СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Развитие лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности. Эта тема актуальна для работы с детьми начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»

Дзержинского района Калужской области












Тема: «Развитие лидерских качеств у младших школьников

во внеурочной деятельности»


















Составила:

Склинская Людмила Викторовна,

учитель начальных классов



2018 г.







В настоящее время «пользуются спросом» люди, способные принимать активное участие в социальной жизни, практической деятельности, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конкурентоспособностью.

Выбор путей в той или иной ситуации определяется лидерскими качествами человека. Главные позиции везде занимают лидеры.

Для воспитания современного человека необходимо использование таких методов и форм работы, которые были бы направлены на воспитание в детях инициативности, самостоятельности, умения вести за собой. Именно школа обладает оптимальными условиями для формирования лидерской позиции младших школьников. Начинать нужно как можно раньше.

Младший школьник попадает в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности.

Работая много лет учителем начальных классов, я понимаю, что начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. И особенность воспитания и обучения в начальной школе состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. Поэтому от умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности.

Актуальность необходимости формирования активности личности и ее позитивных лидерских качеств определили тему самообразования «Развитие лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности».


Цель моей работы: выявить психолого-педагогические условия развития позитивных лидерских качеств у младших школьников.


В соответствии с целью я занимаюсь решением следующих задач:

1. Изучение понятие лидерства и лидерские качества, возрастные особенности и условия развития личности младших школьников.

2. Выявление специфику проявлений лидерских качеств младшими школьниками.

3. Разработка и апробация содержания разноплановой внеурочной деятельности и способов включения в нее ребенка.


Методы:

1) изучение философской, социологической, психолого-педагогической

литературы;

2) диагностические методы (опрос, анкетирование, тестирование);

3) педагогический эксперимент;

4) эмпирические методы (наблюдение, анализ документации).


Термин лидер происходит от английского слова «leader» —«ведущий, руководитель». Существует около 400 определений лидерства. Например, Макиавелли говорил, что: «Лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства».

А.И. Уманский дал следующие понятие: «Лидер — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности этой группы». Существует типология лидерства, которая основана на трех основаниях: содержание, стиль лидерства, и характера деятельности лидера.

По содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

По стилю руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

По характеру деятельности:

а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Лидер не только направляет, и ведёт других, но и хочет вести их за собой, а другие не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Насколько ребенок хорошо научится жить в детском коллективе, находить общий язык с окружающими, настолько и хорошо будут развиты его позитивные лидерские качества. Интерес именно к младшему школьному

возрасту объясняется тем, что именно в этот период ребенок становится

личностью, развиваются такие черты личности, как позитивная направленность, организованность, целеустремленность, предприимчивость и т.д. В начальной школе закладываются основы личности ребенка. В этот период у детей младшего школьного возраста формируется заинтересованность в классных делах, интерес к делам других детей. Он принимает на себя новые социальные роли и новые виды деятельности. Несмотря на небольшой возраст ребенка, у него уже активно проявляются лидерские качества. Опыт коллективной деятельности у младших школьников практически отсутствует, поэтому важно научить действовать сообща.

Я считаю, что в работе с детьми младшего школьного возраста учителю необходимо быть инициатором, организатором и наблюдателем всего процесса коллективной деятельности. Очень часто учителя выделяют ребенка с негативной стороны, и считают его слишком активным и непослушным. К позитивным лидерским качествамребенка школьного возраста можно отнести энергичность, целеустремленность, ответственность, инициативность и т.д.

Одна черта выделяет всех лидеров уже в младшем школьном возрасте - это способность повести за собой сверстников. Такие дети первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество – умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Хотя мои наблюдения показали, что у некоторых ребячьих лидеров и цели, и средства их достижения не всегда положительны, и для них не составит труда вовлечь в свои авантюры одноклассников.


В условиях школьного обучения выявить ребенка - лидера помогает наблюдение за учениками, в ходе которого можно заметить наличие у ребенка следующих качеств:

1. Способность управлять собой («если хочу, то смогу»): поиск выхода из сложных ситуаций, забота о накоплении сил и энергии (в том числе и физических).

2. Наличие четких личных целей («знаю, что хочу»): ясность в вопросах о целях своих поступков, их реальности и оценка продвижения к ним.

3. Умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»):

умение вычленять в проблеме главное и второстепенное, оценить

возможности решения проблемы, прогнозировать последствия после

принятия определенного решения, определять необходимые ресурсы для

решения проблемы.

4. Творческий подход к организации людей («не так, как все»). Поиск

нестандартных подходов к решению проблемы, стремление к нововведениям.

5. Умение влиять на окружающих («вести за собой»). Уверенность

в себе, умение устанавливать хорошие отношения в коллективе, умение

убеждать и внушать, слушать других.

6. Знание особенностей организаторской деятельности (организовать

дело). Умение грамотно подобрать и расставить людей на свои места,

составить план и распределить в нем роли людей, тактично осуществлять

контроль за их работой.

7. Наличие организаторских способностей (в их единстве).Организаторское чутье, общественная энергичность, требовательность, критичность.

8. Умение работать с группой («сплотить товарищей на дело»). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.


Существует несколько видов влияния ребенка-лидера на коллектив:

1. Лидеры – организаторы (способные организовать группу

сверстников для выполнения заданий).

2. Лидеры – генераторы эмоционального настроя (обладающие

способностью создания определенного настроения в коллективе).

3. Лидеры – инициаторы (обладающие фантазией, способные

придумать идеи различных проектов и инициатив).

4. Лидеры – эрудиты (являющиеся авторитетом в учебной

деятельности).

5. Лидеры – умельцы (обладающие умением рукоделия, рисования

и имеющие авторитет в этой области).


Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствие формирование в характере борца, верящего в свои силы». Родители должны не только наслаждаться вместе с ребенком его победами, но и научить его проигрывать, не испытывая при этом ощущения трагического провала или позорного поражения.

Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, ощущения своего роста и движения вперед, поэтому и мы, учителя, и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его. Детям нравится быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Во избежание такой ситуации я провожу с детьми беседы на темы «Сегодня побежденный, завтра победитель», «Умей побеждать и умей проигрывать», «проиграть достойно – тоже искусство» и др., подводя тем самым детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!», «Отрицательный результат тоже результат».

Также рассказываю детям о некоторых знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований. Например, в 90-е годы позапрошлого века электрическая компания в Детройте приняла на работу молодого механика с жалкой оплатой - 11 долларов в неделю. Он трудился по 10 часов в день, а вечерами уединялся в стаpoм сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста «чокнутым». После трех лет упорного труда, незадолго до своего тридцатилетия, этот странный парень выехал из сарая в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи.

Для развития лидерских качеств у младших школьников я использую различные средства.


Классные часы.

Проводя тематические классные часы, я стараюсь способствовать развитию у учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе, поощрять инициативу и самостоятельность, создавать реальные ситуации для формирования характера, самоорганизации и организации жизнедеятельности детей. Классные часы: «Созвездие лидеров», «Я – прирожденный лидер!», «Кто такой лидер?», «Лидер + команда» и др.


Целенаправленное обучение детей моделированию своей деятельности.

Например, педагогическая технология «Поле чудес», где воображаемое «поле» засевается «семенами - делами», которые дети самостоятельно планируют провести, определяя, что нужно сделать, что бы эти воображаемые семена, т.е. реальные дела, «проросли».


Игры.

Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.

Обычно я начинаю с самых элементарных игр, основной целью которых является развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их.

Для подтверждения полученных данных о группах лидеров провожу психологическую игру «Начали!» на выявление лидерских позиций в классе.

Сюжетно-ролевые игры представляют собой форму моделирования ребенком социальных отношений; воссоздают социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме; выступают активной формой экспериментального поведения.

Изучив процесс свободного общения детей между собой в разных играх во внеурочное время, я представила картину реального общения в классе. Игра воспитывает не только организованность, инициативность, находчивость, волю, что само по себе важно, но чувство товарищества, «чувство локтя», умение дружно жить в коллективе, среди сверстников. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность, и психический простор, свободу.


Наделение ребенка ролью лидера.

Успешное освоение этой роли происходит лучше всего в игре. Разработана целая серия игр различного типа, дающих возможность выбирать и играть роль лидера. Поэтому во внеурочной работе для развития лидерского потенциала ребенка я стараюсь создать условия, которые требуют проявления детской активности.

Необходимо научить ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость. Поэтому важно научить ребенка ставить перед собой цель, пусть даже и самую незначительную, такую, как решение трудной задачки, и обязательно добиваться результата. Подобно инструкции, как проходить сквозь стену, данной в фильме «Чародеи»: «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий».


Тестирование, анкетирование.

Во внеурочной деятельности я использую тесты, анкеты, предназначенные для того, чтобы оценить способность ребенка быть лидером, на изучение уровня сформированности позитивных лидерских качеств у младших школьников, для определения психологического типа по отношению к окружающим.

Опрос «Кто такой лидер?», тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?», «Диагностическая карта успешности», тест «Психологический тип в общении»,

тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», тест на выявление уровня самооценки, тест «Организаторские способности лидера» и т.п.


КТД.

Одной из активной форм воспитания в соответствии с ФГОС НОО в школе признается коллективное творческое дело (КТД). КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. В процессе общей работы на благо других людей учащиеся, которые занимают лидерские позиции в коллективе, приобретают также организаторский опыт, но при этом каждый участник может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела, а значит, на этом этапе тоже стать лидером. Таким образом, КТД обладает мощной силой воспитательного воздействия, становится средством развития лидерских качеств.

2012- 2013 уч. г.

КТД «Школе – 20 лет!»;

КТД «Театр +ТВ» на тему «Осень»;

2013- 2014 уч. г.

КТД «Модно быть здоровым!»;

КТД «Чудеса новогодней елки»;

КТД «По странам и континентам»

КТД «Знакомьтесь – это я!»

2014-2015 уч. г.


КТД «В мире жить – с миром творить»

КТД «Мастерская деда Мороза»

КТД «Внуки Победы – поколению победителей», посвященное 70- летию Победы в ВОв

КТД «Труд в почете любой! Мир профессий большой!»

2015-2016 уч. г.


КТД «ГТО»

КТД « Время волшебства»

КТД «Мы веселы, счастливы, талантливы!»

2016-2017 уч. г.


КТД Творческий фестиваль «Битва хоров», посвященный Году российского кино.

КТД «Новый год к нам мчится».

КТД «Агитбригада экологов».

2017 – 2018 уч. г.

КТД «Юбилей зажигает таланты».

КТД «Игрушек новогоднее мерцание»


Социально-психологический тренинг.

Тренинги в начальной школе используются для коррекции поведения

детей, развития сферы межличностных отношений, приобретения навыков

общения и взаимодействия. К наиболее часто применяемым методам

тренинговой работы с младшими школьниками относятся: сюжетно-ролевая

игра, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия.


Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.


Проективный рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний детей. Занятие строится обычно следующим образом: каждый ребенок получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать краски, цветные карандаши) и рисует на заданную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно темы охватывают три основные категории:

1) прошлое, настоящее и будущее человека (какой я есть, каким хотел бы

быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, мое самое

приятное или неприятное воспоминание);

2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх,

зависимость, ответственность);

3) отношение в группе (я глазами группы, мое полож ение в группе, моя

группа).

Применяется также свободное (каждый член группы рисует то, что хочет)

или совместное рисование (вся группа рисует на одном листе бумаги, например,

портрет группы).

Задания рисования «лидерского портрета»: «нарисуй» лидера красками, прозой, песнями, жестами и т.д. Осуществление подобной деятельности превращает её в интересную творческую работу, формирует у детей представление о лидерстве.


Музыкотерапия – это целенаправленное применение музыки или

музыкальных элементов для восстановления, поддержания и содействия

психическому и физическому здоровью.

Использование этих средств в начальной школе имеет свои особенности:

кратковременность, создание позитивной эмоциональной атмосферы,

поощрение и одобрение действий воспитанников, динамичное чередование

видов деятельности, контроль педагога за составом малых групп,

использование игровых моментов, что соответствует возрастным особенностям

младшего школьника.


Школьное самоуправление.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, научиться быть настоящим лидером. Школьное самоуправление, однозначно очень полезная игра во взрослую жизнь, которая сможет пробудить в ребенке чувство ответственности и, возможно, какие-то скрытые способности и таланты.

Редколлегия класса оформила в классном уголке отдельную страницу, посвященную лидерам, активистам.


Советы лидеру

1. Смело вноси свои предложения для принятия коллективного решения.

2. Не бойся, что вносишь идеи простые, из банка идей отберём золотые.

3. Идею другого критиковать не смей, покритикуешь – не будет идей!

4. Мысль толково излагай, если надо, повторяй.

5. Время не трать напрасно, предложения вноси кратко и ясно!

6.Чётко уяснишь – чётко сделаешь!

7. Согласился легко – не значит, принял глубоко!

8. Не думай, что в чём-то ты выше друзей, и нос задирать, задаваться не смей!

9. Доверие так понимать нужно: Всё проверяется делом, заботой и дружбой!

10. Прежде, чем принять решение, научись безукоризненно выполнять их.

11. Замечания принимаются, предложения выполняются!

12.Твори, ищи, фантазируй, смелее ищи пути выполнения решений.

13. Не откладывай на завтра решение того вопроса, который необходимо решить сегодня.

14.Всякое дело результат красит. Не стыдно в деле ошибаться, стыдно не уметь и не желать исправляться.


Азбука активиста

Берясь за поручение, уясни для себя задачу.

Настоящий успех приходит только тогда, когда человек понимает, кому и для чего нужно то, что ему поручили. И так, все должно начинаться с поиска ответов на вопрос: Для чего? Для кого? Какая польза от того, что ты делаешь, другим? Что принесет это твоему отряду, дружине, школе, городу?

Наметить примерную программу действий.

Очень важно с самого начала разобраться, что именно предстоит делать, чем заниматься. Каждый знает: прежде чем строители начнут воздвигать, архитекторы, инженеры создадут его проект, так и в твоём поручении: мысленно создай его «рисунок», подумай, что ты можешь сделать для этого поручения (написать сценарий, оформить).

Найди себе помощников.

Теперь, когда, ты знаешь, что предстоит делать, тебе станет ясно, какие помощники нужны и сколько. Тебе надо убедить ребят, которые будут тебе помогать, в необходимости задуманного дела, растолковать задачу и план действия этого дела. Здесь всё будет зависеть от тебя, от того, как ты сумеешь держаться с ребятами.

Вместе с помощниками обсудите и составьте чёткий план действия.

Теперь, когда ты привлёк помощников, надо собраться всем вместе и выслушать каждого, причём выслушать очень внимательно. Ведь кто-то из ребят, может быть, впервые делится своими мыслями. В результате этого разговора ты предлагаешь ребятам ими же разработанный план действий. В нём – что делать, как делать, кому ив какие сроки. Самое важное на этом этапе – помнить истину: хороший план – это три неразрывные части: подготовка, само событие и анализ его результатов. Очень важно после завершения любого дела собираться вместе, подвести итоги, поблагодарить ребят – самых творческих, деятельных, добровольных.

Следи за действиями каждого, контролируй, поддерживай, если сам не справляешься, призывай на помощь педагога-организатора, классного руководителя.

Ты организатор дела, сделай так, чтобы на твоё плечо мог опереться каждый помощник, чтобы ребята всё время чувствовали – ты рядом с ними. Помни всегда: самое большое поражение для тебя – это потеря желания и настроения ребят жить и действовать. Вот как много зависит от тебя.

Не забудь подвести итоги.

Завершается успешно очередное общее дело, организатором которого ты был. У всех хорошо на душе, все довольны. Обязательно собери хотя бы на 10-15 минут своих помощников, скажи тёплые слова каждому

Еще одним из важных факторов влияющих на ребенка в младшем

школьном возрасте – это его самооценка.

Я уверена, что если у ребенка будет положительная самооценка, у него будет больше шансов стать лидером. Ребенку необходимо оказываться в ситуации успеха, когда взрослые хвалят его. Младшему школьнику нравится чувство победы и успеха.

Каждый ребёнок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твердостью и стремлением к свободе. Лидерство – это не значит бежать впереди паровоза. Истинное лидерство – это идти своим путем, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках.

В целом воспитательная работа в классе многоплановая и разносторонняя. Мною накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными.

Проведённое исследование межличностных отношений в классе показали высокий уровень сплоченности коллектива. Ребята готовы оказывать друг другу помощь, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности.

Учащиеся моего класса ежегодно принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах, предметных неделях, спортивных соревнованиях, Днях здоровья, социальных акциях. Часто становятся победителями, занимают призовые места в различных конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня. Считаю, что участие ребят в различных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по улучшению социометрической структуры класса, повышению уровня коллективных взаимоотношений в нем, развитию навыков коллективной творческой деятельности созданию условий личностного развития и социализации учащихся, воспитанию потребности в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!