СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Художественная обработка древесины-моделирование» кружка «Умелые руки»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Художественная обработка древесины-моделирование» кружка «Умелые руки»»

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края






РАССМОТРЕНО

на заседании

межпредметного МО

Протокол № 1 от 29.08.2023г.

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________/Зайцев Е.А./

Приказ № 59от 30.08.2023г.






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

___________/Ларионова И.А./

Дата_____________________








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Художественная обработка древесины-моделирование»

кружка «Умелые руки»




(срок реализации – 1 год, возраст учащихся – 11-15 лет)








Составитель:Добрынин Виктор Иванович

учитель технологии первая квалификационная категория




с. Новоперуново 2023 г.



I. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины-моделирование» кружка «Умелые руки»имеет художественно направленность, способствует развитию художественно-эстетического вкуса.

Актуальность.

Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе внеурочной деятельности. Это вызвано постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.

Цель программы: формирование творческих способностей учащихся, расширение их кругозора. Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка, путём изготовления из древесины предметов обихода с минимальными материальными затратами.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие умений и навыков, полученных на уроках технологии;

  • формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;

  • формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

  • формировать чувство коллективизма, гражданственности, воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

  • формировать коммуникативные навыки,умение планировать действия в соответствии с поставленнойзадачей;

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;

  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность).

Адресат программы: Программа дополнительного образования «Художественная обработка древесины» предназначена для детей 12-15 лет. Группа формируется из учащихся добровольно пожелавших обучаться по данной программе на основании заявлений их родителей или законных представителей. Состав группы может быть как разновозрастным, так и быть представлен учащимися одного возраста.

Срок реализации: Программа рассчитана на1 год обучения.

Количество часов, режим и формы занятий:

Программа рассчитана на 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Формы занятий групповые и индивидуальные.Особое место уделяется отработке практических навыков и умений полученных на уроках технологии. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам ТБ.

В процессе реализации программы допускаются изменения впорядке изучения тем в расписании занятий.

Число учащихся в группе:Предполагаемое число участников7-10 человек.

Планируемые результаты.

В результате прохождения данной программы обучающиеся получат возможность изучить:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, сверлильного станка, токарного деревообрабатывающего станка);

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выжигания, выпиливания, работы на токарном станке;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

Обучающиеся научатся:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;

читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять отделочные операции;

производить отделку изделий с учётом дизайна;

самостоятельно разрабатывать модели и выполнять их;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

реализовывать собственные замыслы в работе;

доводить до конца начатое дело.



II. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы контроля

Всего

Теория


Практика


Введение

1

1


устный контроль

1

Материалы и инструменты

6

3

3

устный контроль, наблюдение

2

Графическая документация.

2

1

1

устный контроль, наблюдение, выставка

3

Технология ручной обработки древесины.

4

2

2

устный контроль, наблюдение

4

Моделирование.

39

4

35

устный контроль, наблюдение, выставка

5

Токарные работы.

16

3

13

устный контроль, наблюдение, выставка

6

Заключительное занятие.

2

2




Итого:

70

16

54




III. Содержание учебно-тематического плана


Введение.

Теория. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

  1. Материалы и инструменты.

Теория.Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений.Инструменты для измерения размеров изделий, назначение типов измерительных инструментов; точность измерения.Деревообрабатывающий инструмент-устройство и назначение.Заточка, наладка и содержание инструмента.Правила техники безопасности при работе с ручным инструментом; виды и назначение режущих инструментов; углы заточки; способы заточки и доводки инструмента.

Практика.Подготовка древесины к работе. Проведение замеров. Приёмы работы столярным инструментом. Заточка и доводка инструмента.

  1. Графическая документация.

Теория. Чертёж; эскиз; технический рисунок; сборочный чертёж. Чтение чертежей.

Правила выполнения и оформления чертежей. Технологическая; операционная; маршрутная карты.

Практика. Выполнение чертежа, эскиза, технического рисунка. Чтение чертежей. Выполнение технологических карт изделий.

3.Технология ручной обработки древесины.

Теория. Выпиливание лобзиком. Организация рабочего места. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.Безопасные приемы работы с лобзиком.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Организация рабочего места.

Практика. Подготовка инструмента. Техника выпиливания лобзиком.Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине. Освоение приёмов выжигания.

  1. Моделирование.

Теория. Рассматриваются варианты простых изделий, состоящих из простых деталей, последующие изделия более сложные. Рассматривается история создания прототипа, подбираются и выполняются чертежи.

Практика. Выполняются модели из древесных материалов, по выполненным чертежам. Часть деталей выполняется выжиганием. С помощью выжигателя производится декорирование моделей. Некоторые модели красятся и лакируются.

  1. Токарные работы.

Теория. Рассматривается устройство токарного деревообрабатывающего станка, меры безопасной работы. Выполняются чертежи будущих изделий. Рассматриваются разные кинематические схемы.

Практика.Работы выполняются на токарном станке с соблюдением мер безопасности. При этом происходит не только работа с материалом, его отделка, но и производится изучение различных кинематических схем игрушек.

  1. Заключительное занятие.

Теория. Подведение итогов работы кружка за год. Проводится итоговая выставка.



IV.Условия реализации программы

  • техническое оснащение занятий

Занятия кружка проходят в школьной мастерской, имеющимся инструментом и оборудованием. Наглядными пособиями являются готовые изделия, фотографии, презентации, для которых используются проектор и ноутбук. Материальное обеспечение производится за счёт обучающихся (приносят заготовки), изделия дети оставляют у себя.

Программа предусматриваетмежпредметные связи с другими образовательными областями такими, как математика, изобразительное искусство, литература, технология.Формызанятий: беседа, лекция, инструктаж.

Методы реализации программы: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация изделий, презентаций); практические (выполнение практических работ) и предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

  • формы подведения итогов реализации программы:

1. Собеседование при приеме ребенка – для выявления исходного уровня подготовки.

2. Текущий педагогический контроль на занятиях.

3. Проведение промежуточных выставок работ и их обсуждение (по итогам темы).

4. Проведение персональных выставок наиболее одаренных воспитанников.

5. Проведение в конце учебного года отчетной выставки работ учащихся.



V. Список литературы

1. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2015.

2. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., испр.- М. :Вентана-Граф, 2016.

3. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1.-М.: «Народное творчество», 2006.

4. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2.-М.: «Народное творчество», 2006.

5. Соколов Ю.В. Художественное выпиливание: Альбом. - М.: Лесн. пром-сть, 1987.

6. Данкевич Е., Поляков В. Выпиливаем из фанеры. С-П.: «Кристалл», 1998.

7. Попов В.В. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1.-М.: «Народное творчество», 2006.

8. Своими руками: сборник в помощь кружкам «Умелые руки»/ред. Л. Хотиловская – М.: Молодая гвардия, 1958.

VI. Приложение

Приложение 1

Поурочно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Всего

Теория


Практика


Введение

1

1


1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1



Материалы и инструменты.

6

3

3

2

Дерево как основной материал для работы мастерской.

2

1

1

3

Типы и виды художественной обработки древесины.

2

1

1

4

Инструменты для работы с древесными материалами. Заточка, наладка и содержание инструмента.

2

1

1


Графическая документация.

2

1

1

5

Графическая документация.

2

1

1


Технология ручной обработки древесины.

4

2

2

6

Выпиливание лобзиком. Инструменты, материалы.

1

1


7

Выпиливание лобзиком. Приёмы работы.

1


1

8

Выжигание. Инструменты и материалы.

1

1


9

Выжигание. Приемы работы.

1


1


Моделирование.

39

4

35

10

Изготовление модели пограничного катера по выбору учащихся.

9

1

8

11

Изготовление моделисамолёта по выбору учащегося.

10

1

9

12

Изготовление модели танка по выбору учащегося.

10

1

9

13

Изготовление подвижной игрушки, модели автомобиля по выбору учащегося.

10

1

9


Токарные работы.

16

3

13

14

Технология токарных работ.

2

1

1

15

Изготовление игрушек-сувениров из точёных элементов.

12

2

12

16

Заключительное занятие.

2

2



Итого за год:

70

16

54




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!