СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по развитию речи в дошкольной группе. Используется на педагогическом совете для воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по развитию речи»

МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

















«Организация воспитательно – образовательной работы по развитию речи воспитанников»























Программой воспитания и обучения в нашей дошкольной группе определены направления, по которым должна планироваться и проводиться работа по развитию речи. Первое направление: это

1. Формирование словаря. Сюда входит работа по словообразованию, словоизменению, знакомство с родственными словами, активизация словаря.

2. Звуковая культура речи, состоит из двух частей. Первая часть этого направления предполагает воспитание речевого слуха и всех его компонентов – звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи, а вторая часть звуковой культуры речи ставит задачи по формированию произносительной стороны речи, а именно правильное произношение всех звуков родного языка, развитие артикуляционного аппарата. Работа над речевым дыханием, развитие голосового аппарата: это высота голоса, сила голоса, тембр голоса, формирование нормального темпа речи и работа над дикцией.

3. Следующим третьим направлением в работе по развитию речи является связная речь, т. е. обучение рассказыванию. Сюда входит работа над предложением : составление простых и сложных предложений, умение при инсценировки сказок пользоваться прямой и косвенной речью; и работа над текстом:

• пересказ небольшого литературного произведения (сказки, рассказа)

• составление небольшого рассказа (о предмете, по картине, набору картинок)

• составление рассказа из личного опыта, творческие рассказы.

Организация работы в этих направлениях и определяет систему развития речи детей в дошкольной группе. Проводя занятия, играя с детьми, общаясь с ними, мы решаем очень важные задачи по звукопроизношению, выработки правильного дыхания, активизации словаря, обучению рассказыванию. Основные приёмы работы с детьми по развитию речи нам известны из методик, а я хочу остановиться на значимости некоторых малоиспользуемых в работе. Так, например: немаловажные задачи в работе по развитию речи детей решают упражнения по психогимнастике. Дети пробуют изображать различные эмоции: страх, радость, удивление, грусть, испуг, смелее входят в предполагаемый им образ. «Кошка выскочила, глаза выпучила… ». Покажите, как испугалась кошка, увидев пожар. Или «к нам пришёл Петрушка, ой, как рады малыши (улыбаемся). Спрятался Петрушка, и дети загрустили. Покажите, как нам стало грустно». Воспитатель, вместе с детьми войдя в образ, плачет, смеётся, удивляется, пугается. Вначале дети действуют, подражая взрослому, затем начинают действовать, проявляя инициативу, а далее перенося эмоции в игру, в жизнь, в речь. Таким образом, решаются задачи по развитию воображения, творческой фантазии, эмоциональной окраски речи, а так же укрепляет мышцы лицевой мускулатуры. Есть ещё очень важное средство развития речи ребёнка – это стимуляция мелкой моторики. Проще говоря, мы должны развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладевает движениями рук, тем больше успехов будет в его речи. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Помимо специальной пальчиковой гимнастики можно перечислить большое количество занятий, игр и упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев: это завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, выкладывание мозаики, вырезывание ножницами, различные аппликации, ручной труд, лепка, вышивание, вязание и многое другое.

Немаловажным условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть ими. Подготовительные упражнения для развития артикуляционного аппарата даются профилактически, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное произношение звуков.

Все упражнения на артикуляцию проводятся фронтально. Если у ребёнка хорошая подвижность артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам, в большинстве случаев, способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребёнка имеются несовершенства в движениях артикуляционного аппарата (например: малоподвижный язык, толстые губы, то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечёткой, смазанной речи. Поэтому задачами воспитателя являются:

1. развитие подвижности языка, губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно для произношения звуков

2. отработка речевого дыхания

3. развитие голосового аппарата

Использование перечисленных приёмов в непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи обязательно в игровой занимательной форме. В своей работе мы используем интригующие моменты, создание игровых проблемных ситуаций, использование наглядности.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в дошкольной группе уделяется большое внимание. От того как творчески, планомерно, и эффективно мы организуем эту деятельность будет зависеть наш профессиональный успех, будет зависеть успех наших детей в познании действительности и становлении человека, как личности, как полноценного гражданина нашего общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!