СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Право - знать!" для 11 класса

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Право - знать!" для 11 класса»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33

с углубленным изучением английского языка»

города Магнитогорска



Рассмотрена на заседании предметного школьного методического объединения


от «___» _____________ 20____г.


Протокол № __________________

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска


_____________________ /Е.В. Лапшина/


Согласована с заместителем директора по воспитательной работе


_____________________ /А.В. Шевченко/


«___» ________________ 20____г.


Приказ № - П


от « ___» ________________ 20____г.




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


«Право - знать»



Направленность: социально-педагогическая


Возраст обучающихся: 17-18 лет


Класс(ы): 11 А, 11Б


Срок реализации программы: 1 год


Количество часов за учебный год: 62 часа


Автор-составитель: Вахитова Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования









Магнитогорск, 2022 г.




































Раздел 1. Пояснительная записка



Направленность программы: социально-педагогическая

Актуальность программы:

Данный курс предназначается для обучающихся 11-х классов, проявляющих повышенный интерес к обществоведческим наукам. Данный курс посвящен основам правовых знаний, в котором рассматриваются взаимосвязи права и человека, права и государства, государства и человека, рассматриваются отрасли права. Так же в рамках данного курса осуществляется решение задач по обществознанию, выходящие за рамки школьной программы. Это является отличительной особенностью данной программы.

Цель программы: систематизировать и углубить знания обучающихся, проявляющих интерес обществоведческим наукам;

Задачи реализации программы:

  • повысить компетентность учеников в рамках обществоведческих наук;

  • развивать у учащихся устойчивый интерес к получению обществоведческих знаний, универсальные учебные действия обучающихся, метапредметные связи;

  • формировать умения и навыки решения практических заданий, участия в дебатах и дискуссиях по ключевым вопросам обществознания;

  • подготовить обучающихся кдальнейшему обучению в высшем образовательном учреждении Категория обучающихся, для которых актуальна программа: обучающиеся 11-х классов

Формы организации деятельности обучающихся: групповые, индивидуальные.

Формы занятий: интерактивная лекция, практикум, дискуссия, деловые игры, эвристические

беседы, работа с источниками.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Объем программы:62 часа (сентябрь-май), 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся, успешно освоивших программу учебного курса (планируемые результаты)

Обучающийся должен знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Раздел 2. Содержание программы

Тематический план

п/п

Раздел/Тема

Количество часов

Формы занятий

Формы контроля

1

Право и человек

39

Лекция, практикум, консультация

Тест №1

2

Право и экономика

23

Лекция, практикум, консультация


Тест №2


Итого за учебный год

62





Содержание тем курса

Тема 1. Право и человек

Понятие и признаки права. Социальная норма — правило поведения. Виды социальных норм (религиозные, моральные, правовые и т. д.). Отличие правовой нормы от иных социальных норм. Формы (источники) права. Источник права — официальный документ, принятый государством. Система законодательства. Конституция — основной закон государства. Кодексы. Законы. Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения Правительства, нормативные акты министерств). Договоры. Правовая норма. Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы — гипотеза, диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах. Юридические факты. Понятие правоотношения. Юридические факты. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав. Субъекты права. Понятие субъекта права. Понятие правоспособности и дееспособности. Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные субъекты (государство, муниципальные образования, юридические лица). Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц. Виды правоотношений. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс. Административные правоотношения. Кодекс об административных правонарушениях. Трудовые правоотношения. Кодекс законов о труде. Уголовные правоотношения. Уголовный кодекс. Уголовно- процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения. Правонарушения. Признаки правонарушения. Преступление. Формы вины (умысел, неосторожность). Виды преступлений. Проступок. Виды проступков (правонарушений): гражданский, административный, дисциплинарный. Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической ответственности (гражданская, уголовная, административная).

Государство. Формы государства и их характерные особенности. Отличия унитарного государства от федерации и конфедерации. Демократия. Характерные черты демократического государства. Правовое государство и принцип разделения властей.

Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека. Гражданство. Правовой статус гражданина. Права, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.

Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность. Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ — глава государства. Законодательная власть — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительная власть. Правительство — высший исполнительный орган государства. Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений. Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы (Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные (городские) суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (милиция — криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия, учреждения системы исполнения наказаний и т.д.). Нотариат. Адвокатура.

Гражданство РФ. Особенности гражданства РФ. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения. Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. права налогоплательщика. Воинская обязанность.

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Понятие брака. Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак: суд, органы ЗАГС. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья.

Тема 2. Право и экономика

Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений. Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц. Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.

Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности. Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим. Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.

Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные). Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и консенсуальные, одностороннеобязывающие и взаимные). Особые виды договоров (публичный, предвари- тельный, присоединения, в пользу третьего лица). Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).

Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди. Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства. Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья. Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик, страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное). Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки. Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага. Обыкновенные и привилегированные акции. Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей).

Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового договора). Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.

Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Всеобщая декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение индивидуальных жалоб в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам человека, в Европейском Суде по правам человека. Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Банковская система РФ, банковские операции. Споры по договорам на оказание банковских услуг. Современные платежные средства. Земельные правоотношения. Особенности права собственности на землю. Категории земель по целевому использованию. Виды (формы) собственности на землю. Государственное управление земельным фондом. Экологическое законодательство. Экологическое право. Экологические права и обязанности граждан. Государственные гарантии прав граждан в области экологии. Ответственность за нарушение норм экологического законодательства.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы аттестации, подведения итогов освоения программы: практические работы (на занятиях) и тестирование (по темам).

Оценочные материалы: средства контроля - авторские, разработаны педагогом дополнительного образования Вахитовой Е.С., рассмотрены и утверждены на заседании предметного школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла; представляют собой тесты.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы:

Учебный класс, соответствующий нормам Сан Пин,

  1. IBM PC-совместимый компьютер(в количестве 1шт. ).

  2. Операционная система: Windows XP (или выше).

  3. Проектор.

  4. Офисный пакет Microsoft Office.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Учебно-методический комплекс


Литература для педагога

  1. Бегенеева, Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень / Т.П. Бегенеева – М.: ВАКО, 2016. – 228с.

  2. Поляков, Л.В. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: книга для учителя / Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов – М.: Просвещение, 2014. – 367с.

  3. Соболева, О.Б. Обществознание. Тематический практикум / А.В. Воронцов, О.Б. Соболева, С.В. Шевченко – М.: Учебная литература, 2018. – 96с.

  4. Сорокина, Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень / Е.Н. Сорокина – М.: ВАКО, 2014. – 272с.


Литература для обучающихся:

  1. Бабленкова, И.И. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы / И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова – М. : Эксмо, 2009 – 352 с.

  2. Баранов, А.П. Обществознание в схемах и таблицах: справочное пособие / А.П. Баранов – М.: АСТ, 2017. – 281с.

  3. Гуревич, П.С. Человек: Учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Дрофа, 1995. – 209с.

  4. Колин, К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке / К.К. Колин // Стратегические приоритеты. – 2014. - №1. – с.6 – 30.

  5. Пазин, Р.В. Сборник олимпиадных заданий. 9-11 классы: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 304с.

Интернет-ресурсы и другие информационные источники.

  1. Правовая программа для подростков [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gotourl.ru/4430

  2. Президент России – гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gotourl.ru/4433

  3. Права и дети в Интернете [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gotourl.ru/4431

  4. Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mid.ru/

  5. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/http://mil.ru

  6. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/economy.gov/ru

  7. Центральный банк РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru

  8. Тематические словари [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://finam.ru

  9. Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических мероприятий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://edu.ru

  10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/









ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Календарно-тематический план

№ п/п

Дата проведения

Название разделов, тем

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Тема 1. Право и человек

39

26

13

1


Что такое правовая норма


1


2


Система права


1


3


Нормативный правовой акт. Система законодательства


1


4


Как найти нужный закон



1

5


Что такое правоотношение


1


6


Что такое правонарушение


1


7


Юридическая ответственность



1

8


Государство: понятие и основные признаки


1


9


Демократическое правовое государство


1


10


Правовое государство и гражданское общество



1

11


Общая характеристика прав и свобод человека


1


12


Личные права человека


1


13


Экономические, социальны и культурные права человека


1


14


Политические права граждан


1


15


Права несовершеннолетних



1

16


Конституция РФ – Основной закон государства



1

17


Основы конституционного строя


1


18


Международные нормы и принципы в правовой системе России


1


19


Как принимаются законы



1

20


Организация государственной власти


1


21


Органы местного самоуправления


1


22


Судебная система РФ


1


23


Правоохранительные органы


1


24


Гражданство РФ


1


25


Право избирать и быть избранным



1

26


Общественные объединения



1

27


Конституционные обязанности человека и гражданина


1


28


Обязанность платить налоги. Право налогоплательщика



1

29


Воинская обязанность



1

30


Взаимоотношения граждан и органов государственного управления


1


31


Административная ответственность


1


32


Уголовная ответственность


1


33


Уголовная ответственность несовершеннолетних


1


34


Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака


1


35


Права и обязанности супругов


1


36


Права и обязанности родителей и детей


1


37


Урок – практикум. Решение правовых задач по теме «Право и человек»



1

38


Тестирование по разделу «Право и человек»



1

39


Урок-обобщение «Право и человек»



1

Тема 2. Право и экономика

23

15

8

40


Какие правоотношения называют гражданскими


1


41


Субъекты гражданского права


1


42


Осуществление и защита гражданских прав



1

43


Что такое собственность


1


44


Кто может быть собственником


1


45


Защита права собственности



1

46


Что такое сделка


1


47


Виды гражданско-правовых договоров


1


48


Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору


1


49


Жилищные правоотношения


1


50


Права потребителей



1

51


Какие правоотношения называют трудовыми


1


52


Трудовой договор


1


53


Как устраиваются на работу



1

54


Международная защита прав человека


1


55


Международное гуманитарное право


1


56


Отношения с банками


1


57


Земельные правоотношения


1


58


Экологическое законодательство


1


59


Урок – практикум. Решение правовых задач по теме «Право и экономика»



1

60


Тестирование по разделу «Право и экономика»



1

61


Урок-обобщение по теме «Право и экономика»



1

62


Итоговое повторение по курсу «Право – знать»



1

ИТОГО

62

41

21








ПРИЛОЖЕНИЕ № 2










Оценочные материалы


по учебному курсу «Право - знать»



классы 11А, 9Б




Раздел 1. Тест по теме «Право и человек»


Часть А

А1. Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде?

1)конституционном; 2) арбитражном; 3) мировом; 4) уголовном


А2. В каком случае необходимо обратиться к нотариусу? Начало формы

1) гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает;

2) гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде

3) гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем своему сыну;

4) гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению, нарушили ее права


А3. Выберите в перечне особый признак административных правоотношений

1) юридическое равенство всех сторон правоотношения;

2) наделение субъектов правоотношений правами и обязанностями;

3) субъектами правоотношений выступают только юридические лица;

4) отношения субъектов основываются на принципе “власть-подчинение”


А4. Согласно Конституции РФ решение вопроса о доверии Правительству является компетенцией:

1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации; 3) Конституционного суда; 4)Генерального прокурора


А5. Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что:

1) государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни;

2) в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей;

3) церковь отделена от государства и система образования – от церкви;

4) в государстве гарантируется многообразие форм собственности


А6. Одна из конституционных обязанностей граждан РФ –

1) быть членом какого-либо общественного объединения;

2) принимать участие в митингах и демонстрациях;

3) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

4) исповедовать христианство


А7. К публичному праву относится:

1) семейное право; 2) трудовое право; 3) гражданское право; 4) административное право


А8. Презумпция невиновности предполагает:

1) право быть членом какого-либо общественного объединения;

2) право принимать участие в митингах и демонстрациях;

3) право на личную и семейную тайну;

4) право считаться виновным только по приговору суда


А9. Административная ответственность наступает в возрасте:

1) 14 лет; 2) 16 лет; 3) 18 лет; 4) 21 год





Часть В

В1. Найдите в приведённом ниже списке высшие органы государственной власти РФ и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Государственный совет; 2) Высший Арбитражный Суд РФ; 3) Федеральное Собрание РФ; 4)Ассоциация учителей русского языка; 5) Следственный комитет Российской Федерации; 6)Правительство


В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

А) В Российской Федерации референдум осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Б) К сожалению, некоторые граждане России не пользуются своим активным избирательным правом. В) Причины абсентеизма разнообразны. Г) Последний общероссийский референдум состоялся в 1993 году.

Определите, какие положения носят:

1) фактический характер;

2) оценочный характер.


Ответы к тесту: 1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 1; 5) 2; 6) 3; 7) 4; 8) 4; 9) 2 В1) 236; В2


Критерии оценивания:

«зачёт» - выполнено 60% тестовых заданий;

«незачёт» - выполнено менее 60% тестовых заданий



































Раздел 2. Тема « Право и экономика»


1. Что из перечисленного не является признаком классификации предпринимательской деятельности:

А) форма собственности;

Б) законность;

В) состав учредителей;

Г) стоимость основных производственных фондов;

Д) численность персонала


2. Выберите наиболее полное определение юридического лица:

А) организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде;

Б) организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде и имеющие самостоятельный баланс или смету;

В) организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, обладающая трудовым и производственным потенциалом, необходимым объемом документов для ведения хозяйственной деятельности


3. Юридическое лицо должно обладать в совокупности характерными признаками (отметить лишнее):

А) наличием обособленного имущества;

Б) способностью отвечать по обязательствам своим имуществом;

В) способностью выступать в имущественном обороте от своего имени;

Г) возможностью предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде;

Д) способностью выступать в торговом обороте от своего имени


4. Что из перечисленного не является коммерческой организацией:

А) хозяйственные товарищества и общества;

Б) производственные кооперативы;

В) потребительские кооперативы;

Г) государственные или муниципальные унитарные предприятия


5. Являются ли коммерческими организациями ассоциации и союзы?

А) не являются при любом составе учредителей;

Б) являются, если в них входят товарищества и общества;

В) являются, если в них входят товарищества и государственные унитарные предприятия


6. Выберите верное определение некоммерческой организации:

А) это юридическое лицо, для которого получение прибыли и ее распределение между учредителями не выступает в качестве основной цели; получаемая прибыль используется для саморазвития, достижения уставных целей организации;

Б) это юридическое лицо, основной целью которого выступает получение прибыли и ее распределение между учредителями (физическими и юридическими лицами);

В) это юридическое лицо, основной целью которого является привлечение крупных денежных средств для осуществления личных проектов учредителей




7. К некоммерческим организациям не относятся:

А) благотворительные и иные фонды;

Б) общественные организации (объединения);

В) финансово-промышленные группы;


8. Ассоциация - это:

А) объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект);

Б) форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования (основная цель - совместные решения научно-технических производственных, экономических, социальных и других задач);

В) объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций


9. Соглашение предпринимателей одной отрасли о ценах, услуг, разделе рынков сбыта и доли в общем рынке, производства это:

А) консорциум;

Б) синдикат;

В) картель


10. Какую ответственность несут члены товарищества на вере по его обязательства:

А) полные товарищи несут полную ответственность по делам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а коммандитисты - в пределах вклада в имущество товарищества;

Б) полные товарищи и коммандитисты несут ответственность в пределах своего вклада;

В) полные товарищи и коммандитисты несут полную ответственность


11. Какие права имеет собственник в отношении принадлежащего ему имущества:

А) право владения;

Б) право владения и пользования;

В) право владения, пользования и распоряжения


12. За унитарным предприятием имущество закрепляется:

А) на праве собственности;

Б) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

В) передается по договору аренды


13. Объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии - это:

А) общество с ограниченной ответственностью;

Б) товарищество на вере;

В) производственный кооператив


14. Кто в соответствии с ГК РФ не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью?

А) должностные лица органов государственной власти и государственного управления;

Б) военнослужащие;

В) работники силовых министерств;

Г) работники налоговых органов;

Д) все выше перечисленные лица


15. Совместное предприятие – это

А) коммерческая организация с разделенным на доли учредителей уставным капиталом - хозяйственное общество

Б) такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесенных паевых взносов двумя или более учредителей, один из которых – иностранное физическое или

чаще всего юридическое лицо

В) предприятие, созданное для осуществления управленческих, социально-культурных

или иных функций некоммерческого характера – учреждение


16. Отказ в реагировании предприятия не возможен в случае

А) нарушения установленного Законом порядка создания предприятия

Б) несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ

В) экономической нецелесообразности производства данного продукта


17. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем

А) в месячный срок

Б) в 15-тидневный срок

В) в течении 30 дней


18. Какой документ является основным для создания предприятия

А) устав предприятия

Б) учредительный договор

В) справка о наличии уставного фонда


19. Что представляет собой акция в экономическом смысле

А) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцам вклад в капитал акционерного общества и дающая право на участие в его прибылях

Б) ценная бумага, свидетельствующая об обязательстве компании возвратить владельцу предоставленные ей средства (включая процент) с указанием конкретной даты

В) письменное обязательство акционера о периодических вкладах в имущество общества


20. Отличительной чертой индивидуального предпринимателя является

А) имущественная ответственность лишь в пределах внесенного пая

Б) ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом

В) обязанность представления устава предприятия и внесения вклада на расчетный счет


21. По формам собственности предприятия различают

А) производственные кооперативы, унитарные предприятия, акционерные общества

Б) государственные, национальные, частные предприятия

В) государственные, муниципальные, частные, кооперативные предприятия


22. По принадлежности капитала выделяют

А) национальные, иностранные и совместные предприятия

Б) государственные, муниципальные, производственные кооперативы, частные предприятия

В) государственные, национальные, унитарные предприятия


Ответы к тесту : 1-д;2- б; 3-д; 4-в; 5-а;6- а;7-в;8- б;9-в; 10-а;11- в;12-б;13- в;14-д:15- б;16-а;17-

а; 18-а; 19-а; 20-б; 21-в;22- а.


Критерии оценивания:

«зачёт» - выполнено 60% тестовых заданий;

«незачёт» - выполнено менее 60% тестовых заданий





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!