СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «Трудовое воспитание и профориентация старшеклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Трудовое воспитание и профориентация старшеклассников»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»



















Доклад:

«Трудовое воспитание и профориентация старшеклассников»

























Керчь

2020-2021 уч. г.

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. И русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.

Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников (дежурство в классе, по школе, генеральные уборки, субботники), в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. Одной из стержневых линий воспитания в семье также является трудовое воспитание детей. Трудовое воспитание предполагает постоянное привлечение детей к самообслуживанию, оказанию помощи родителям при закупке продуктов, приготовлении пиши, стирке белья, уходе за цветами, в уборке и ремонте жилых помещений, дачных участков, в проведении ремонта бытовой техники и оборудования и пр.

Трудовому воспитанию во многом содействует пример честного и добросовестного отношения к труду самих родителей и других старших членов семьи. В последние годы не случайно широко пропагандируется опыт трудовых династии, когда члены семьи продолжают традиции своих отцов, матерей, работая на, одном предприятии, выбирают ту же профессию. Это сплачивает членов семьи, объединенных общими делами. Жизнь рождает все новые и новые формы трудового воспитания детей в семье.

Вместе с тем в некоторых семьях проявляются и существенные недостатки в трудовом воспитании детей. Их не привлекают к посильному самообслуживанию, к выполнению постоянных трудовых обязанностей. Такие родители не поддерживают усилия школы по привлечению детей к труду в ученической бригаде, по благоустройству городов и пр. Более того, порой для такой позиции находятся и моральные оправдания — пусть они узнают радость детства. В таких случаях сами родители пестуют лодырей, иждивенцев, которые затем предъявляют все более и более высокие требования к родителям. Вот почему надо преодолевать эти глубокие заблуждения, формируя у детей твердые убеждения в том, что нет более высокой радости детства, отрочества и юности, чем радость труда, творческих поисков в любом деле. Важно, чтобы сами родители более активно использовали эти возможности для улучшения трудового воспитания детей.

Почему трудовое воспитание так важно на подростковом этапе? Потому что именно на этом этапе подросток впервые начинает активно социализироваться, то есть осознавать права и обязанности своей личности по отношению к другим. И очень важно вскрыть перед своим подростком смысл этих обязанностей и вытекающих из них прав (но не в коем случае не наоборот). Если давать свои объяснения именно в таком порядке, у подростка рано или поздно выстроится правильное отношение к труду (потому что права являются следствием обязанностей), если же на первое место ставить права – для подростка так никогда и не станет очевидным, что выполнение обязанностей как-то с ними связано. В самом деле, зачем трудиться, зачем бороться с ленью и эгоизмом, если права существуют безотносительно к обязанностям? Если труд – это право, то значит, родители должны создавать условия для реализации такого права (давать задания, следить за тем, чтобы подросток не перенапрягался, материально вознаграждать за труд – например, снабжать карманными деньгами). Если же труд – это обязанность, то подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения (как не ждут его и другие члены семьи, выполняя свою часть работ по дому).

Итак, следует определить круг обязанностей для подростка. Что это могут быть за обязанности?

Я рекомендую, в качестве основной, сделать обязанность по обслуживанию семьи за столом.

Такая рекомендация может вызвать недоумение у многих - ведь в современных семьях зачастую принято есть каждому в свое время или в одно время – но в своей комнате и вообще не встречаться за общей трапезой (если не считать праздничных застолий).

Между тем будет справедливым сказать, что общая трапеза есть один из центральных моментов, буквально цементирующих не только быт, но и бытие здоровой семьи.

Для того, чтобы сохранять близость и единство, домочадцам следует хотя бы один раз есть в одно время за одним столом. Я понимаю, что это сложно и накладно, знаю, что многие женщины вообще принципиально не готовят для своих домашних, считая, что каждый должен обслуживать себя сам – и, тем не менее, настаиваю на том, что это неправильно, потому что крайне обедняет семейную жизнь и лишает ее одной из мощнейших доминант.

10-11 лет подросток должен уметь:

- вытирать пыль,

- чистить обувь и одежду,

- пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде,

- пылесосить комнату,

- расставлять книги в нужной последовательности в книжном шкафу,

- поливать цветы,

- выносить мусор,

- бегать в ближайший магазин за небольшим количеством покупок,

- мыть посуду (как минимум, после одного из неосновных приемов пищи),

- наводить порядок в ванной комнате;

- поддерживать порядок в своем платяном шкафу,

- ухаживать за домашними животными.

В 12-13 лет подросток должен уметь:

- последовательно убирать комнаты в квартире по заранее сформулированному родителями алгоритму,

- ходить в магазин со списком покупок,

- готовить себе завтрак,

- мыть за собой посуду после каждого приема еды,

- чистить овощи для приготовления пищи,

- поддерживать в чистоту в санузле,

- загружать стиральную машину,

- гладить белье.

В 14-15 лет к перечисленным выше трудовым навыкам добавляются только несколько сложных умений, таких как:

- самостоятельно готовить пищу (полностью организовывать общую трапезу),

- самостоятельно определять меню и список покупок для его приготовления;

- самостоятельно ставить перед собой трудовые задачи по обслуживанию квартиры и выполнения их по мере необходимости;

- самостоятельно держать свой гардероб в порядке (определять степень загрязнения одежды, вовремя стирать и гладить ее, убирать после окончания сезона и т.д.),

- ухаживать за младшими и престарелыми членами семьи,

- мыть и обслуживать машину (если таковая имеется).

Неплохо также обучить подростка навыкам ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья), не столько даже в качестве постоянной обязанности, сколько просто для общего ознакомления с процессом.

Разумеется, не все из перечисленных действий подросток должен выполнять ежедневно и в полном объеме. Этот список приводится лишь в качестве полного перечня всех процессов, подлежащих усвоению. Достаточно будет, если младший подросток имеет в качестве повседневных обязанностей не более 2-3 пунктов из списка. Однако, по мере взросления объем и сложность выполняемых обязанностей непременно должны возрастать. И старший подросток должен уже полностью замещать взрослых в случае необходимости (например, болезни или сильной загруженности родителей).

Что касается гендерного распределения обязанностей, то данный список следует считать универсальным, то есть подходящим как для мальчиков, так и для девочек.

В современной семье, где часто работают оба родителя, каждый из них должен уметь выполнять все необходимые для организации домашнего быта действия. Но, разумеется, каждый из них может выполнять все вышеперечисленные действия в своем темпе и в своем стиле (без ущерба общим интересам, разумеется).

Трудовое воспитание учащихся старших классов приобретает подчеркнутую профессиональную направленность, ориентированную на подготовку их к труду на производстве и продолжению образования. Составной частью ТВ является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система ПО включает следующие компоненты. Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения. Профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической. Профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению . Профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии. Профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

Специальную деятельность по профориентации проводят центры ПО, где работают специалисты. В профориентационной работе имеются два подхода, адаптационный и развивающий. Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможностям. Второй предлагает развивать ученика и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Наша школа ориентируется на второй подход и в определенной мере проводит ПО работу, цель которой - профессиональное самоопределение учащихся. Она конкретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.

Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности, силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности ребенка.

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимая помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, И помочь в этом разобраться должны мы с вами общими усилиями, и именно разобраться, подсказать, направить, а не ставить перед конкретным фактом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!