Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании межпредметного МО Протокол № 1 от 29.08.2023г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/Зайцев Е.А./ Приказ № 59от 30.08.2023г. |
| | |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________/Ларионова И.А./ Дата_____________________ | | | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Художественная обработка древесины-моделирование»
кружка «Умелые руки»
(срок реализации – 1 год, возраст учащихся – 11-15 лет)
Составитель:Добрынин Виктор Иванович
учитель технологии первая квалификационная категория
с. Новоперуново 2023 г.
I. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины-моделирование» кружка «Умелые руки»имеет художественно направленность, способствует развитию художественно-эстетического вкуса.
Актуальность.
Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе внеурочной деятельности. Это вызвано постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.
Цель программы: формирование творческих способностей учащихся, расширение их кругозора. Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка, путём изготовления из древесины предметов обихода с минимальными материальными затратами.
Задачи:
Образовательные:
развитие умений и навыков, полученных на уроках технологии;
формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
содействовать формированию всесторонне развитой личности;
формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
формировать чувство коллективизма, гражданственности, воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
формировать коммуникативные навыки,умение планировать действия в соответствии с поставленнойзадачей;
развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность.
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду;
воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность).
Адресат программы: Программа дополнительного образования «Художественная обработка древесины» предназначена для детей 12-15 лет. Группа формируется из учащихся добровольно пожелавших обучаться по данной программе на основании заявлений их родителей или законных представителей. Состав группы может быть как разновозрастным, так и быть представлен учащимися одного возраста.
Срок реализации: Программа рассчитана на1 год обучения.
Количество часов, режим и формы занятий:
Программа рассчитана на 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Формы занятий групповые и индивидуальные.Особое место уделяется отработке практических навыков и умений полученных на уроках технологии. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам ТБ.
В процессе реализации программы допускаются изменения впорядке изучения тем в расписании занятий.
Число учащихся в группе:Предполагаемое число участников7-10 человек.
Планируемые результаты.
В результате прохождения данной программы обучающиеся получат возможность изучить:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, сверлильного станка, токарного деревообрабатывающего станка);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, выпиливания, работы на токарном станке;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
Обучающиеся научатся:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;
читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять отделочные операции;
производить отделку изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать модели и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
реализовывать собственные замыслы в работе;
доводить до конца начатое дело.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Введение | 1 | 1 | | устный контроль |
1 | Материалы и инструменты | 6 | 3 | 3 | устный контроль, наблюдение |
2 | Графическая документация. | 2 | 1 | 1 | устный контроль, наблюдение, выставка |
3 | Технология ручной обработки древесины. | 4 | 2 | 2 | устный контроль, наблюдение |
4 | Моделирование. | 39 | 4 | 35 | устный контроль, наблюдение, выставка |
5 | Токарные работы. | 16 | 3 | 13 | устный контроль, наблюдение, выставка |
6 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | | |
| Итого: | 70 | 16 | 54 | |
III. Содержание учебно-тематического плана
Введение.
Теория. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Материалы и инструменты.
Теория.Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений.Инструменты для измерения размеров изделий, назначение типов измерительных инструментов; точность измерения.Деревообрабатывающий инструмент-устройство и назначение.Заточка, наладка и содержание инструмента.Правила техники безопасности при работе с ручным инструментом; виды и назначение режущих инструментов; углы заточки; способы заточки и доводки инструмента.
Практика.Подготовка древесины к работе. Проведение замеров. Приёмы работы столярным инструментом. Заточка и доводка инструмента.
Графическая документация.
Теория. Чертёж; эскиз; технический рисунок; сборочный чертёж. Чтение чертежей.
Правила выполнения и оформления чертежей. Технологическая; операционная; маршрутная карты.
Практика. Выполнение чертежа, эскиза, технического рисунка. Чтение чертежей. Выполнение технологических карт изделий.
3.Технология ручной обработки древесины.
Теория. Выпиливание лобзиком. Организация рабочего места. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.Безопасные приемы работы с лобзиком.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Организация рабочего места.
Практика. Подготовка инструмента. Техника выпиливания лобзиком.Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине. Освоение приёмов выжигания.
Моделирование.
Теория. Рассматриваются варианты простых изделий, состоящих из простых деталей, последующие изделия более сложные. Рассматривается история создания прототипа, подбираются и выполняются чертежи.
Практика. Выполняются модели из древесных материалов, по выполненным чертежам. Часть деталей выполняется выжиганием. С помощью выжигателя производится декорирование моделей. Некоторые модели красятся и лакируются.
Токарные работы.
Теория. Рассматривается устройство токарного деревообрабатывающего станка, меры безопасной работы. Выполняются чертежи будущих изделий. Рассматриваются разные кинематические схемы.
Практика.Работы выполняются на токарном станке с соблюдением мер безопасности. При этом происходит не только работа с материалом, его отделка, но и производится изучение различных кинематических схем игрушек.
Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов работы кружка за год. Проводится итоговая выставка.
IV.Условия реализации программы
Занятия кружка проходят в школьной мастерской, имеющимся инструментом и оборудованием. Наглядными пособиями являются готовые изделия, фотографии, презентации, для которых используются проектор и ноутбук. Материальное обеспечение производится за счёт обучающихся (приносят заготовки), изделия дети оставляют у себя.
Программа предусматриваетмежпредметные связи с другими образовательными областями такими, как математика, изобразительное искусство, литература, технология.Формызанятий: беседа, лекция, инструктаж.
Методы реализации программы: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация изделий, презентаций); практические (выполнение практических работ) и предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.
1. Собеседование при приеме ребенка – для выявления исходного уровня подготовки.
2. Текущий педагогический контроль на занятиях.
3. Проведение промежуточных выставок работ и их обсуждение (по итогам темы).
4. Проведение персональных выставок наиболее одаренных воспитанников.
5. Проведение в конце учебного года отчетной выставки работ учащихся.
V. Список литературы
1. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2015.
2. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., испр.- М. :Вентана-Граф, 2016.
3. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1.-М.: «Народное творчество», 2006.
4. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2.-М.: «Народное творчество», 2006.
5. Соколов Ю.В. Художественное выпиливание: Альбом. - М.: Лесн. пром-сть, 1987.
6. Данкевич Е., Поляков В. Выпиливаем из фанеры. С-П.: «Кристалл», 1998.
7. Попов В.В. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1.-М.: «Народное творчество», 2006.
8. Своими руками: сборник в помощь кружкам «Умелые руки»/ред. Л. Хотиловская – М.: Молодая гвардия, 1958.
VI. Приложение
Приложение 1
Поурочно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Введение | 1 | 1 | |
1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 1 | 1 | |
| Материалы и инструменты. | 6 | 3 | 3 |
2 | Дерево как основной материал для работы мастерской. | 2 | 1 | 1 |
3 | Типы и виды художественной обработки древесины. | 2 | 1 | 1 |
4 | Инструменты для работы с древесными материалами. Заточка, наладка и содержание инструмента. | 2 | 1 | 1 |
| Графическая документация. | 2 | 1 | 1 |
5 | Графическая документация. | 2 | 1 | 1 |
| Технология ручной обработки древесины. | 4 | 2 | 2 |
6 | Выпиливание лобзиком. Инструменты, материалы. | 1 | 1 | |
7 | Выпиливание лобзиком. Приёмы работы. | 1 | | 1 |
8 | Выжигание. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | |
9 | Выжигание. Приемы работы. | 1 | | 1 |
| Моделирование. | 39 | 4 | 35 |
10 | Изготовление модели пограничного катера по выбору учащихся. | 9 | 1 | 8 |
11 | Изготовление моделисамолёта по выбору учащегося. | 10 | 1 | 9 |
12 | Изготовление модели танка по выбору учащегося. | 10 | 1 | 9 |
13 | Изготовление подвижной игрушки, модели автомобиля по выбору учащегося. | 10 | 1 | 9 |
| Токарные работы. | 16 | 3 | 13 |
14 | Технология токарных работ. | 2 | 1 | 1 |
15 | Изготовление игрушек-сувениров из точёных элементов. | 12 | 2 | 12 |
16 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
| Итого за год: | 70 | 16 | 54 |