорят потешки.





/Гости исполняют шутливые диалоги/

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота. ( Вот это да.)

Крыши испугались

Сели на ворон. Лошадь подгоняла

Мужика кнутом. ( Не может быть)

Лошадь ела кашу,

А мужик овес. (Ой! Ой! Ой!)

Лошадь села в сани,

А мужик повез.(Небылицы, небывальщины)

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка (Не может быть.)



  1. - Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить.

- Да нет иглы.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался . (Вот это да.)



  1. - Фома что из леса не идешь?

- Да, медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает! (Ой! Ой! Ой!)



  1. –Сынок, сходи за водицей на речку!

– Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!





Гостья: Где песня льется,

Там легче живется.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.



/Песня «Ай, чу-чу»/



Гость: Расступись народ честной,

Не мети дорожки.

Добры молодцы идут

Погулять немножко



/Мальчики исполняют танец (быстрый, зажигательный)



Хозяйка: Эх частушка – веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда поет гармонь и звучат девичьи голоса?



Гостья: Мы и пели и плясали,

И еще хотим плясать,

А теперь мы вас попросим

Нашу пляску поддержать.



/Выходят две девочки читают частушки перед перед исполнением пляски/



-Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

- Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!



Гостья: Эй девчонки – хохотушки

Запоем-ка мы частушки.

Запоем-ка веселей,

Чтоб порадовать гостей!





/Выходят еще две девочки и исполняют частушки/









1-я девочка: Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна пойду плясать,

Нас идет четыре.



2-я девочка: Не хотела я плясать.

Стояла и стяснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.



3-я девочка: А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босяком,

Думала подружки!



4-я девочка: По деревни я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.



1-я девочка: Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.





2-я девочка: Балалаечка – гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.



3-я девочка: Сидит ежик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге фуражка.



4-я девочка: Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы тогда пел частушки?





Девочки: Говорят, что без частушки 
Нет и жизни никакой. 
Мы подружки — хохотушки 
Пели вам со всей душой. 






Хозяйка: Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы, Да и работа проводилась веселей.



/Песня «Посею лебеду»/



Гостья: Ой, подружки мои,

Мне подушки не нужны.

И работать мне не лень.

И плясать могу весь день.

В круг вставайте поскорей.

Песню пойте веселей!



/Песня «Башмачки»/

Игра с залом детей. Выхожу в зал, в руках корзина.

Хозяйка: Сяду рядышком на лавке 
Вместе с вами посижу. 
Загадаю вам загадки 
Кто смышленый погляжу. 
Собираю я загадки 
В кузовок берестяной, 
Что лежит, в нем вы узнаете, 
Коль загадку отгадаете. 

Хозяйка: Как тарелка круглый он. 
Встряхнешь его и слышен звон. 
Что это? (Бубен). 



Игра с бубном: 


Хозяйка: Ты катись, веселый бубен, 
Быстро, быстро по рукам. 
У кого веселый бубен, 
Тот пускай и спляшет нам.

Танцуют дети.

Хозяйка: Отгадайте-ка, ребятки 
Вы теперь еще загадку: 


За обедом суп едят, 
К вечеру « заговорят». 
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки. 
Поиграй и ты немножко 
На красивых ярких... (Ложках). 


Гость: Эх, широка душа русского народа,

И где б ни были в глуши,

В руки брали просто ложки,

И играли от души! (Игра на ложках, бубнах, трещотках, бубенцах)



/Выступает ансамбль ложкарей под русскую народную мелодию «Калинка»/



Хозяйка: Как у наших у ворот

Собирается народ,

Собирается народ

И ведет свой хоровод.



/Девочки исполняют танец/







Самым любимым делом на посиделках были конечно, семечки! Кавалеры щедро угощали своих избранниц, а девчата кокетливо лузгали, как говорили в деревнях, семечки.

Мы лузгать не будем, а посмотрим и послушаем песню об этом.







Исполняется песня «Семечки».





Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказку послушать?



/Угощает всех конфетами/



Гостья: Жили – были дед да баба.

Была у них курочка – ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое – золотое.



/Инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»/



1-я гостья: Хлебом – солью всех встречаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Хозяйка: я иду, иду, иду

Самовар в руках несу.

Самовар в руках несу,

Прибауточки пою.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла,

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков!



Гостья: Нам везде надо успеть:

И сплясать, и песню спеть.

Съесть корзину пирогов

Да с три короба блинов.



Хозяйка: Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами – красна пирогами.









Хозяйка: Мы на празднике сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

/Песня «Русская зима»/

Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

И прощаясь, мы с гостями,

Говорим «До новых встреч»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!