СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме:"Финансовая грамотность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был подготовлен для учителей истории и обществознания на районном методическом  объединении

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме:"Финансовая грамотность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности"»

МОУ «Болоньская СОШ»















Доклад по теме:

«Финансовая грамотность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности»









Подготовила:

учитель истории и обществознания

МОУ «Болоньская СОШ» Карнюшина О.Г










п.Болонь


2023 г.


В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается формированию финансовой грамотности населения. Финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств, для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

Не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование, к сожалению, такое финансовое поведение по-прежнему типично для значительной части россиян. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, но особая роль принадлежит «Обществознанию».

Учебный предмет «Обществознание» — один из основных предметов в системе социально-гуманитарного образования. Основа учебного предмета «Обществознание» — научные знания об обществе и его основных сферах, в том числе о социально-экономической сфере.

Формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания посвящен раздел «Экономика», в рамках которого изучаются такие темы как: «Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги и др.»

В 2015 году в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в программу был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью.

Предметными результатами в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в подразделе «Выпускник научится» являются те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности, такие как:

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

В подразделе «Выпускник получит возможность научиться»:

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При реализации программ среднего общего образования в рамках изучения учебного предмета «Обществознание» на формирование финансовой грамотности выходит большой ряд содержательных аспектов: «Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина».

Среди обязательных результатов, представленных в рубрике «Выпускник научится», зафиксированы два комплексных требования:

– «объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов».

Дидактический потенциал школьного курса «Обществознание» в единстве содержательных и деятельностных компонентов (способов учебно-познавательной деятельности, осваиваемых обучающимися при его изучении) создает особое пространство подготовки (выполнения) индивидуальных проектов по финансовой грамотности в рамках обществоведческой проблематики.

В нашей школе преподавание предмета «Обществознание» ведется по учебникам Л.Н. Боголюбова. УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Изучению экономики и формированию финансовой грамотности в 7 классе посвящена глава «Человек в экономических отношениях», в рамках которой учащиеся знакомятся с такими темами как: «Экономика и ее основные участники. Мастерство работника. Производство: затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама. Деньги, их функции. Экономика семьи». В 8 классе на уроках обществознания изучаются темы «Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля».

Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», составить «Памятку покупателю». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц. При изучении темы «Реклама», учащиеся рисуют рекламу своего товара, с удовольствием ее защищают, учатся разбираться во влиянии рекламы на поведение потребителя, что также способствует формированию финансовой грамотности детей. При актуализации знаний, формировании мотивации на уроке учащиеся отгадывают загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3: «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

В 11 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».

Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.

В2020-2021 учебном году в нашей школе введена внеурочная деятельность «Основы финансовой грамотности». Для этого были закуплены учебники: В.В.Чумаченко, А.П. Горячев «Основы финансовой грамотности 8-9», С.В. Толкачева «Финансовая грамотность. Цифровой мир 10-11 классы», рабочие тетради и дидактические материалы. Учителем были разработаны рабочие программы. На занятиях часто смотрим уроки финансовой грамотности, организованные Банком России, за каждый просмотренный урок можно получить сертификат после предоставления отчета. Онлайн-уроки помогают лучше усвоить материал, учащиеся принимают участие в интерактивных заданиях. Каждый год учащиеся принимают участие в финзачете , который организует Банк России и получают личный сертификат. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в олимпиаде по финансовой грамотности на платформе учи.ру. В прошлом учебном году диплом победителя получила ученица 7 класса Лобанова Дарья, похвальные грамоты Ахмедова Раксана и Басаргина Полина, остальные учащиеся сертификаты участников. В этом учебном году олимпиада пройдет с 1-по 31 марта. В этом учебном году мы принимали участие во всероссийской олимпиаде финатлон для старшеклассников во второй раз. Трое участников этой олимпиады прошли отборочный этап, но участие в основном туре на принимали, т.к он проходил в очном режиме в регионе. В прошлом учебном году учащиеся 10-11 классов принимали участие в финансовом диктанте. За участие в нем учащиеся получили именные сертификаты.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!