Дневник
производственной практики
ПМ.03. Классное руководство
Студентки 3 курса «..» группы специальности
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Пояснительная записка
Цель:
- формулирование цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- планировать деятельность классного руководителя;
Задачи практики:
- знакомство с деятельностью классного руководителя;
- овладение умениями планировать и проводить внеклассные мероприятия;
- овладение методами и приемами работы с родителями;
- освоение основных форм взаимодействия с классом;
- овладение методами и приемами индивидуальной работы с учащимися;
- знакомство с документами специалистов: логопедов, психологов.
В период прохождения практики студент должен получить практический опыт:
- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
- анализа документов специалистов: логопедов, психологов.
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- наблюдения за детьми, имеющими отклонения в развитии.
Права и обязанности студентов-практикантов
I. Практикант обязан:
подчиняться правилам внутреннего распорядка ОУ распоряжениям администрации;
заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения, развивать культуру общения и речи;
не покидать рабочее место без уведомления об этом руководства;
своевременно предоставлять документацию по педагогической практике администрации ОУ и руководителю практики.
II. Практикант имеет право:
принимать участие в воспитательной деятельности класса и школы;
обратиться за помощью к администрации и в свое педагогическое учебное учреждение.
В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.
Содержание
1. Отчет по педагогической практике.
3. Методическая копилка:
Разработка классного часа. (кол-во 2)
Разработка родительского собрания. (кол-во 2)
Разработка внеклассного занятия. (кол-во 2)
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Психолого-педагогическая характеристика ученика.
Фото и видео материалы практики.
4. Характеристика на студента.
5. Аттестационный лист на студента.
Сведения о практике
База практики: МБОУ …….
Адрес:
Директор ОУ:
Заместитель директора по УВР:
Классный руководитель:
Класс, в котором проводится практика: 3 «Б» класс
Расписание уроков и звонков
Дни недели | Уроки | Звонки |
Понедельник | 1.Русский язык 2.Литература 3.Математика 4.Физкультура 5. Английский яз. | 8.00-8.40 8.50- 9.30 9.40-10.20 10.40-11.20 11.30- 12.10 |
Вторник | 1.Русский язык 2.Литература 3.Математика 4.Музыка 5. Английский яз. | 8.00-8.40 8.50- 9.30 9.40-10.20 10.40-11.20 11.30- 12.10 |
Среда | 1.Литература 2.Русский язык 3. Математика 4. Физкультура | 8.00-8.40 8.50- 9.30 9.40-10.20 10.40-11.20 |
Четверг | 1.Чеченский язык 2.Чеченская литература 3.Математика 4.Русский язык | 8.00-8.40 8.50- 9.30 9.40-10.20 10.40-11.20 |
Пятница | 1.Чеченский язык 2.Чеченская литература 3.Окружающий мир 4.Русский язык 5. ИЗО | 8.00-8.40 8.50- 9.30 9.40-10.20 10.40-11.20 11.30- 12.10 |
Суббота | 1.Чеченский язык 2.Чеченская литература 3. Окружающий мир 4. Технология | 8.00-8.40 8.50- 9.30 9.40-10.20 10.40-11.20 |
Список 3 «Б» класса
№ п/п | ФИО |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
Задание практики
Задание № 1 Ведение дневника практики.
Задание № 2 Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.
Задание № 3 Изучение методики проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.
Задание № 4 Подбор игр по умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших школьников.
Задание № 5 Создание картотеки книг и учебных пособий по проблеме «Предотвращение и разрешение конфликтов в классном коллективе».
Задание № 6 Подбор диагностического материала по выявлению уровня самооценки у учащихся.
Задание № 7 Диагностика познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника.
Задание № 8 Планирование работы с родителями.
Тематический план производственной практики
Наименование профессионального модуля, тем | Содержание практики | Объем часов |
ПМ.03 Классное руководство | ПП.03.01 Помощник классного руководителя | 108 ч |
Тема: Современная начальная школа | 1.Инструктивное совещание по организации и проведению практики: задачи практики; виды деятельности студентов на практике; ведение дневника практики; подготовка студентов к практике (проведение консультаций методистов, преподавателей); обязанности практиканта. | 6ч |
Тема: Современная начальная школа | 1.Составление индивидуального календарного плана прохождения практики. | 6ч |
Тема: Современная начальная школа | 1. Знакомство со школой. Встреча и беседа с директором и педагогическим коллективом школы. Знакомство с классным руководителем класса. | 6ч |
Тема: Планирование и организация деятельности классного руководителя | 1. Встреча с заместителем директора по воспитательной работе. 2.Знакомство с планом воспитательной работы школы. | 6ч |
Тема: Планирование и организация деятельности классного руководителя | 1.Планирование и организация деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции; определение цели и задач планирования деятельности классного руководителя. | 6ч |
Тема: Изучение литературы по воспитанию учащихся начальных классов. | 1.Методы, средства и формы организации воспитания учащихся начальных классов. 2. Изучение литературы по проблеме «Воспитание учащихся начальных классов». | 6ч |
Тема :Функции классного руководителя начальной школы. | 1. Знакомство с классом: посещение уроков, характеристика классного коллектива, актив класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба. | 6ч |
Тема :Функции классного руководителя начальной школы. | 1.Проведение подвижных игр. 2. Изучение воспитательной системы работы классного руководителя начальных классов. | 6ч |
Тема: Школьная и классная документация | 1. Изучение школьной и классной документации: личные дела учащихся, классный журнал, дневники, договор между школой и родителями. 2.Посещение классного часа. | 6ч |
Тема: Особенности планирования воспитательной работы в классе | 1.Планирование и организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального образования. | 6ч |
Тема: Особенности планирования воспитательной работы в классе | 1. Наблюдение за организацией внеурочной деятельности. | 6ч |
Тема: Совместная работа классного руководителя с родителями. | 1.Содержание и формы совместной работы классного руководителя с родителями учащихся. 2.Планирование работы с родителями. 3. Составление плана работы с родителями. | 6ч |
Тема: Родительские собрания в начальных классах | 1.Проведение и оформление протокола и конспекта родительского собрания в начальных классах. 2.Разработка конспекта родительского собрания. | 6ч |
Тема: Составление рабочих программ и учебно-тематических планов | 1.Выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических материалов (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | 6 ч |
Тема: Работа с трудными детьми | 1.Изучение интересов, способностей и склонностей трудного ученика. 2.Составление программы педагогического наблюдения, проведение и анализ результатов наблюдения. | 6 ч |
Тема: Ученик в различных видах деятельности | 1.Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность. Степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой и игровой деятельности, общественная активность школьника. 2.Изготовление наглядного материала (по заданию учителя). | 6 ч |
Тема: Подведение итогов практики | 1. Отчет студентов и проверка отчетной документации | 6 ч |
Дневник по практике.
Дата | Содержание работы | Анализ проделанной работы | Оц. | Подпись кл.рук. |
08.02.17 08:00-14:00 (6ч) | 1.Знакомство с ОУ, администрацией, учителями-наставниками. 2.Знакомство с учащимися 3«Б» класса. 3. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики. 4. Ведение дневника практики. | Первый день практики прошел по плану. знакомство с коллективом школы и с учениками прошло хорошо. Меня закрепили за Алгуева Асма Джандаровна | | |
09.02.17 08:00-14:00 (6ч.) | 1.Знакомство с работой классного руководителя. Общие сведения: фамилия, имя, отчество; образование (с указанием учебного заведения и полученной специальности);стаж работы; разряд, звание; срок работы с данным классом; 2. Знакомство с планом работы ВР классного руководителя (переписать без анализа) 3. Ведение дневника практики. | Работа шла по плану. 3 «Б» классом быстро нашла общий язык. Класс оказался активным, сплоченным, дружным. | | |
10.02.17 08:00- 14:00 (6ч.) | Знакомство документацией класса. 1.Классный журнал: общие сведения об учащихся (изучение списочного состава и сведений об учениках с последней страницы журнала. 2. Психолого-педагогическая характеристика класса (беседа с психологом школы, составление психолого - педагогической характеристики класса. 5. Ведение дневника практики. | Передо мной стояли следующие задачи: дать правильную характеристику классному коллективу; формировать культуру общения «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик». Все цели и задачи были выполнены. | | |
11.02.17 08:00-14:00 (6ч.) | 1. С утра готовила буклеты для Внеклассного мероприятия «Книга лучший друг». 2.Рейд «Книга лучший друг». 4.Изучение методики проведения внеклассного мероприятия. 5. Ведение дневника практики. | Но больше всего им понравилось мероприятие «Книга лучший друг» | | |
13.02.17 08:00-14:00 (6ч.) | 1. Знакомилась с системой работы классного руководителя (за данный период). Регулярность проведения классных часов; краткое описание проведенных классных часов; проведенные воспитательные мероприятия. 2.Занималась подготовкой внеклассного мероприятия в качестве помощника классного руководителя. 3.Составила план классного часа «Имена и люди» 4. Ведение дневника практики. | Все что было запланировано на сегодняшний день было выполнено. План и сценарий классного часа были готовы. | | |
14.02.17 08:00-14:00 (6ч.) | 1.Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 2.После занятий организовала с учащимися посещение одноклассницы которая болеет. 4.Изучала методику проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий. 3. Ведение дневника практики. | Поставленные задачи были выполнены. Я еще раз убедилась в том, что класс очень дружный. И готовы всегда придти на помощь. | | |
15.02.17 08:00- 14:00 (6ч.) | 1.Уроки по плану. 2.Проведение классного часа «Имена и люди» 3.Продолжить работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 4.Формировать умение понимать чувства других. 5.Продолжить работу по развитию коммуникативных навыков. 6. Ведение дневника практики. | Работа была выполнена. Классный час прошел по плану. Дети остались довольны. Алгуева Асма Джандаровна похвалила меня за старания. | | |
16.02.17 08:00-14:00 (6ч.) | 1.Обсуждала с классным руководителем о проведённом классном часе. 2. Помогала классному руководителю в проверке дневников учащихся. 3. вместе с классным руководителем составили план родительского собрания. 4.Подготовила анкеты для родителей. 5. Ведение дневника практики. | Я взяла на заметку все недочеты, допущенные в проведении классного часа. Проверка дневников заняло не много времени, основная часть моего времени ушло на составление плана родительского собрания. | | |
17.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1.Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 2.Ученик в различных видах деятельности. Выявление активных учащихся. 3.Провела родительское собрания.( «Интернет- добро и зло») 4. Ведение дневника практики. | Все прошло по плану. Я отметила самых активных учащихся в этом классе. На собрание пришли 14 родителей. Отсутствовало трое. Цели и задачи собрание были достигнуты. | | |
18.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1.С классным руководителем обсудили проведенное родительское собрание. Составили протокол. 2.Планирование работы с родителями. 3. Ведение дневника практики. | Алгуева Асма Джандаровна похвалила меня за собрание. Все этапы были выдержанны по содержанию и продолжительност | | |
20.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1.Целевая прогулка в библиотеку. Знакомство детей с русскими классиками. 2. Индивидуально-групповая работа с нарушителями поведения на уроках. 3.Составление плана классного часа. 4.Подготовка классного часа «Поговорим о дружбе» 5. Ведение дневника практики. | Прогулка в библиотеку очень понравилось. Детям было очень интересно. Я отметила что учащиеся 3 «Б» класса очень любознательны. | | |
21.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1. Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 2. Проведение подвижных игр с учащимися. 3.Подбор игр по умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших школьников. 4. Классный час «Поговорим о дружбе» 5. Ведение дневника практики. | Поставленные задачи были выполнены. Я еще раз убедилась в том, что класс очень дружный. Дети очень подвижные и даже немного шумные. Но это все не мешало в работе , а только помогало. | | |
24.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1. Составляла план проведения внеклассного мероприятия «А ну-ка мальчики» 2.Подборала диагностический материал по выявлению уровня самооценки у учащихся. 3. Ведение дневника практики | День прошел по плану. Разработала план мероприятия, стараясь учитывать возрастные особенности учащихся. | | |
25.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1. Работала с дневниками учащихся (выставление оценок, проверка росписи родителей, аккуратность ведения дневниковых записей, домашних заданий). 2.Проводила воспитательная беседу с трудными детьми. (Назиров А. и Матаев А.) 3.Подбор игр по умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших школьников. 4. Ведение дневника практики. | Вместе с классным руководителем проверяли дневники учащихся. Беседой с учащимися (Назиров А. и Матаев А.)я осталась довольна. | | |
27.02.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1.Вместе с классным руководителем сделала Анализ процесса и результатов проведенного внеклассного мероприятия. 2. Провела индивидуально-групповую работу с нарушителями поведения на уроках. 3. Ведение дневника практики | При составлении анализа проведенного мероприятия отметила для себя все недочеты. | | |
28.02.17(08:00- 14:00) (6ч.) | 1.Изучала интересы, трудных детей. 2.Решили провести анкетирование. 3.Ведение дневника практики | Все прошло по плану. С помощью анкетирования раскрыли скрытые интересы и возможности детей. | | |
01.03.17(08:00- 14:00) (6ч. | 1.Диагностика познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника. 2. Провела тестирование в классе. 3. Ведение дневника практики. | Учащиеся 3 «Б» класса очень активны, стараются все узнать . К моим заданиям отнеслись серьезно. | | |
02.03.17 (08:00- 14:00) (6ч.) | 1.Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 2.Рефлексия итогов практики. 3.Завершила ведение дневника. 4.написала отчет по практике. 5. Ведение дневника практики. | Впечатления от практики у меня остались только положительные. Дружный класс, умные дети. Были интересные и занимательные уроки математики, чтения и письма, различные виды физминуток. В целом практика мне понравилась. | | |
Отчет по практике
«Помощник классного руководителя»
Я проходила производственную практику «Помощник классного руководителя в во 3 «Б» классе. Закрепили меня за ФИ. ФИ оказалась очень приветливый и добродушный человек. Она очень терпеливо мне все объясняла. Начиная педагогическую практику, я ставила перед собой задачи, которые помогли бы мне в дальнейшей моей работе. С первого дня я попыталась формировать позитивные отношения с детьми. Я проявила толерантное отношения к каждому ребёнку. Мне хотелось в ходе практики научиться правильному общению с детьми, развивать умение понимать каждого ребёнка, давать младшим школьникам правильные советы. Для педагога, на мой взгляд, очень важно понимать ребёнка, не относиться к нему свысока; уметь посмотреть на ситуацию его глазами. Мне хотелось научиться терпеливо, выслушивать ребёнка, его рассуждения на разные темы, это действительно очень интересно. В целом я ставила перед собой много задач, связанных со своим профессиональным ростом. Хотелось успеть сделать многое ведь практика, казалось, будет очень долгой. Но дни практики пролетели довольно быстро. Тем не менее, я получила большой опыт общения с разными детьми. Некоторых ребят к концу практики я стала лучше понимать, чувствовать, иногда даже получалось точно подобрать приёмы управления их настроением, поведением. Сложность для меня представляли дети замкнутые и те, кто воспринимал моё внимание к ним как должное, слишком много позволяли себе.
В ходе практики у меня появилось чувство огромной симпатии к ребятам. Мне очень нравилось то, как дети отнеслись ко мне, когда я шла по коридору в класс, они бежали ко мне, улыбались, радовались. То, как это повлияло на меня, не передать словами, это безумно приятно – быть признанным детьми. Мне удавалось успешно влиять на отдельных из них, но не всех: конечно, опыта не хватало найти подход к каждому ребёнку, из этого и следовали некоторые мои ошибки, особенно при работе со всем классом.
Мне кажется, главным для меня в этой практике было стремление сформировать у детей потребность в доброжелательном и уважительном
отношении друг к другу, научить детей слушать и ценить мнение одноклассников, оказывать помощь, уметь работать в коллективе, команде.
Не очень хорошие впечатления у меня остались после проведения своего классного часа. Во время его подготовки, я старалась подобрать разные виды деятельности, но на деле было выявлено несколько ошибок, которые пришлось исправлять, корректировать задания прямо на месте. Но я поняла, что это мой первый опыт работы с целым классом, что всё не так плохо, нужно сделать выводы, поработать над собой и в будущем всё получится.
С классным руководителем ФИ у меня так же сложились очень благоприятные, дружелюбные отношения, она с удовольствием рассказывала о детях, взаимоотношениях в классе, давала ценные рекомендации. Учитель попросила меня помочь ей в работе со сложными детьми и их родителями, и уже по составленному плану я посещала родителей и беседовала с ними. В целом, как мне кажется, я приобрела некоторый опыт работы, общения с детьми, опыт руководства их деятельностью, опыт влияния на их эмоциональное состояние. Конечно же, необходимо учиться правильному подходу к каждому ребёнку, учиться говорить более грамотно, следить за интонацией. Я сделала для себя вывод, что нужно меньше волноваться и тогда у меня все получится. Мне бы хотелось воспитать у себя ещё большую уверенность, научиться преодолевать страх, волнение. Я получила удовольствие от работы с детьми, было очень грустно уходить от них, за две недели мы очень привыкли друг к другу, я и сама многому у них научилась. Таким образом, в целом я осталась довольна практикой и убедилась в том, что хочу стать именно педагогом, хорошим педагогом.
Студентка 3 курса:
Аттестационный лист по практике
ФИО
обучающаяся на 3 курсе по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» успешно прошла производственную практику ПМ.03. классное руководство в объеме 108 часов с «8» февраля 2017 г. по «2» марта 2017 г. в организации
Директор:
Глоссарий (понятийный словарь)
Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Адаптация – приспособление.
Гуманизация воспитания – это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития.
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту собственного развития. Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Самоуправление ученическое — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. («Самоорганизация детей в мире взрослой жизни» (В.И.Слободчиков). Многообразие форм самоуправления позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Важно чётко продумать структуру самоуправления и содержание работы конкретных подразделений.
Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Компетентность — знания, образованность, способности, профессиональная подготовленность, обеспечивающие глубокое знание дела, существа выполняемой работы, сложных связей явлений и процессов, возможных способов и средств достижения целей, возможность комплексного подхода к выполнению служебных обязанностей.
Гипотеза — форма развития научных знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. При этом под гипотезой понимают не любую догадку или фантазию, а лишь опирающиеся на научные данные предположения.
Активность - внешнее состояние человека, проявляющееся в динамической деятельности, имеющей глубоко осознанные, мотивированные личностно значимые основания; одна из характеристик творческой личности, способной к преобразованию себя и среды при доминировании внутренних факторов (личностных смыслов, ценностей, переживаний и т.д.)
Воспитательный процесс — целенаправленный, педагогически управляемый процесс позитивных изменений, происходящих во внутреннем мире и поведении личности в результате ее взаимодействия со средой, жизненными проблемами и средствами воспитания и самовоспитания.
Личностный образ ребенка — портрет ребенка, в котором запечатлены его индивидуально-личностные особенности как результат природных предпосылок, истории и обстоятельств его социальной жизни, самовоспитания, особенностей душевной жизни, характера. Это незавершенный, развивающийся образ, это человек в развитии, имеющий свойственные только ему историю, проблемы жизни и возможности развития