СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Роль гуманистической позиции педагога в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация  для педагогов об их роли в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль гуманистической позиции педагога в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»















Педагогический совет

«Повышение профессиональной компетенции педагогов – необходимое условие развития учреждения»


«Роль гуманистической позиции педагога в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся»






Подготовил:

методист Бондаренко Е.Э.













г. Новый Уренгой

2017 г.

Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.



Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, декоративно-прикладным творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, хореографий, вокалом, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Основополагающей в деятельности педагогического коллектива является гуманистическая педагогика.

Под гуманистической позицией педагога понимается устойчивая система отношений педагога к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Признаками гуманистической позиции можно считать:

• направленность на ребенка (и других людей), связанную с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

• направленность на себя, связанную с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

• направленность на предметную сторону профессии педагога (содержание учебного предмета).

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Выделяют три группы факторов, обуславливающих развитие гуманистической позиции педагога.

Первая группа – субъективные (личностные, внутренние), связанные с самосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленность, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество.

Данную группу факторов можно обозначить через следующие признаки:

- потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка; позитивное ценностное отношение к себе; отношение к другому как самоценности; уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;

- установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от "долженствования" и соответствия чужим ожиданиям; мотивационная направленность на другого; готовность к открытому общению; установка на диалог;

- способность открыто выражать свои чувства; эмоциональная самореализация; способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека; принятие его; восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и деятельности;

- осознание ответственности за собственный выбор;

- педагогический такт, деликатность; общая положительная направленность на педагогическую профессию.

Вторая группа факторов – объективные (внешние), связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:

- ориентирован на развитие ребенка, создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;

- владеет технологией индивидуальной и групповой работы; активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора;

- обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет работать "с целями" разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;

- хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы;

- способен брать на себя ответственность.

Третья группа факторов – объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. К ней относятся:

- атмосфера образовательной организации, характеризующаяся доверительностью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности;

- объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса.

Таким образом, становление гуманистической позиции педагога обусловлено диалектикой внутренних (личностных) и внешних (социально-профессиональных) факторов.

Гуманистическая позиция зависит от установки педагога на сущностные характеристики образовательной системы гуманистической ориентации, при этом личностные характеристики являются стержневым фактором, определяющим профессиональную позицию.

Выражение гуманистической позиции является одной из базовых компетентностей личностных качеств педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности обучающегося.

Определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности – есть отражение любви к обучающемуся. По-иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания его сил в образовательной деятельности.

Показатели оценки гуманистической компетентности

  • Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся.

  • Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.

  • Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.

  • Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога.

При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.

Важно заново определить место педагога в образовательной организации и в жизни, предложить ему осмысленную роль.

Какими могут быть эти роли?

Педагог-модератор. Обучающиеся должны научиться сотрудничеству, уметь высказывать свою позицию и внимательно слушать другого. Значит, жизненно необходим модератор дискуссионной площадки. Умение модерировать — особое искусство; модератор слышит каждого, подогревает спор вопросами, но не навязывает слишком жестко собственную интерпретацию. Он исподволь подводит дискутантов к общим выводам. Эта роль несовместима с авторитарностью, когда педагог выносит окончательные суждения о правильном и неправильном.

Педагог-тьютор. Он опирается прежде всего на наклонности, задатки, способности ребенка, он умеет находить то, в чем ребенок наиболее успешен, и на этом строит его образовательную программу. Опираясь на успех, такой педагог развивает ребенка и в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью.

Организатор проектной работы. Педагог ищет интересную задачу в окружающем мире, планирует проектную работу и вместе с обучающимся проводит творческое исследование. Не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов через учебный проект, сближает ОО с местным сообществом.

Игровой педагог. Игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.

Педагог-предметник. Он — высокий профессионал, понимающий особенности возрастного развития ребенка и великолепно ориентирующийся в своей предметной области.

В реальности педагог использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере.

На смену советскому принципу «Хочешь жить — умей подчиняться» и обывательской базарной формуле «Хочешь жить — умей вертеться» приходит формула «Хочешь жить — умей учиться».



Список используемой литературы.

  1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности.

  2. Оценка эффективности реализации программ дополнительно­го образования детей: компетентностный подход. Методические ре­комендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005

  3. Словарь-справочник терминов, используемых в системе до­полнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. — М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001

  4. «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» Потошкин.М.М. 2011. Москва.

  5. «Новая газета», выпуск № 112 от 12 октября 2015.

  6. Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34)

  7. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана и И. А. Костенчука. М., 1995.

  8. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Понимать детство // Народное образование. 1998.№ 4.С.122—127.

  9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка как предмет управления // Директор

  10. школы.1997. № 2.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!