Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроке математики.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
« Учащиеся - писал АЛ.Хинчин — должны учиться только в процессе изыскания, интеллектуального активного труда, самостоятельно преодолевая трудности, - в этом единственная, но зато абсолютно надежная гарантия того, что знания его не будут только формальными».
Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.
Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. многие считают, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное. Требования к организации самостоятельной работы на уроке
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:
1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу самостоятельной работы учащихся:
2.По звеньям учебного процесса:
задания на восприятие с целью изучения нового материала;
задания на применение знаний и формирование умений;
задания на закрепление и повторение учебного материала;
задания на обобщение учебного материала.
3.По характеру познавательной деятельности:
воспроизводящий по образцу;
реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4.По характеру руководства:
подробные инструкции;
краткие инструкции.
5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
индивидуальные;
фронтальные;
групповые;
парные.
Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1.Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).
2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).
3.Решение задач и выполнение практических работ.
4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).
5.Доклады и рефераты.
6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.
7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8.Техническое моделирование и конструирование.
При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она даётся в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденным материалом занимают 15-20 минут.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
1.Предусматривать ее место в структуре урока.
2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.
3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.
4.Определить форму заданий.
5.Установить оптимальную длительность работы.
6.Подбирать соответствующий дидактический материал.
7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Считают, что правильно организованная самостоятельная работа способствует умственной и творческой активности учащихся. Ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни.
Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача. Самостоятельная работа -это такая, познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучающегося, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим обучающимся. Присутствие самостоятельной работы, необходимо на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют обучающихся. В своей работе я часто использую различные элементы самостоятельной работы обучающихся. На занятиях я ориентируюсь на всех обучающихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого обучающегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного обучающегося и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. Тесты имеют разно уровневый характер, т.е. список заданий делится на части –обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого обучающегося. Располагая ими, обучающийся получает отметку “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит обучающегося к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку. Такой вид работы мне очень удобен. Во-первых, предлагая обучающимся задания разного уровня, я обеспечиваю достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного обучающегося. Во- вторых, у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных обучающихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.При изучении математики обучающиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого использую математические диктанты, позволяющие обучающемуся самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями. .После изучения определенного раздела, темы обучющимсяпредлагается подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекаю всех обучющихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Для самостоятельной работы также характерны так называемые творческие задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определённый не стандартный поиск знаний.