Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левашинская СОШ»
Доклад
Региональной конференции
" Финансовая грамотность -знания для жизни"
на тему:
«Игровые технологии как фактор формирования финансовой грамотности школьников».
Автор:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Левашинская СОШ»
Магомедова П.Б.
Игровые технологии как фактор формирования финансовой грамотности школьников.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
Максим Горький
ВВЕДЕНИЕ
Цель : Формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета через игровую деятельность .
Задачи:
• формирование у детей устойчивого понимания основных финансовых понятий
• принятие простых решений по поводу повседневных расходов
• умение выбирать участников, предоставляющих услуги и финансовые продукты
• умение составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты
• воспитание трудолюбия
Актуальность – «Состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами».
Ключевые слова «игровые технологии» включают большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. Суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Текущий уровень развития общества неразрывно связан с различными процессами финансовой сферы, с которыми сталкивается любой индивид в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы в полной мере участвовать в финансовых отношениях, человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом
уровне и на более продвинутых уровнях. Значимость проблемы формирования и развития финансовой грамотности школьников на
современном этапе развития общества высока и заключается в необходимости введения в образовательных организациях полноценного курса финансовых дисциплин, направленного на практическое применение экономических знаний и умений.
Между тем, финансовая грамотность предполагает наличие у индивида значительного количества различных практических компетенций. Игровые технологии позволяют решить эту задачу наиболее эффективно: с их помощью устраняется проблема разобщенности, оторванности друг от друга теоретических вопросов, в рамках которых реализуется формирование финансовых компетенций и практических действий школьников. Поэтому на первое место, в формировании финансовой грамотности подрастающего поколения, выходят образовательные учреждения.
Общеобразовательное учреждение — это важнейшее промежуточное звено в цепи передачи общественного опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения к подрастающему поколению.
Школу без преувеличения можно назвать кузницей будущего. С одной стороны, школа как общественный институт является своеобразным зеркалом живого общественного организма, с другой — школа является мощнейшим инструментом влияния на формирование качеств личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.
С этой точки зрения, школу можно рассматривать как инструмент исполнения государственного и социального заказа, создающий условия развития страны.
Обобщая сказанное выше, можно отметить, что современная школа «содержит в себе» и проблему формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.
Финансовая грамотность – это набор знаний и практических навыков, которые позволяют человеку совершать осознанные и рациональные действия, используя финансовые инструменты и услуги для повышения собственного благополучия.
Сегодня финансовые знания – один из компонентов общей грамотности и
культуры каждого человека. Сознавая важность экономических знаний
для развития всех сфер общественной жизни, государство ставит перед собой задачу формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, влияя тем самым на усвоение ими социального
опыта и применение его в экономической среде. В условиях современных реалий дети очень рано
сталкиваются с финансовыми вопросами, что вынуждает их оценивать значение денег, поэтому перед школой, обществом и государством стоит задача помочь обучающимся адаптироваться к активной жизни в условиях рынка. За последние годы увеличилось число экономических понятий, которые слышат из средств массовой информации школьники (услуги, инвестиции, спрос, предложение, рынок, доход, прибыль, курсы валют и др.). В связи с этим на современном этапе развития российского образования одним из приоритетных направлений становится подготовка ребенка к жизни в новых быстро меняющихся социально-экономических условиях, когда особую значимость приобретают вопросы, связанные с повышением уровня финансовой грамотности .
Применение игровых технологий при изучении финансовой грамотности способствует:
финансовой адаптации и социализации школьников
развитию их собственного желания к ответственному финансовому поведению
вовлечению молодежи в социальную активность
формированию навыков самоконтроля финансового поведения
В современной педагогике возможно использование игр, которые могут быть дифференцированы по различным критериям, например, по виду деятельности, по характеру игровой методики и т.д.
По характеру игровой методики:
1. Настольные ( игра «Не в деньгах счастье»)
2. Интеллектуальные соревнования
3. предметно-знаниевые (например, «Что? Где? Когда ? » )
4. Деловые (например, разработка идеальной модели пенсионной системы)
5. Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми
организациями в меняющихся условиях): кейс-игра для профильной смены
Подбор педагогической игры осуществляется в зависимости от цели и
имеющихся условий игровой технологии и/или конкретной игры. Игры
должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом
подготовленности учащихся, их возрастных и психологических
особенностей.
Можно выделить следующие требования к подбору игр:
Игры должны соответствовать учебно- воспитательным
задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,
требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с
учетом подготовленности учащихся и их психологических
особенностей.
Особенности игровых технологий, используемых педагогом в образовательном процессе, в среднем возрасте и старшем школьном
возрасте , заключается в том, что игры подростков нацелены на самоутверждение в обществе,
развитие коммуникативных навыков.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте имеют
следующие цели:
мотивация учащихся на обучение, побуждение интереса к теме
учебного занятия;
развитие у подростков коммуникативных навыков, их социализация и
самореализация в обществе, развитие самоконтроля;
осуществление диагностики возможных отклонений в развитии и
проведение своевременных коррекционных мероприятий.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
направленны на создание ситуаций, способствующих расширению кругозора
подростка, получение им определенного практического опыта, в рамках
которого складывается и совершенствуется самостоятельное
управление собственным поведением.
По характеру игровой методики наиболее интересны для учащихся средней школы интеллектуальные соревнования, деловые, имитационные и станционные игры.
Заключение
Игра – один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека, нацеленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, преобразовывать действительность, формируя и развивая самоуправление.
При этом педагогическая игра обладает существенным отличием от обычных игр: она имеет четкую цель по достижению конкретного
оправданного и четко обозначенного педагогического результата, который характеризуется воспитательной и когнитивной
ориентацией. Как правило, цель игры – сформировать навыки и умения учащихся в активном творческом поиске.
Использование игровых технологий позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делает его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации, дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Учитывая это, игра находит все более широкое применение при развитии различных компетенций школьников, в том числе и при развитии их финансовой грамотности.
Рассуждая о задачах обучения основам финансовой грамотности современных школьников, следует отметить, что учащиеся на этих занятиях должны получить большое количество практико-ориентированных знаний, а также умений и установок на ответственное финансовое поведение. Поскольку умения и установки нельзя сформировать с помощью лекции или чтения учебника, то единственный реальный способ сделать это – практические занятия с применением игровых форм обучения.
Анализ доклада свидетельствует о том, что в современных постоянно усложняющихся социально-экономических условиях со школьниками необходимо вести планомерную работу по повышению уровня их финансовой грамотности.
В связи с этим в Российской Федерации на 2017-2023 гг., в стратегии повышения финансовой грамотности предусматривается создание и
внедрение программ и методик интерактивного обучения учащихся, разработка цифровых образовательных ресурсов, онлайн-игр по финансовой грамотности, специализированных информационно-просветительских мобильных приложений для обучения основам финансовой грамотности, а также организации онлайн-олимпиад для школьников. Этот документ нацеливает на внедрение в практику новых методов и форм финансового образования на основе передовых информационно-коммуникационных технологий.
Список использованных источников
Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» // Информационно-правовая система
«Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 20.09.2020)
Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 13-16.
Банковская энциклопедия – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://banks.academic.ru/1872/Финансовая_грамотность (дата обращения:26.03.2019).
Гордиенко Е.В., Плеханова Е.М., Кулакова Н.В., Пильчук М.Д., Рогач И.В. Формирование экономических представлений и повышение финансовой грамотности младших школьников в проектной деятельности // Российский экономический интернет-журнал. – №4 (01.10.2018-31.12.2018) –12с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.erej.ru/Articles/2018/Gordienko.pdf
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение от 17 ноября 2008 г. №1662-р. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://government.ru/info/6217/.