СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как же игра помогает развить музыкальные способности  у детей дошкольного возраста? Хотите узнать? Тогда читайте.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"»


Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ОП «Стахановский педагогический колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»











ДОКЛАД


«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».










Выполнила: студентка 3 курса

Специальность «Дошкольное

образование»

Тищенко Ю.В.












г. Стаханов, 2019 г.


Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных, до самых сложных».

По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др. Однако, как отмечалось, А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально - сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально - дидактических игр для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха. Ею намечены три типа дидактических игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.


Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является

развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

- одна из них - обучающая, которую преследует взрослый,

- другая - игровая, ради которой действует ребенок.


Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

- формировать у детей музыкальные способности,

- в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,

- развить чувство ритма, тембровый и динамический слух,

- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.


Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные.

Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Л.Н. Комиссарова выделяет 2 группы музыкально-дидактических пособий:

- для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

- элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактические игры развивают музыкально-сенсорное восприятие:

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

5. Развитие ладового чувства

Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

-пением

-музыкально - ритмическими движениями

- игрой на детских музыкальных инструментах


Песни звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

- Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»

- Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»

- Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»

- Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»

- Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»

- Сочинение мелодий контрастного характера

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться». Музыкально - дидактическая игра: «Чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры: «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш», «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».


Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.


Игры «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.

Музыкально - дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.

Рекомендации по оформлению музыкально - дидактических игр.

1. Название игры, цель, игровой материал.

2. Демонстрационный материал: пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.


Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.

Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,  позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развить слуховое внимание детей, творческие способности, повысить качество образования дошкольников

Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!