СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа естественно-научной-направленности "СЕМИЦВЕТИК" на 2021/2022 учебный год в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа естественно-научной-направленности "СЕМИЦВЕТИК" на 2021/2022 учебный год в средней группе»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов


1

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи кружковой работы

1.3.

Принципы и подходы

1.4

Возрастные особенности

1.5

Планируемые результаты

2

Содержательный раздел

2.1

Формы, способы, методы и средства реализации программы

2.2

Календарно-тематическое планирование

3

Организационный раздел

3.1

Учебный план реализации программы

3.2

Календарный учебный график





























1. Целевой раздел



1.1. Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.



1.2. Цели и задачи кружковой работы

Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период среднего и старшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух,

совершенствовать все виды восприятия детей.

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе

предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к предметному окружению.

2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.

д.)

Образовательные:

1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым

названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.

3. Активизировать речь детей.


1.3. Принципы и подходы

 Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

 Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

 Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;  

Принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

 Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.  

Принцип наглядности обучения.

 Принцип интеграции образовательных областей.

 Принцип прочности - многократное повторение и закрепление полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.



1.4. Возрастные особенности

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.



1.5. Планируемые результаты

Ожидаемый результат

К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;

  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);

  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Программа способствует:
  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;

  • развитию мелкой моторики;

  • созданию положительного эмоционального фона;

  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

-повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.



2. Содержательный раздел



2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

      1. «Художественно–эстетическое развитие»:

«Музыкальная деятельность», музыкальное сопровождение дидактических игр способствует развитию у детей эстетического восприятия.

«Изобразительная деятельность», знакомство с цветами и их оттенками, формой и величиной предметов помогает в занятиях по лепке, аппликации и рисованию.

      1. «Речевое развитие»: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата во время проговаривания названий цветов и их оттенков, сравнивания предметов по величине, названий геометрических форм.

      2. «Познавательное развитие»: дети знакомятся с основными цветами спектра и их оттенками, геометрической формой и величиной предметов, учатся сравнивать предметы по одному или нескольким параметрам, играть в шашки.

      3. «Социально-коммуникативное развитие», дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, учатся коллективной работе.

Индивидуальная работа

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу.

Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны усложняться. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.


Формы организации кружка:


Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.



Отличительные особенности данной программы:
  • использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;

  • использование дидактических игр, изготовленных своими руками;

  • использование д/игр: Танграм и Логические блоки Дьенеша.

-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

-Показ мультимедийных материалов



Здоровье сберегающие технологии:
  • дыхательная гимнастика;

  • артикуляционная гимнастика;

  • пальчиковые игры со словами;

  • гимнастика для глаз;

  • физкультминутки, динамические паузы.

  • просмотр видеопрезентаций.

Каждое занятие состоит из трех этапов:

  • Игра: пальчиковая игра или массаж ладоней и пальчиков;

  • Специальная организованная деятельность: продуктивная деятельность, упражнение на координацию движений;

  • Самостоятельная деятельность в предметно-пространственной среде.































3. Организационный раздел

3.1. Учебный план реализации программы



п/п

Наименование тем

Общее количество в неделю

Продолжительность ООД

Общая продолжительность ООД

1

Цвет предметов

1

20 мин.

4 ч

2

Величина предметов

1

20 мин.

2ч 40 мин.

3

Форма предметов

1

20 мин.

5ч 20 мин.

4

Повторение пройденного материала

1

20 мин.

3ч 20 мин.



3.2. Календарный учебный график

Режим работы ср.гр. №1 МБДОУ «Детский ад №35 «Василёк»

Понедельник – пятница, с 07.00 – 19.00

Начало учебного года

01.09.2021год

Окончание учебного года

31.05.2022год

Продолжительность ОД по дополнительному образованию

20 минут в неделю

I полугодие

Период каникул (зимних)

II полугодие

Период каникул (летних)

Продолжительность полугодия

Количество занятий

Продолжительность полугодия

Количество занятий


с 01.09.2021г. по 31.12.2021г.

18

с 30.12.2021г. по 09.01.2022г.

с 10.01.2022г. по 31.05.2022г.

20

с 01.06.2022г. по 31.08.2022г.

Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по дополнительному образованию «Семицветик»

с 01.09.2021 по 17.09.2021г.,

с 11.04.2022 по 22.04.2022г.











Скачать

© 2021 180 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!