СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «особенности и значимость педагогической культуры учителя начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ

НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «особенности и значимость педагогической культуры учителя начальных классов»»

















ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»





Докладчик: учитель начальных классов

МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»

Крук Ирина Викторовна





2024 г.



Осуществление педагогического взаимодействия, педагогическое воздействие учителя на других субъектов общения осуществляется с помощью речи, поэтому ее специфика существенно влияет на эффективность коммуникативного процесса. Основным компонентом педагогической деятельности учителя является его речь. Культура речи является одним из решающих факторов в установлении социальных, профессиональных контактов педагога, его средств самовыражения через язык и речь. Она отражает ценностные ориентации, гармоничность профессиональных знаний, коммуникативные, нравственные и психологические возможности, характеризует его воспитанность, умение выражать мысли, придерживаться этических норм общения. Овладение учителем культурой языка и речи, речевым этикетом является необходимым условием эффективности профессионального и личностного общения. Кроме того, речь учителя начальных классов — это определенный образец коммуникативного действия для учащихся.1

На протяжении многих лет большое количество ученых и педагогов стали уделять внимание культуре языка, в том числе классическим примером этого является опыт А.С. Макаренко. Молодой учитель, чувствуя свою беспомощность в общении с учениками, начал серьезно работать над своим голосом, дикцией, дыханием. Известные выводы: "Я стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить: "Иди сюда" с 15-20 интонациями, когда научился передавать 20 нюансов лица, характера и голоса. И тогда я не боялся, что кто-то не подойдет ко мне или не услышит то, что нужно". Выдающийся педагог считал, что учитель должен говорить так, чтобы дети чувствовали в его словах свободу, культуру и самобытность.

Сухомлинский разработал своеобразный кодекс учительской речи. Он считал, что слово учителя не должно быть грубым, неприличным, лживым и неискренним. Он особо подчеркивал своеобразную психотерапевтическую функцию речи учителя, считая ее необходимым условием общения - диалога между учителем и учениками. Выражения "душа ребенка" и "слово учителя" он ставил рядом.2

Язык живет в речи. Без нее язык не может выполнять свою коммуникативную функцию. Однако речь, а затем и речевая коммуникативная деятельность невозможны без языка, его лексики, фонетических законов, грамматических правил.

Несмотря на многочисленные исследования профессиональной компетентности учителя, вопрос о культуре речи как компоненте профессионального мастерства учителя остается в поле зрения современных ученых. В частности, наибольший интерес вызывает вопрос о том, от чего именно зависит культура речи учителя.3

Владение речью связывают с врожденным даром слова, которым обладает далеко не каждый, это умение приобретается со временем для того, чтобы ясно и ярко говорить и писать, выбирая из множества вариантов выражения или чувства наиболее точный и стилистически уместный.

Речь — это не самоцель, а средство, которое человек может по-разному использовать в любой деятельности.

Принимая во внимание общение между учителем и учениками начальной школы, мы понимаем, что речь является важным компонентом мастерства учителя. Это основной инструмент учителя, с помощью которого происходит решение задач, составляющих суть профессиональной педагогической деятельности. Она также помогает сделать складную тему урока интересной, а процесс обучения привлекательным; создать искреннюю атмосферу общения в классе, установить контакт с учащимися, достичь с ними взаимопонимания, сформировать у учеников чувство эмоциональной опустошенности, вселить в них уверенность в себе [7, с.64]. Поэтому такой учитель - настоящий лидер, который способен не только адекватно нарушать свои мысли и чувства, чтобы правильно понять других, но и найти оптимальные средства воздействия на них, убедить их в своей правоте.4

Речь учителя развивается в двух разновидностях - в монологе (монологическая речь) или в диалогической (диалогическая речь) формах. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, объяснение (правил, законов, терминов и т.д.), развернутые оценочные суждения (мотивационная оценка знаний, поведения, внеклассной деятельности учащихся). Диалогическая речь учителя широко представлена во всевозможных беседах с учащимися, которые строятся в форме вопросов и ответов.

Теоретической основой культуры речи учителя является знание и понимание норм литературного языка как:5

Орфоэпические, которые регулируют правила произношения звуков и грамматических форм слов;

Акцентуационные, определяющие правильное ударение в словах;

  • Лексические, регулирующие употребление слов

  • Грамматические, касающиеся употребления грамматических форм слов, построения фраз, предложений;

  • Морфологические, предусматривающие употребление в речи знаменательных изменяемых слов, грамматическая оформленность которых соответствует норме литературного языка;

  • Стилистические, регулирующие употребление языковых средств в соответствии с условиями общения.6

Культура речи, основанная на достижениях языковой культуры, включает, во-первых, безусловное следование нормам литературного языка и, во-вторых, речевое мастерство говорящего или пишущего.

Высокая культура речи связана с высоким уровнем общей культуры человека - культуры мышления, культуры поведения, культуры чувств. Поэтому, заботясь о культуре речи в обществе, мы должны прежде всего заботиться о культуре (в широком смысле) каждого гражданина.

Анализируя речь учителя, мы обязательно учитываем такое выражение, как "коммуникативные особенности культуры речи". В соответствии с коммуникативными особенностями к ним относятся: правильность, содержательность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность и целесообразность.7

Точность - определяющий признак речи, заключающийся в соответствии ее литературным нормам, заложенным в системе языка (орфоэпическим, орфографическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим, пунктуационным, словообразовательным).

Содержательность - глубокое осознание темы и основной мысли высказывания, детальное знакомство с имеющейся информацией по данной теме, разностороннее и полное раскрытие темы, избегание чрезмерности. Содержательность тесно связана с такой чертой, как краткость

Логичность — это последовательное (логичное) изложение мыслей.

Точность — это внимательное отношение к языку, правильный выбор слова, хорошее знание оттенков значения слов, синонимов, правильное использование фразеологизмов, крылатых выражений, четкость синтаксически-смысловых связей между членами предложений.

Богатство речи предполагает использование разнообразных языковых средств выражения мысли в рамках соответствующего стиля. Лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические, стилистические ресурсы языка являются источником богатства, разнообразия речи. Как можно полнее необходимо использовать эмоционально-образную лексику, устойчивые выражения, разнообразить свою речь синонимами, фразеологизмами.8

Выразительность речи достигается выделением наиболее важных мест своего высказывания, раскрытием собственного отношения к предмету речи. Для этого необходимо использовать выразительные средства звукового вещания: логическое ударение, паузы, дикцию, интонационную выразительность и технические факторы выразительности: дыхание, темп, мимику, жесты.9

Уместность и полезность зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата.

Все эти коммуникативные особенности культуры речи тесно связаны между собой, и ими необходимо овладевать в целом. Высокая культура речи - значимый показатель общей культуры личности учителя.

Также важная составляющая речи учителя начальных классов - это его "коммуникативное поведение", под которым понимается не просто процесс говорения, а такая организация вещания и соответственно его невербальное поведение учителя, которое влияет на создание эмоционально-психологической атмосферы педагогического общения, на характер взаимоотношений между учителем и учениками, на стиль их работы.

Коммуникативное поведение преподавателя оценивается по тому, что и как он говорит, какие у него жесты, движения, мимика, какой подтекст имеют его слова, на что рассчитывается реакция студентов.

Авраменко говорит, что речь учителя имеет следующие структурные особенности.10

1. Продолжительность речи. Она зависит от ее жанровой принадлежности (урок, беседа, доклад, сообщение, лекция) и определяется говорящим, исходя из коммуникативной направленности, темы и ситуации общения.

2. Горизонтальное членение - расположение всех частей выступления, содержания уроков по определенной системе, которые создают ощущение логической стройности и динамичности речи.

3. Вертикальное членение - соподчинение частей текста по значимости.

4. Использование тропов - употребление слов и выражений в переносном смысле, когда в сознании оратора и слушателей их прямой и переносный смысл является важнейшим средством создания выразительности речи во время публичного выступления.11

5. Использование риторических фигур. Это повышает выразительность, экспрессивность речи, силу ее воздействия на адресата и способствует использованию специальных синтаксических конструкций: антитезы, градации, повтора, анафоры, эпифоры, риторического обращения.

Требования к коммуникативным качествам учителя обусловлены прежде всего функциями, которые он выполняет в педагогической деятельности. Основными из них являются:

  • Коммуникативная - установление и регулирование взаимоотношений между учителем и учащимися, обеспечение гуманистической направленности учащихся.

  • Психологическая - создание условий для обеспечения психологической свободы ученика, проявления индивидуального своеобразия его личности.

  • Когнитивная - обеспечение полноценного восприятия студентами учебной информации, формирование их личностного, эмоционально - ценностного отношения к знаниям.12

  • Организационная - обеспечение рациональной организации учебно-практической деятельности учащихся.

Особенности речи преподавателя во взаимодействии с учащимися во многом зависят от индивидуального стиля общения (это может быть общение - дистанция, общение - флирт, общение на основе совместной творческой деятельности), характера его социальных установок в педагогическом общении.

Поэтому понятно, что от педагога, для которого характерен авторитарный стиль общения и негативные социальные установки, практически невозможно дождаться корректных замечаний, доброжелательных интонаций. Демократизм в отношениях приведет к другому стилю речи, который продемонстрирует уважение и доверие учителя к ученикам.13

Примеры мастерского использования речи как регулятора общения можно найти в опыте А. Макаренко. Выдающийся педагог, как известно, строит свои отношения с учениками, руководствуясь принципом "как можно больше требований к личности, но в то же время и как можно больше уважения к ней".

В зависимости от конкретных условий он был серьезным и смешным, ироничным и бунтарским, авторитарным и мягким.

В этом диалектическом выражении его личности проявлялась адекватность чисто человеческих реакций на поведение студентов. Но тон, характер его речи никогда не унижал молодого человека.

Таким образом, культура речи учителя начальных классов является не только показателем его профессиональных качеств, но и фактором, влияющим на его признание в педагогическом мире. Специалист, не обладающий соответствующим уровнем речи, не может быть доволен собой, а это негативно сказывается на его поведении, профессиональной деятельности и даже в личной жизни.14

Следует отметить, что особенности процесса овладения языковым навыком и культурой речи зависят не только от преподавателя, среды, моделируемого и контролируемого процесса обучения, но и от индивидуально-характерологических качеств личности преподавателя в целом (индивидуальные способности личности преподавателя к речи, ощущение особенностей языка, ритма, гибкости голоса и эмоциональной, мотивационной направленности преподавателя на овладение профессиональными качествами).15

Таким образом, можно сказать, что учитель должен быть коммуникабельным человеком с высокой культурой общения, умением вести диалог, дискуссию и обеспечивать положительный морально-эмоциональный настрой в педагогическом взаимодействии. Современный учитель должен постоянно работать над овладением языком, проявлять свою индивидуальность в устной и письменной речи.



1Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. М.: Планета музыки, 2020. 256 с.

2Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2020. 256 с.

3Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2020. 178 с.

4Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2020. 178 с.

5Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2020. 272 с.

6Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2020. 720 с.

7Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7898-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469270 (дата обращения: 29.10.2021).

8Корчагина, М. В. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности – Тольятти, 2020. – 25 с. – Библиогр.: 22-25.

9Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2020. 472 с.

10Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2020. 156 с.

11Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

12Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

13Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие. М.: Парадигма, 2020. 216 с.

14Лапина, С. Н. Становление информационно-коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов в образовательном процессе педагогического колледжа. – Чита, 2020. – 23 с.: диагр., схемы.

15Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для вузов / ред. Микляева Н. В. М.: Юрайт, 2020. 522 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!