СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для дистанционного родительского собрания ""Профилактика интернет-угроз и угроз жизни подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад для дистанционного родительского собрания ""Профилактика интернет-угроз и угроз жизни подростка»

Доклад на родительском собрании по теме

«Профилактика интернет-угроз и угроз жизни подростков»



Целевая группа: родители (законные представители) студентов-подростков в возрасте 15- 19лет (II-III курса).



Цель: повышение эффективности профилактики подросткового суицида.



Задачи:

  1. Повысить чувствительность родителей к проблемам подросткового возраста и их компетентность в области профилактики суицидального риска в семье.

  2. Обсудить основные риски Интернета для детей и подростков.

  3. Проинформировать родителей о возможностях получения различных видов профессиональной помощи (психологической, медицинской, юридической) в трудных ситуациях и ситуациях угроз жизни детей и подростков.



Текст выступления Уважаемые родители!

Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить очень непростую, тревожную проблему интернет-рисков и угроз жизни ваших детей - подростков. Поступающая сегодня информация о фактах ухода из жизни подростков, об угрозах жизни, о так называемых «группах смерти» у многих вызывает растерянность. Зачастую мы не знаем, как относиться к такой информации: то ли игнорировать эти угрозы, не обращать на них внимания, то ли бросаться спасать своих детей любой ценой? А ведь именно от реакции близких, от их умения вовремя распознать угрозу, от их искреннего желания и умения поддержать человека в ситуации угрозы жизни, зависит его благополучие, а нередко и сама жизнь.

Чтобы предотвратить возможную беду, мы должны знать, почему подростки подвержены рискам и угрозам жизни, какие факторы провоцируют эти угрозы, и что могут и должны сделать родители для своих детей, чтобы не допустить рокового шага.

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми (прежде всего с родителями) — идет активный поиск своего «Я». Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.

Подросткам свойственно группироваться — входить в какую-либо значимую группу, быть принятым в нее, считаться своим. Большое значение они придают своему статусу в группе, среди сверстников. У них высока потребность в престиже, они стремятся следовать «моде» как во внешнем облике, так и в занятиях, увлечениях.

Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни.

Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым»: он не видит «полутонов» — подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу. Все эти и другие особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы жизни.

Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?

Рисками могут быть:

  • жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подрост-ком как невыносимо трудные, непреодолимые;

  • пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  • переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

  • переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);

  • боязнь позора, насмешек или унижения;

  • страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного вы-полнения какой-либо деятельности

(например, неуспешной сдачи экзаменов);

  • любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;

  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

  • сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»;

  • нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе. Эти обстоятельства могут отягощаться употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными со-стояниями. Серьезная угроза жизни и благополучию подростка — опасные сайты в Интернете.

В Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры. Это, например, так называемые «группы смерти», которые готовят детей к добровольному уходу из жизни. Вот при-меры таких групп: «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20» и т.д. Почти все суицидальные группы имеют в своем названии хештеги и аббревиатуры.

Хештег, изображаемый значком «решетка» #, позволяет другим пользователям находить все записи, обозначенные этим значком через поисковую систему социальной сети. ВНИМАНИЕ! Озвучивать эти хештеги детям не следует, чтобы не вызвать у них интерес — «пойти по ссылкам и проверить, что там…»

Для вовлечения подростков в такие группы злоумышленники как раз и используют возрастные особенности подростков.

Система построена следующим образом: детей вовлекают в таинственную и опасную игру. Разработана система приема в группу, чтобы стать членом группы надо выполнять опасные задания, при этом, введен строгий за-прет на передачу информации взрослым. Прием в группу производится на основании получения как можно большего числа «лайков». У ребенка всячески поддерживается представление о том, что он никому не нужен в реальном мире, что здесь он только страдает, но есть дугой, счастливый мир, где он будет счастлив. Дети получают задания и должны их выполнить, записав выполнение на видео и выложив видео в сеть или отправив «куратору» группы. Ребенок «зарабатывает» себе статус, значимые связи и отношения.

В группе есть специальные люди, которые оценивают выполнение заданий и «поддерживают» веру ребенка в то, что он идет правильным путем, поощряя его деструктивное по сути поведение. Эксплуатируется стремление подростка принадлежать к значимой группе, создается эффект таинственности, членство в закрытой тайной группе подчеркивает «избранность» и значимость подростка. На определенном этапе игры, особенно, если подросток начинает бояться или понимать опасность участия в игре, «кураторы» начинают манипулировать семейными ценностями и интересами родных и близких подростка: ему внушается чувство вины, вплоть до угроз расправы над его близкими. Подросток боится стать причиной гибели дорогих ему людей и предпочитает уйти из жизни сам.

Как понять, что есть угроза?

Во-первых, важно не пропустить факторы риска — то, что может вызвать желание уйти из жизни.

Группу риска составляют подростки:

  • находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

  • испытывающие серьезные проблемы в учебе;

  • отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи;

  • не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете) может быть сколько угодно много);

  • не имеющие устойчивых интересов, хобби;

  • находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;

  • перенесшие тяжелую утрату;

  • остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных отношений); • имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

  • употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

  • имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

  • совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся

криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);

  • попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.

Признаки участия ребенка в «опасных» группах:

  • резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание по-давленного настроения; • значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода в Интернет даже короткое время;

  • общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся;

  • сокрытие от взрослых своих страниц и действий в Интернете, нежелание ребенка обсуж-дать новости группы, свои действия в ней;

  • ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от име-ни и девочки, и мальчика;

  • выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе, связанных с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным, к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или теле…);

  • появление в речи и на страницах в сети рисунков, афоризмов, тегов, связанных с сицидальным поведением, например, «Раны на руках заглушают боль в душе», «Лети к солнцу», «Лифты несут людей в небеса» и др.

Признаки суицидальных намерений:

  • высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

  • фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете); • активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, подъем на крышу дома, перила моста); • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов;

  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадѐжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

  • постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

  • необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

  • стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды);

  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Что делать, чтобы предотвратить беду?

1. Сохраняйте спокойствие

Если Вы получили информацию об угрозах жизни подростку, то, прежде всего, попытайтесь установить ее достоверность, обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.

При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, Вы можете обратиться в подразделение по

делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор. Но не надо бежать и принимать срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях! Главное, что мы должны понимать, что да-же самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

  1. Оцените степень своего участия в жизни ребенка

  2. Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком

  3. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребенка, того, с кем общается ребенок реально и в сети, в какие группы входит.

  4. Установите дома традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей, с которыми столкнулись члены семьи: делитесь с ребенком своими трудностями, показывайте, что все они разрешимы, говорите о способах разрешения проблем и людях, которые в этом помогают; спрашивайте о его проблемах и трудностях, вместе ищите способы их разрешения; говорите о том, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации.

  5. Контролируйте и регламентируйте пребывание ребенка в сети с помощью технических средств

Установите контроль интернет-трафика, лимит на услуги интернета на телефон, планшет или айпад, ограничение времени работы в интернете, на домашний компьютер установите специальные программные средства, которые помогут Вам защитить ребенка от нежелательной информации в Сети (они представлены на слайде).

Сообщите ребенку об установлении контроля и объясните свою позицию заботой о его безопасности и о безопасности всей семьи. Очень полезно будет составить совместно с ребенком соглашение по использованию Интернета.

В нем должны быть прописаны права и обязанности каждого члена семьи.

  1. Учите ребенка противостоять трудностям и справляться с ними

  • Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; ду-шевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение);

  • предложите ребенку завести тетрадь, в которой подросток будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от негативных мыслей.

8. Если Вы столкнулись с угрозой или заподозрили угрозу жизни Вашего ребенка, помните, что поддержка близких, их внимание, разговор по душам способны удержать от рокового шага

  • Вызовите подростка на разговор,

  • Задавайте вопросы,

  • Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду.

  • Заверьте ребенка в своей поддержке

  • Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения.

9. Если Вы испытываете трудности, обратитесь за помощью к специалистам Профессиональную помощь в ситуации угроз жизни могут оказать психологи и медицинские работники (врачи психиатры и психотерапевты).

Обращение не несет за собой никаких негативных последствий. В ситуации риска и угрозы жизни будет выявлена подлинная причина сильнейших негативных переживаний и оказана профессиональная помощь.

Информация о службах экстренной помощи в трудных ситуациях представлены на слайде.

Завершая разговор о интернет-рисках и угрозах жизни подростков подчеркнем, что главными средствами их профилактики являются ДОВЕРИЕ и КОНТРОЛЬ. Какими бы противоположными не казались нам эти понятия, в данной ситуации они сочетаемы. Тотальные

запреты не эффективны. Невозможно запретить проблемы, чувства и переживания ребенка, которые требуют выхода и разрешения.

В ситуациях интернет-рисков и угроз жизни, эффективно сочетание технического контроля с доверительным общением с ребенком, которое само по себе является способом контроля: только когда ребенок делится с родителями своими переживаниями, делами и трудностями, родители в курсе того, что с ним происходит, может осуществляться эффективный контроль, и может быть оказана необходимая поддержка в трудной для подростка жизненной ситуации.

В целом, важен комплексный подход к решению проблем, связанных с резкими перепадами настроения, различными зависимостями (включая компьютерную), девиантным поведением (в том числе, его клинических аспектов). Поэтому так важно быть чуткими к изменениям, которые происходят с ребенком.



Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние Вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если Вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере Вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут Вам найти выход из трудной ситуации.



Приложение 1.

Памятка для родителей об информационной безопасности детей в возрасте от 13 до 17 лет
  1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

  2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

  3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

  4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

  5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

  6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

  7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

  8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

  9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

  10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

  11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

  12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.

  13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

15.Если вы еще не знаете, как поговорить с ребенком об Интернете, обращайтесь на линию помощи «Дети Онлайн»

16. В целях проведения Единого урока по безопасности в сети Интернет просим обучающемуся пройти предварительную регистрацию на сайте www.Сетевичок.рф и родителю принять участие в опросе «Дети в Интернете глазами родителей» на сайте www.Родители. Сетевичок.рф .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!