СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Роль библиотеки в формировании эстетического воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль библиотеки в формировании эстетического воспитания"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области












Роль библиотеки в формировании эстетического воспитания

обучающихся





Доклад











Подготовила: библиотекарь

Бобровская Татьяна Павловна










-2022-


Роль библиотеки в формировании эстетического воспитания

обучающихся

«Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение»
Уильям Шекспир

Человек извечно стремится к красоте. Он любуется природой, украшает свое жилище, свою одежду, свой облик. Нет такого народа, которому неведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и ценить красоту, творить по ее законам.

Красота – сфера чувств, переживаний. Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством, которое воспитывается путем приобщения к прекрасному, лучшим ее образцам. Эстетические знания необходимы школьнику, они служат путеводителем по стране прекрасного.

Эстетика – это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты.

Эстетическая культура – это не только способность воспринимать и ценить красоту в жизни и искусстве, но и активно, творчески претворять эту красоту в жизнь, творчески относиться к жизни во всех областях человеческой деятельности. Эстетическая культура человека – это часть его общего духовно-практического богатства.

Эстетические чувства, переживания, оценки возникают у человека в процессе всей его жизнедеятельности: в процессе работы, учебы, во время выполнения общественных обязанностей, на отдыхе, во время занятий спортом, при восприятии произведений искусства, в процессе участия в художественной самодеятельности. В процессе эстетического воспитания у человека формируется стремление к созданию красивых вещей, к свершению возвышенных дел и героических поступков.

Задача эстетического воспитания заключается не только в выработке эстетической культуры у человека, то есть выработке эстетических вкусов, понятий, представлений, переживаний. Задача состоит в том, чтобы человек боролся за красоту, творческое ее утверждение в труде, общественных отношениях в быту и искусстве и т.д.


Система работы школы по формированию эстетической культуры.


Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе выступает как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать прекрасное, совершенное, гармоничное .

Эстетическое воспитание как воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности всегда во всей мировой педагогике рассматривалась как составная часть гармоничного развития человека.

Основные задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное во всех сферах нашей жизни. Воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных и материальных ценностей, организацию жизни «по законам красоты».

В процессе эстетического воспитания существуют закономерные и необходимые связи с другими его видами . Так, эстетическое развитие личности тесным образом связано с идейным, нравственным, умственным, трудовым, физическим воспитанием.

Эстетическое и этическое развитие идет параллельно, соприкасаясь в процессе выработки эстетического идеала, эстетики поведения .

Эстетическое воспитание начинается с элементов эстетического образования. На мой взгляд, современной школе необходимо серьёзным образом отнестись к вопросам эстетики. Эстетики во всём: оформлении классных комнат и территории школы, внешнего вида обучающихся, их поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

На лицо снижение общего уровня культуры школьников как закономерный результат снижения уровня культуры современного общества. Пугает то, что в среде современной молодежи модно быть некультурным. Поэтому вопросы этики и эстетики выступают на первый план современной системы воспитания.


Библиотека общеобразовательной школы в формировании

эстетического воспитания

Библиотека общеобразовательной школы – это школьный центр, который является полноправным участником всего учебно-воспитательного процесса. В результате совместной деятельности библиотекаря и педагогического коллектива осуществляется единая цель – формирование социально-зрелой личности, которой присущи такие качества:

– высокий интеллектуальный уровень;
– широкий кругозор, эрудиция;
– потребность в самообразовании, в активной творческой деятельности;
– конкурентоспособность в современных условиях.

Именно книга учит ребенка думать, относиться к науке с интересом, увлеченно, радостно. Отсюда вытекает главная задача деятельности школьной библиотеки – приобщение детей к чтению.

Сегодня в стране более 40 % взрослого населения не читает книг. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Эта проблема ныне становится в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры.

Библиотека призвана создавать условия для воспитания читательской культуры, что подразумевает высокую требовательность к подбору книг и систематическое чтение. Другими словами, культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и как читать. Чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь детей, важны как индивидуальные, так и массовые методы руководства чтением.

В основе индивидуального лежит учет особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей. При этом используются следующие формы индивидуальной работы с читателем: рекомендательная беседа, размышления о прочитанной книге, консультация.

В основе массового руководства чтением лежит знание и учет возрастных особенностей групп читателей. Здесь применяются следующие формы работы: книжные выставки, обзоры литературы (жанровые, монографические, в помощь изучению предметов школьной программы, обзор одной книги), громкие чтения, групповая беседа о прочитанном, обсуждение книг, читательская конференция, литературные игры.

Формирование библиотечно-библиографических знаний – органическая часть единого процесса руководства чтением детей и формирования культуры чтения в библиотеке. Основная цель уроков библиографической грамотности – это получение знаний и привитие навыков работы с книжным фондом, важность этой задачи обусловлена ритмом современной жизни. Задача библиотекаря – научить юного читателя пользоваться библиотекой, правильно выбирать и работать с книгой, оказывающей положительное влияние на формирование личности.

Художественная литература - самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника. Познание красоты слова является первым и важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств. Важнейшая педагогическая задача состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутренним духовным богатством и в то же время средством выражения этого богатства.

Художественный рассказ требует высокой эмоциональной и эстетической культуры педагога. Выразительное чтение развивает у обучающихся способность постигать эмоциональную окраску слова, а это умение - преддверие не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни читателей.

Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости.

Знакомя читателей с историческим опытом народа через книгу, библиотека призвана быть хранителем национальной культуры. Именно знакомство с культурой своей малой Родины позволяет чувствовать себя ее частью. Являясь хранителем творческого наследия страны, библиотека создает предпосылки для развития творческой активности читателей.

Любое творчество невозможно без эстетического воспитания, поэтому библиотека вместе с педагогическим коллективом школы работает над всесторонним выявлением природных задатков и дарований детей. Чем богаче и разнообразнее эстетическая эмоционально-чувственная жизнь человека, тем с большей глубиной и всесторонностью раскрываются его сущностные силы.

Кто из нас не замирал в трепетном волнении, слушая песни о родном крае, в которых красота и величие природы неразрывно связано с чувствами, переживаниями и судьбами людей. Через всю жизнь бережно проносят люди любовь к своему краю .

Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать её богатства. «Природа в творчестве поэтов и писателей», «Природа в творчестве художников» – темы занятий, позволяющие познакомить детей с творчеством великих людей, умеющих ценить прекрасное, воспевающих природу родного края. На таких занятиях обучающиеся декламируют стихи о природе, знакомятся с рассказами русских писателей (Пришвина, Паустовского и др.), участвуют в конкурсах, викторинах, создают свои небольшие произведения, выступая в роли поэтов, писателей, художников.

Включение обучающихся в различные виды культурной деятельности позволяет найти талантливых детей, создать условия для их самореализации. Этому способствуют проведение внеклассных мероприятий в школе, по итогам которых обучающиеся становятся участниками районных, областных и всероссийских творческих конкурсов.

Цель эстетического воспитания – выявление природных задатков и дарований человека и формирование на их основе способностей к творческому преобразованию мира по законам красоты, установление гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей.

Важное место во внеклассной работе по эстетическому воспитанию отводится таким видам деятельности, в которых развиваются творческие способности детей, художественный вкус.

В результате совместной деятельности библиотекаря и учителей, а также проведенного анкетирования по выявлению уровня эстетического сознания обучающихся составлен план мероприятий по формировинию эстетического восприятия окружающей действительности. См. приложение.

Методическая база школьных дисциплин основана на принципах:

– единство духовной и материальной культуры;

– формирование разносторонних способностей и ценностного отношения к миру.

Поэтому определены приоритетные направления работы нашей библиотеки:

– создание педагогических условий для развития этических и эстетических способностей;

– формирование индивидуальных эстетических творческих способностей; 

– формирование этической и эстетической культуры личности.

Признаки эстетической активности обучающихся:

– эстетическое отношение к искусству;

– активная позиция по отношению к явлениям в искусстве и жизни;

– способность к творчеству.

 Формы развития творческой активности школьников:

– этические беседы;

– тематические вечера;

– выставки творческих работ;

– литературные викторины;

– творческие конкурсы.

Умение видеть прекрасное в обыденном, душевное спокойствие, гармония так необходимы в нашей переполненной стрессами жизни.

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности.

Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры - отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского, заключается прежде всего в справедливости и правдивости.

Развивать культурные традиции, повышать уровень эстетического воспитания в школе можно только совместными усилиями библиотекаря, педагогов, родителей. В творческом содружестве рождаются новые формы, совершенствуется система. И тогда библиотека навсегда останется под знаком прекрасного.


Литература:
  1. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. - Самара, 1998
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
  3. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999
Источники:
  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/15.php
  2. http://festival.1september.ru/articles/104388/

  3. http://festival.1september.ru/articles/631314/

  4. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b2ad78b4c53a89521316d37_0.html

Приложение Уровень развития эстетического сознания Анкета для обучающихся 1. Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы? а) да, обращаю; б) иногда замечаю; в) нет, никогда. 2. Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах? а) нравится; б) смотря какое описание; в) нет, всегда их пропускаю. 3. Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов? а) да; б) не знаю; в) нет, я вообще не люблю читать. 4. Писал ли ты когда-нибудь стихи? а) да, я часто пишу стихи; б) пробовал, но не очень получается; в) нет, никогда. 5. Есть ли у тебя любимые писатели и поэты? а) конечно, есть; б) если хорошо подумать, то можно назвать; в) не задумывался; наверное, нет. 6. Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки? а) я знаю многих композиторов и люблю их произведения; б) кое-что знаю, но не очень хорошо в этом разбираюсь; в) я вообще не интересуюсь классической музыкой. 7. Любишь ли ты рисовать и хорошо ли ты рисуешь? а) люблю, рисую хорошо; б) люблю, но хотелось бы уметь рисовать лучше; в) нет, рисование не для меня. 8. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, факультатив, связанный с искусством, музыкальную или художественную школу? а) посещаю; б) нет, но очень хочу; в) не посещаю и не хочу. 9. Нравится ли тебе ходить в театр и смотреть различные спектакли? а) очень нравится; б) зависит от спектакля; в) нет, не нравится. 10. Знаешь ли ты различные направления в изобразительном искусстве, отдаешь ли предпочтение какому-либо направлению или конкретному художнику? а) да, я довольно много знаю об этом, у меня есть любимые художники; б) мне нравятся некоторые работы художников, но я слабо в этом разбираюсь; в) я не интересуюсь изобразительным искусством.
За каждый ответ "а" - 10 баллов, "б" - 5 баллов, "в" - 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствует о весьма высоком уровне развития эстетического сознания обучающихся. 50 - 70 баллов - свидетельство того, что уровень развития эстетического сознания обучающихся не очень высок, но у них есть хороший потенциал для дальнейшего развития. Количество баллов менее 50 является тревожным признаком и говорит о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию обучающихся.


Уровень развития эстетического сознания

Сводная ведомость по результатам анкетирования обучающихся

5-9 классов в 2022/2023 учебном году


Ф. И. О. обучающихся

Класс

Количество баллов

Гришаева Наталья

5

75

Коржов Никита

5

75

Кудрявцев Артем

5

80

Мешков Виктор

6

65

Бобровская Валентина

7

75

Бобровский Кирилл

7

80

Мешкова Виктория

7

55

Мясищева Виктория

7

65

Мешков Антон

8

80

Шевякина Евгиния

8

85

Бобровский Даниил

9

75

Жакова Евгиния

9

75

Сухоруков Денис

9

85

Умрихина Анастасия

9

90


Рекомендации. Необходимо начинать эстетическое воспитание с эстетического общения. Тактичная передача воспитателем его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников. Учитель должен акцентировать внимание на эстетических сторонах науки, изучаемого предмета, давать эстетическую оценку изучаемым явлениям. Личность учителя имеет очень большое значение для эстетического воспитания школьников, поэтому учитель должен помнить, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения обучающихся.

Библиотекарь должен составить индивидуальные рекомендательные списки литературы по искусству, культуре поведения, о художниках и др. Разработать план мероприятий по этическому воспитанию обучающихся. Особое внимание уделить детям с низким уровнем развития эстетического сознания.





«Утверждаю»

Директор МКОУ «Сторожевская

основная обшеобразовательная

школа»_________Бобровская О. В.


План работы библиотеки по эстетическому воспитанию

МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»

на 2022/2023 учебный год


Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Как прекрасен этот мир - фотоконкурс

Сентябрь

Учитель ИЗО


Уровень эстетического сознания - анкетирование

Октябрь

Классные руководители

Красота вокруг нас – библиотечный урок

Ноябрь

Библиотекарь


Неувядаемый цвет чистоты – обзор страниц Богородичной поэзии

Декабрь

Учитель русского языка и литературы

Что делает человека красивым – классный час

Январь

Классные руководители

Красивая музыка – беседа о классической и современной музыке

Февраль

Учитель музыки

Здравствуй солнце! – конкурс чтецов стихов о весне

Март

Библиотекарь


Пасхальная радость – роспись пасхальных яиц

Апрель

Учитель ОПК

Мир, в котором я живу – конкурс рисунков

Май

Учитель ИЗО




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!