СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДИСГРАФИЯ: причины и что делать...

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Частичное нарушение процесса письма, при котором  наблюдаются стойкие и повторяющиеся  ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме

Просмотр содержимого документа
«ДИСГРАФИЯ: причины и что делать...»

        Дисграфия: что нужно знать о детях, которые пишут и читают с ошибками Учитель- логопед Г.А. Лосева г. Мегион,ХМАО

Дисграфия: что нужно знать о детях, которые пишут и читают с ошибками

Учитель- логопед

Г.А. Лосева

г. Мегион,ХМАО

Дисграфия  (от греческого «дис» – затруднение, отклонение от нормы; «графо» - писать, изображать) Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме

Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, отклонение от нормы; «графо» - писать, изображать)

  • Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме
Причины дисграфии Наследственная предрасположенность; Биологические и социальные факторы; Функциональные причины (внешние и внутренние); Органическое повреждение зон головного мозга

Причины дисграфии

  • Наследственная предрасположенность;
  • Биологические и социальные факторы;
  • Функциональные причины (внешние и внутренние);
  • Органическое повреждение зон головного мозга
Речевая симптоматика дисграфии Младшие школьники Множество грамматических ошибок; Не используют заглавные буквы, знаки препинания, плохой почерк; Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве; Путают похожие по начертанию буквы; Пишут медленно, неровно; если не в настроении, то почерк расстраивается окончательно

Речевая симптоматика дисграфии

Младшие школьники

  • Множество грамматических ошибок;
  • Не используют заглавные буквы, знаки препинания, плохой почерк;
  • Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве;
  • Путают похожие по начертанию буквы;
  • Пишут медленно, неровно; если не в настроении, то почерк расстраивается окончательно

Средние и старшие школьники Используют при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, допуская грубые ошибки; Нередко отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания; У детей развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе находятся в изоляции

Средние и старшие школьники

  • Используют при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, допуская грубые ошибки;
  • Нередко отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания;
  • У детей развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе находятся в изоляции
Неречевая симптоматика дисграфии  У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: Зрительного анализа и синтеза Пространственных представлений Слухопроизносительной дифференциации звуков речи Фонематического, слогового анализа и синтеза Лексико-грамматического строя речи Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы

Неречевая симптоматика дисграфии

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:

  • Зрительного анализа и синтеза
  • Пространственных представлений
  • Слухопроизносительной дифференциации звуков речи
  • Фонематического, слогового анализа и синтеза
  • Лексико-грамматического строя речи
  • Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы
Механизм дисграфии Виды слуха: Физический Музыкальный Речевой   Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы

Механизм дисграфии

Виды слуха:

  • Физический
  • Музыкальный
  • Речевой

Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы

На что нужно обратить особое внимание Если ребёнок левша; Если ребёнок – переученный левша; Если ребёнок посещал логопедическую группу; Если в семье говорят на двух или более языках; Если ребёнок слишком рано пошёл в школу; Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием; Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о,е-з, д-у; Ошибки, вызванные нарушенным произношением; При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль; Пропуски букв, слогов, недописывание слов

На что нужно обратить особое внимание

  • Если ребёнок левша;
  • Если ребёнок – переученный левша;
  • Если ребёнок посещал логопедическую группу;
  • Если в семье говорят на двух или более языках;
  • Если ребёнок слишком рано пошёл в школу;
  • Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием;
  • Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о,е-з, д-у;
  • Ошибки, вызванные нарушенным произношением;
  • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль;
  • Пропуски букв, слогов, недописывание слов
Дизорфография   Это стойкая неспособность освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил)   «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией».  А.Н. Корнев

Дизорфография

Это стойкая неспособность освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил)

«…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией».

А.Н. Корнев

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии Упражнение «Корректурная правка» Упражнение «Пишем вслух» «Вглядись и разберись» «Пропущенные буквы» «Лабиринты»

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

  • Упражнение «Корректурная правка»
  • Упражнение «Пишем вслух»
  • «Вглядись и разберись»
  • «Пропущенные буквы»
  • «Лабиринты»
 Несколько советов родителям Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов; МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок; Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех,вселяйте в него уверенность.

Несколько советов родителям

  • Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов;
  • МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок;
  • Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех,вселяйте в него уверенность.
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка Любое нарушение речи отражается на интеллекте ребёнка и на уровне его общего развития
  • Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка
  • Любое нарушение речи отражается на интеллекте ребёнка и на уровне его общего развития
Список использованной литературы: Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ М.:Просвещение,2004 Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ М.: Владос, 1997 Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей/ М., 1995 Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе/ М.,2007 Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей/ М., 1994

Список использованной литературы:

  • Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ М.:Просвещение,2004
  • Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ М.: Владос, 1997
  • Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей/ М., 1995
  • Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе/ М.,2007
  • Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей/ М., 1994


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!