СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник по практике "Первые дни ребёнка в школе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник по практике "Первые дни ребёнка в школе" для студентов специальности 44.04.04. Преподавание в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Дневник по практике "Первые дни ребёнка в школе"»
















ДНЕВНИК

производственной педагогической

практики

«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

для специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах


студента___________________________

__________________________

Группы_____________________________

База практики_______________________

Руководитель практики_______________













2018 г.

1. Содержание педагогической практики (производственной) студентов 4 курса.


В процессе практики на 4-ом курсе обеспечивается формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПМ.03. Классное руководство.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ - подготовка к целостному выполнению функций учителя начальных классов в первые дни ребёнка в школе, знающего нормативные документы, закономерности и принципы образовательного процесса в этот период и умеющего использовать их в своей профессиональной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Изучение адаптационного периода ребенка-первоклассника к школе в первую учебную неделю;

  • овладение организационно-деятельностными умениями учителя в первую неделю обучения;

  • усвоение знаний о закономерностях общения и способах управле­ния первоклассниками и группой; овладение умениями педагоги­ческого общения в учебно-воспитательном процессе школы;

  • овладение умением формировать культуру взаимодействия с окру­жающей природной средой, гигиеническую культуру, культуру от­ношения к собственному здоровью;

  • овладение умениями психолого-педагогической диагностики;

  • овладение современными приемами и формами педагогического просвещения родителей, умением педагогически целесообразно строить взаимоотношения с родителями.

Результатом практики будет формирование у студентов общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

Структура педагогической практики 4 курса

Курс

Семестр

Количество

недель

Содержание


4

7

1

Данной практике предшествует изучение психолого-педагогических дисциплин.

Студенты во время практики ведут дневники педагогических наблюдений, в которых отражают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогической характеристики на одного учащегося. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной работе на практике.

По окончании педагогической практики студенты представляют групповому руководителю практики следующую документацию:

- дневник;

- характеристику о работе во время практики, написанную ответственным за практику в профессиональном учебном заведении (руководитель практики);

- отчет о выполнении заданий практики, подписанные работником профессионального образовательного учреждения;

- отдельные разработки заданий;

- итоги выполнения исследовательского задания.

На основании представленных документов и характеристики комиссия в составе группового руководителя, преподавателей психолого-педагогических дисциплин проводит зачет с дифференцированной оценкой.

Итоги профессионально-педагогической практики подводятся на итоговой конференции в колледже.


2. Этапы педагогической практики


№ п/п

Разделы (этапы) практики

1 неделя

Формы текущего контроля

1

Этап организации установочной конференции на базе МБОУ по проведению практики

1 день

Проверка плана работы, согласование и утверждение программы и плана прохождения практики. Изучение нормативных актов, определяющих особенности обучения первоклассников

2

Этап психологического исследования (выполнение задания по психологии)

2 день

Составление списка методик для оценки готовности детей к обучению представлений об окружающем мире, отношения к школе. Проведение диагностики для оценки готовности к обучению в школе. Просмотр протоколов диагностического обследования

3

Педагогический исследовательский этап (выполнение заданий по педагогике)

3 день

Анализ особенностей организации первых дней ребенка в школе. Наблюдение и анализ первых уроков математики, русского языка, чтения, изучение условий созданных для первоклассников, стиля взаимодействия педагога с учениками, программ обучения детей в первом классе, расписания уроков и др. Подбор игр для организации деятельности детей на динамических переменах.

4

Методический исследовательский этап (выполнение заданий по частным методикам)

4 день

Наблюдение и анализ уроков, изучение методических материалов и документации учителя, беседа с учителем о проведении первых дней ребёнка в школе. Беседа с родителями о проблемах готовности и адаптации ребенка к школе. Анализ особенностей и готовности к систематическому обучению под руководством учителя

5

Этап обработки и анализа полученной информации по выполненным заданиям

5 день

Анализ предметной среды класса, изучение методического содержания современного кабинета Наблюдение за поведением ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению. Составление педагогической характеристики на одного ученика класса по образцу.

6

Этап подготовки отчетной документации по практике

6 день

Анализ изменений в особенностях организации уроков и поведении детей на основе прошедших уроков за четыре дня.

Написание письменного отчета «Условия успешной организации первых дней ребёнка в школе».

7

Итоговая конференция по практике

Через неделю

Оформление портфолио по практике в соответствии с перечнем документов и соблюдением всех требований. Участие в подготовке и проведении итоговой конференции








3. Информационная о базе практики


Место прохождения практики_____________________________________

Адрес образовательного учреждения_______________________________

Сроки проведения практики: _____________________________________

Директор образовательного учреждения____________________________

Зам. директора по учебной работе_________________________________

Образовательные программы начальной школы_____________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Класс _________________________________________________________

Учитель учебной группы________________________________________

Сведения об учителе____________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Анализ предметной среды кабинета:

1.Рабочее место современного школьного учителя оснащено оптимальным набором современных технических средств, таких как:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- звуковые колонки;
- программные системы;
- интерактивная доска;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кабинет начального класса имеет______ рабочих мест для учеников и_____ для учителя, приспособления для работы.

Так же присутствуют:

классный уголок (стенд)________________________________________________

учебно-методические комплексы средств обучения_________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

познавательная детская литература_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.В классе соблюдены условия для успешного обучения детей начальных классов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Специфика организации предметной среды класса начальной школы__________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Расписание уроков


Понедельник

1._____________

2._____________

3._____________


Четверг

1.______________

2.______________

3.______________


Вторник

1._____________

2._____________

3._____________


Пятница

1.______________

2.______________

3.______________

Среда

1._____________

2._____________

3._____________



Расписание звонков


1-й урок _____________


2-й урок _____________

_________


3-й урок______________

_________





Список учеников класса________

п/п

Фамилия, имя ученика

Особенности, интересы, увлечения

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31



32



33



34



35



36



37



38




Схема размещения учащихся в классе

























Учитель


4.Выполнение заданий практики


Задание 1. Конспект нормативных документов учителя для организации обучения первоклассников (представляется на отдельном листе).


  1. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»

http://docs.cntd.ru/document/901778703


  1. Письмо Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»

http://docs.cntd.ru/document/901798108



Задание 2. Описание организации и проведения праздника «День знаний» в школе и первого урока у первоклассников (представляется на отдельном листе в виде конспекта)


Организация встречи первоклассников. Участие в этом учителей, администрации, родителей, старшеклассников. Оформление школы и класса. Основные моменты деятельности учителя и учеников во время линейки и на первом уроке. Выводы.


Задание 3. Наблюдение за организацией и проведением первых уроков в школе.


Студенты анализируют все проведенные уроки за первую неделю. При наблюдении и анализе уроков обращается внимание на особенности организации учебного процесса, создании активного учебного взаимодействия детей, комфортной среды обучения.

Дидактическая цель - применение разнообразных форм, методов, средств обучения, организация образовательного процесса; активизация познавательной деятельности учащихся.

Схема анализа урока

  1. Сообщение темы урока.

  2. Целевая установка, ее особенности.

  3. Учебные задачи, особенности постановки.

  4. Дидактическая структура урока, ее специфика, эффективность применения.

  5. Методы, приемы, формы, средства, применяемые учителем.

  6. Общение на уроке, его формы, активность учащихся на уроке.

  7. Дифференцированный подход (возможности его использования на данном уроке).

  8. Вариативность заданий (наличие, комментарии).

  9. Оценка деятельности учащихся, методы и приемы.

  10. Самооценка и самоанализ учащихся (обучение, применение).

  11. Оборудование первых уроков, особенности его применения.

  12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Комментарий организационно-педагогической деятельности учителя в первые дни пребывания детей в школе проводится по следующим параметрам:

  • организация рабочего места ученика 1 -го класса;

  • использование школьниками учебных принадлежностей;

- усвоение элементарных правил поведения ученика в учебном процессе (уметь тихо вставать из-за парты; изъявлять желание отвечать на вопросы учителя; сидеть за партой; показать, что хочешь вы сказаться; выходить из класса и входить в класс; просить у учителя ручку; знать, насколько громко отвечать знать; и пр.);

  • ознакомление с атрибутами урока;

  • изучение и усвоение школьного этикета, правил школьной жизни;

  • демонстрация образцов правильного поведения в школе;

  • выявление характера взаимоотношений учителя с учениками (правила общения с учителем, друг с другом, тактильный контакт);

- наблюдение за работой учителя по оформлению доски на уроке, применению ИКТ, проведению физкультминуток, учету индивидуальных особенностей детей, организации режима дня первоклассника.

Критерии наблюдения:

1. Организация процесса внимания

1) Какие приемы использует учитель в целях активизации внимания учащихся, формирования интереса на уроке:

при отборе содержания учебного материала,

при выборе форм и методов обучения.

2) Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование).

3) В какой степени изложение учебного материала (образность, эмоциональность речи, смена интонации, новизна речевых форм) способствовало поддержанию внимания на уроке?

4) Как была организована смена видов деятельности на уроке и как она повлияла на внимание учащихся?

5) Способствовал ли выбранный учителем темп ведения урока поддержанию внимания?

6) Учитывались ли на данном уроке возрастные и индивидуальные особенности внимания и восприятия учащихся данного класса?_________________________________________________________________

7) Как была организована деятельность детей со стойкими недостатками внимания?

8) Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?

(О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствует: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому).

2. Организация памяти

1) Как использовались на уроке возможности всех видов памяти (образной – слуховой, зрительной, моторной; словесно-логической, эмоциональной)?

2) Учитывались ли на уроке личностные особенности памяти учащихся; сочетание видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения:

быстрое запоминание и быстрое забывание (необходима своевременная организация повторения материала);

медленное запоминание и медленное забывание (необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями);

быстрое запоминание и медленное забывание (самое удачное сочетание процессов памяти);

медленное запоминание и быстрое забывание (следует постоянно работать над развитием памяти).

О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

3. Организация мыслительной деятельности учащихся

1) Какими приемами формировались на уроке мотивы мышления?

2) Соответствовали ли цели и задачи урока целям умственной деятельности учащихся?

3) Формировались ли на уроке навыки самоконтроля?

4) В какой степени мыслительная деятельность учащихся способствовала росту их интеллектуального уровня (как формировались компоненты мышления – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация)?

5) Обучались ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

6) Какой вид мышления преобладал на уроке (практически-действенное мышление, наглядно-образное, словесно-логическое)? Как осуществлялась их

взаимосвязь?

7) Учатся ли школьники в процессе урока умению выделять главное в изучаемом материале?

8) Как учитывает учитель индивидуальные интеллектуальные особенности класса, отдельных учащихся?

9) Использовались ли на уроке проблемные задания?

10) Соответствовал ли уровень требований учителя к мыслительной деятельности детей их реальным индивидуальным возможностям?

11) Учит ли учитель школьников оценке и самооценке мыслительной деятельности?

12) Была ли создана на уроке творческая атмосфера? Как стиль общения педагога влиял на ход мыслительной деятельности учащихся?

О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

4. Гигиеническая оценка урока

1) Как эффективно использует учитель наиболее продуктивно время урока для организации мыслительной деятельности учащихся?___________________

2) В какое время урока повышается двигательная активность отдельных учащихся, класса в целом. Чем она вызывается?________________________

3) В какое время урока появляются признаки реакции торможения (расслабление, зевота, потягивание, сонливость, замедленные ответы учащихся)? Чем они вызваны?___________________________________________________

4) Возникали ли на уроке посторонние разговоры? В какое время урока они возникали и чем могли быть вызваны?

5) Отмечались ли на уроке случаи нарушения дисциплины учащимися? Чем они были вызваны?

6) Какие приемы использовал учитель в целях преодоления процесса развивающегося торможения:

для класса в целом,

для отдельных учащихся.

7) Гигиеническая оценка классного помещения во время проведения урока:

достаточно ли проветрен класс,

как освещены рабочие места учащихся,

удобно ли сидят дети (соответствует ли школьная мебель их росту),

соответствует ли норме наполняемость классной комнаты,

не мешали ли работе учащихся на уроке дополнительные раздражители.


Проанализировать на первых уроках так же необходимо:

  • посадку детей по партам;

  • выработку у детей навыков обращения с учебными принадлежностями;

  • использование ИКТ и других средств обучения в первые дни и их специфика.

  • психологические особенности детей: речь, мышление, внимание, интересы;

  • восприятие и выполнение учащимися указаний учителя;

  • индивидуальную работу с детьми, в том числе с детьми, с капризными, непоседливыми, сложно адаптирующимися к школе;

  • использование учителем содержания материала урока в воспитательных целях;

  • способы выявления знаний, умений, интересов и способностей детей, представлений у них об окружающей природе;

  • приемы работы учителя, направленные на формирование коллективистских чувств у детей и культуры поведения.

  • - активность ребенка на уроке (реакция на учебный материал, выполнение заданий, поднимает ли ребенок руку, как часто; как отвечает на вопросы, задаёт ли их сам на уроке или после него.).

  • - работоспособность ребенка (как долго она сохраняется или гаснет).

  • - организованность ребенка на уроке.

  • - дисциплинированность.


Анализ урока завершить выводами и описанием произошедших изменений в деятельности учащихся.


Задание 4. Беседа с учителем об адаптации и организации первых дней ребёнка в школе.


1.Характерен ли интерес (желание) учиться для детей, поступающих в школу?

2.В чем, на ваш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?

3.Адекватно ли дети переживают свои успехи и неудачи на уроках в первые дни обучения?

4.Как вы оцениваете уровень адаптации к школе у своих учеников?

5.Как Вы устанавливаете контакт с семьей и как ведёте совместную работу по  созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?

6. Какое УМК реализуется в вашем классе и каковы особенности организации первых вводных уроков по данной программе обучения?

7. Какие особенности детей существуют в данном первом классе и как вы проводите индивидуальную работу с учащимися?

8. Какие ошибки часто совершают молодые учителя в этот период, как их избежать?

9. Какие вы можете дать советы нам, как студентам, как лучше подготовиться к этому этапу работы и что бы вы еще хотели изменить (сделать) в эти дни, что еще не успели?


Результаты беседы и выводы студентов записываются на отдельном листе и вкладываются в папку по практике.



Задание 5. Изучить организацию работы с родителями в первую неделю обучения детей в школе. Анкетирование родителей.


Анкета для родителей.

  1. ФИО ученика

  2. ФИО родителя первоклассника

  3. Перечислите состав вашей семьи.

  4. Имеется ли своя комната у ребёнка (детская)

  5. Какой детский сад посещал ребенок до школы? 

  6. Ваш ребёнок правша или левша?

  7. Положительные черты  характера вашего ребёнка.

  8. Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка (уборка игрушек, постели и др.) 

  9. Как ваш ребенок помогает в работе по дому?

  10. Какие меры воздействия на ребёнка применяются в Вашей  семье?

  11. С кем из членов семьи ваш ребенок имеет возможность каждо­дневного общения (перечислите их, расположив по степени ин­тенсивности общения с ребенком)?

  12. С кем, кроме членов семьи, любит общаться ваш ребенок? Есть ли у него друзья?

  13. Кто из членов вашей семьи пользуется у ребенка наибольшим авторитетом?

  14. С кем ребенок стремится поделиться своей радостью, успехом, удачей?

  15. К кому, прежде всего, обращается ребенок в том случае, если нуж­дается в совете, в сочувствии, в помощи?

  16. Часто ли вы играете со своим ребенком? Кто, как правило, явля­ется инициатором совместных игр?

  17. С кем ваш ребенок предпочитает проводить время, свободное от занятий и подготовки домашнего задания?

  18. Особенности здоровья, о которых необходимо знать учителям школы


Спасибо большое, что помогли нам!


Анкетирование проводится с одним-двумя родителями. Анализ результатов анкетирования оформляется на отдельном листе.



Задание 6. Диагностика школьной мотивации и адаптации первоклассников к школе.


Имя ребенка__________________

Возраст______________________

Посещал ли детский сад________

Посещал ли занятия по подготовке к школе________


1. Беседа о школе для определения мотивационной готовности детей к обучению в школе


Цель: оценка уровня школьной мотивации и адаптации.

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- Не очень - нравится - не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-Чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

-Не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу.

4. Тебе нравится когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится - бывает по - разному - нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-Не знаю - не хотел бы - хотел бы.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-Не знаю - не хотел бы - не знаю.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-Часто - редко - не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-Точно не знаю - хотел бы - не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

-Мало - много - нет друзей.

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-Нравятся - не очень - не нравятся.

Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ-0 баллов, нейтральный ответ-1 балл, положительный-3 балла).

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характеризуются для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов- о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.


  1. Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л. М.)


Опросник помогает систематизировать представление о ребенке. Он состоит из 46 утверждений, 45 из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании. Работая с бланком, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Максимальная сумма - 70 баллов. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации. Педагог обобщает результаты и получает достаточно полные и четкие сведения о ребенке. По результатам опроса выделяются три группы: 1 группа - К=от 0 % до 14 % - хорошо адаптированные дети, 2 группа - К=от 15 % до 30 % - средняя степень дезадаптации; 3 группа - К=выше 30% - группа писка, в которой выделяют 2 подгруппы: А-К=31-40 %; Б-К=41 % и выше 


Опросник для учителя.

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

  2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками ( не умел считать, не знал буквы и т. п.).

  3. Не знает много из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.).

  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. п.).

  5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

  6. Пишет левой рукой.

  7. Бесцельно двигает руками.

  8. Часто моргает.

  9. Сосет палец или ручку.

  10. Иногда заикается.

  11. Грызет ногти.

  12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

  13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

  14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.

  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

  18. Быстро примиряется с неудачами.

  19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.

  20. Не может долго сосредоточится на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

  21. После интересной игры, физкультурной паузы, его невозможно настроить на серьезную работу.

  22. Долго переживает неудачи.

  23. При неожиданном вопросе учителя теряется. Если дать время на обдумывание может ответить хорошо.

  24. Очень долго выполняет любое задание.

  25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).

  28. Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!».

  29. Допускает много ошибок при списывании.

  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т. п.

  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

  32. Никогда ничего не делает сверх положенного минимума, не стремится что – то узнать или рассказать.

  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

  34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.

  35. Не любит никаких усилий, если что не получается, бросает, ищет каких то оправданий: рука болит, устал и т. п.

  36. Не совсем здоровый вид ( больной худенький)

  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

  38. Если что не получается, раздражается, плачет.

  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если торопить, может совсем отключиться, бросить работу.

  40. Часто жалуется на усталость, головную боль.

  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен не стандартно, требует сообразительности.

  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы, палочки и т. п.).

  43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

  44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

  46. Такое впечатления, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки и понятия у него не сформированы.


Бланк ответов

Номера вопросов

Категории обследова-

ния

расшифровка

1 балл

2 балла



1





РО

РО- родительское отношение



2

3

4



НГШ

НГШ- неготовность к школе


5

6





Л

Л -леворукость

7

8

9

10

11



НС

НС - невротические симптомы

12

13

14

15

16



И

И - инфантилизм

17

18

19

20

21



ГС

ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность


22

23

24

25

26


ИНС

ИНС - инертность нервной системы



27

28

29

30


НП

НП - недостаточная произвольность

31

32

33

34

35



НМ

НМ - низкая мотивация учебной деятельности



36

37

38

39

40

АС

АС - астенический синдром


41

42

43

44

45

46

НИД

НИД - нарушения интеллектуальной деятельности

Уровень дезадаптации, либо адаптации вычисляется по формуле:

(n * 100) / 70=? %

Уровни адаптации:

- до 14% - нормальная адаптация;

- от 15 % до 30 % - средняя степень дезадаптации;

- от 30 % до 40% - средняя степень дезадаптации:

- более 40 % - необходима консультация невролога

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП

ПЕРВАЯ ГРУППА: эти дети из благополучных семей, где родители уделяют внимание их развитию, читают книги, играют, разговаривают, в школе поддерживают контакт с учителем. Эти дети хорошо подготовлены к школе (по результатам психологической готовности в момент приема в школу), обладают широким кругом познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием отвечают на уроках. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию.

ВТОРАЯ ГРУППА: эти дети отличаются некоторой неравномерностью развития. Например, при высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения, появляется инфантилизм. На уроках они отвлекаются, поэтому не успевают вовремя ответить, выполнить задание, требуют к себе постоянного внимания учителя. К концу года, как правило, эти дети адаптируются к школе. В эту группу могут попасть застенчивые дети, которые не ходили в детский сад и тяжело привыкают к новым людям. Доброжелательное и тактичное отношение учителя может помочь их адаптации. Сюда же могут попасть дети с плохим развитием тонкой моторики при хорошем развитии устной речи и мышления, их родителям можно порекомендовать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, пластилином, мелкими предметами, штриховкой, играть, прописывая пальцем буквы на ладошке и т.д. Медлительные дети тоже относятся к этой группе. Учитель в этом случае должен подбирать задания таким образом, чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достигать успеха.

ТРЕТЬЯ ГРУППА: здесь наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Без целенаправленной работы с ребенком учителя и психолога в контакте с родителями, иногда еще и логопеда или психоневролога практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.

  1. Схема наблюдения проявлений особенностей психической сферы первоклассника

Параметры

Поведенческие проявления

Оценка (+,-), дни

1

2

3

4

5

Произвольность психических процессов и сформированность учебных действий

  1. Работает активно и заинтересованно.






  1. Понимает и принимает условия работы.






  1. Работает внимательно и сосредото­ченно.






  1. Может «собраться» после того как отвлёкся.






  1. Проявляет упорство и терпение при выполнении задания.






Развитие

мышления и речи

  1. Может построить связный и развёрну­тый ответ на вопрос.






  1. Использует речь как инструмент мыш­ления (объясняет, уточняет, делает выводы)






Развитие

тонкой моторики

  1. Правильно держит ручку.






  1. Управляет движением руки при рисо­вании.






Умственная работоспо­собность

  1. Может работать в одном темпе на протяжении всего дня.






Особенности поведения

  1. Слушает, не прерывает учителя.






  1. Относится к учителю уважительно, настроен выполнять его требования.






  1. Опрятен, следит за внешним видом.






  1. Соблюдает принятые в школе пра­вила вежливости.






  1. Контролирует и сдерживает свои движения во время выполнения заданий и в общении со взрослым.






  1. Спокоен, уверен в себе, реагирует на шутки.







Выводы и описание результатов диагностики в первые дни учебного года:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Написать выводы об изменениях:

1.Начало школьной жизни –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изменения отношения ребенка к школе

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Составление психолого-педагогической характеристики первоклассника


Фамилия, имя ____________________________________________

Родился в _____ году, _____ числа, _____________ месяца

До поступления в первый класс воспитывался ___________________

Особенности физического развития и состояния здоровья:

- общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы)____________________

___________________________________________________________________

- отклонения в физическом развитии (отклонений нет; состоит на учете в диспансере; дефекты речи, слуха, зрения и др.)___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень социально-психической адаптации к школе. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проявляет ли интерес к учебным предметам? (Ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному.)_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы особенности выполнения учебной деятельности? (Активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности. ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и неучеб-ные тексты; лучше владеет устной речью или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций: урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное)________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Испытывает ли трудности в учении? В чем, по вашему мнению, эти трудности проявляются, и как вы их объясняете?_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как относится к получаемым отметкам, к одобрению или замечаниям учителей? (Чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него более действенно; ободрение или порицание?) _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова типичная реакция на неудачи? (В чем или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен?) _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения в школе. (Поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни?) _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Выполнение школьного режима. (Опаздывает ли на уроки, нарушает ли правила поведения в школе.) ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положение в классе. (Пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; одноклассники — эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает большое внимание со стороны мальчиков или девочек.) (На основе наблюдения за его поведением и общением с одноклассниками.) _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиль отношения со сверстниками. (Спокойно-дружелюбный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях - каких?)_______________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации к индивидуальному подходу к данному ребенку в обучении:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Задание 8. Подбор и описание игр для проведения динамических минуток первоклассника


Игры должны быть представлены отдельной разработкой разносторонней направленности, активные и пассивные, каждая игра должна иметь цель, описание деятельности учеников и учителя. Опишите и проведите с детьми не менее 5-6 игр.


5. Отчет о педагогической практике студента и выступление на конференции.


В ходе конференции по вопросам организации практики, достижения цели и задач в ходе работы с младшим школьником выступают студенты. С анализом результатов школьной практики выступают групповые руководители.

Обобщённые материалы представляет руководитель практики; он знакомит студентов и всех присутствующих с предварительными результатами по практике.



Отчет работы студента

по практике профессионального модуля: _ПМ 03. Классное руководство_______

ПП 03.01 Первые дни ребенка в школе

  1. Ф.И.О. студента_____________________________________________________________

  2. Специальность __________44.02.02. Преподавание в начальных классах_____________

  3. Курс_______, группа_________

  4. Время проведения практики____с 01 сентября по 7 сентября 2018г.

  5. Место проведения практики (организация)______________________________________

  6. Класс практики__________

  7. Ф.И.О. учителя______________________________________________________________

  8. Содержание проведенной работы, выполненной во время практики:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Какова доля школьников готовых к обучению школьников, причины не готовности:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие формы и методы работы с семьей первоклассника необходимо использовать в первые дни обучения:____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Во время практики я научился (лась)__________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Во время практики я узнал(а)_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Какие проводила игры и другие мероприятия с детьми__________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. У меня вызывало трудности в ходе практики________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Для меня стало открытием ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Самым интересным было видеть _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Адаптация детей к обучению в школе будет проходить успешнее, если_____________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Мне кажется, при подготовке студентов к практике «Первые дни ребенка в школе» и ее проведении необходимо _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Подпись студента_____________________________________________________

Подпись руководителя практики ___________________________/____________/



6. Примерные темы на итоговую конференцию:

  1. Работа с родителями первоклассников (советы родителям)

  2. Трудности, возникающие в первые дни ребёнка в школе

  3. Организация режима школьной жизни первоклассников

  4. Игры на переменах с первоклассниками

  5. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период (Первые уроки в школе)

  6. Динамические паузы и физические минутки в первом классе

  7. Адаптация первоклассников к школе

  8. Организационно-педагогическая деятельность учителя в первые дни пребывания детей в школе (организация детей , правила поведения)

  9. Особенности оценочной деятельности учителя в первом классе


7. Документация по практике

  1. Дневник практики.

  2. Аттестационный лист с характеристикой студента

  3. Конспект нормативных документов учителя для организации обучения первоклассников.

  4. Описание организации и проведения праздника «День знаний» в школе и первого урока у первоклассников.

  5. Результаты анализа вводных уроков в первые дни обучения.

  6. Анализ результатов анкетирования родителей

  7. Анализ беседы с учителем первоклассников о проведении первых дней ребёнка в школе

  8. Динамические паузы и физические минутки в первом классе (перечень игр для динамических минуток)

  9. Психологическая характеристика на одного ученика 1 класса.


Документы представляются с подписью учителя так как на их основании студент получает д/ зачет по практике.


8. Оценка практики

Руководитель группы выставляет студентам дифференцированный зачет с учетом качества работы.

Критерии оценки:

- психолого-педагогическое наблюдение в течение всех дней практики, анализ учебно-воспитательной работы, помощь учителю.

- своевременное и качественное выполнение заданий, предложенных руководителем практики;

- подготовка отчетной документации в указанные сроки в точном соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию, оформлению и т.д.;

- сбор учебно-исследовательского материала, его обобщение, подготовка группового отчета.



9.Примерное содержание характеристика на студента 4 курса:


1) Профессиональные качества: 
а) соблюдение педагогической этики ________.
б) способность устанавливать контакт с детьми_____________.
в) способность устанавливать контакт с роди­телями ____________.
г) способность устанавливать контакт с педагогами ______________.
д) отношение к практике ______________.
2) Готовность к прохождению практики:
а) владение психолого-педагогической диагностикой определения готовности ребенка к школьному обучению ____________________.
б) знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся ___________.
3. Сведения о проведенных видах работы во время практики:________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной

производственной практики в начальной школе

«Первые дни ребенка в школе» (в 1-ом классе)

а) основная литература:

  • Безруких, М. М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей / М. М. Безруких. – М. :, 2000. – 127 с.

  • Зебзеева, В. А. Практика в подготовке специалиста дошкольного образования: учебное пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

  • Педагогическая практика в начальной школе / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М. , 2000. – 1176 с.

б) дополнительная литература:

  • Ведение в педагогическую культуру / под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов н/Д, 1995. – 223 с.

  • Краткий словарь по педагогической технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. – 184 с.

  • Морева, Н. а. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.

  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

  • Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и соврменоость: учеб. пособие / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. – М. : Академия, 2001. – 240 с.

  • Педагогическая этика / сост. И. В. Тимонина. – Кемерово, 2000. – 212 с.

  • Психологические основы педагогической практики студентов / под ред. А. С. Чернышева. – М. , 2000. – 183 с.

  • Сластёнин, В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.

  • Слободяник, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практич. пособие / Н. П. Слободяник. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 256 с.

  • Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности: учеб. пособие / В. А. Толочек. – М. , 2000. – 145 с.

  • Психолого-педагогическая литература;

в) программное обеспечение:

  • Программа и методические рекомендации ознакомительной практики «Первые дни ребенка в школе»;

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  • www.kdp-spb.ru/uchebno…bakavlariat-praktika-4.htm – план учебной программы практики;

  • www.ido.rudn.ruОглавлениеВозрастная психологияch8_6.html – хрестоматийный материал по теме: « Психическое развитие в младшем школьном возрасте»;

  • www.tspu.tula.ru/res/psi/turevskaya/Tur07.htm - электронная версия книги Е. И. Туревской Возрастная психология;

  • www.rusmedserver.ruВозрастная и педагогическая17.html – электронная версия книги Возрастная и педагогическая психология;

  • www.gumer.infoКниги для студентовПсихология – электронная версия книги Р. С. Немова Психология (Методы психодиагностики младших школьников);

  • lib.rus.ec/b/204235/read - электронная версия книги Е. Б. Потехина Введение в педагогическую деятельность (Особенности развития и воспитания младших школьников);

  • neveducation.ucoz.ru/publ/mladshij_shkolnik…1-1-0… - журнал Психолог, каталог статей: Младший школьник: развитие личности;

  • www.litinskaya-ti.newtown-school.edusite.ru/… - план работы по преемственнотсти детского сада и начальной школы;

  • kamberezka2.ucoz.ru/…preemstvennostsada_i_shkoly…- каталог статей преемственность детского сада и школы;

  • www.rusedu.info/CMpro-v-p-60.html - программа по обеспечению преемственности детского сада и школы;

  • standart.edu.ruПримерная основная – ФГОС (содержание основной образовательной программы в начальной школе);

  • www.prosv.ru/umk/perspektiva - учебно-методический комплект для начальной школы «Перспектива»;

  • www.rg.ru/2010/01/29/obuchenie-dok.html - программы начального профессионального образования;

  • www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/031200_2005.html - сайт министерства образования и науки Российской Федерации;

  • www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/nach/nach_… - модель основной образовательной программы начального общего образования;

  • www.vospitanie-detey.ru/forum/index.php?topic – сайт: Семейный форум: Обсуждение семейных отношений. Особенности общения педагога и родителей.







Приложение

В помощь студенту!

Дополнительные диагностические методики для изучения готовности детей к школе.

Задание 1. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна — Йерасека)

ОБРАЗЕЦ ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Инструкция. «Сейчас мы будем рисовать разные узо­ры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем.»

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

«Видишь, какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки». (Ставится точка в начале строки.)

ПЕРВОЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Инструкция. «Теперь внимательно слушай меня и ри­суй только то, что я буду диктовать:

одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна кле­точка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз».

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошиб­ку снимается 1 балл.

ВТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Инструкция. «Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна кле­точка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.

Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошиб­ку снимается 1 балл.

ТРЕТИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Инструкция. «Теперь нарисуем еще один узор. Слу­шай меня внимательно:

одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна кле­точка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка впра­во, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.»

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошиб­ку снимается 0,5 баллов.

В результате ____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. «Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)»

Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.

За каждое правильное выполненное задание - 10 бал­лов. Максимально - 10.

Результат_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Методика Керна — Йерасека

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Срисовывание фразы «ЕЙ ДАН ЧАЙ»

Ребенку выдают карточку размером 7x14 см. На кар­точке рукописная фраза «Ей дан чай». Высота прописной буквы 1,5 см, строчных - 1 см. Карточку кладут чуть выше рабочего листа.

Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней час­ти листа (показать где) напиши так же».

10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Бу­квы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образу­ют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

8—9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обяза­тельна.

7—6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5—4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

3—2 балла - каракули.

Б. Срисовывание точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм. Карточку с точками кладут так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.

Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь.» (показать где)

10—9 баллов - точное воспроизведение образца. Нари­сованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигу­ры по горизонтали и по вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно, но более чем вдвое.

8—7 баллов - возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить мл рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6—5 баллов — группы точек отдаленно похожи на обра­зец. Возможно нарушение симметрии леей фигуры. Со­храняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

4—3 балла - точки располагаются группами. Их груп­пы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Не допустимы другие изображения, например, линии.

1—2 балла - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкции.

«Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)»

Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отве­чать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» -необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ре­бенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать муж­чину.

При оценке рисунка человека учитывается:

наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, во­лос, обуви;

способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видны конечностей.

10—9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шап­ка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальца­ми. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан не­прерывной линией («синтетический», когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища).

8—7 баллов - по сравнению с описанным выше, могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не долж­на отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выпол­нен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.

6—5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Ру­ки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. От­сутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4—3 балла - примитивный рисунок головы с конечно­стями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек».

1—2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Результат___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Проведите тест «Лесенка» для исследова­ния самооценки (По Т.Д. Марцинковской).

Стимулъный материал. Рисунок лестницы, состоя­щий из семи ступенек. На рисунке нужно расположите фи­гурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фи­гурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучите дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисован­ной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают вни­мание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Счи­тается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверен­ности в собственных силах. Это очень серьезное наруше­ние структуры личности, которое может привести к де­прессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержени­ем или суровым, авторитарным воспитанием, когда обес­ценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Не уверены в себе и в родитель­ской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль при­водят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые - родители, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связа­но с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». От­веты такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уве­рен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре лично­сти ребенка, так и в его отношениях с близкими взрос­лыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на во­прос: «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормаль­но и может служить доказательством адекватной само­оценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Результат_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Тест ''Два домика''

Цель: выявление характера отношений со сверстниками.

Стимульный материал. Лист бумаги, на котором нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше, - красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция. Ребенку предлагают: ''Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик''.

Проведение теста. В процессе рисования детям рассказывают, что в одном, красном, домике много разных игрушек, книжек, а в другом, черном, игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех кого он хочет поселить в черный.

После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Анализ результатов. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, либо дети конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Этих детей особенно рекомендуется протестировать методом ''Маски'', для того чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить наличие стремления к доминированию, которое обычно присуще именно конфликтным детям.

Результат___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. Диагностика готовности к обучению в школе

ученика(цы)___________________________________________________

На основе следующих рекомендаций составьте самостоятельно конкретные мини-задания для первоклассников:

  1. Проверить фонематический слух ребенка, предлагая ему:

  • назвать слова в прослушанном предложении (из 3–5 слов), определить количество слов;

  • перечислить слоги в словах (2–3 слога), определить количество слогов;

  • назвать звуки в слогах, слово в целом (от 5 до 7 звуков), определить количество звуков.

  1. Проверить умение детей читать, определить:

  • знает или нет буквы; знает некоторые буквы; знает все буквы, но не умеет соединять их в слоги (буквенное чтение);

  • читает по слогам; читает по слогам и целыми словами; читает целыми словами (замерить скорость чтения – количество слов в минуту);

  • проверить степень осознанности чтения с помощью вопросов по содержанию.

  1. Проверить уровень каллиграфической готовности детей, установить:

-какая рука ведущая?

-пишет все буквы (некоторые буквы) печатно (письменно); каллиграфически правильно (неправильно);

-умеет списывать; может писать под диктовку; записывает собственные предложения (слова); допускает ошибки графические, орфографические (только орфографические).

  1. Проверить уровень развития речи детей:

-умеет отвечать на вопросы (односложно, простыми предложениями, связным монологом);

-умеет задавать вопросы, играть активную роль в диалоге со взрослыми, сверстниками;

-умеет описывать, рассказывать, рассуждать, оценивать (с опорой на картинку, предмет, без наглядности);

-умеет пересказывать любимую сказку (рассказ), знает авторов; умеет выразительно прочитать любимое стихотворение, знает поэта.

  1. Определить уровень знаний по математике при помощи следующих заданий и вопросов:

-покажи цифру (6, 9, 5);

-какое число больше 8 или 9, на сколько?

-я покажу цифру (6, 3, 8), а ты – цифры, обозначающие предыдущие и последующие числа;

-какое число пропущено? (3, 4, …, 6, 7, …, 9);

-я начну считать, а ты продолжи: 10, 9, …, 4, 5, …;

-какие фигуры ты видишь перед собой? Назови их;

-покажи четырехугольник. Почему ты решил, что это четырехугольник? Покажи все углы. Сколько их? Покажи все стороны. Сколько их?

-назови все синие фигуры;

-который по счету синий прямоугольник;

-как называется эта фигура?

-покажи длину, ширину, высоту;

-покажи полоску, которая длиннее всех (шире, короче, уже);

-покажи желтую полоску и расскажи о ее величине по отношению к другим полоскам.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1.На основе наблюдений проанализируйте:

  • Каковы особенности оценочного общения с детьми? Укажите число поощрений и порицаний.

  • Какие словесные, материальные (звёздочка, флажок, фишка) и воображаемые («яблочко», «зёрнышко», «конфетка») «награждения» вы наблюдали на уроке?

  • Каковы особенности содержания общения педагога с детьми на уроке, перемене? (Строго согласно плану урока, с учётом личного опыта детей).

  • Какие изменения происходят в деятельности ребёнка и его эмоциональном состоянии под влиянием обращения педагога?

  • Какие обращения педагога к ребёнку оказывают наиболее положительное влияние на его деятельность и эмоциональное состояние? (Обращение по имени, по фамилии, использование ласковых слов и т.д.)

  • Какой стиль общения доминирует во взаимодействии педагога с детьми, почему? (Согласованно-положительный, согласованно-отрицательный, несогласованный положительно-отрицательный)?

  • Реализует ли педагог фасилитационную функцию общения?

  • Заполните таблицу для ответов на поставленные выше вопросы:


поощрения

Порицания, наказания

Обращения педагога к детям

Изменения в поведении ребёнка после обращений педагога (укажите вербальные, невербальные реакции)

Изменения в поведении ребёнка после обращений сверстников (укажите вербальные, невербальные реакции)







2.Определите основные трудности, которые испытывают педагог и ребёнок, в общении друг с другом. Составьте перечень рекомендаций, способствующих повышению качества педагогического общения для педагога и родителей. Дайте оценку эффективности оценочных воздействий учителя на детей, его индивидуального подхода к детям с позиции реализации преемственности в работе ДОУ и школы и рекомендаций, содержащихся в литературе.


Задание 9. Специальная готовность первоклассников к обучению в школе.

Диагностика№1.

Цель: изучение математических представлений и умений первоклассников.

Задание1. Оценивание понимания словаря пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Оборудование: лист бумаги в клеточку и карандаш.

Ребёнку даются задания:

Покажи верхнюю сторону листа. Найди середину нижней стороны листа. Найди середину листа и поставь там точку. Отступи от этой точки четыре клеточки вправо и нарисуй квадрат со стороной в две клеточки. Отступи от этого квадрата одну клеточку вправо и нарисуй квадрат со стороной, большей, чем сторона первого квадрата на одну клеточку. Отступи от первого квадрата три клеточки вниз и проведи под ним линию длиной в две клеточки. Под этой линией проведи линию длиной в четыре клеточки, отступив на одну клеточку вниз.

Задание 2. Оценивание представлений о времени.

Ребёнку задаются вопросы:

  1. Сколько частей в сутках?

  2. Какая часть суток идёт после утра? Перед вечером?

  3. Какой сегодня день недели?

  4. Какой день недели был вчера?

  5. Сколько дней в неделе?

  6. Назови дни недели по порядку.

  7. Сколько месяцев в году?

  8. Назови месяцы года по порядку.

  9. Какие дела ты можешь успеть сделать за одну минуту?

  10. Я скажу, когда минута начнётся, а ты хлопнешь в ладоши, когда она закончится.

  11. Что дольше длится пять минут или один час?

Вопросы1-2уточняют представления детей о сутках. Вопросы 3-8 выявляют, знакомы ли дети с календарём, владеют ли мерами времени. Вопросы 9-11 показывают, знакомы ли дети с временными эталонами, развито ли у них чувство времени.

Задание3. Оценивание представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: набор из 10 геометрических фигур, разного цвета и размера6 2 равносторонних треугольника со стороной 2см синего цвета и красный со стороной 4 см; 2 круга: зелёный диаметром 2см и красный диаметром 4 см; 2 прямоугольника: синий длиной 2см и шириной1см, зелёный длиной 4см и шириной 2см; 2 квадрата: красный со стороной 2см и синий со стороной4 см. Все фигуры располагаются на столе произвольно. Задаются вопросы и формулируются следующие задания:

  1. Какие фигуры ты видишь перед собой? Назови их.

  2. Покажи квадрат. Почему ты решил, что это квадрат?

  3. Покажи все углы. Сколько их? Покажи все стороны. Сколько их? Как ещё можно назвать квадрат?

  4. Выложи перед собой в ряд все четырёхугольники. Сколько их?

  5. Выложи перед собой все многоугольники. Сколько их?

  6. Назови все синие фигуры. Назови все большие фигуры.

  7. Назови все маленькие четырёхугольники красного цвета.

  8. Выложи все фигуры перед собой в ряд и пересчитай их слева направо. Сколько всего фигур?

  9. Какая фигура по счёту пятая?

  10. Который по счёту маленький синий прямоугольник?

Вопросы 1-2направлены на выявление того, какие геометрические фигуры дети знают, по каким признаки могут их различать. Вопросы 3-7 позволяют определить, могут ли дети объединять фигуры по различным признакам, узнают ли фигуры независимо от цвета, формы, размера. Вопросы 8-10 помогают определить, понимают ли дети значение количественного и порядкового счёта.

Задание 4. Оценивание количественных представлений и счётных умений.

Ребёнку даются задания и вопросы:

Выложив перед ребёнком несколько счётных палочек (до10), просят, посчитать их.

Посчитай от2 до 9-ти, от10 до одного. Сколько будет 5+1, 7+1, 9+1, 8-1, 5-1, 4-1.










43



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!