МОУ «СОШ№6 с. Солдато – Александровское С
оветский район Ставропольский край»
Выступление на педагогическом совете школы
Доклад
«Роль классного руководителя
в духовно-нравственном воспитании
личности»
Подготовила:
классный руководитель
Севрюк Л.И.
2023 год
(Слайд 1) «В человеке все должно быть прекрасно –
и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…»
А.П.Чехов
(Слайд 2) «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», эти слова Л.Н.Толстого четко характеризуют основную цель нравственного воспитания.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Дети приходят в школу с определенным багажом знаний и представлений об окружающем мире добра и мире зла, в котором царит бездуховность, отсутствие идеалов, леность духовная и физическая. И семья, в которой воспитывается подрастающее поколение, перестала быть домашним храмом, где закладываются нравственные начала. Она занимается приобретением материальных благ. И тут уже не возникает сомнений, нужно ли обращать должное внимание на духовно-нравственное воспитание.
У учителя, а тем более классного руководителя, очень важная роль в жизни. Именно, мы, ежедневно общаясь с детьми, имеем возможность влиять на детское мировоззрение. А когда мы видим, что у детей не сформированы четкие нравственные ценности, мы просто обязаны показать всё самое главное, ценное, доброе, что есть у человечества.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности занимает школа и конкретно классный руководитель.
В «Положении о классном руководстве» функциональные обязанности классного руководителя определяются таким образом, чтобы педагог способствовал выполнению классом возложенных на него функций: образовательной, воспитательной, защитной, компенсирующей, интегрирующей, корректирующей.
Специфика функций и позиция классного руководителя обусловлены своеобразием воспитательной системы класса. Согласна с точкой зрения ученых И.А. Колесниковой и Е.Н. Барышникова, которые выделяют следующие ведущие роли классного руководителя: «проводник по стране знаний», «контролер», «нравственный наставник», «носитель культуры», «социальный педагог», «старший товарищ».
Исходя из того, что важнейшей функцией деятельности классного руководителя выступает воспитывающая функция, именно классный руководитель осуществляет деятельность по воспитанию духовно-нравственных ценностей, обусловливающих ведущие качества личности учащихся.
(Слайд 3) Воспитательная деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется:
через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу;
через реализацию программы комплексного учебного курса « Основы православной культуры»
(Слайд 4) Учебная деятельность
Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока, личность учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.
При проведении занятий затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно- нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.
Ещё одним источником нравственного воспитания в школе является:
(Слайд 5) Внеклассная работа
классные часы духовно-нравственной направленности
коллективные творческие дела:
творческие работы
посещение музеев
-акция памяти «Обелиск»
экологическая акция
трудовая деятельность
встреча с ветеранами
участие в конкурсах
Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Работая классным руководителем, могу отметить, что педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Поэтому основной целью, которую я ставлю перед собой, является создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, воспитание развитого, высококультурного, духовно обогащенного человека.
Важнейшая задача, на мой взгляд – сформировать личность, обладающую потенциалом по 5-ти направлениям.
(Слайд 6) Нравственный потенциал - чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину; забота о благополучии государства; усвоение ценностей «Отечество»; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости, счастье близких.
(Слайд 7) Познавательный потенциал – желание учиться и готовность продолжить обучение после школы; потребность в профессиональном самоопределении и в самостоятельном добывании новых знаний.
(Слайд9) Художественный потенциал - умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими, творческой культуре.
(Слайд 10) Физический потенциал - стремление к физическому совершенству; бережное отношение к своему здоровью; неприятие вредных привычек.
(Слайд11) Коммуникативный потенциал - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации; адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни; активность в общешкольных и классных делах, активная жизненная позиция.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Учащиеся способны адекватно анализировать и оценивать многие стороны школьной жизни, вносить весьма конструктивные предложения по ее улучшению. Это и определяет стиль моих отношений с классом: (Слайд 12)
Не запрещать, а направлять
Не управлять, а соуправлять
Не принуждать, а убеждать
Не командовать, а организовывать
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Воспитание нравственных ценностей я успешно реализую с учетом комплекса следующих педагогических условий: (Слайд 13)
взаимодействие с семьей учащихся;
педагогическая поддержка детей в их смыслопоисковой деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей;
создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями учащихся;
создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные личностно-ориентированные ситуации;
этическая защита.
Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И, конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
(Слайд 14) В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на слова К.Д. Ушинского «Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни …Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания».
Список использованной литературы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2009
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980
Бекетова Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы Стандарты и мониторинг в образовании. – М. - 2002. - №2
Богдан С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Оренбург. - 1999
Дереклеева Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М.. - 2001