СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Региональной конференции " Финансовая грамотность -знания для жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Игровые технологии как фактор формирования финансовой грамотности школьников».

Просмотр содержимого документа
«Доклад Региональной конференции " Финансовая грамотность -знания для жизни"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левашинская СОШ»



Доклад

Региональной конференции

" Финансовая грамотность -знания для жизни"

на тему:

«Игровые технологии как фактор формирования финансовой грамотности школьников».






Автор:

учитель истории и обществознания

МКОУ «Левашинская СОШ»

Магомедова П.Б.







Игровые технологии как фактор формирования финансовой грамотности школьников.


«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»


Максим Горький

ВВЕДЕНИЕ


Цель : Формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета через игровую деятельность .

 Задачи:

•           формирование у детей устойчивого понимания основных финансовых понятий

•         принятие простых решений по поводу повседневных расходов

•         умение выбирать участников, предоставляющих услуги и финансовые продукты

•         умение составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты

•         воспитание трудолюбия


Актуальность – «Состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами».


Ключевые слова «игровые технологии» включают большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. Суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Текущий уровень развития общества неразрывно связан с различными процессами финансовой сферы, с которыми сталкивается любой индивид в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы в полной мере участвовать в финансовых отношениях, человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом




уровне и на более продвинутых уровнях. Значимость проблемы формирования и развития финансовой грамотности школьников на

современном этапе развития общества высока и заключается в необходимости введения в образовательных организациях полноценного курса финансовых дисциплин, направленного на практическое применение экономических знаний и умений.

Между тем, финансовая грамотность предполагает наличие у индивида значительного количества различных практических компетенций. Игровые технологии позволяют решить эту задачу наиболее эффективно: с их помощью устраняется проблема разобщенности, оторванности друг от друга теоретических вопросов, в рамках которых реализуется формирование финансовых компетенций и практических действий школьников. Поэтому на первое место, в формировании финансовой грамотности подрастающего поколения, выходят образовательные учреждения.

Общеобразовательное учреждение — это важнейшее промежуточное звено в цепи передачи общественного опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения к подрастающему поколению.

Школу без преувеличения можно назвать кузницей будущего. С одной стороны, школа как общественный институт является своеобразным зеркалом живого общественного организма, с другой — школа является мощнейшим инструментом влияния на формирование качеств личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.

С этой точки зрения, школу можно рассматривать как инструмент исполнения государственного и социального заказа, создающий условия развития страны.

Обобщая сказанное выше, можно отметить, что современная школа «содержит в себе» и проблему формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.

Финансовая грамотность – это набор знаний и практических навыков, которые позволяют человеку совершать осознанные и рациональные действия, используя финансовые инструменты и услуги для повышения собственного благополучия.

Сегодня финансовые знания – один из компонентов общей грамотности и

культуры каждого человека. Сознавая важность экономических знаний





для развития всех сфер общественной жизни, государство ставит перед собой задачу формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, влияя тем самым на усвоение ими социального

опыта и применение его в экономической среде. В условиях современных реалий дети очень рано

сталкиваются с финансовыми вопросами, что вынуждает их оценивать значение денег, поэтому перед школой, обществом и государством стоит задача помочь обучающимся адаптироваться к активной жизни в условиях рынка. За последние годы увеличилось число экономических понятий, которые слышат из средств массовой информации школьники (услуги, инвестиции, спрос, предложение, рынок, доход, прибыль, курсы валют и др.). В связи с этим на современном этапе развития российского образования одним из приоритетных направлений становится подготовка ребенка к жизни в новых быстро меняющихся социально-экономических условиях, когда особую значимость приобретают вопросы, связанные с повышением уровня финансовой грамотности .

Применение игровых технологий при изучении финансовой грамотности способствует:

  1. финансовой адаптации и социализации школьников

  2. развитию их собственного желания к ответственному финансовому поведению

  3. вовлечению молодежи в социальную активность

  4. формированию навыков самоконтроля финансового поведения

В современной педагогике возможно использование игр, которые могут быть дифференцированы по различным критериям, например, по виду деятельности, по характеру игровой методики и т.д.

По характеру игровой методики:

1. Настольные ( игра «Не в деньгах счастье»)

2. Интеллектуальные соревнования

3. предметно-знаниевые (например, «Что? Где? Когда ? » )

4. Деловые (например, разработка идеальной модели пенсионной системы)

5. Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми

организациями в меняющихся условиях): кейс-игра для профильной смены

Подбор педагогической игры осуществляется в зависимости от цели и

имеющихся условий игровой технологии и/или конкретной игры. Игры

должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом

подготовленности учащихся, их возрастных и психологических



особенностей.

Можно выделить следующие требования к подбору игр:

 Игры должны соответствовать учебно- воспитательным

задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,

требованиям стандарта.

 Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с

учетом подготовленности учащихся и их психологических

особенностей.

Особенности игровых технологий, используемых педагогом в образовательном процессе, в среднем возрасте и старшем школьном

возрасте , заключается в том, что игры подростков нацелены на самоутверждение в обществе,

развитие коммуникативных навыков.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте имеют

следующие цели:

 мотивация учащихся на обучение, побуждение интереса к теме

учебного занятия;

 развитие у подростков коммуникативных навыков, их социализация и

самореализация в обществе, развитие самоконтроля;

 осуществление диагностики возможных отклонений в развитии и

проведение своевременных коррекционных мероприятий.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

направленны на создание ситуаций, способствующих расширению кругозора

подростка, получение им определенного практического опыта, в рамках

которого складывается и совершенствуется самостоятельное

управление собственным поведением.

По характеру игровой методики наиболее интересны для учащихся средней школы интеллектуальные соревнования, деловые, имитационные и станционные игры.


Заключение

 Игра – один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека, нацеленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, преобразовывать действительность, формируя и развивая самоуправление.

При этом педагогическая игра обладает существенным отличием от обычных игр: она имеет четкую цель по достижению конкретного




оправданного и четко обозначенного педагогического результата, который характеризуется воспитательной и когнитивной

ориентацией. Как правило, цель игры – сформировать навыки и умения учащихся в активном творческом поиске.

Использование игровых технологий позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делает его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации, дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Учитывая это, игра находит все более широкое применение при развитии различных компетенций школьников, в том числе и при развитии их финансовой грамотности.

Рассуждая о задачах обучения основам финансовой грамотности современных школьников, следует отметить, что учащиеся на этих занятиях должны получить большое количество практико-ориентированных знаний, а также умений и установок на ответственное финансовое поведение. Поскольку умения и установки нельзя сформировать с помощью лекции или чтения учебника, то единственный реальный способ сделать это – практические занятия с применением игровых форм обучения.

Анализ доклада свидетельствует о том, что в современных постоянно усложняющихся социально-экономических условиях со школьниками необходимо вести планомерную работу по повышению уровня их финансовой грамотности.

В связи с этим в Российской Федерации на 2017-2023 гг., в стратегии повышения финансовой грамотности предусматривается создание и

внедрение программ и методик интерактивного обучения учащихся, разработка цифровых образовательных ресурсов, онлайн-игр по финансовой грамотности, специализированных информационно-просветительских мобильных приложений для обучения основам финансовой грамотности, а также организации онлайн-олимпиад для школьников. Этот документ нацеливает на внедрение в практику новых методов и форм финансового образования на основе передовых информационно-коммуникационных технологий.








Список использованных источников

 Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в

Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» // Информационно-правовая система

«Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 20.09.2020)

  1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 13-16.

  2. Банковская энциклопедия – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://banks.academic.ru/1872/Финансовая_грамотность (дата обращения:26.03.2019).

  3. Гордиенко Е.В., Плеханова Е.М., Кулакова Н.В., Пильчук М.Д., Рогач И.В. Формирование экономических представлений и повышение финансовой грамотности младших школьников в проектной деятельности // Российский экономический интернет-журнал. – №4 (01.10.2018-31.12.2018) –12с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.erej.ru/Articles/2018/Gordienko.pdf

  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение от 17 ноября 2008 г. №1662-р. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://government.ru/info/6217/.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!