Тема занятия: Дифференциация звуков С-З
1. Организационный момент.
2. Знакомство с изучаемыми звуками.
Серебристые подвески –
След январского мороза –
Надевает в перелеске
Белоствольная … (Береза).
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока.
А зовут ее … (Сорока).
В каком слове мы услышали звук З, в каком С?
3. Характеристики звуков.
Гласный/согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий, парный/непарный.
4. Слуховая дифференциация.
- Я буду произносить слоги и слова, а вы должны будете поднять руку, когда услышите звук [с], или хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [з]:
са, за (для проверки) эс, оз, ова, зэ, ост, ус, аза, спо, зубы, слепок, западня, помощь, спираль, вишневый, органза, смышленый, колбаса, образный, спеленать, знойный, совок, мишура, железо.
5. Игра «Повторный слог».
- Я буду произносить цепочки слогов, а вы должны будете назвать тот, который повторяется два раза.
За-за-са
Со-зо-со
Зу-су-су
Эз-эс-эз
Осо-осо-озо
Усу-узу-усу
Аса-аза-аза
Злы-слы-злы
Зна-сна-сна
Сло-сло-зло
Зви-зви-сви
Зка-ска-зка
Зом-сом-сом-змо
Бус-буз-бзу-буз
Све-сев-зве-све
Зми-сми-сим-зми
6. Работа на фланелеграфе.
Логопед располагает на фланелеграфе различные слоги со звуками [с] и [з] (са, за, сы, сок, бус, лист, зор, зва, све, аз, ос, кас, поз и др.).
- Назовите слоги:
• со звуком [с];
• со звуком [з];
• где звук [с] находится в начале слога;
• где звук [с] стоит в конце;
• где звук [з] стоит в начале слога;
• где звук [з] находится в конце.
7. Физкультминутка.
8. Игра «Четвертый лишний».
кукуруза – роза – мимоза – слива;
троллейбус – заяц – скворечник – автобус;
редиска – зайцы – язык – завод
9. Словарная работа.
Называю слово – какой в нем звук С или З – где находится звук? (начало, середина, конец слова) – что обозначает это слово?
Садовод – разводит сад, ухаживает за ним
Звездопад – явление, когда падают звезды
Салазки – санки
Сытный – то, чем можно насытиться, наесться
Зоркий – тот, кто хорошо видит
14. Подведение итогов занятия.
- Какие звуки сравнивали?
- Чем похожи, чем отличаются? (артикуляция, согласные, твердые; глухой/звонкий)
- Какие слова со звуком [с] мы сегодня называли?
-Какие слова со звуком [з] мы сегодня называли?
1