СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Сюжетно-ролевые игры на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Сюжетно-ролевые игры на уроках географии»

Кизилюртовское районное управление образования










































Подготовила: Османова С.З.





Султанянгиюртовская СОШ








Использование в обучении методов имитационного моделирования представляет определенную сложность для учителей, так как требует не только специальных знаний в области своего предмета, но и владения основами теории и методики игротехнического творчества.

В начале дадим понятие, что же такое деловая игра – «особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничествующих игроков».

По данным Ю.В. Геронимус, военные игры были первыми специально предназначенные для обучения через имитацию реально осуществляемых операций.

Для решения социально-экономических задач игры впервые были разработаны и использованы еще в 1932 г.

В современном виде деловые игры стали применяться в СССР и США примерно одновременно, в 50-е гг., в рамках разработки сценариев. В США деловые игры, разработанные специалистами таких компаний, как «РЭНД», «Дженерал электрик», «IBM» используются в основном для целей прогнозирования научно-технического прогресса и стратегического планирования. Теперь деловые игры имеют широкое применение в коммерческой и управленческой деятельности различных компаний и других организаций.

Для учебных целей деловые игры стали применяться относительно недавно, с конца 60-х - начала 70-х гг. примерно одновременно за рубежом и у нас в стране.

При этом большинство авторов (Н. Грейв, Р. Уорфорд, Г. Р. Щедровицский) игры рассматриваются как разновидность имитаций. Основная идея имитация как средства обучения, по мнению Р. Уорфорда, заключается в том, чтобы побуждать учащихся «ставить себя на место других, пытаться увидеть какую-либо ситуацию так, как ее увидел бы кто-то со стороны, попробовать разрешить ее путем реалистического, личного участия в ней».

Выделяется несколько типов деловых игр, используемых в учебном процессе.

Ролевые игры – в процессе их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Такие игры обычно вызывают повышенный интерес, но в то же время несколько сужают индивидуальное поле деятельности, ибо, избрав для себя определенную роль, участник обязан следовать определенному сценарию и, следовательно, в очень малой степени может быть самим собой. В то же время игры, как правило, просты и понятны, и в этом их несомненное преимущество.

Операционные игры. Ситуация операционной игры существенно отличается от ситуации ролевой игры. В нее водятся некоторые дополнительные правила и включаются моменты более жесткого принуждения, с которыми ее участникам приходится считаться. Такие игры называют жесткими деловыми играми.

Сюжетно – ролевые игры можно проводить по любому предмету и в любом классе.

Далее я опишу сюжетно-ролевую игру в 7 –м классе.

Игровые группы, формируемые в начале учебного года при изучении курса географии материков и океанов, объявлялись экспедиционными экипажами во главе с капитанами. Каждый экипаж выбирал себе название «Колумб», «Магеллан» и т.д.

В рамках своего экипажа (обычно один ряд в классе) учащимися выбираются различные роли;

Геолог топограф почвовед

Биолог гидролог антрополог

Климатолог эколог геоморфолог

Учитель руководит деятельностью всех экспедиций в игровом ранге адмирала.

Игра проводилась в течение двух уроков при изучении темы «Природная зональность». Игровой целью была объявлена помощь инопланетной расе снарков, на планете , которых произошла экологическая катастрофа из-за неправильной хозяйственной деятельности. Планета стала непригодна для жилья, поэтому необходимо срочно разместить на различных материках Земли 10 мл. беженцев. ООН приняла соответствующее решение.

Определяющими для инопланетян явились следующие условия обитания:

а) годовая амплитуда t воздуха не должна превышать 30о С.

б) t не должна опускаться ниже – 10о С.

в) количество осадков должно составить не менее 500 и не более 1000 мм в год.

г) абсолютная форма рельефа не должна превышать 700-900м.

д) должен присутствовать берег водоема

е) наличие плодородных почв

ж) наличие топливных полезных ископаемых.

Теперь члены экспедиции уполномочены предложить свои варианты размещения, для чего требуется изучить с этой точки зрения материки Земли. Каждой экспедиции предстояло изучить по 2 материка, выбор которых определился жребием. После распределения материков в течении 30минут учащиеся по командам составляли «докладную записку» в ООН, а «консультанты» (приглашенные учащиеся 8 кл.) помогали «специалистам» в выполнении отдельных действий.

Докладные записи составляются в форме логического опорного конспекта.





Докладная записка о возможностях использования Африки для расселения инопланетян.

Природная зона


влажность

Возвышенность

Полезные ископаемые

Почвы

Флора

Фауна

Числен нас-я

1. Влажные экваториальные леса

+ 24о С (круглый год)


1000-2000 мм.

0-900 м.


да


Красно-желтые

Фикусы, пальмы, бананы, лианы, эбеновое дерево

Мартышки, шимпанзе, гориллы, окапи, бегемоты, леопарды, ящерицы

В среднем 10-50 чел./км2 в отдельных районах 90-100 чел/км2


Рассмотрим пример такой записи, составленной по двум природным зонам Африки.


2. Пустыни

Летом 40-50о С, зимой +20 - +25о С. большие суточные амплитуды

100-200 и даже меньше

200-1000 м.



да


Серые, пустынные, глинистые, песчаные

Растительность скудная, в основном в небольших по площади оазисах

Антилопы, ящерицы, черепахи, змеи

Менее 1 чел/км2












  1. Условия: вечное лето, много осадков, обилие растений и животных, средняя плотность населения, есть крупные реки, побережье Гвинейского залива.
    Вывод: территория может быть использована для заселения инопланетянами.

  2. Условия: суровые, не способствующие активному заселению территории даже землянами.
    Вывод: территория не может быть заселена инопланетянами.


Далее по аналогичной схеме рассматривались природные зоны саваны, а также жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников.





В результате исследования на территории Африки были «размещены» 500 тыс. спарков – на побережье Гвинейского залива, в саване на востоке материка, на крайнем севере и юге материка, в зоне переменно-влажных лесов и кустарников.

Отчеты экспедиций заслушивались экспертами и представителями других экипажей на другом сдвоенном уроке. Каждая команда могла набрать от 3 до 10 баллов. В случае если команда получала 9-10 баллов, всем ее участникам выставлялась текущая оценка «5», 7-8 баллов соответствовали оценке «4», а 5-6 баллов – оценке «3».

В конце второго урока эксперты составили итоговый отчет для ООН на доске. В отчете были указаны все наиболее подходящие для размещения инопланетян участки суши с подробной аргументацией в пользу такого выбора территорий.


С целью показа целостности «Взаимосвязи географической оболочки», использую ролевую игру - «Оболочки Земли».

Действующие лица:

Гидросфера – Г Циклоны – Ц

Литосфера – Л Антициклоны – А

Атмосфера – А

Биосфера - Б

Принимают участие две команды. Они готовят эмблемы, костюмы. Ведущие по ходу сценария задают командам вопросы. За правильные ответы участники команд получают эмблемы ведущих. А по ним в конце определяется команда-победительница и может также выделить абсолютного победителя в каждой команде при правильном ответе учащимся вручается эмблема участнику, который первый поднял сигнальную карточку. Если ответ неверный, она переходит к другой команде

Определяет победителя в командах и команду –победительницу жюри.


Другая ролевая игра - экосогласие

Экосогласие - название ролевой имитационной игры, цель которой – ознакомить старшеклассников с правилами россиян на защиту окружающей среды и формирования у школьников навыков анализа проектов социально-экономического развития регионов с учетом экологических последствий их реализации.

Игру предваряют вопросы учителя, актуализирующие знания учащихся о кризисных явлениях в экономике и в социальной сфере России, об ухудшении экологической обстановки в нашей стране. Учитель рассказывает о взаимосвязи вышеназванных областей жизни общества и о нормативной базе, регулирующей в России деятельность по защите окружающей среды и обеспечивающей участие населения в этом процессе и процедурах ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

Педагог знакомит учащихся с планом территории, на котором накопилось множество проблем, требующих своего решения, и проектом ее социально-экономического развития.

Распределяются роли. Возможный их перечень:

Глава местной администрации, представитель федеральных властей, представитель иностранного банка, представитель Центрального банка России, предприниматели, заинтересованные в получении инвестиций под строительство новых объектов и готовые вкладывать средства в строительство, представители общественности, «Зеленого движения», эксперта, разработчики проекта, журналисты, население (рыбаки, крестьяне, рабочие, и др. категории жителей), принимающие участие в референдуме.

Всем участникам игры предлагают познакомиться со справочной литературой о природных объектах, указанных на карте, о предполагаемой хозяйственной деятельности. Желательно, чтобы первоначально роли ответственных лиц и лидеров общественности достались инициативным школьникам, заинтересованным экологической проблематикой.

Начинается игра с представления. Играющие рассказывают о себе. (как о главе администрации, представителе «зеленых», что помогает лучше войти в роль).

Принимаются правила игры. Они касаются культуры дискуссии и отношений с оппонентами. Эти правила обсуждаются, выписываются на доске, становятся на голосование. Чтобы изучить влияние различных объектов на окружающую среду, предлагается например, следующая игровая ситуация:

Федеральные власти и иностранные инвесторы заинтересованы в том или ином производстве, последние, а также Центробанк готовы субсидировать строительство химического, металлургического, целлюлозно- бумажного, энергетического или какого-либо другого предприятия.

Городские власти, по условиям игры, поддерживают проект строительства, однако активисты местного «зеленого движения» выступают против, им сочувствует население. Центральный банк России и западный инвестор очень озабочены сопротивлением жителей, они боятся, что если начнется пикетировка строек, то вложенные средства будут заморожены, а это грозит убытками. Поэтому Центральный и иностранные банки решают, что выгоднее потратить некоторые средства на референдум и узнать мнение местного населения. Но сначала проводятся ОВОС и общественные слушанья, а результаты обсуждения проектов доводятся до сведения «жителей» через средства массовой информации. Приводятся аргументы «за» и «против» строительства. После обсуждения судьбу проекта решает «население».

Проведение экологического референдума является игровым приемом завершающим дискуссию. Вслед за голосованием и подсчетом бюллетеней объявляется победитель. Им становится тот, кто сумел доказать свою точку зрения. Его ждут призы, его деятельность освещается в прессе. Если проект провалился, можно выдвинуть новые предложения, т.е. остается возможность поискать взаимоприемлемое решение. После обсуждения за эти проекты также голосуют. Педагог, подводя итоги игры, просит учащихся рассказать, чему они научились.

Важно, чтобы в ходе игры учащиеся осознали необходимость коллективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов различных природопользователей.

Опыт использования деловых игр показал, что наиболее эффективны они при изучении территорий, высокого уровня усвоения городов, сел и т.д. В основном по способу своего проведения и принципам организации они относятся к так называемым ролевым играм, когда каждый участник исполняет ту или иную роль.

При этом резко повышалась ответственность учащихся, качество подготовки информации и ее анализа. Появилась состязание в ходе отстаивания интересов своей «отрасли», «территории».

Использование метода деловых игр предъявляет повышенные требования к дисциплине, развивает чувство товарищества и взаимной ответственности, так как отсутствие даже одного участника игры при некоторых сценариях ломает логику ее проведения, ухудшает ее результаты. Сами правила игры поощряют участников к максимальному раскрытию своих способностей, побуждают к большей требовательности к себе и своим товарищам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!