СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Такие разные дети" (как работать с "трудными" детьми)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Такие разные дети" (как работать с "трудными" детьми)»

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ» (СЛАЙД 1)

Как здорово работать в классе, где дети послушно сидят. Чтобы ответить, поднимают руку. Беспрекословно выходят отвечать к доске. Всегда готово домашнее задание. Но это только мечты каждого педагога.

Все дети разные, они не похожи друг на друга, каждый ребенок – индивидуальность. (СЛАЙД 2). Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, кажется, что у них все получается. Но почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок, поведение которого отличается от поведения других детей. Есть, на первый взгляд, очень спокойные дети: ребенок сидит, попросишь встать, встанет, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии? Есть дети очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте.

А бывают дети, у которых очень много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, хамить им, то дерутся с другими детьми. Таким детям зачастую присваивают ярлык «Трудный ребенок». Но откуда они берутся, эти трудные дети?

В большинстве случаев дети не рождаются возмутителями всеобщего спокойствия – они становятся ими постепенно!

Каждый взрослый планирует «будущее» своего ребенка.(СЛАЙД 3). Пытается вложить в свое чадо все самое лучшее. И с одной стороны для ребенка это — большой плюс, но с другой стороны — может стать и большим минусом. К сожалению, не все взрослые учитывают субъектность ребенка. А некоторые уверены, что ребенок — объект, который не имеет своей воли и своих желаний, и обязан делать то, что от него хотят.

Так, пока все идет по плану взрослых, взрослые — спокойны. Однако не всем ожиданиям взрослых ребенок хочет, может и должен соответствовать. И как только ожидания взрослых и результат расходятся, то для взрослых начинаются испытания. Одни взрослые начинают испытывать разочарование и терять мотивацию. Другие взрослые могут начать впадать в панику от отчаяния.

Если с течением времени ситуация не меняется к «лучшему», то этот момент становится переломным в восприятии этих детей взрослыми. И дети переходят в разряд «трудных».(СЛАЙД 4). Родители, воспитатели, учителя чтобы не расписываться в беспомощности повлиять на ситуацию, перепробовав все доступные им инструменты, начинают обвинять детей в неуспехе справиться с поставленной перед ними задачей, начинают считать детей неблагоразумными и неблагодарными. А дети искренне не понимают, что они сделали не так и в чем их вина.

Так какой же он, трудный ребенок? (СЛАЙД 5).

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)


И действительно, каждый ребенок впервые перешагивает порог школы с твердым желанием заявить себя здесь с лучшей стороны, стать примерным учащимся и радовать личными успехами маму и папу. Но проходит совсем немного времени, и некоторые дети неожиданно превращаются в исключительных лентяев, хулиганов и прогульщиков! Но почему это происходит? (СЛАЙД 6)

Если говорить о причинах, что приводят к «плохому» поведению детей, то нужно понимать, что на развитие детей, на их самовосприятие, на восприятие ими различных ситуаций и людей, влияет конечно же школа, и во многом педагог (то какие чувства он проявляет по отношению к ребенку, то, как выстраивает с ним отношения), но нужно не забывать о том, что большинство из них кроется во внутрисемейных отношениях.

Упражнение «РУКИ».

Соедините ладони рук на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на леву.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий нами не производится.

Т.е. в ответ на агрессию, недоброжелательность, давление мы подсознательно начинаем сопротивляться. Если родители, педагоги, воспитатели недружелюбно настроены по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры.

Таким образом, можно сказать, что для мотивационной сферы ребенка характерна по большей части неосознанность и импульсивность. Его мотивы связаны с предметной сферой и взаимоотношениями со взрослыми.

Главная задача взрослых: не только задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». (СЛАЙД 7 ). Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо еще и другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?». А для этого необходимо выяснить истинные мотивы «плохого» поведения.

Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению.

  1. МОТИВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

Основным, и наверно самым главным мотивом в сегодняшней действительности является нехватка внимания у детей со стороны взрослых. (СЛАЙД 8). Мы зачастую обвиняем детей в том, что они слишком много времени проводят за компьютерами, в телефонах. Но если разобрать современную семью, то в этом нет ничего удивительного.

Ребенок ежедневно слышит дежурные фразы – «Подожди», «Давай попозже», «Мне сейчас некогда» и т.д. С увеличением темпа жизни, взрослые все меньше способны уделять должного количества внимания ребенку. (СЛАЙД 9).

Выделяют 2 формы проявления такого поведения: активную и пассивную.

Активная форма – использование различных механизмов привлечения внимания (вертится, разговаривает, постоянно просит помощи, передает записки через весь класс, задает вопросы учителю, не относящиеся к теме).

Пассивная форма – делает все в темпе «в час – по чайной ложке» (все исполняет медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Когда все уже решили задачу, такой ребенок может только еще открыть тетрадь).

Таким образом у ребенка возникает потребность в контакте, во взаимоотношениях со взрослыми.

Как правило, такое поведение вызывает раздражение у учителя, последующее словесное замечание. Но это лишь временно приостанавливает действия обучающегося. (СЛАЙД 10)

Какие можно выбрать подходы при решении вышеизложенных ситуаций:

Стратегия 1: минимизация внимания

- игнорируйте такое поведение

- установите зрительный контакт

- встаньте рядом

- упоминайте имя ученика.

Стратегия 2: разрешающее поведение

- довести до абсурда демонстративную выходку.

- использование «разрешающей квоты».

Стратегия 3: делайте неожиданности

- начните говорить тихим голосом

- совершите неожиданное действие

- выключите свет-

- временно прекратите вести урок

Стратегия 4: отвлеките ребенка

- попросите об одолжении

- измените деятельность

- задавайте прямые вопросы



  1. МОТИВ ВЛАСТИ

Еще одним мотивом является невозможность реализовать свою лидерскую позицию. (СЛАЙД 11). Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!». Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно. Часто гиперопека не имеет системы наказания, там скорее наблюдается прерывание действий ребенка, вследствие чего ребенок не может совершить проступок, следовательно, наказывать его не за что. У таких детей нет связки проступок – последствия – наказание, поэтому наказание не имеет для них смысла. У них формируется такое отношение к взрослому как «Вы мне все равно ничего не сделаете».

У данного мотива также выделяю активную и пассивную формы.

Активная форма – проявляется во вспышке негодования (манипулирования взрослыми).

Пассивная форма – оправдывается ленью, плохим вниманием, забывчивостью.

Сильная сторона поведения заключается в том, что ребенок демонстрирует лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам, честолюбие, склонность к самоутверждению.

Как правило реакция учителя заключается в негодовании, желании прекратить такое поведение, обучающийся же в свою очередь, только усиливает свое «плохое» поведение, пока сам не посчитает нужным прекратить так поступать. (СЛАЙД 12)

Принципы предотвращения:

  • Уход от конфронтации

  • Снижение напряжения

Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.



  1. МОТИВ МЕСТИ

Следующим мотивом «плохого» поведения может стать обида, разочарование, ревность, неразрешенная любовь, невыполненное обещание и несправедливое наказание. (СЛАЙД 13). Иногда критика взрослых провоцирует ребенка усугубить ситуации и приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!». Прежде всего, необходимо спросить себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, Вы несправедливо обвинили ребенка, или за одно и то же действие одного наказали, а другого нет, не уделили ему внимания, когда он этого просил, не похвалили. Отношение дома, в коллективе, когда ребенка унижают, оскорбляют, применяют физическое насилие.

Сильной стороной поведения можно считать то, что эти дети пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя. В действиях этих детей содержится мощная способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать.

Активной формой поведения являются непрямые физические акты насилия (направлены на вещи), психологические акты насилия (оскорбление, хамство), оскорбление действиями (плевок, пинок, толчок).

Пассивная форма поведения проявляется в уходе от контакта.

Реакция учителя как правило может быть неоднозначной, подавить любой ценой или уйти от конфликта, и уйти, выйти из класса.

Дети же в ответ как правило не прекращают конфронтацию, а наоборот пытаются усилить данную ситуацию, а прекращают только по своему усмотрению (СЛАЙД 14)

  • . Строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась забота о них.

  • Снижение напряжения

  • Обучение тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения.

  1. МОТИВ «Избегание неудачи»

Следующая позиция ребенка – «У меня всем равно ничего не получится!». (СЛАЙД 15). Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить ребенка и, если идет постоянная критика, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». И, как правило, за такими мыслями следует отказ от деятельности.

Данное поведение встречается в активной и пассивной форме. Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния. Приступ в ситуации отчаяния — это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Дети с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез, — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма встречается в нескольких видах.

- Откладывание на потом (Некоторые дети используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий». Принцип: Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но глупым).

- Недоведение до конца (Неспособность закончить начатые проекты и намерения — это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи.).

Некоторые дети избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ребенок умеет читать и неплохо рисует, но совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, колики в желудке — все, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда спортивные занятия заканчиваются.

У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Дети же реагируют на учителя зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут соответствовать ожиданиям, успевать, как все, они ожидают от нас, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие дети даже не пытаются выполнить требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.

Сильная сторона поведения заключается в том, что дети стараются быть непревзойденными, пусть в чем-то одном. Но есть и отрицательная сторона, когда дети вырастают неуверенными в себе людьми, самоуважение катастрофически низкое, они нуждаются в поддержке друзей и педагогов. (СЛАЙД 16).

.Принципы предотвращения:

  • Поддерживать любые попытки ребенка сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

  • Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников, втягивать их в продуктивные отношения с другими ребятами.


Давая оценку сегодняшнему ученику, мы часто говорим, что сегодня дети совсем другие. Хотя с этим можно поспорить. Не дети другие, другие условия в которых они рождаются, воспитываются, находят друзей. С каждым годом авторитет воспитателя, педагога уменьшается в глазах детей, но не потому что у нас «плохие» дети, а потому что взрослые не воспитывают в них уважение к старшим, позволяют себе обсуждать работу педагогов при ребенке, заносят телефону в «черный» список т.д. Не задумываясь, что у ребенка развивается чувство пренебрежения к педагогу, а в последующем и сами родители не будут для своих детей примером.

Педагог же, замечая за ребенком, что его поведение отличается от принятых норм и правил, конечно обратится за помощью к родителям. Но многие мамы и папы отказываются замечать первые тревожные сигналы из школьной жизни своего ребенка. А ведь учителя всегда сообщают родителям, если у их чада есть проблемы с усидчивостью и вниманием на занятиях, присутствует плохое поведение во время переменок, или ребенка не за что хвалить в отличие от его одноклассников. Вначале родители считают, что подобные замечания не слишком существенны – дети есть дети, и ничего страшного в том, что ребенок отвлекается во время урока - нет, подрастет… Конечно, такое может произойти с каждым ребенком, но ведь не на всех учителя жалуются постоянно! Пока родители будут молчать и не принимать никаких мер, не зная, что делать, если ребенок плохо ведет себя в школе, ему будет комфортно в роли хулигана! (СЛАЙД 17).

Большинство родителей наивно полагают, что ребенок повзрослеет и научится вести себя иначе, как примерные дети. Хорошо, если эти надежды исполнятся. Однако в жизни чаще встречается совершенно противоположная ситуация – маленькие озорники взрослеют и превращаются в самоуверенных циников, которые привыкли, что им все можно. Таким образом, не стоит полагаться на время, важно своевременно принимать меры, влияя на поведение ребенка.

Как общаться с детьми, которых хочется назвать «трудными»?

  • Снять с них ярлык «трудные» дети, так как трудно вам с ними общаться. Чтобы не слушать: «Я же "трудный", что вы от меня хотите?».

  • Обратить внимание на свои действия, насколько они разумны и уместны в конкретной ситуации, соответствуют психологическому возрасту ребенка и их способностям.

  • Передавать свободу и ответственность ребенку за свои действия в соответствии с его возрастом. Ребенок имеет мотив → ставит цель → самостоятельно принимает решение как действовать → принимает ответственность за последствия своих действий.


Плохое поведение проявляется не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Некоторые «трудные» дети быстрее хотят стать «взрослыми» и устранить дискриминацию по возрастному признаку, чтобы начать управлять собой. Еще дети хотят стать взрослыми, чтобы иметь возможность делать то, что они сами хотят. Они уверены, что как только они объявят себя «взрослыми», то у них появится свобода выбора и действий. (СЛАЙД 18).

Подобное происходит, потому что взрослые имеют привычку что-то запрещать и заставлять, отдавая приказы, как в армии. Старший по званию, отдавая приказ, автоматически берет на себя ответственность за конечный результат. Солдат подчиняется приказу и не имеет право его оспорить. Однако такой способ общения взрослых не приводит детей ни к самостоятельности, ни к гибкости мышления, ни к успешной «борьбе» за ресурсы, ни к привитию навыка отвечать за свои поступки и принимать последствия своих поступков, что зачастую приводит к административным правонарушениям. Этот способ ведет к развитию зависимости от чужого настроения, желаний и действий. И как правило вовлечение детей к употреблению алкоголя, наркотиков.

На сегодняшний день на особом контроле в области стоит вопрос вовлечения подростков в распространение и употребление наркотических и психотропных веществ. Более подробно с данным вопросом вас познакомит Галина Васильевна.

.










Как общаться с детьми, которых хочется назвать «трудными»?

  • Снять с них ярлык «трудные» дети, так как трудно вам с ними общаться. Чтобы не слушать: «Я же "трудный", что вы от меня хотите?».

  • Обратить внимание на свои действия, насколько они разумны и уместны в конкретной ситуации, соответствуют психологическому возрасту ребенка и их способностям.

  • Передавать свободу и ответственность ребенку за свои действия в соответствии с его возрастом. Ребенок имеет мотив → ставит цель → самостоятельно принимает решение как действовать → принимает ответственность за последствия своих действий. Например, ученик получил оценку, которая ему не нравится, которую он не ожидал. Некоторые могут возмущенно, недовольно или с вызовом «подвешивать вопрос в воздухе», сидя на месте и крича: «Почему Вы поставили мне…?». Если у ученика на оценке по предмету завязана самооценка, то ему принять реальность сложно. Оценка по предмету — это обратная связь о качестве и количестве его знаний и все. Если знаний недостаточно, то возможно, если необходимо, восполнить пробел. Для ученика, которого готовы принять таким вот «несовершенным» и он готов принять себя «несовершенным» тоже, нежеланная оценка не вызовет столько негативных эмоций. Эмоции тем сильнее, чем значимее результат. Невозможность ученика принять реальный результат заставляет психику защищаться. В данном случае сомневаться в объективности выставленной оценки. Если вы уверены в объективности выставленной оценки, в качестве преподаваемых знаний, то верните ему ответственность за оценку — ответить можно, например, так: «Потому что в контрольной работе ты решил/написал… правильных ответа / потому что она отражает реальный уровень твоих знаний». Можете даже добавить слово: «к сожалению», если вы тоже расстроены уровнем его знаний. Этим вы проявите сочувствие и понимание его состояния на текущий момент. Только не вступайте в полемику, даже если он захочет продолжить диалог. Просто повторите еще раз сказанную вами фразу. Подробный разбор контрольной лучше перенести на другое время, после того, как переживет эмоцию и готов будет вас услышать. Если перед вами эмоциональный шантажист или вам сложно не вступать в полемику, приходите на курс «Эмоциональный шантаж».

  • Лучше не запрещать курить, пить, так как обычно запретный плод бывает еще более сладким. Как вариант, можно поступить так: привести эмоционально яркий реальный пример. Яркий эмоционально пример нужен, потому что только эмоциями можно заразить другого человека, и тем более ребенка. Никакие разумные доводы не помогут. Любой образ, вызывающий эмоцию у другого человека, можно считать прожитым реально. Мозг не умеет отличать фантазии от реальности и реагирует одинаково и на то, и на другое. Затем обязательно дайте альтернативу, то есть приведите такой же эмоционально яркий пример иного поведения. Сказать примерно следующее: «Я переживаю за твое здоровье и умственные способности, и конечно, ты сам будешь выбирать, как жить в будущем. А сейчас в силу возраста у тебя еще мало опыта, и поэтому хочу поделиться с тобой своим… (образы)».

  • Подкреплять любое поведение, которое вы как учитель оцениваете позитивным. Даже если он открыл учебник, тетрадь, вылез из-под парты. Ученики  нуждаются в позитивном подкреплении. Только нужно знать, какую похвалу ребенок будет считать похвалой. Например, если он несколько раз проигнорировал вашу просьбу и вдруг сделал, то нужно подкрепить это действие, а не говорить следующее: «Вот почему ты сразу так не сделал. Можешь, когда хочешь. Сразу бы так»). Этим вы не закрепите реакцию ученика, а своим недовольством от ожидания, закрепите мысль: «Делай — ни делай, а учитель все равно недоволен».

  • Попробуйте исключить из вашей лексики такие обобщающие слова, как: «никогда», «всегда», «никто», «все», «все» если используете их. Обобщение обесценивает весь опыт и у всех учеников в классе и показывают тщетность всех их усилий и действий. В дальнейшем, при регулярном повторении, может привести учеников к чувству беспомощности в своей способности достичь цели и, может или  к чувству безнадежности достичь цель, так как это за пределами его возможностей. И как следствие снижение мотивации к учебе, к посещению школы. Например, критикуя работу ученика, не говорите: «Ты всегда все делаешь неправильно», даже если вы говорите от отчаяния. Конкретизируйте что он делает правильно, а что необходимо исправить.  


Типичными реакциями взрослого человека на «плохое» поведение ребенка является:

  • повышение голоса, оставляет последнее слово за собой,

  • разговаривает с сарказмом,

  • использует такие позы и жесты, которые «давят»,

  • дает оценку характеру ребенка, действует с превосходством, использует физическую силу,

  • втягивает в конфликт других людей,

  • настаивает на своей правоте, читает морали,

  • оправдывается, защищается,

  • формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

  • негодует, придирается, обижается,

  • сравнивает ребенка с другими, командует, требует.

Результатом таких реакций становиться не разрешение сложной ситуации с ребенком, а наоборот либо усугубление, либо затаивание.

Из всего выше описанного видно, что, во многом, причинами «плохого» поведения детей является неадекватный для конкретного ребенка подход в воспитании, в проявлении со стороны взрослого своих эмоций по отношении к ребенку, заботы о нем.































Решение педагогических ситуаций

Участникам предлагается разделиться на 2 группы, обсудить и найти выход из предложенных педагогических ситуаций.
Ситуация 1.          Юля, 4 года 6 месяцев. Девочке крайне сложно выполнять указания, которые даются воспитателем. Н-р, когда ребёнка просят сложить игрушки, убрать свои вещи в шкаф, все эти действия остаются незавершёнными. На занятиях мешает детям слушать воспитателя, перебивает своими вопросами, выкрикивает, спорит. Дома постоянно вмешивается в разговоры членов семьи, не даёт говорит по телефону, берёт без разрешения чужие вещи и портит их, толкает и бьёт близких.

Ситуация 2.         Саша, 5 лет. Неусидчив, рассеян и агрессивен. Когда его кто-то из сверстников нечаянно заденет, то Саша мгновенно реагирует ударом куда придётся. Складывается впечатление, что мальчик так и ждёт нападения. Саша стремится всегда быть первым, использует для этого любые методы. Дома мальчик, по признанию родителей смотрит много боевиков. Родители Саши используют по отношению к сыну физические наказания. В рисунках на свободную тему Саша рисует чаще всего боевую технику, которая что-то взрывает, убивает.

Помните, что все дети разные, но каждый из них является индивидуальностью. Поэтому взрослому необходимо чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир ребенка, оценив его, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на малыша, научимся понимать его на первый взгляд бессмысленные поступки.

     Именно понимать, несмотря на то, что порой поведение ребенка никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой логики. Только приняв точку зрения дошкольника, мы наконец поймем, зачем он что-то сделал. А разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Избегайте типичных, неправильных действий с детьми, которые вы можете видеть на слайде:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.



1. Приветствие.

2. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива привлечения внимания. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

3. На основании мини-сценки разбирается мотив привлечения внимания его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

4. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива власти. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

5. На основании мини-сценки разбирается мотив власти его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

6. В конце семинара-практикума уточняется, как различать рассматриваемые мотивы. Их особенности, эмоции, которые возникают у взрослого в ответ на тот или иной мотив.

7. Подведение итогов. Прощание.

День 2. Разбор мотивов «плохого» поведения: мотив мести и мотив избегания неудач.

План:

8. Приветствие.

9. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива мести. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

10. На основании мини-сценки разбирается мотив мести его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

11. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива избегания неудач. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

12. На основании мини-сценки разбирается мотив избегания неудач его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

13. В конце семинара-практикума уточняется, как различать рассматриваемые мотивы. Их особенности, эмоции, которые возникают у взрослого в ответ на тот или иной мотив.

14. Подведение итогов 2-х дней. Выдача раздаточного  матриала с обобщенной информацией по семинару. Прощание. (Приложение3)













Педагогическая ситуация.

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

  1. Выделение проблемы:

В данной ситуации проявляются такие проблемы как неприемлемое поведение ученика, грубость и не уважение по отношению к учителю.

  1. Причинами данного поведения ученика могут быть: низкий уровень культуры ребёнка, негативное влияние круга общения учащегося, отсутствие учебной мотивации, педагогическая запущенность.



  1. Педагогические задачи:

1)Разрешить возникшую ситуацию с учеником для предотвращения подобной ситуации в будущем.

2)Сохранить учительский авторитет.


  1. Способы решения педагогических задач:

К первой педагогической задаче:

- быстрое решение:

1. Успокоить ученика.

2. Провести беседу с ним.

- долговременное решение:

1. Пригласить родителей учащегося для беседы.

2. Пронаблюдать за поведением ученика, провести диагностику.

Ко второй педагогической задаче:

- быстрое решение:

1. Успокоить ученика, чтобы не срывать рабочую обстановку в классе.

- долговременное решение:

1. Провести классный час с учащимися.


5. Аргументация:

1)В качестве быстрого решения первой задачи я спрошу у ученика, почему он не хочет выполнять задание, чтобы выяснить, в чём причина данной ситуации, объясню ученику, почему я выбрала именно это задание и почему прошу именного его выполнить задание, предложу выполнить задание с моей помощью и помощью класса. Если после этого ученик все еще не хочет выполнять задание, попрошу другого ученика выполнить задание и докажу, что оно было не сложным и ничего страшного в его выполнении не было. После этого во время урока я бы старалась больше вовлекать этого ученика в работу, чтобы пронаблюдать, все ли задания вызывают у него такую реакцию.

В качестве длительного решения данной педагогической задачи я приглашу родителей учащегося, чтобы поговорить с ними и узнать, как ведет себя ученик в домашней обстановке, выполняет ли просьбы и поручения, которые дают ему родители, ведет ли себя конфликтно с друзьями. Также я считаю эффективным методом наблюдение за учеником и проведение диагностики, чтобы сравнить поведение учащегося в разное время и на разных уроках. Диагностики помогут понять причину проблемы и найти ее решение.

2) В качестве быстрого решения второй задачи я считаю, что наиболее рациональным будет ровным тоном попросить класс не реагировать на происходящее. Если это не помогает, то дать им альтернативное задание, которое они могут выполнить самостоятельно, а за время их работы выяснить, что тревожит ученика и почему он отказывается от выполнения задания.

В качестве долговременного решения я провела бы классный час с учащимися, на котором постаралась объяснить, что






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!