СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания"»

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного человека.

Но, к сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на недостаточном уровне, большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; не умеют грамотно обращаться с активами; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; и т.д.

Как показывает практика, основы финансовой грамотности необходимы всем нам, для того, чтобы воспользоваться своими правами, предоставляемые нам Конституцией и финансовым законодательством. Например, это право граждан на социальные льготы, такие как оплата лечения, образования, возвращение налогового вычета. Большинство из нас не пользуются своими правами, так как, во-первых, их не знают, а во-вторых, не знают, как и в какие сроки необходимо оформить налоговую декларацию, чтобы получить налоговое возмещение.

С приходом рыночной экономики, стало жизненно необходимо повышать финансовую грамотность. Ведь для обеспечения личного благосостояния нужно уметь принимать обоснованные финансовые решения, планировать личный бюджет, создавать сбережения и грамотно пользоваться финансовыми инструментами.

Финансовая грамотность формируется у студентов целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию». Именно на уроках обществознания, студенты получают теоретические знания по экономике, но их не достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом социуме.

Таким образом, на уроках обществознания для формирования у студентов финансовой грамотности необходимо добавлять экономические знания практической значимости и активно применять экономические задачи в изучении тем по блоку «Экономика».

В задачах должны рассматриваться такие важные темы как составление и расчет семейного бюджета; денежные операции в банках и других структурах; сделки, связанные с риском; денежные вознаграждения; наличие ответственных органов за финансовые услуги; личные сбережения — излишество или прок; тонкости кредитов и депозитов; права и обязанности участников финансово-экономических отношений; управление денежными потоками; агрессивная политика банков; активы и пассивы (доходы и расходы); страхование и пенсионные выплаты; наличие и безопасное использование пластиковых карт и т.д.

Для изучения ключевых финансовых понятий и формирования умений, необходимых студентам для грамотного управления своими денежными средствами, планирования своего бюджета, создания собственных сбережений, умения ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами преподавателю необходимо правильно подобрать формы и методы организации учебной деятельности по финансовой грамотности. Так при изучении вопросов экономики я использую уроки-лекции, где основная задача преподавателя – рассказать о проблемах, с которыми студенты будет иметь дело в будущем или уже встречались в повседневной жизни, объяснить, к чему может привести незнание элементарных основ финансовой грамотности.

При изучении темы «Банки и банковская система», я использую такую форму урока как проблемная лекция, где вместе со студентами разбираем правила и возможности использования физическими лицами банковских услуг и их продуктов как способа повышения своего благосостояния и улучшения управления ими. Обязательно обращаю внимание студентов на то, что недостаток понимания и отсутствие практических навыков в сфере сбережения, кредитования, оплаты услуг может привести к необдуманным решениям, за которые возможно придется расплачиваться в течение многих лет.

Обучение основам банковской деятельности и банковских услуг - это один из наиболее актуальных вопросов общей финансовой грамотности молодёжи. И поэтому задача развития банковской грамотности у студентов заключается не только в предоставлении информации в данной области, но и формирование у них практических умений управления личными финансами. И это, еще и обусловлено тем, что, начиная с 14-ти лет, у несовершеннолетних возникают финансовые права, несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Следующая форма – это уроки-планирования, основная задача таких уроков определить, что именно необходимо знать для решения практических задач определенного типа. Главное на таком уроке научить студента ставить финансовые цели и планировать их достижение. Так при изучении темы «Финансовые институты» рассматриваем страховые услуги страховых компаний и пенсионных фондов, которые доступны на российском рынке, выявляем достоинства и проблемы различных страховых программ.

На уроках-практикумах отрабатываем практические умения и самостоятельные решения поставленной практической задачи. Так при изучении темы «Ценные бумаги» с помощью проблемных заданий и вычислительных задач, подвожу студентов к выводу, что рынок ценных бумаг может рассматриваться в качестве источника дополнительных возможностей повышения семейного благосостояния, но при этом существуют риски потери денег, здесь, же выявляем какие это могут быть риски.

Также использую урок-игру, на котором моделируется какая-либо жизненная ситуации с целью отработки модели поведения и приобретения опыта такого рода деятельности.

Так, например, зная, что современное молодое поколение является активным потребителем и все больше становится объектом внимания розничных торговых сетей, сервисных компаний, производителей банковских услуг, реализующих, в том числе и совместные проекты.  При изучении темы «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина» моделируем ситуации по получению и использованию кеш бека; сравниваем возможность покупок в разных магазинах. (условно определяю цены в магазинах и количество денег у студента).

Провожу уроки-семинары, где обсуждаются сложные проблемы, связанные с поведением в сфере финансов, формулируются и высказываются студентами их собственное мнение. Это такие темы как «Рынок труда и безработица», «Виды, причины и последствия инфляции», «Экономический рост и развитие. Понятие ВВП» и др.

При изучении ряда тем работаем с программой «Консультант плюс» так например, изучая тему «Налоги и государственный бюджет» разбираем отдельные статьи НК РФ в частности ст. 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) и ст. 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов), рассматриваем санкции за уклонение от исполнения налоговых обязательств (ст.107 НК РФ;. Ст153,155 Ко АП РФ, ст.198,199, 1999.1УГ РФ)

Этой теме уделяю особое внимание, так как считаю, что это одна из важнейших тем формирование экономического  сознания и финансовой грамотности обучающихся.

Таким образом, на уроках обществознания закладываются основы экономического воспитания, которое направлено

на формирование экономического  сознания и финансовой грамотности обучающихся. Подводя итоги, хочется сказать обучение основам финансовой грамотности студентов, способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!