Дубяга Анна Ивановна
учитель технологии МКОУ СОШ № 8
С. Садового Арзгирского района Ставропольского края
Дифференциация и индивидуализация обучения,
при обучении и воспитании одаренных детей
на уроках технологии в общеобразовательной школе
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
Сухомлинский В.А.
Высокая социальная и профессиональная активность, большой диапазон умений, способности нестандартного мышления и поведения — отличительные черты одаренных детей и, одновременно, запрос современного общества, в развитие которого способны внести наибольший вклад именно одаренные люди.
Это обуславливает важность поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, поддержки личностного и профессионального становления.
Неудивительно, что обсуждение стратегий в решении этого вопроса занимает все более значимую позицию, как в научном обществе, так и на государственном уровне, а формирование гармонично развитой одаренной личности — одна из приоритетных государственных задач [2].
Первые высказывания о необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы принадлежит еще Яну Амосу Коменскому, который в своей "Великой дидактике" указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы.
Идея осуществления дифференцированного подхода к ученикам в условиях коллективной работы класса и сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности школьников на уроке нашли отражение в трудах Ушинского К.Д.
Лесгафт П.Ф. утверждал, что воздействие педагога должно оказывать на ребёнка развивающее влияние. Это будет возможным, если учитывать и умственные, и нравственные, и физические особенности того школьника, на которого обращено воздействие.
По мнению Водовозова В.И.: "...главное искусство преподавателя и заключается в умении с точностью определить, разграничить, построить эти ступени, по которым можно вести учащегося к всё более широкому кругу представлений и понятий".
Учитывая уровень развития учеников и наличие времени, педагог определяет предел усвоения знаний, выбирает темы, объяснение которых необходимо ученикам и доступно их пониманию.
В начале XX века проблема индивидуализации и дифференциации получили освещение в трудах Каптерова П.Ф., Водовозова В.И.,
Вахтерова В.П. и др. Индивидуализация в 30-е годы стала рассматриваться односторонне: главным образом, как средство предупреждения неуспеваемости и второгодничества. Вместе с тем, в исследованиях Блонского П.П., Шацкого С.Т., Гончарова Н.К. и др. так же рассматривается проблема индивидуализации и дифференциации.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы и способности учащихся.
«Индивидуализация» – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудностей и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны [5].
Использование дифференциации в процессе обучения создается целый спектр возможностей для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения, повышения активности и усиления мотивации учения, формирование прогрессивного педагогического мышления.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Однако часто встречается употребление понятий «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Голант Е.Я. вообще ограничивается «дифференциацией обучения».
Осмоловская И.М., говоря об индивидуализации обучения, рассматривает её как предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика [11].
Индивидуализация обучения предполагает не дифференциацию учащихся на группы, а дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделения основного и варьируемого содержания учебного материала для работы с различными группами и отдельными учениками.
Концепция Осмоловской И.М. более точно разделяет понятия дифференциация и индивидуализация в современном образовании.
Более полно показывает нам, что отождествлять эти понятия неприемлемо, но и разделять их нельзя. Так как в зону деятельности педагога при индивидуальном подходе, в отличие от дифференциального подхода, попадает единичная составляющая. В нашем случае это – одаренные дети.
Одаренными детьми называют таких детей, которые имеют превосходящий уровень интеллектуального развития по сравнению с другими детьми своего возраста. Такие дети начинают проявлять свои способности в раннем возрасте и развивают их (при грамотном сопровождении) на протяжении всей жизни [1].
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого воспитанники принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, играх, предметных олимпиадах.
На этом этапе работы педагогами достаточно активно применяются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися.
В первом случае речь идёт о теоретической подготовке учащихся, выявление пробелов в знаниях, работа осуществляется на основе индивидуальных планов учащихся по подготовке к олимпиаде.
Во втором случае подразумевается отработка практических умений и навыков.
ВЫВОД: под дифференциацией понимается «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности. Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются».
Индивидуализация – цель, а дифференциация – средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
И так, мы плавно и целенаправленно подошли к тому, что нам необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут для обучения и воспитания одаренного ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [10].
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:
содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
деятельностный (специальные педагогические технологии);
процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Исходя из вышеизложенного становиться понятно, что индивидуальный образовательный маршрут – это планируемый путь выполнения образовательной задачи, нацеленный на развитие обучающегося
и построенный педагогом в рамках индивидуального подхода к ребенку.
Каким он будет – зависит от умения наставника заинтересовать ребенка, зажечь ту искорку в его глазах, когда жажда любознательности будет для него приоритетной. Но «маршрут» может так и остаться планируемой «лестницей достижения цели», если отсутствует участник,
который смог бы пройти этот путь.
И с первым шагом (по этому пути) индивидуальный образовательный маршрут переходит в значение индивидуальной образовательной траектории, где первопроходцем будет ребенок, а педагог – его направляющим
и контролирующим соратником.
Поэтому ИОМ и ИОТ могут отличаться в процессе прохождения,
но общие точки соприкосновений и конечный результат остаются планомерными.
Именно в момент прохождения ИОМ по пути ИОТ учащийся проявляет самостоятельность, творческое мышление, самореализуется
и самоутверждается, происходит формирование критерий успешности одаренного ребенка. Задачей педагога, как наставника, направить
и поощрить, критика на этом этапе не уместна.
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Сухомлинский В.А.
«С понятиями «способности», «одаренность» не должно связываться представление о готовом даре природы: задатки — только предпосылка, одно из условий развития психических свойств. Формирование, рост способностей — это обязательно приобщение к занятиям, к богатствам культуры, это труд ребенка, его настойчивость, увлеченность делом [4]
Лейтес Н.С.
И в завершении своей статьи хочу представить алгоритм-схему
работы с одаренными детьми.