СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Драматургия эстрадного номера"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди огромного разнообразия зрелищных искусств эстрада прочно занимает особое место, являясь самостоятельным явлением художественной культуры. Отличительной особенностью «сценического» поведения вокалиста является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс иных выразительных средств. И, прежде всего, – это актерское мастерство исполнителя.  Поэтому одна из основных задач, стоящих перед педагогом - умение создать номер.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Драматургия эстрадного номера"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18»

Доклад «Драматургия эстрадного номера»

Выполнила: учитель музыки Картавцева Е.И.

I. Введение.

Среди огромного разнообразия зрелищных искусств эстрада прочно занимает особое место, являясь самостоятельным явлением художественной культуры. Эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино, серьезной литературой, поскольку последняя требует большего времени для подготовки своей продукции. Главным центром притяжения для современного эстрадного вокального исполнителя оказывается молодежь с ее повышенным вниманием к проблемам эмоционального  общения. Песня на эстраде превращается в мощное средство общения и становится широко доступна.

Самая лучшая песня – это та, слушая которую забываешь и о музыкальных тонкостях и о стихосложении, а думаешь о своей жизни. Звуковая и сценическая эстетика популярной эстрадной музыки основана на стремлении вывести человека на уровень физического музыкального восприятия. Это делается в основном в больших концертах с помощью сложной звукоусиливающей аппаратуры, спецэффектов светового и декоративного оформления сцены, костюмов, грима и поведения исполнителей на эстрадной площадке.

Отличительной особенностью «сценического» поведения вокалиста является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс иных выразительных средств. И, прежде всего, – это актерское мастерство исполнителя.  Поэтому одна из основных задач, стоящих перед педагогом - умение создать номер.

II. Основной комплекс специфических особенностей постановки эстрадного номера

Это синтез выразительных средств + специфика драматургического построения номера и его основных структурных  элементов.

Драматургией эстрадного номера является идейное и событийное содержание номера, выраженное через действия актера.

Композиция (componere — составлять)— важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

В сценическом же искусстве композиция это построение художественного произведения. Для артиста, выступающего на эстраде, номер — маленький спектакль обладающий собственной внутренней структурой по законам композиции. Потому в нем обязательно прослеживаются элементы композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Сюжетные номера всегда привлекают зрителя, и педагог, когда позволяет индивидуальность исполнителя, делает ставку на создание именно такого номера. Но на эстраде сюжетная драматургия номера не всегда является его первоосновой и в отличие от драматического театра может даже мешать выразительному исполнению. Чаще всего там, где основным средством выступает сложная техника исполнения, драматургия номера должна иметь прикладное значение. Наличие в эстрадном номере драматургии делает его более выразительным и  интересным  для публики интригой и ярко выраженным конфликтом, но педагогу не стоит забывать о такой важнейшей составляющей эстрады, как демонстрация исполнителем своего уникального мастерства.

Идея и тема номера должны всегда раскрываться педагогом через проявление вокального мастерства исполнителя. Если же в номере драматургическая основа выходит на первый план и становится самым сильным компонентом, возникает специфический этюд-сценка, который вызывает у зрителя недоумение, так как признаки эстрадного номера в нем почти отсутствуют. Педагог должен учитывать следующее обстоятельство: драматургия эстрадного номера второстепенна, она призвана «обслуживать» жанр, она в первую очередь помогает раскрыть мастерство, индивидуальность эстрадного артиста, которые находят выражение в специфических выразительных средствах жанра.

Проанализируем такие важнейшие элементы драматургии как конфликт, событие, предлагаемые обстоятельства применимо к эстрадному вокальному номеру. Исходное событие  в песне – это событие, которое определяет  эмоциональную наполненность исполнителя до того момента, пока не произойдет следующее крупное событие в песне, которое можно считать главным. На эстраде исходное событие имеет немного другую функцию, чем в театре. Если в театре исходное событие определяет поступки всех действующих лиц до момента, пока не случится следующее главное событие, то на эстраде исходное событие влияет на настроение песни и атмосферу, которой она должна быть пронизана. Событие является способом проявления драматургического конфликта. Конфликт на эстраде – явление сложное и неоднозначное, имеющее двойственную природу. Если режиссер хочет создать на эстрадной площадке серьезный внутренний психологический конфликт, ему все равно придется прибегнуть к чисто эстрадным приемам, которым всегда необходимо яркое внешнее выражение. Особенно важно подчеркнуть, что такой конфликт должен проявляться через выразительные средства, присущие данному эстрадному номеру (вокальному). Так как песня – это маленькая пьеса, то почти все предлагаемые обстоятельства можно обнаружить в авторском тексте. Для режиссера-постановщика авторский текст – это кладезь информации и возможностей сделать номер нестандартным.

Отправная точка при создании эстрадного номера -  индивидуальность исполнителя. Индивидуальность – ценное свойство артиста эстрады, в котором сосредоточено наивысшее проявление его таланта и мастерства. Именно индивидуальность предполагаемого исполнителя играет важную роль в создании драматургии и становится первым шагом к постановке номера. В результате такого подхода к постановке, номер и его исполнитель оказываются слиты воедино, и повторить этот номер в другом исполнении никогда не удается.

Эстрадный номер всегда создается не просто для конкретного исполнителя (исполнителей): индивидуальность артиста служит отправной точкой в возникновении эстрадного номера.  Именно на эстраде существует интересный феномен, вряд ли возможный в театре или опере: исполнитель может не обладать профессиональным образованием, но создает только одной своей индивидуальностью блестящий номер, или с другой стороны, может этим образованием обладать, но яркий номер создать не может. Внешняя индивидуальность - это совокупность всех качеств человека, которые заложены генетически, формируются к моменту его рождения и являются относительно стабильными. Внутренняя индивидуальность – все, что связано с его психическими характеристиками, особенностями характера, личностными чертами.

Те мысли и чувства, которые вкладывает исполнитель в музыкальную композицию, должны быть им продуманы и прочувствованы заранее, в процессе вживания в музыкальный образ, стать сутью энергетики звучащего образа. Вокалист должен постараться ощутить родство своих эмоций, хранящихся в эмоциональной памяти, и эмоции исполняемой им музыки. Только в этом случае возникает настоящая гармония.

1. Настроения песни – это самое главное при постановке вокального номера, его суть.

2. Сценическая площадка. Педагог обязан учитывать специфику  работы  вокалиста на разных сценических площадках: больших, маленьких, круглых, пятиугольных, под открытым небом, совсем близко к столикам зрителей в ресторане или ночном клубе, и даже со столбом посередине.

3.Зрительская  аудитория, ее специфические особенности. А. Райкин был твердо убежден, что все «дело в том, в какой аудитории ты выступаешь. Если придешь в университет, там всегда прекрасная публика. В банкетном зале, где празднуется юбилей какого-то учреждения, восприятие публики будет совсем иным».

Многие проблемы современной песенной эстрады связаны с субкультурой молодежной публики. Как результат такого явления на первый план выходит понятие социального заказа к песенной эстраде. В создании социального заказа участвуют те слои общества, которые являются потребителями данной культуры. В данном случае имеет место мощная «раскрутка» не самого духовного и высокопрофессионального направления современной эстрады. Шоу-программы заполнены вокальными номерами сомнительного качества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!