СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может, как проявиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей.»

Дубяга Анна Ивановна

учитель технологии МКОУ СОШ № 8

С. Садового Арзгирского района Ставропольского края

 

Дифференциация и индивидуализация обучения,

при обучении и воспитании одаренных детей

на уроках технологии в общеобразовательной школе

 

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

      Сухомлинский В.А.

 

Высокая социальная и профессиональная активность, большой диапазон умений, способности нестандартного мышления и поведения — отличительные черты одаренных детей и, одновременно, запрос современного общества, в развитие которого способны внести наибольший вклад именно одаренные люди.

Это обуславливает важность поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, поддержки личностного и профессионального становления.

Неудивительно, что обсуждение стратегий в решении этого вопроса занимает все более значимую позицию, как в научном обществе, так и на государственном уровне, а формирование гармонично развитой одаренной личности — одна из приоритетных государственных задач [2].

Первые высказывания о необходимости индивидуального подхода         к учащимся в условиях коллективной работы принадлежит еще Яну Амосу Коменскому, который в своей "Великой дидактике" указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы.

Идея осуществления дифференцированного подхода к ученикам в условиях коллективной работы класса и сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности школьников на уроке нашли отражение в трудах Ушинского К.Д.

Лесгафт П.Ф. утверждал, что воздействие педагога должно оказывать на ребёнка развивающее влияние. Это будет возможным, если учитывать       и умственные, и нравственные, и физические особенности того школьника, на которого обращено воздействие.

По мнению Водовозова В.И.: "...главное искусство преподавателя          и заключается в умении с точностью определить, разграничить, построить эти ступени, по которым можно вести учащегося к всё более широкому кругу представлений и понятий".

Учитывая уровень развития учеников и наличие времени, педагог определяет предел усвоения знаний, выбирает темы, объяснение которых необходимо ученикам и доступно их пониманию.

В начале XX века проблема индивидуализации и дифференциации получили освещение в трудах Каптерова П.Ф., Водовозова В.И.,
Вахтерова В.П. и др. Индивидуализация в 30-е годы стала рассматриваться односторонне: главным образом, как средство предупреждения неуспеваемости и второгодничества. Вместе с тем, в исследованиях           Блонского П.П., Шацкого С.Т., Гончарова Н.К. и др. так же рассматривается проблема индивидуализации и дифференциации.

 

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы и способности учащихся.

 

«Индивидуализация» – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

 

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудностей и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны [5].

Использование дифференциации в процессе обучения создается целый спектр возможностей для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения, повышения активности    и усиления мотивации учения, формирование прогрессивного педагогического мышления.

Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

 Однако часто встречается употребление понятий «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Голант Е.Я. вообще ограничивается «дифференциацией обучения».

Осмоловская И.М., говоря об индивидуализации обучения, рассматривает её как предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика [11].

Индивидуализация обучения предполагает не дифференциацию учащихся на группы, а дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделения основного             и варьируемого содержания учебного материала для работы с различными группами и отдельными учениками.

Концепция Осмоловской И.М. более точно разделяет понятия дифференциация и индивидуализация в современном образовании.
Более полно показывает нам, что отождествлять эти понятия неприемлемо,             но и разделять их нельзя. Так как в зону деятельности педагога при индивидуальном подходе, в отличие от дифференциального подхода, попадает единичная составляющая. В нашем случае это – одаренные дети.

Одаренными детьми называют таких детей, которые имеют превосходящий уровень интеллектуального развития по сравнению                 с другими детьми своего возраста. Такие дети начинают проявлять свои способности в раннем возрасте и развивают их (при грамотном сопровождении) на протяжении всей жизни [1].

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ре­бенка чувства успешности. Для этого воспитанники принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, играх, предметных олимпиадах.

На этом этапе работы педагогами достаточно активно применяются индивидуальные и груп­повые формы работы с учащимися.
В первом случае речь идёт о теоретической подготовке учащихся, выявление пробелов в знаниях, работа осуществляется на основе индивидуальных планов учащихся по подготовке к олимпиаде.

Во втором случае подразумевается отработка практических умений       и навыков.

ВЫВОД: под дифференциацией понимается «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности. Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются».

Индивидуализация – цель, а дифференциация – средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

И так, мы плавно и целенаправленно подошли к тому, что нам необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут для обучения и воспитания одаренного ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки                  и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения                   и самореализации [10].

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями              и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы),     а также существующими стандартами содержания образования.
         Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:

       содержательный (вариативные учебные планы  и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

       деятельностный (специальные педагогические технологии);

       процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория  (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Исходя из вышеизложенного становиться понятно, что индивидуальный образовательный маршрут – это планируемый путь выполнения образовательной задачи, нацеленный на развитие обучающегося
и построенный педагогом в рамках индивидуального подхода к ребенку.

Каким он будет – зависит от умения наставника заинтересовать ребенка, зажечь ту искорку в его глазах, когда жажда любознательности будет для него приоритетной. Но «маршрут» может так и остаться планируемой «лестницей достижения цели», если отсутствует участник,
который смог бы пройти этот путь.

И с первым шагом (по этому пути) индивидуальный образовательный маршрут переходит в значение индивидуальной образовательной траектории, где первопроходцем будет ребенок, а педагог – его направляющим
и контролирующим соратником.

Поэтому ИОМ и ИОТ могут отличаться в процессе прохождения,
но общие точки соприкосновений и конечный результат остаются планомерными.

Именно в момент прохождения ИОМ по пути ИОТ учащийся проявляет самостоятельность, творческое мышление, самореализуется
и самоутверждается, происходит формирование критерий успешности одаренного ребенка. Задачей педагога, как наставника, направить
и поощрить, критика на этом этапе не уместна.

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и тре­бующий к себе огромного вни­мания. Необходимо холить и ле­леять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вы­рос и дал обильный плод».

Сухомлинский В.А.

«С понятиями «способности», «одаренность» не должно связываться представление о готовом даре природы: задатки — только предпосылка, одно из условий развития психических свойств. Формирование, рост способностей — это обязательно приобщение к занятиям, к богатствам культуры, это труд ребенка, его настойчивость, увлеченность делом [4]

Лейтес Н.С.

И в завершении своей статьи хочу представить алгоритм-схему
работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!