Тема. Дифференциация звуков п и б в словах.
Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков п и б.
Задачи: выделение звуков п и б из начала и середины слова, развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками п и б; уточнение и расширение словаря по темам "Овощи", "Фрукты", "Одежда".
Ход занятия
Организационный момент.
Беседа по картинкам: бочка, почка. Дети называют картинки.
- Это очень похожие слова: бочка, почка. А чем они различаются?
Какой первый звук в слове бочка? (б), а какой первый звук в слове почка!
(п). Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в слове бочка! (о). А в слове почка? (о). И т.д.
На доске записываются последовательно буквы
— Изменился только один звук, а изменилось все слово.
3.Сравнение произношения звуков б и п.
— Произнесите звуки б и п. А теперь я произнесу, а вы посмотрите,
одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково.)
Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются.)
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко
при произнесении звука б: б-б-б. (Дрожит.) С голосом или без голоса
произносится этот звук? (С голосом.) А теперь произнесите звук п и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.)
Делается вывод, что звук б произносится с голосом, он звонкий. А звук п произносится без голоса, он глухой.
Звуки соотносятся с буквами б и п разного цвета.
4.Дифференциация звуков б и п в слогах.
а) Повторение слогов: па-ба-ба, пы-пы-бы, бу-пу-бу, по-бо-по.
б) Замена звука п на звук б в слогах: пи, по, спо, упы, пу, пэ, пых.
5.Дифференциация звуков б и п в словах.
а) Распределение картинок под буквами б и п.
На доске картинки: полка, паркет, булка, букет, пароход, пуговица, бабочка, булавка, пушка, банка, бусы.
Логопед предлагает детям назвать картинки и последовательно разложить картинки под буквами б или п.
б) Классификация картинок с изображением овощей и фруктов.
— Как можно разложить на две группы эти картинки?
В случае затруднений логопед берет одну картинку с изображением овоща, ставит слева, а одну картинку с изображением фрукта — справа. Дети по аналогии распределяют картинки на две группы.
— Каким словом можно назвать эти картинки? (Овощи.) А эти картинки?
(Фрукты.)
Назовите овощи, в названии которых есть звук п. (Помидоры, репа,
капуста.)
Назовите фрукты, в названии которых есть звук б. (Банан, абрикос, яблоко.)
в) Игра "Чьи вещи?" В правой и левой части доски картинки с изображениями мальчиков.
Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики
перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия вещей Павла содержат звук п, а вещей Бори — звук б.
Назовите вещи. (Кепка, брюки, рубашка, панама, ботинки, паль
то, шуба, тапки, сапоги.)
Затем дети распределяют картинки с изображением вещей под изображениями мальчиков.
6.Дифференциация звуков я и б на письме.
а) Вставить пропущенные буквы б и п. Предлагаются слова: ка...ачки,
ка...уста, ру...ашка, са...оги, ...ара...ан, о...ушка.
б) Индивидуальная работа: записать названия картинок (по карточкам).
Предлагаются картинки: шуба, платок, труба, шляпа, банка, полка,
банан, букет, бусы, репка.
Игра в лото. Детям предлагаются карточки с изображением четырех
предметов, содержащих звуки б и п. Логопед называет слова, дети определяют, какой звук — б или п в слове, и закрывают картинку соответствующей буквой.
8.Подведение итогов занятия