Автор: Зиновьева Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования (МКУ ДО ЦДО УКМО)
e-mail: [email protected]
Экологическое образование
посредством детско-юношеского туризма
Каждый человек с момента своего рождения познает мир. И чем больше он узнает окружающий мир, тем сильнее его желание открыть неизведанные тайны природы. Еще будучи малышами, внимательно разглядываем мы различных насекомых, травинки, цветочки. Позже у кого-то это увлечение перерастает в профессию, кто-то, просто путешествуя с рюкзаками, любуется природой, находя в ней красоту и очарование, а кто-то попросту отдыхая, наносит вред окружающей среде, оставляя после себя различный мусор, поврежденные кусты и деревья. И как тут не вспомнить слова немецкого философа, гуманиста XX века Альберта Швейцера: «Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого». [1] Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - важная проблема настоящего времени. Ведущую роль в ее решении призваны сыграть организации дополнительного образования детей, так как имеют наиболее широкие возможности инновационного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей и подростков. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача - организация процесса познания окружающего мира и установление гуманистических взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром. И эту задачу можно решить в процессе организации туристско-экологической деятельности, которая содержит огромный потенциал формирования экологической культуры у подрастающего поколения.
Цель данной работы – раскрыть различные подходы к экологическому образованию и воспитанию детей и подростков посредством детско-юношеского туризма.
Рассмотрим следующие понятия:
Туризм – это путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. [2]
Детско-юношеский туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения и взаимопонимания между народами. [3]
Детский и юношеский туризм - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. [4]
Экологическое образование и воспитание - педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание того, что человек часть природы. [5]
Объединяет эти два понятия ст.71 . Всеобщность и комплексность экологического образования закона «Об охране окружающей среды» 7-ФЗ 2017 - «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма»
Большое преимущество туристско-экологической работы перед другими видами деятельности – это предоставление возможностей активного, эмоционально- деятельного познания окружающего мира и реального положения человека в окружающей действительности. 16-ти летний опыт работы в области туризма показал, что различные формы и средства являются действенными методами в формировании нравственных качеств личности подростков. В походах развивается бережное отношение к природе, самостоятельность, умение приходить на помощь людям, организовывать досуг. Ребята чувствуют себя взрослыми, ответственными за безопасное нахождение на природе не только себя, но и других людей. Туристско-экологическая деятельность имеет интегративный характер, потому что воспитательная, социальная, природная, творческо-преобразующая функции нравственного формирования личности подростков реализуются в своей совокупности.
Детское объединение «ТЭФИ» действует на базе МКУ ДО ЦДО с 2000 года. В нем занимаются ребята от 7 до 18 лет. Обучение в объединении ведется с 1 по 11 класс по разным учебным программам.
1-4 класс – «Арт-фантазия». На протяжении четырех лет ребята постигают основы театрального искусства: осваивают азы актерского мастерства и сценической речи, готовят спектакли. Наряду с традиционными спектаклями по мотивам народных сказок и сказок русских писателей в репертуаре есть и спектакли на экологическую тему. В начале обучения, участвуя в театральных играх и постановках, ребята приобщаются к миру природы, учатся бережно относиться к ней. В результате у детей формируются представления о значимости растений, животных в жизни человека. Происходит творческое раскрытие ребенка, что играет большую роль в последующем обучении.
Следующая ступень обучения самая длительная. В течение пяти лет ребята обучаются по программе «Туризм. Экология. Фантазия. Искусство», которая состоит из нескольких блоков. Каждый блок включает в себя погружение в определенную область знаний.
1 блок – Основы туризма. В ходе обучения, ребята изучают виды туризма, туристические узлы, виды костров и правила их разведения, туристическое снаряжение, приготовление пищи в походных условиях и оборудование туристского быта, топографические знаки и ориентирование, оказание первой доврачебной помощи, учатся выживать в условиях дикой природы. В рамках блока «Основы туризма» ребята изучают краеведение. Здесь большую роль играет интеграция основного и дополнительного образования. На занятиях в объединении ребята используют знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ, географии, биологии, химии, истории и одновременно получают дополнительные знания по этим предметам
2 блок – Экология. На занятиях ребята изучают «Байкаловедение», учатся создавать экологические проекты, изучают экологические проблемы города и России. В процессе обучения они приобретают навыки исследовательской и природоохранной деятельности, учатся изучать природу в полевых условиях.
3 блок – Фантазия и искусство. Этот блок нацелен на изучение быта, культуры и традиций народов России, написание легенд, составления краеведческого описания, создание оберегов, рисунков, моделей одежды, в т.ч. из вторсырья и бросового материала. В этом блоке используются знания русского языка и литературы, истории, ИЗО и технологии.
Учебной программой предусмотрено проведение сезонных однодневных походов, многодневных походов и экспедиций в летнее время, выездов в учебное время, а также посещение памятников и знакомство с историей родного края. Туристический поход, который ставит своей целью не просто отдых, развлечение и новые впечатления, а участие в настоящих исследовательских работах, вызывает у детей и подростков большой интерес. В походах наряду с овладением специальных знаний, умений и навыков, для организации содержательного досуга и просветительской работы с другими людьми, при постановке экологических и иных спектаклей применяются актерское мастерство и сценическая речь. В полевых условиях успешно проводятся исследовательские работы.
Основными формами работы нашего объединения являются:
1. Туристская работа. В течение учебного года мы совершаем туристские однодневные походы по окрестностям родного края, к интересным природным объектам, таким как памятники природы «Скала Мир», озеро «Соленое», на живописные сопки. В этих походах участвуют и старшие, и младшие ребята. Так старшие подготавливает смену и обеспечивают преемственность поколений в объединении.
2. Экологическая работа. Совершая походы, ребята проводят различные природоохранные мероприятия: «Осторожно! Муравейник!», «Живое серебро», «Чистый лес», «Сохраним леса Сибири» и др.
3. Агитация и пропаганда экологической культуры. Показ экологических спектаклей. После каждой экспедиции и туристского похода оформляется стенд с фотографиями, альбом с лучшими фотоработами ребят. Ребята готовят доклады - презентации и выступают перед товарищами в школе.
4. Практическая трудовая деятельность в полевых экспедициях. Ежегодно в период летних каникул мы совершаем многодневные походы. Совместно выбирается туристический маршрут, ведется подготовка. Организуется быт и ежедневное дежурство по лагерю согласно туристским и экологическим правилам.
5. Исследовательская деятельность. После проведения полевых работ юные исследователи проводят камеральную обработку собранного материала, оформляют исследовательские работы, которые представляют на конференциях и конкурсах разного уровня. Ребята становились победителями научно-практических конференциях «Исследователи природы Восточной Сибири», «Первые шаги исследователя», экологической игры «Чистый мир», Российского конкурса имени П.А. Мантейфеля, конкурсов Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
6. Экскурсионно-познавательная деятельность. Совершая выезды, мы стараемся познакомиться с бытом народов данной местности; посетить природные и культурные объекты.
7. Творческое развитие: выступления детей на концертах художественной самодеятельности, праздниках, участие конкурсах рисунков, поделок и моделей одежды из вторсырья, бросового и природного материала.
8. Профессиональная ориентация учащихся. В наших поездках, походах мы встречаемся с разными специалистами, и ребята узнают особенности их работы.
9. Развитие чувства коллективизма и взаимовыручки при проживании в полевых условиях. Умение жить отрядом в полевых условиях, отличных от городских, - дается не сразу. Варить обед на костре на всю группу, заготавливать дрова, мыть посуду и при этом оставаться спокойным и позитивным, сдерживать свои негативные эмоции.
10. Укрепление здоровья. Пребывание на свежем воздухе, купание, катание на лыжах, хорошая физическая нагрузка .
Участие детей и подростков в туристских, экологических и иных мероприятиях повышает их активность и уровень отношения к природе. Расширяется эмоционально-практический опыт взаимодействия с природными объектами. У ребят, научившихся бережно относиться к природе, жить с ней в согласии, формируются нравственно-этические нормы поведения, повышается мотивация к изучению родного края, улучшается эмоциональное состояние здоровья.
Таким образом, между туризмом и экологией налажен практический контакт и единство целей, при которых туристы часто становятся экологами, а экологи - туристами. Ребятам представляется возможность увидеть интересные места, уникальную природу. У них начинает работать воображение, что значительно усиливает восприятие слов педагога и материала учебника. У детей и подростков формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире, закладываются основы экологической культуры, формируются патриотические чувства.
В комплексе изучения основ туризма, экологии и краеведения идет междисциплинарная интеграция туристско - экологического образования, воспитания и развития, а это самое важное в современном мире. В результате реализации программы формируется свободная творческая личность, экологически грамотный турист, который изучает родной край, ведет здоровый образ жизни и активную природоохранную деятельность.
Таким образом, экологическое образование - это процесс и результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений и навыков, посредством детско-юношеского туризма, как одно из условий, которое является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами.
Источники
http://lib.rin.ru/doc/i/130210p105.html «Культура и этика», стр.105
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141798/туризм Большая советская энциклопедия
StudFiles.ru›preview/5411016/. Концепция детско-юношеского туризма Размещено на Allbest.ru
CyberLeninka.ru›Научные статьи›n/problemy-detsko…; studbooks.net›698503…vidov_detsko_yunosheskogo… Модельный закон о детском и юношеском туризме.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/8001ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»
6