СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного медиатора»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного медиатора» относится к общеинтеллектуальной направленности, так как включает в себя такие виды деятельности, как изучение основ психологии, конфликтологии, отработка на практике приемов примирения сторон. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами:

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного медиатора»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №143

г. Екатеринбург


ПРИНЯТА

на педагогическом Совете

МАОУ СОШ №143:

Протокол

№ от _______2021г.


УТВЕРЖДЕНА

приказом № ____________

Директор МАОУ СОШ № 143,

_________ М. К. Левинская

« » __________2021 года













Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Школа юного медиатора»




Возраст: 7-11 класс

Срок реализации: 1 год



Автор-разработчик:

Исмагилова Л. И.,

педагог дополнительного образования












2021г

1.Основные характеристики

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного медиатора» относится к общеинтеллектуальной направленности, так как включает в себя такие виды деятельности, как изучение основ психологии, конфликтологии, отработка на практике приемов примирения сторон. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

  • Европейский кодекс поведения медиаторов;

  • Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. 17 марта 2009 г.

  • Федеральный закон № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

  • Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р от 15 октября 2012 г.  № 1916-р  об утверждении прилагаемого плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

  • Рекомендации по организации служб школьной медиации утверждены Министерством образования и науки ВК – 54/07вн от 18 ноября 2013 г.

  • Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.);

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
    "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
    .
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФЗ)
  • «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г

Актуальность программы. Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности. Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?

Оказывается нужна. Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Причиной этого становится негативное отношение к школе в современных СМИ. Но самое страшное это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации дети проявляют агрессию, конфронтация, противоправные действия. Все это перерастают в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становятся способом самоутверждения. В то же время они являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и даже организуют ставки на участников драки. [3]

В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Классные руководители часто замалчивают, не разглашают имеющиеся в их классах конфликтные ситуации, «не выносят сор из избы», пытаются справится своими средствами. В среде педагогов также встречаются конфликты, но они как правило из профессионального плана переходят в личностный, что разрушительно влияет на атмосферу в коллективе, и желание педагога работать. Имеются конфликты между администрацией и коллективом, но в рамках нашей деятельности мы их рассматривать не будем, так как они относятся к юрисдикции трудовых комиссий.

«Одной из попыток разрешить сложившуюся в подростковой среде ситуацию стало создание школьной службы примирения. Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» в 2002 году. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.» [5, с. 8]

«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». [6, с. 23] Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».[4]

Примирительным процедурам, в последние несколько лет, уделяется особое внимание. Важность таких разработок высказывается руководителями высших органов государственной власти, в частности Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева. [1] Он заявляет, что «примирительные процедуры являются приоритетным направлением при решении конфликтных ситуаций». [2] Были приняты нормативно правовые акты: ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [3]; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» [4].

В науке проблема медиации рассматривается в основном в права, в работах, рассказывающих нам об альтернативном разрешении споров и решении конфликтов. Также этой темой занимаются такие науки, как: юридическая конфликтология (В. П. Казимчук, В. Н. Кудрявцев, С. И. Калашникова, С. К. Загайнов), социология (В. В. Андреев, М. В. Гвоздарева), психология (О. В. Алахвердова, А. Д. Карпенко). Вместе с тем, исследований в области педагогики и педагогической психологии не велось. Хотя в ряде образовательных организаций внедряются «школьные службы примирения», но эти работы разрознены и существуют отдельно друг от друга.

Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора». [1, с. 14]

«Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта». [1, с. 14]

Наша служба примирения состоит из куратора, которым является учитель обществознания прошедший специальное обучение в МУ «Диалог» г. Екатеринбурга и имеющий свидетельство о курсах повышения квалификации, педагога-психолога, который ведет занятия с детьми по развитию навыков решения конфликтов и способам эффективной коммуникации, и нескольких старшеклассников. Все они, включая кураторов, в обязательном порядке проходят подготовку в качестве медиаторов (пока подготовку прошел только куратор). Руководитель проекта оформляет отчетную документацию. Участники службы получают запросы на работу от администрации школы, педагогов, а в дальнейшем от самих учащихся и их родителей. [7, с. 4] На сегодняшний день наша ШСП стоит на первичной ступени своего развития, мы еще учимся, но надеемся что в ближайшее время сможем полноценно и эффективно работать.

Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в следующем:

- вариативность уровня сложности заданий, предлагаемых обучающимся в

рамках темы;

- широкий спектр проблемных и тренинговых ситуаций;

- в программу включены элементы общей психологии, конфликтологии, судебной практики.

Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся 7 – 11 классов, с достаточно зрелой жизненной позицией, стремящиеся к первичной профориентации и занимающие активную жизненную позицию.

Наполняемость группы 15 человек.

Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Объем общеразвивающей программы –68 часов.

Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год.

Перечень форм обучения: групповая, индивидуальная.

Перечень видов занятий: беседа, практические занятия.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, творческие выступления.


1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы


Цель программы: подготовка учащихся-медиаторов для реализации ими процедур посредничества при решении школьных конфликтов; обучение конструктивному решению конфликтов; развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с понятием конфликт, его виды и структура;

  • Изучить особенностей конфликтного поведения и способов реагирования на конфликт;

  • Изучить особенностей процедуры медиации и медиативных техник; научить применять восстановительные технологии;

  • Ознакомить учащихся с работой медиатора;

  • Развивать коммуникативных способностей (умение вести диалог, задавать вопросы, применять коммуникативные приемы в общении);

  • Отработка навыков ведения медиативных процедур.

Личностным результатом освоения программы

Метапредметные результаты

Универсальные способы деятельности:

  • умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информированных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. д.

  • умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Содержание программы:

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

2

Что такое медиация? (См. видеоролики, презентации)

2

Диагностический

2

Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса)

Мой стиль поведения в конфликте

3

Какие случаи рассматривает ШСП?

2

Рассмотрение возможных вариантов принятых ШСП

4

Официальные органы решающие конфликтные ситуации

2

Совет профилактики, центры психологической помощи, милиция, КТДН и ЗП, суд (виды судов). Какие именно ситуации разбирают данные официальные органы? Правовая основа деятельности. Другие организации где есть службы медиации.

5-6

Конфликт. Что это?

4

Понятие “конфликт”. Основные стадии протекания конфликта. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Взаимодействии в конфликте. Самоконтроль в общении. Анализ и разрешение конфликтных ситуаций

7

Работа в программе примирения

2


8

Создание условий для проведения встречи

2

достижение и удержание контакта со сторонами;

создание условий для конструктивного выражения эмоций;

создание безопасной атмосферы во время работы;

создание условий для взаимопонимания.


9

Создание основы для диалога со стороной

2

кто он и его роль в деле;

роль и функции организации, которую он представляет;

его взаимоотношения со сторонами

10

Как подготовить встречу сторон?

2

Действия медиатора по подготовки встречи сторон.

11

Как провести встречу сторон?

2

Рассмотрение вариантов встречи.

12

Коммуникативные техники

2


13

Переговоры

2


14

Вступительное слово ведущего

2


15

Как понять ситуацию конфликта

2

помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

16

Как найти выход из ситуации

2

Рассмотрение возможных путей выхода из конфликта.

17

Что такое медиатовное соглашение?

2

помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

18

Рефлексия встречи.

2

Понятие рефлексия, как провести рефлексию.

19

Аналитическая беседа

2

провести рефлексию результатов медиации;

выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

20



Рассмотрение конкретных примеров

2

Медиация по ситуациям, когда нанесен ущерб учреждению

Медиация по ситуациям с большим материальным ущербом

Медиация межкультурных (межнациональных) конфликтов


Развитие личности медиатора

21

Эмоции

2

Особенности эмоционального общения.
Тренинг положительного эмоционального контакта. Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Эмоции и чувства. Психические состояния и их свойства. Как управлять своим состоянием и как его изменить.

22

Стресс

2

Способы борьбы со стрессом.

23

Невербальная коммуникация

2

Что такое невербальная коммуникация. Зоны общения. Жесты руками. Жесты кистями и руками. Мошенничество, сомнение, ложь

24

Толерантность

2

Понятие толерантности. Толерантная личность. Границы толерантности. Барьеры в общении.

25- 34

Практические занятия

6

Отработка навыков ведения медиативных процедур. Виды медиативных процедур: круг заботы, школьная конференция. Метод активного слушания, перефразирование, рефреминг, мозговой штурм.

1.4 Планируемые результаты

1. Личностные результаты:

является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающих системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, отражающие их индивидуально-личностные позиции, идено-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения, осознание себя как члена общества.


2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к психологии, конфликтологии, медиации, как особым видам деятельности в системе человек - человек;

- общее понятие о конфликтах и способах их предотвращения;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.


3. Метапредметные результаты:

заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Учащиеся должны знать:

1. Основы психологии.

2. Виды конфликтов.

3. Различные способы решения конфликтных ситуаций.

4. Методики разрешения конфликтов.


Учащиеся должны уметь:

1. Работать с разными группами людей.

2. Решать проблемные ситуации.

3. Вступать в диалог.

2. Организационно-педагогические условия

2.1.Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение:

Обеспечивается образовательной организацией:

– Помещение для занятий

- Ноутбук -1 штука

- Акустическая система (колонки) -1 комплект

- Проектор

- Смарт – доска

- Принтер


Кадровое обеспечение

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется педагогом, обладающим профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории


Методические материалы:

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.

  2. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20

  3. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.

  4. Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.

  5. Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.

  6. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Основными критериями определения оценки обучающихся является

уровень сформированности навыков по решению конфликтных ситуаций.

Промежуточная и итоговая аттестация не проводится.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!