СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для родителей "Создание условий для развития творческих способностей у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При создании благоприятных условий воспитания в семье важно знать и о том, какие факторы способствуют развитию творческой активности у детей. Познав радость творчества вместе с родителями,  ребенок  продолжит искать новые идеи самостоятельно. Но следует помнить, что взрослые должны помогать только тогда, когда это действительно необходимо. Если мы помогаем детям там, где они могут справиться самостоятельно, детский интерес угасает. Первый опыт творчества, не получивший одобрения и объективного признания со стороны родителей, порой навсегда закрывает для детей дверь в страну фантазий.

Просмотр содержимого документа
«Доклад для родителей "Создание условий для развития творческих способностей у детей"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детской культуры (искусств) «Радуга»











СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





Составитель:

педагог д/о Зобнина С.А.

















Выкса, 2018

Создание условий для РАЗВИТИя ТВОРЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ детей дошкольного возраста

     В современное время подрастающему поколению необходимо не только обладать знаниями, умениями и компетенциями, но и способностями быстро ориентироваться в информационном потоке, ставить цели, принимать самостоятельный выбор, проявлять гибкость и креативность в решении жизненных задач, то есть быть творческой личностью. Поэтому занятия с целью развития творческой активности детей являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Доклад педагога для родителей

 Каждый ребенок обладает творческим потенциалом, каждый пытается по-своему изучить этот мир, экспериментирует, делает свои маленькие открытия, придумывает собственные слова, воображает новые миры и т.д.

Однако, если эти «творения» остаются незамеченными взрослыми, то дети быстро забывают о них и переключаются на другие мотивы (например, потребительские). Если же взрослый обратит внимание на маленькое открытие, поймет, что это нечто важное и ценное в жизни ребенка, тем самым он поможет ему осознать себя в качестве творца, субъекта творчества. Это осознание будет побуждать ребенка и дальше пробовать свои силы в различных сферах жизни — будет положена основа формирования такого качества личности, как творческая устремленность.  Развитие и поддержка творческой активности ребенка — одного из факторов одаренности — должны осуществляться как педагогами, так и родителями. 

При создании благоприятных условий воспитания в семье важно знать и о том, какие факторы способствуют развитию творческой активности у детей:

1. Создание творческой атмосферы. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами с целью развития  его любознательности. Формируя творческую атмосферу, необходимо учитывать цветовую гамму.

Основными цветами, вдохновляющими нас проявить креативность, считаются оранжевый и желтый. Оранжевый цвет стимулирует творческий потенциал и энтузиазм, а желтый цвет пробуждает воображение, вдохновение и тягу к творчеству. Красный цвет также используется для активизации вдохновения, энергии, творческих сил. Фиолетовый цвет — стимулятор фантазии — способствует открытию новых идей.

Для преодоления таких трудностей, как повышенная возбудимость или, наоборот, пассивность, невнимательность, усталость, важно менять виды деятельности, позы и положение в пространстве.

Настроение также несомненно влияет на результаты творчества. Для настроя на творческую деятельность можно прослушать с детьми приятную музыку, потанцевать, спеть любимые песни или почитать интересную книгу.

2. Предоставление свободы выбора решения в тех ситуациях, где это возможно, повышает мотивацию и создает у ребенка ощущение причастности к творческому процессу. 

Можно предложить ему выбрать, например, материал того или иного цвета, задания, которые он будет выполнять, их сложность и т.д.

3. Внимание на особенности индивидуальности ребенка, его интересов. Родителям важно показать ребенку, что они ценят его успехи и результаты. Наблюдая за играми и увлечениями детей, мы можем определить, какие способности уже проявились, и что интересно детям на данный момент. Но если взрослые проявят негатив или безразличие, ребенок не станет этим заниматься, так как мнение родителей является для него доминирующим в этом возрасте. Первый опыт творчества, не получивший одобрения и объективного признания со стороны родителей, порой навсегда закрывает для детей дверь в страну фантазий.

4. Совместное творчество детей и родителей. Познав радость творчества вместе с родителями, ребенок продолжит искать новые идеи самостоятельно. Но следует помнить, что взрослые должны помогать только тогда, когда это действительно необходимо. Если мы помогаем детям там, где они могут справиться самостоятельно, детский интерес угасает и личностный рост прекращается.

Родителям важно помнить, как вести диалог в процессе совместных творческих занятий:

1) Предоставить детям возможность активно задавать вопросы.

2) Использовать парафраз, повторять слова за ребенком. Психологи установили, что этот прием помогает установить эмоциональный контакт и наладить взаимопонимание с ребенком.

3) Комментировать действия ребенка для развития рефлексии: «Я заметила, что сначала, ты хотел сделать так, а потом нашел верное решение».

4) Использовать юмор, который не только помогает установить контакт, создать доброжелательную обстановку и снять эмоциональное напряжение, но и повышает мотивацию, интерес, улучшает отношение к вам со стороны ребенка, развивает его творческое мышление.


5. Смена ролей в общении взрослого с детьми и неподдельный интерес со стороны взрослых к содержанию детских игр. Выделяются следующие стили общения: контролирующий родитель, опекающий родитель, взрослый-партнер и ребенок.

В роли контролирующего родителя мы даем задания, направляем, оцениваем. При этом общаемся и говорим с четкой педагогической интонацией. Следует помнить, что от такой интонации дети быстро устают и перестают ее воспринимать, а могут и начать сопротивляться, бунтовать. Поэтому долго находиться в такой роли не стоит.

Позиция опекающего родителя с интонацией «заботливой мамочки» важна для чувствительных детей, нуждающихся в постоянной поддержке. Но часто общаться с такой позиции тоже не стоит, так как может развиваться «выученная беспомощность».

Для развития личности и познавательной активности ребенка очень важна позиция партнерского общения с ребенком на равных, как с коллегой. Интонация при этом бывает ровной, спокойной, деловой. Взрослый не дает категоричных суждений, и у ребенка появляется возможность высказать свое мнение. Ребенок в роли лидера в определенных ситуациях позволяет ему почувствовать свою значимость и повысить самооценку и уверенность.

6. Положительные оценки в адрес ребенка, которые стимулируют его деятельность, поощрение оригинальных идей. Если есть критические замечания, то они высказываются конструктивно.

Например: «Сегодня у тебя не все получается, попробуй по-другому держать кисточку (карандаш)». Обратить внимание ребенка на динамику его изменений. При этом важно, чтобы он сосредоточился на анализе своей деятельности: «Как ты думаешь, почему не получается?» И высказать личное отношение: «Мне, знаешь, что сегодня понравилось?». Если родителям хвалить ребенка за все и всегда, то формируется неадекватно завышенная самооценка, и стремление к самосовершенствованию замедляется. У ребенка возникает ложное ощущение, что «я и так все могу». Похвалить можно только за ту часть работы, в которой он приложил максимум усилий. Затем можно отметить то, что могло получиться лучше.

7. Приемы современных педагогических технологий, среди которых поисковый метод в способах достижения определенной цели, развитие критического мышления, проектно-исследовательский метод можно использовать родителям в играх, ориентированных на творческую реализацию и самостоятельность.

Существует немало игр и заданий для поиска креативных решений, среди которых:

1) Отгадывание загадок, которые имеют множество правильных решений.

Например: «Зимой и летом одним цветом» (ель, солнце, молоко и т. д.). «Сквозь землю прошел — красну шапочку нашел» (гриб, земляника, брусника).

2) Можно ли какой-то предмет использовать по-другому?

Например, после демонстрации мультфильма предложить, как еще можно использовать палочку-выручалочку: палочка дирижера, палочка-указка для учителя, скалка для теста, палочка-мачта для паруса, палочка-жезл регулировщика, палочка-ножка стола, кисточка и т. д.

3) Как можно использовать объект, если его изменить?

Например, лист бумаги можно сложить в конверт и поместить в него мелкие предметы; или превратить кольцо использованного скотча в шкатулочку и т. д.

4) На что похоже это (пятно, рисунок, предмет, и т. д.)?

Для игры подходят семена и листья растений или проплывающие облака. Например, семена клена похожи на крылья стрекозы, семена яблока — на глаза, форма листика — на крону дерева в миниатюре и т. д.

5) Игры с изменением цвета, формы предметов.

Для этого занятия можно использовать рисование и лепку.

6) Что можно использовать вместо этого предмета?

Для игры можно сделать карточки с изображениями предметов из повседневной жизни. Например, что можно использовать вместо стула, подушки, ложки и т.п.

7) Можно ли изменить роли и сделать их противоположными?

Например, добрый Кащей, злая Красная шапочка, смелый Заяц, трусливый Волк и т.д.

Развивать творческие способности ребенка может только взрослый, который сам способен к творчеству. Поэтому родителям тоже желательно развивать креативность и быть для ребенка примером. Существуют некоторые способы, чтобы найти стимул для воображения и развития творческого потенциала. В качестве тренинга попробуем выполнить несколько упражнений для развития творческого подхода в различных ситуациях.

Тренинг для родителей

1. Необычное в обычном

На что похожи обычные цифры 1, 2, 4, 7, 8 и буквы А, Ж, Е, У и т. д. В поиске решения можно переворачивать символы. Подобные наблюдения позволят вам развивать в себе творческое мышление, разнообразить свою жизнь и сделать ее интересней. А сейчас познакомимся с видеоматериалом о том, как можно в рисунках превратить цифры в изображения животных.

2. Сравнение предметов

Например, сравните лист яблони и лист груши. Для тренинга используется гербарий. Уделяя внимание деталям, вы учитесь замечать мир вокруг — это первый шаг к взаимодействию с ним через свои образные и творческие способности.

3. Внимание на своих ощущениях

Закройте глаза и постарайтесь определить, по каким предметам я стучу карандашом. В парах попробуйте нарисовать на спине партнера воображаемую цифру, которую ему необходимо отгадать. По запаху определить одну из семи специй: гвоздика, лавр, корица, базилик, кориандр, перец и тмин.

4. А что, если..?

Ответьте на вопрос: «Что будет, если я смогу сделать невиданный космический корабль?» Позвольте себе поэкспериментировать, творчески выполнить задачу, изобразить корабль на листе бумаги. Ответы укажут вам новые направления.

5. Игры со словами

Найдите слова по первым буквам одного понятия, которое определяет тему. Например, для слова «звери» ответами будут : зебра, волк, енот, рысь и ирбис. Подберите ответы для слова «транспорт».

6. Пояс рассказчика

Придумайте рассказ по нескольким ключевым словам. Ведущий держит в руках пояс, а участники, рассказывая, передвигаются от нижнего конца к верхнему — от начала рассказа к эпилогу.

В заключение отметим, что, создавая необходимые условия для развития и поддержания творческой активности детей, мы решаем одну из важнейших задач, стоящих перед обществом, — воспитать детей творческого, умного поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных новых условиях, которыми так богата наша современная жизнь.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Изд. Э, 2016. — 576 с.

  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — Екб.: Деловая кн., 1999 — 364 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. — М.:, АСТ, 2014. — 256 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — Спб.: Златоуст, 1998. — 352 с.

  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. — М.: Сфера, 2006. — 464 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!