СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

КОМИТЕТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

(АУ ДО «ЦРД и М»)

ул. Комарова, д. 42/1, г. Заводоуковск, Тюменская область, 627142,

тел. (345 42) 2-78-73, e-mail: [email protected]



«Утверждаю»

Директор АУ ДО «ЦРД и М»

_____________Дудиловская Т.Г.

«____»______________2019г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»



Возраст обучающихся: 6-18 лет

Нормативный срок освоения программы: 1 год







Автор-составитель:

Фантикова Е.В.,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории







Принята на заседании методического совета

Протокол №____от_______________









Заводоуковск, 2019г.

Содержание



Паспорт программы

3

Пояснительная записка

6

  1. Учебный план

  2. Календарный учебный график

14

15

  1. Содержание программы

  2. Методические материалы

4.1Методические рекомендации по проведению занятий

4.2Требования техники безопасности

4.3 Система воспитательной работы

  1. Оценочные материалы

16


19

19

21

24

Перечень информационного и материально-технического контроля

30

Приложение


34


















Паспорт программы

1.

Полное название

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»

2.

Направленность

Естественнонаучная

3.

Тип программы

Общеразвивающая

4.

Вид деятельности

Эколого-биологическая

5.

Автор-составитель

Фантикова Екатерина Владимировна,

педагог дополнительного образования

6.

Цель

Создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей ребенка, формируя активную жизненную позицию через всестороннее ознакомление с экологией природного окружения и включение в социально значимую природоохранную деятельность

7.

Задачи

Обучающие:

1.Сформировать знания о закономерностях экологии, основных экологических понятиях.

2.Привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение, эксперимент мониторинг и др.

3.Научить  оформлять результаты работы и защищать ее.

Развивающие:

1.Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

2.Сформировать творческие и коммуникативные способности учащихся;

3.Развить способность применять теоретические знания на практике;

4.Развить способность самостоятельно добывать, анализировать информацию и делать выводы.

8.

Форма обучения

Очная, дистанционная

9.

Краткое содержание

Стартовый уровень:

Модуль: Наблюдение за живой природой.

Модуль: Загадки живой и неживой природы.

Модуль: Оранжерея на окне.

Модуль: Человек и природа.

10.

Возрастная категория

6-10 лет

11.

Категория состояния здоровья

Дети с основной группой здоровья.


12.

Период реализации программы

1 год

13.

Продолжительность реализации программы в часах

34 часа

14.

Сведения о квалификации педагога

Первая квалификационная категория


15.

Число детей, обучающихся в группе

От 12 до 25 человек

16.

Справка о состоянии здоровья

Не требуется

17.

Место реализации

МАОУ СОШ №1, МАОУ СОШ №4

Данная программа является разноуровневой: имеет 1 уровень сложности (стартовый), модульной. Реализация каждого уровня сложности предполагает приобретение учениками в процессе обучения, новых навыков и знаний в области экологии и природоведения.

Программа реализуется на стартовом и базовом уровне не менее 1 года.

Уровень сложности

Описание уровня, планируемых результатов освоения программы

Формы организации

образовательной

деятельности,

наполненность групп

Нормативный срок освоения программы (срок реализации на каждом уровне)

Возраст обучающихся

Стартовый

На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с экологией и природоведением. Изучают основные понятия и определения. Самостоятельно учатся вести наблюдения за живой и не живой природой. Делать зарисовки.

На стартовый уровень программы принимаются обучающиеся без каких либо требований к знаниям, умениям и навыкам.

Стартовый уровень включает «Ознакомительный модуль». Модуль рассчитан на короткий промежуток времени, который позволит ребенку познакомиться с экологией и природоведением и принять решение, хочет или нет ребенок заниматься по данной программе. Здесь обучающийся пройдет краткий 8-часовой курс.

Групповая

от 12 человек.

Группы формируются по уровню готовности обучающихся к освоению программы и возрастному принципу

1 год (34 недели)

Дети в возрасте от 6 лет

Пояснительная записка

Образовательная программа «Мир вокруг нас» направлена на изучение вопросов экологии и разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом учитель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

М.В. Лучич считает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед  педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.

Актуальность программы

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору.

Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения. Изучение данной программы создаст условия для формирования ценностного отношения ребёнка к природе, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность

Природа не только дарит человеку возможность любоваться её красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом. Она учит ребят удивительной способности фантазировать, творить прекрасное из её даров. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. В процессе художественно-трудовой деятельности, учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям, создаются условия для всестороннего развития личности, дети приобщаются к коллективному творчеству, а также выражая свои индивидуальные художественные способности, делают свою жизнь более яркой, самобытной. Содержание занятий обогащает знания учащихся о животном мире, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей. Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по зоологии, биологии и экологии. При проведении занятий широко используются новые информационные технологии. Использование электронного пособия обеспечивает формирование побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности). Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.


Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей ребенка, формирование активной жизненной позиции через всестороннее ознакомление с экологией природного окружения и включение в социально - значимую природоохранную деятельность. Формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения.

Задачи:

Обучающие:

1.Сформировать знания о закономерностях экологии, основных экологических понятиях.

2.Привить обучающимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение, эксперимент, мониторинг и др.

3.Научить  оформлять результаты работы и защищать ее.

Развивающие:

1.Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

2.Сформировать творческие и коммуникативные способности обучающихся;

3.Развить способность применять теоретические знания на практике;

4.Развить способность самостоятельно добывать, анализировать информацию и делать выводы.

Воспитывающие:

1.Воспитать экологическое мировоззрение и культуру.

2.Сформировать умение работать в коллективе.

3.Воспитать патриотическое и нравственное отношение к природным богатствам родного края.

4.Формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.



Принципы реализации программы

1.Принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии).

2.Принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе). Сотрудничество разворачивается на следующих уровнях:

3. Принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса).

4. Принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания     окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности).

5.  Принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу).

Форма, виды и методы обучения

Формы организации деятельности:

групповые;

индивидуальные;

фронтальные.

Методы обучения:

наблюдения в природе при проведении экскурсий;

показ видеоматериалов, электронных презентаций.

Для выполнения работ из природного материала педагог проводит показ подобных изделий, этапы их изготовления. Для выявления ошибок ведётся сравнение работ и самоанализ выполненных изделий.

Чтобы определить степень усвоения учебного материала проводится опрос учащихся. В период обучения проводится анкетирование, для выявления заинтересованности детей тем или иным видом деятельности.

Виды занятий:

1.Комплексные занятия обобщающего и углублено-познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

2.Интегрированные занятия.

Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.

3.Занятия с применением электронных презентаций.

Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

4.Коллективные творческие работы.

Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

5.  Праздники.  День Земли, День воды, День Птиц и др.

6.  Обобщающие занятияконтрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Дистанционные учебные занятия:

1. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством Viber или группы вКонтакте.

2. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по Viber.

3. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

4. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий используется платформа Zoom.

5. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством Viber или группы вКонтакте.

6. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.



Личностные, метапредметные, предметные результаты.

1. Личностные результаты:

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;

различать основные нравственно-этические понятия;

оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

2. Метапредметные результаты:

Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

3. Предметные результаты:

К концу стартового уровня обучающиеся должен знать:

1. Секреты живой и неживой природы;

2. Условия, необходимые для жизни растений и животных города;

3. Правила обращения с объектами природы;

4. Простейшие взаимосвязи в природе, использовать эти связи для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

5.Способы охраны природы;

6. Некоторые охраняемые растения и животных;

К концу стартового уровня обучающиеся должны уметь:

1. Проводить индивидуальные наблюдения;

2. Оказывать помощь птицам в зимнее время;

3.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

4.Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу базового уровня обучающийся должен знать:

1.Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики;

2.Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

3.Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

К концу базового уровня обучающиеся должны уметь:

1. Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

2. Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.



















1.Учебный план

Уровень сложности

Нормативный срок реализации программы


Модули

Количество академических часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

всего

теория

практика

стартовый








1 год

Наблюдение за живой природой

9

4

5

Педагогическое наблюдение, фотовыставка, опрос

Загадки живой и неживой природы

9

4

5

Педагогическое наблюдение, викторина

Оранжерея на окне

8

3

5

Педагогическое наблюдение, исследовательский проект

Человек и природа

8

3

5

Опрос, оценивание результатов работы, конкурс рисунков

Итого в стартовом уровне 34 часа















2.Календарный учебный график


Уровень сложности

Сроки реализации

кол-во учебных недель в год

Кол-во часов в неделю


Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин.)

Стартовый

34 недели

(с 1 сентября по 24 мая)

1

Очная форма обучения:

1 занятие в неделю по расписанию по 45 минут


Дистанционная форма обучения:

1 занятие в неделю по расписанию по 30 минут





















3. Содержание программы


Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения на базе МАОУ СОШ №1, МАОУ СОШ №4 и позволит учащимся получить систематизированное представление об экологии, биологии и человеке, как части живой природы. Вся программа состоит из 5 модулей.


Модуль «Наблюдение за живой природой»

Теория 4 часов, практика 5 часов

Вводное занятие.

   Ознакомление обучающихся с планом работы в кружке. Организационные вопросы. Знакомство с кабинетом и пособиями. Знакомство с понятием: природа, беседа о красоте природы. Техника безопасности.

Молчаливые соседи

Беседы с детьми о том, как важна их помощь животным и птицам в разные времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе у растений и животных. Наблюдения за домашними питомцами. Охрана здоровья и выбор здорового образа жизни.

Пернатые друзья.

Работа с иллюстрациями птиц, чтение стихов и рассказов, разгадывание загадок. Беседы, как помочь птицам в осенне-зимний период.

Практика: Рисунки. Фотографии. Поделки. Настольные игры на знакомство с живой природой. Сбор и составление гербария. Игры: Живое – неживое. Проведение викторин на знание объектов живой природы. Экскурсия в природу. Опрос «Что я знаю о природе». Фотовыставка «Наши домашние питомцы». Акция «Птичья столовая». Праздник «День птиц». Фотоотчет.

Модуль «Загадки живой и неживой природы»

Теория 4 часов, практика 4 часов

О чем шепчут деревья.

Наблюдение и анализ смены времен года, суточных изменений. Сезонные изменения в природе. Особенности роста и развития деревьев.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок.

Загадки животного мира.

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесу и их приспособленность к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина.

Секреты неживой природы.

Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе.

Практика: Игровая викторина «Деревья нашего края». Работаем с гербариями. Заочное путешествие «Загадки животного мира». Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?» Экскурсия в музей. Гостиная «В гостях у Золотой рыбки». Игра «Тайны вокруг нас».

Модуль «Оранжерея на окне»

Теории 3 часа, практики 5 часов

Оранжерея на окне.

Наблюдение за комнатными растениями. Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении.

Практика: Ухаживание и выращивание растений. Написание исследовательских проектов «Как дышат растения». Исследовательская работа о влиянии света и тепла на рост и развитие растений. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

Модуль «Человек и природа»

Теории 3 часа, практики 5часов

Человек - часть живой природы.

Наблюдение Правила поведения на улицах и дорогах. Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значение в жизни человека. Изучение элементарных правил безопасной работы.

Охрана природы.

Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Планирование наблюдений в летний период.

Практика: Конкурс рисунков «Наш дом – планета Земля». Игра «Азбука экологии». Праздник «Наш окружающий мир».
















4. Методические материалы

4.1. Методические рекомендации по проведению занятий


1. Опросный лист «Что я знаю о природе» (Приложение 3)

2. Тест «Почему мы часто слышим слово экология» (Приложение 4)

3. Опросный лист «Природа благодарит и сердиться» (Приложение 5)

4. Сценарий праздника, посвященного международнму Дню птиц (Приложение 6)

5. Игра-путешествие (Приложение 7)

6. Викторина (Приложение 8)


4.2.Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Требования безопасности перед началом и во время занятий

- находиться в помещении только в присутствии педагога;

- соблюдать порядок и дисциплину во время занятий;

- не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения;

- поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

-при работе с острыми, режущими инструментами необходимо соблюдать инструкции по технике безопасности;

- размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, что бы исключить их падение или опрокидывание;

- при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога;

Правила поведения во время проведения перерыва между занятиями

- обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха;

- во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по коридорам, вблизи оконных проемов и другим местам, не приспособленных для игр;

- толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем;

- употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других лиц, запугивать, заниматься вымогательством;

- производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих;
























4.3. Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана


Мероприятия, организованные для обучающихся и их родителей

Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принять участие

Конкурсные мероприятия

сентябрь

-Тематическая беседа, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом;

- Беседа «Безопасный маршрут в учреждение»;

- Всероссийский день бега «Кросс нации»;

- Областная выставка «Юннат»;

- Окружной конкурс экологического творчества «Наш дом - природа»;

октябрь

- Тематические беседы, посвященные Дню Памяти жертв политических репрессий

- Мероприятия, посвященные Дню пожилых людей;

- КВН;

- Окружной конкурс экологического творчества «Наш дом - природа»;


ноябрь

- Тематические беседы, посвященные Дню народного единства и согласия;

-Игровая программа «Под маминым крылом»;

- Праздничная программа с подведением итогов конкурса сочинений «Семейное счастье»;

- Всероссийский географический диктант;

- Областной конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

декабрь

- Беседы по правилам поведения в зимний период и профилактике травматизма;

Беседы, посвященные дню памяти неизвестного солдата;

-Новогодние представления;

-Областной заочный юниорский лесной конкурс Подрост»;

- Областной конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

январь

-Конкурсные и игровые программы, проводимые в каникулярное время


-Областной экологический форум «Зеленая планета»;

-Областной заочный юниорский лесной конкурс Подрост»;

февраль

Мероприятие, посвященное «Дню Защитника Отечества»


-Областной экологический форум «Зеленая планета»;

- Областная заочная акция «Летопись добрых дел»;

-Окружной конкурс, посвященный международному Дню птиц;

март

Мероприятие «Для милых дам»

- Массовые мероприятия, посвященные празднованию Масленицы;

- Всемирная акция «Час Земли»;

-Областной экологический форум «Зеленая планета»;

- Областной конкурс рисунков «Чистая вода»;

- Окружной конкурс социальных плакатов, листовок и рисунков по пропаганде здорового образа жизни «Быть здоровым – это модно!»;

апрель

- Мероприятие, беседы по информационной безопасности;

- Беседы, посвященные Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах;

-Областная профилактическая акция «Областная зарядка», приуроченная к Всемирному Дню здоровья;

- Всемирная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант»;

- Международный экологический фестиваль «Сохраним нашу Землю;

май

-Беседы по правилам поведения в летний период;

Акция «Георгиевская ленточка»;


июнь

- Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

- Мероприятия, посвященные Дню защиты детей; мероприятия, посвященные празднованию Дня города


июль

- Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием



август

- Дворовые площадки по месту жительства
































5.Оценочные материалы

5.1. Система текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Процесс обучения и освоения данной общеобразовательной программы предусматривает следующие виды контроля:

1. Вводный – это контроль, который проводится перед началом работы и предназначен для определения уровня первоначальных знаний, умений и навыков. Целью такого контроля определение первоначальных знаний и навыков по данной общеобразовательной программе. Периодичность данного вида контроля определяет педагог, как правило, он производится на старте освоения программы, либо в ходе отдельных занятий и мероприятий. Вводный контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций.

2. Текущий контроль – это контроль, целью которого является определение уровня достижения планируемых предметных и личностных результатов в процессе освоения образовательной программы. Данный вид контроля проводится два раза в течение учебного года: в декабре – по итогам полугодия, в мае – по итогам года. Результаты текущего контроля оформляются в виде протокола по следующей форме: (Приложение 2)



Также в течение всего учебного года после изучения каждого модуля, проводятся викторины, разгадывание кроссвордов, тестирование. Такой внеплановый контроль позволит выявить, как обучающиеся усвоили материал и при необходимости что-то повторить.

3. Итоговая аттестация – подтверждение уровня достигнутых предметных результатов по итогам освоения образовательной программы, проводимая на добровольной основе. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию. Результаты данного вида контроля также оформляются в виде протокола итоговой аттестации по следующей форме: (Приложение 2)


Система оценивания и контроля

При условии построения курса «Мир вокруг нас» как преимущественно практического, наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских и реферативных работ.

При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие требованиям к оформлению исследовательских работ, но также оценивается оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании этих данных составляется рецензия на ученическую работу.

Формой защиты работ можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах работы в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня, защита работы как олимпиадной по биологии и экологии и т.д.

Исследование, представленное для защиты, должно сопровождаться отзывом (краткой характеристикой) руководителя об учащемся-авторе и рецензией.

Для текущего контроля знаний можно использовать вопросы и тестовые задания, предлагаемые в учебном пособии в конце каждого параграфа теоретического раздела. Тестовые задания – наиболее простые, репродуктивного уровня. Вопросы для контроля являются продуктивными и дифференцированными по уровню сложности.

Требования к оформлению исследовательской работы

1. Общие требования к оформлению работ

Работа оформляется на стандартных листах формата А4. Текст должен быть исполнен на одной стороне листа через одинарный межстрочный интервал шрифтом Times New Roman 14. Для заголовков рекомендуется использовать шрифты гарнитуры Arial.

Следует использовать унифицированные размеры полей: левое – 2,5 см; правое – 1 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.

Опечатки, описки допускается исправлять белой краской или аккуратным зачеркиванием.

2. Структура  работы

Титульный лист, на котором указываются следующие сведения:

наименование образовательного учреждения (полностью);

вид материала (учебный проект, исследовательский проект, социальный проект, научно-исследовательская работа);

наименование темы работы;

класс, имя и фамилия автора полностью (всех авторов работы);

Ф.И.О. полностью, должность руководителя работы;

место и год выполнения работы.

Оглавление, включающее все составные части документа, идущие после него. Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу, как и любой другой структурный элемент.

Введение:

обосновывается выбор темы и ее актуальность;

определяется объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, определяются цели, задачи и методы исследования;

описывается новизна и практическая значимость работы;

определяется план исследования, и кратко характеризуются основные разделы;

объем введения к проекту и отчету о научно-исследовательской работе не должен превышать двух страниц.

Литературный обзор содержит краткую информацию по теме работы, рассматриваемую другими авторами.

Основная часть текстового документа, как правило, разбивается на два, три или более разделов, которым присваиваются порядковые номера. Разделы основной части могут быть разделены на подразделы, которые имеют нумерацию в пределах раздела.

Заключение  кратко формулируются основные полученные результаты, делаются выводы о степени достижения определенной во введении цели и поставленных задач, а также, где это возможно, даются практические рекомендации и оценка технико-экономической эффективности их внедрения или научной и социальной значимости работы. Объем заключения к проекту и отчету о научно-исследовательской работе – 1- 2 страницы.

Список литературных источников (библиография) – оформляется в алфавитном порядке и содержит сведения об источниках, использованных в процессе исследования, проектирования. В конце Интернет-ресурсы.

Приложения – выносятся данные, являющиеся основой для проектирования, картографические, статистические, справочные данные, листинги (распечатки) разработанных программ.

3. Требования к публичной защите работы

Время защиты: 7–10 минут вместе с ответами на вопросы членов жюри. Публичная защита работы проводится в виде доклада участника. Одной из целей публичной защиты является формирование объективной оценки творческих способностей и интеллектуального потенциала автора проекта.

Критерии оценки исследовательских работ и публичной защиты


Критерии

Максимальный балл

Исследовательская работа

1. Оформление (титульный лист, сноски и т.д.)

1 балл


2. Структура работы (введение, основная часть, заключение, список используемой литературы)

1 балл


3. Актуальность темы

1 балл


4. Формулировка темы (соответствие содержанию работы, содержание проблемы)

2 балла


5. Постановка цели и задач (наличие, четкость, соответствие содержанию и выводам)

3 балла


6. Стилевое единство работы. Обоснованность терминологии. Научная лексика.

1 балл


7. Полнота раскрытия темы

1 балл


8. Исследовательский характер работы

10 баллов

Защита работы

  • глубокое знание исследуемой темы

  • свободное владение материалом

  • четкость, логичность изложения материала

  • умение:

  • анализировать, обобщать факты, делать выводы;

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • изложить материал в определенное время (7-10  мин);

  • наличие, качество, грамотное использование наглядного материала

7 баллов


Диагностика результатов деятельности объединения

Как качественные критерии оценки результатов деятельности кружка будут использоваться:

- Изменения уровня сформированности понятий курса - умений, навыков (с помощью педагога)

- Изменение уровня сформированности экологической культуры школьников (заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к растительным объектам), активизация жизненной позиции;

- Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности, дома.

-Мотивация посещения занятий.

Методы: анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение. 

Количественные критерии:

- Количество усвоенных новых понятий (тестирование).

- Объем усвоенной информации за единицу времени (тестирование, собеседование).

- Сохранность контингента учащихся (статистический отчет).

- Популярность кружка (кроме записавшихся школьников есть еще желающие заниматься в течение года).

- Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность.

Методы: тестирование, собеседование, анкетирование, наблюдение.

Так же в течение учебного года, после изучения каждого модуля проводятся опросники, тестирование, анкетирование обучающихся, наблюдение во время самостоятельной работы, викторины, разгадывание кроссвордов. Такой внеплановый контроль позволяет выявить как обучающиеся усвоили материал и при необходимости, что - то повторить.









Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы

1.Энциклопедия-5шт.;

2.Дидактические игры-4шт.;

3.Канцтовары (акварельные краски, цветные карандаши, кисти, ластик, бумага, ножницы, цветная бумага, ватман и т.д.)- комплект;

4.Геометрическая линейка-комплект;

5.Тематические картинки, фотографии-комплект;

6. Плакаты-комплект;

7. Рабочая тетрадь-комплект;

8. Материалы для опытов (микропрепараты, семена растений, вода, земля и т.д.);

9.Гербарий – 1 комплект;

10. Принтер для цветной печати-1 шт.;

11. Фотоаппарат-1 шт.;

12. Микроскоп-10 шт.;

13. Флипчарт-1 шт.;

14. Ноутбук-1 шт.;

15.Проектор-1 шт.;

16. Для дистанционного обучения: компьютер или другое техническое средство с выходом в интернет.









Перечень нормативно-правовых документов


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Указ президента РФ от 07 мая 2018г. №240 «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018г. №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ».

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р.

  6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012г. №Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством РФ 27 мая 2015г. №3274-П8).

  7. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. №729-р.

  8. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочнй деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).

  9. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».


Перечень информационного обеспечения программы

Список литературы, используемый педагогом


1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2.Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010, 119с.

3.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с

9. Мосалова Л.Л.Я и мир:Конспектызанятий по социально- нравственному воспитания детей дошкольного возраста.-СПб.:ДЕТСТВО- ПРЕСС,2013.-80с.-(Библиотека программы "Детство")

10.  Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.



Рекомендуемая литература для родителей и обучающихся


1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 .

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 2001, №10.

7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.

9 .Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006, 192с.

10.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 2000, 48 с.

11.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб. Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

12.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.





Приложение 1


АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

КОМИТЕТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

(АУ ДО «ЦРДиМ»)

ул. Комарова, д. 42/1, г. Заводоуковск, Тюменская область, 627142,

тел. (345 42) 2-78-73, e-mail: [email protected]


«Согласовано»

начальник отдела дополнительного

образования

______________ О.С. Конинкина «____»__________________2019



Рабочая программа стартового уровня сложности

объединения «Мир вокруг нас»


дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Форма обучения: очная

Место реализации: МАОУ СОШ №1, МАОУ СОШ №4

Срок реализации программы: 1 год

Кол-во учебных недель: 34 недели



Всего академических часов:

из них по формам очного обучения: 34 часа



кол-во ч/нед: 1 час в неделю

продолжительность занятий: 1 занятие 45 минут



Педагог:

Фантикова Екатерина Владимировна

Проверил:

Чаплыгина Ирина Николаевна,

методист

___________________





2019-2020 учебный год

Аннотация

Данная программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности детей в вопросах экологического воспитания. Программа предусматривает систематическую работу в следующих направлениях: знакомство с понятием экология, что является живой и не живой природой, человек как часть живой природы.

Содержание рабочей программы «Мир вокруг нас» включает теорию и практическую работу, исследовательские проекты. Формы занятий учащихся разнообразны: тематические занятия, беседы, конкурсы, викторины настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры; экскурсии; демонстрация фильмов и видеороликов; онлайн-опросы; исследовательские проекты.

Уровень сложности данной программы – стартовый (ознакомительный). Набор в объединения свободный. Возраст, на который ориентирована данная программа, варьируется от 6 до 10 лет.

Продолжительность освоения данной программы – 1 учебный год, занятие проходит один раз в неделю, продолжительностью 1 академический час. Обучение проводится в очной и дистанционной форме, с укомплектованными группами от 12 человек. Программа разработана для реализации МАОУ СОШ №1, МАОУ СОШ №4.






УТВЕРЖДАЮ

Директор АУ ДО «ЦРД и М»

__________Дудиловская Т.Г.

«____»______________ 2019



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объединение «Мир вокруг нас» на 2019-2020 учебный год

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во ак. ч.

Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля)

Мероприятия за рамками учебного плана

СЕНТЯБРЬ

02.09-08.09

Согласно учебному расписанию

1

Модуль: Наблюдение за живой природой.

Вводное занятие

-

09.09-15.09

Согласно учебному расписанию

1

Понятие о природе и ее красоте.

-

16.09-22.09

Согласно учебному расписанию

1

Человек как живое существо и часть природы.

-

23.09-29.09

Согласно учебному расписанию

1

Наблюдение за домашними питомцами.

-

ОКТЯБРЬ

30.09-06.10

Согласно учебному расписанию

1

Экскурсия в природу.

-

07.10-13.10

Согласно учебному расписанию

1

Пернатые друзья.

-

14.10-20.10

Согласно учебному расписанию

1

Работа с иллюстрациями птиц.

-

21.10-27.10

Согласно учебному расписанию

1

Праздник «День птиц».

-

НОЯБРЬ

04.11-10.11

Согласно учебному расписанию

1

Досуговые мероприятия.

-

11.11-17.11

Согласно учебному расписанию

1

Модуль: Загадки живой и неживой природы

Досуговые мероприятия.

-

18.11-24.11

Согласно учебному расписанию

1

О чем шепчут деревья.

-

25.11-01.12

Согласно учебному расписанию

1

Сезонные изменения в природе. Особенности роста и развития деревьев.

-

ДЕКАБРЬ

02.12-08.12

Согласно учебному расписанию

1

Игровая викторина «Деревья нашего края». Работаем с гербариями.

-

09.12-15.12

Согласно учебному расписанию

1

Загадки животного мира.

-

16.12-22.12

Согласно учебному расписанию

1

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесу и их приспособленность к зимнему периоду.

-

23.12-29.12

Согласно учебному расписанию

1

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

-



ЯНВАРЬ


13.01-19.01

Согласно учебному расписанию

1

Секреты неживой природы.

-

20.01-26.01

Согласно учебному расписанию

1

Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе.

-

27.01-02.02

Согласно учебному расписанию

1

Модуль: Оранжерея на окне.

-

ФЕВРАЛЬ

03.02-09.02

Согласно учебному расписанию

1

Наблюдение за комнатными растениями.

-

10.02-16.02

Согласно учебному расписанию

1

Написание исследовательских проектов «Как дышат растения».

-

17.02-23.02

Согласно учебному расписанию

1

Написание исследовательских проектов «Как дышат растения».

-

24.02-01.03

Согласно учебному расписанию

1

Исследовательская работа о влиянии света и тепла на рост и развитие растений.

-



МАРТ


02.03-08.03

Согласно учебному расписанию

1

Исследовательская работа о влиянии света и тепла на рост и развитие растений.

-

09.03-15.03

Согласно учебному расписанию

1

Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

-

16.03-22.03

Согласно учебному расписанию

1

Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. Дистанционное обучение: Задание в группе Клуб Творческая Мастерская "МИР ВОКРУГ НАС", онлайн консультации (рисунки, фотографии, заполнение таблицы)


АПРЕЛЬ

23.03.-29.03.

Согласно учебному расписанию

1

Модуль: Человек и природа. Дистанционное обучение: Задание в группе Клуб Творческая Мастерская "МИР ВОКРУГ НАС", онлайн консультации (рисунки и опрос)


06.04-12.04

Согласно учебному расписанию

1

Человек - часть живой природы. Дистанционное обучение: Задание в группе Клуб Творческая Мастерская "МИР ВОКРУГ НАС", онлайн консультации (опрос)


13.04-19.04

Согласно учебному расписанию

1

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значение в жизни человека. Дистанционное обучение: Задание в группе Клуб Творческая Мастерская "МИР ВОКРУГ НАС", онлайн консультации (опрос)


20.04-26.04

Согласно учебному расписанию

1

Досуговые мероприятия Дистанционное обучение: Задание в группе Клуб Творческая Мастерская "МИР ВОКРУГ НАС", онлайн консультации (рисунки)


27.03-03.05

Согласно учебному расписанию

1

Изучение элементарных правил безопасной работы. Дистанционное обучение: Задание в группе Клуб Творческая Мастерская "МИР ВОКРУГ НАС", онлайн консультации (анкетирование)


04.05-10.05

Согласно учебному расписанию

1

Охрана природы.

-

МАЙ

11.05-17.05

Согласно учебному расписанию

1

Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

-

18.05-24.05

Согласно учебному расписанию

1

Игра «Азбука экологии». Итоговое занятие.




ИТОГО



34 часа





















Приложение 2


ПРОТОКОЛ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ф.И.О. педагога__________________________

Дата проведения_______________


Фамилия,

имя обучающегося

Уровень

достижения

предметных

результатов

Уровень

достижения

метапредметных

результатов

Уровень

достижения

личностных

достижений

Высокий

(5)

Средний

(4-3)


Низкий

(2)

Высокий

(5)

средний

(4-3)

Низкий

(2)

Высокий

(5)

Средний

(4-3)


Низкий

(2)




















































Приложение 3

Опросный лист «Что я знаю о природе»


п\п

Вопрос

Да

Нет

1

Знаешь ли ты, что такое природа?



2

Знаешь ли ты, кого называют «Молчаливые соседи»?



3

Знаешь ли ты птиц радного края?



4

Знаешь ли ты, очем шепчут деревья?



5

Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края?



6

Знаешь ли ты, что называют неживой природой?



7

Знаешь ли ты, какие растения называют комнатными?



8

Знаешь ли ты, почему человек являются частью природы ?



9

Знаешь ли ты, что такое охрана природы?

















Приложение 4

Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»


1.Что такое экология?

А) наука о животных

Б) наука о растениях

В) наука о бережном отношении к окружающему миру

Г) наука о космосе


2.Когда отмечают День Земли?

а) 22 апреля

б) 2 декабря

в) 1 января

г) 7 марта


3.Как называют защитников природы?

А) красные

Б) белые

В) зеленые

Г) синие


4.Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?

А) филологи

Б) уфологи

В) экологи

Г) зоологи


5.Как ты можешь помочь в охране воздуха?

А) меньше дышать

Б) не ездить на автобусе

В) высаживать деревья

Г) ходить по улице в кислородной маске


6. Как ты можешь помочь в охране водоемов?

А) не купаться

Б) меньше поливать растения

В) не бросать мусор в водоемы

Г) меньше умываться


7. Что ты не должен делать в лесу?

А) собирать грибы

Б) гулять

В) оставлять мусор

Г) наблюдать за птицами


8.Какие растения и животные описываются в Красной книге?

А) находящиеся под угрозой исчезновения

Б) ископаемые

В) редкие

Г) восстановление










Приложение 5


Опросный лист «Природа благодарит и сердится»


Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши, за что природа могла бы рассердиться на тебя:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Приложение 6


Сценарий праздника «День птиц»


Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц.

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли, лишь иногда в некоторых школах или на станциях юных натуралистов отмечали птичий праздник. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник»  предложил возродить День птиц. Теперь этот праздник отмечается 7 апреля. 

А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

(ответы детей)

Ведущий: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями,  а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста. 

(Команды представляются.)

Первый конкурс  «Разминка» (на знание имен птиц)

( за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

*  Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

*  Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

*  Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

*  Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

*  Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

*  Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

*  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

*  Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

*  Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

*  У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

*  У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

*  Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

*  Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

*  Любимое лакомство аистов? (Лягушки) 

Второй конкурс: Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)

Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

*  Ласточка день начинает … (соловей кончает)

*  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

*  У каждой птицы … (своя песня)

*  Цыплят по осени … (считают)

*  Слово не воробей …(вылетит -  не поймаешь)

*  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

*  Старого воробья … (на мякине не проведешь)

*  Всякий кулик свое … (болото хвалит)

*  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

*  Одна ласточка … (весны не делает)

*  … свинье не товарищ (гусь)

Третий конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок)

Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

*  Дятел дуб долбил да не додолбил.

*  У перепела да перепелки пять перепелят.

*  Проворонила ворона вороненка.

*  Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

*  Три сороки – тараторки тараторили на горке.

*  Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. 

Четвертый конкурс. "Загадки о птицах" 

Ведущий: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

(Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)

*****

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует. (Воробей)

*****

Летом за пахарем ходит,

 а под зиму с криком уходит. (Грач)

*****

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.(Журавль)

*****

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.(Петух)

*****

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать  у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

 *****

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце. (Ласточка)

 *****

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова)

 *****

Крылатый, горластый,

Красные ласты. (Гусь)

*****

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока)

*****

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть. (Жаворонок)

*****

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орел)

*****

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Пятый конкурс на знание фактов из жизни птиц. 

Ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

*  В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

*  Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

*  Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

*  У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

*  Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

*  Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

*   Оперение птиц, которые живут в клетках - становится ярче. (Наоборот)

*  Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.  (Да)

*  У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

*  Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

*  Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

*  Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

*  На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

*  Клёсты выводят птенцов зимой. (Да) 

Ведущий:  Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…


























Приложение 7


Игра-путешествие "Кто в лесу живет, что в лесу растет"

Оборудование:  иллюстрации леса, иллюстрации животных леса, растений, птиц; пословицы о лесе; фонограмма голосов птиц, музыкальные фонограммы

Цитаты:

  • "Лес - богатство и краса, береги свои леса".

  • "Враг природы тот, кто леса не бережет".

  • "Много леса - не руби, мало леса береги, нет леса - посади".

Ведущий:

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт 

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом, 

Чудеса увидишь в нем (Лес)

Ведущий: Верно, ребята сегодня мы с вами поговорим о лесе - нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью деревьев, животными, птицами, обитающими в данной среде. А правила вежливости не забыли?

Из предложенных мною заданий выберите правило вежливости.

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - еще вырастет!

Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (Ответы детей)

Ведущий: Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни чтобы разгадать. Но ориентироваться в лесу, знать растения, грибы, насекомых, безусловно, надо ребята. А начнем наше путешествие с деревьев, поэтому я предлагаю отгадать вам загадки. За правильный ответ дается жетон. По завершении путешествия определится лучший знаток леса и лесных обитателей.

Сосны, елки, березы, клены 

Это лес - наш друг зеленый

Добрый друг, шумит, поет. 

И в прохладную тень зовет

А вы знаете, что для вас 

Он загадки свои припас.

Итак, за загадки будет раздавать жетоны Лесовичок.

1.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица, 

Ничего сама не шьет, 

И в иголках круглый год (Ель)

2.

Прямо в небо рвутся ввысь

Ты внимательно всмотрись

Не березы, не осинки

Нет листочков, есть хвоинки (Ель)


Ведущий:

Загадка

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок (Лиственница)

Загадка

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые жаркие (Клен)

Загадка

Русская красавица
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена (Береза)


Игра "Какие плоды на каком дереве растут?"

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

  • Желуди растут на: (дубе)

  • Яблоки растут на: (яблоне)

  • Шишки растут на: (ели и сосне)

  • Грозди растут на: (рябине)

"Какой лист? Какие плоды?"

Закончите словосочетание:

Лист березы - березовый;

Лист ивы -

лист дуба -

лист тополя -

лист липы -

шишка сосны -

лист осины -

шишка ели -

лист клена -

ягоды рябины -





"Четвертый лишний"

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • Клен, рябина, ель, тюльпан. (Тюльпан)

  • Береза, дуб, шиповник, тополь. (Шиповник)

  • Яблоня, смородина, черемуха, рябина. (Яблоня)

  • Осина, липа, дуб, ель. (Ель)

  • Сосна, тополь, рябина, ива. (Сосна).





















Приложение 8

Викторина

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились что бы узнать, кто же самый лучший знаток природы? Для начала ответьте на мои вопросы:

  1. Из какого дерева изготавливают лыжи? Ответ: Береза

  2. У каких деревьев осенью листья красные? Ответ: У клена, рябины.

  3. Какие дрова самые жаркие? Ответ: Дубовые, березовые.

  4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Ответ: Клен

  5. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? Ответ: Липу

  6. У какого дерева семена снабжены "парашютами"? Ответ: У тополя

  7. Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол? Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.

  8. Какое дерево на Земле самое высокое? Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты. С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.

  9. Цветы какого дерева называют "светофором"? Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.

Ведущий: Давайте заглянем под деревья, что там такое притаилось?

- Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
- Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы (Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята).

"Доскажите словечко"

Под опавшие листочки 
Дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички 
Эти желтые (лисички)

Он к поклонам не привык 
Толстый, важный (Боровик)

Этот гриб нам всем знаком. 
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке, 
Среди травки у дорожки.
Он в красивой красной шляпе 
В белый модненький горох
Подарить хотел я маме, 
Но она сказала "Ох!"
Хоть красив он и на вид 
Но для нас он ядовит (Мухомор)

Ведущий: Вспомните, ребята, какие цветы растут на поляне в лесу. (ландыш, подснежники, колокольчики, фиалки, ромашки).

- Как вы думаете для чего цветы такие яркие и пахучие? (Чтобы привлекать своим запахом насекомых, которые собирают нектар).

Задание.

(Собрать букет цветов). Подведение итогов, рисунков цветов.

- Каким должен быть букет

Ведущий: Рядом со цветочной полянкой на нашем пути... Нет, пожалуй, лучше вы сами определите, о чем пойдет речь.

Задание: Какие животные живут в лесу?

Задание:

Летом гуляет, 
Зимой отдыхает (Медведь)

В густом лесу под елками, 
Осыпанной листвой 
Лежит клубок с иголками, 
Комочек и живой (Еж)

Отступать врагам пришлось 
- Их рогами встретил (Лось)

Дети в костюмах представляют животных

Заяц

У зайцев задние лапы сильные передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Белка

К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнездо прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выставлены мхом:





Лиса

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Медведь

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложиться медведь головой к лазу. прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.

Ведущий: мы много узнали о животных, а теперь ответим на вопросы викторины:

  1. У кого зимой появляется детеныш? (Медведь)

  2. Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами? (Белка)

  3. У какого зверя враги: филины, вороны, лисы, волки, сороки? (Заяц)

  4. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. (Волк)

  5. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери. (Лиса)

Ведущий: Загадки лесные и тайны бесконечны. Вот так много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса окружают.

- А теперь наступило время подвести итоги:

Жюри готовит грамоты, подсчитывает жетоны. Лесовичок готовит призы знатокам леса.

А мы подведем итог следующими словами:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит добрый лес.
то мне Лесовичок средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы,
душистая малина на кустиках густых
Ищу грибов поляну я, не жалею ног,
а если и устану - присяду на пенек.

Лес очень любит леших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
когда над головою, как вечность, лес шуми





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!