СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир географии", 2022-2023 учебный год.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для организации обучения основам географических знаний обучающихся. Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – дополнительное образование, которое является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. 

программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

2. Федеральный   государственный  образовательный стандарт основного общего   образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644). Программы Н.В. Болотниковой -  Региональный компонент, - М.: ООО «Русское слово», 2012г. Количество часов: 34 часа, в неделю – 1 час.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир географии", 2022-2023 учебный год.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

На педагогическом совете

Протокол №___

от «___»_________2022г


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________И.В.Ракова

от «___»_________2022г












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мир географии»

Естественно-научной направленности

Уровень программы – дополнительное образование

Возраст обучающихся 13-14 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)









Составитель:

педагог дополнительного образования

Галактионова Людмила Владимировна




Георгиевка

2022

Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

2. Федеральный   государственный  образовательный стандарт основного общего   образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);

3. Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-9 классы);

4. Авторской программы по географии (6-10 классы) Е. М. Домогатских М.: Русское слово, 2010г;

5. Программы Н.В. Болотниковой - Региональный компонент, - М.: ООО «Русское слово», 2012г.

Количество часов: 34 часа, в неделю – 1 час.

Программа предназначена для организации обучения основам географических знаний обучающихся. Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – дополнительное образование, которое является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по краеведческим разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену, ВПР. Программа курса позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствует осознанному выбору дальнейшего пути получения образования.


Цель программы:

Углубить базовые знания учащихся по географии , основных географических особенностях природы своего региона, развитие интереса к предмету.


Задачи программы

1. Овладеть умениями ориентироваться на местности.

2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды.

3. Воспитание любви к своей местности, бережного отношения к окружающей среде.


Новизна программы

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, который мы называем малой Родиной. Поэтому изучение родного края, способствует расширению и углублению знаний учащихся, даёт целостное представление об окружающем мире, воспитывает чувство национальной гордости и любви к своей Родине. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир географии» способствует не только получению знаний, умений и навыков в рамках изучения географии, но и нацелена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий, что и является новизной данной программы для образовательной организации.


Актуальность программы

В настоящее время интерес к предмету география снизился, в значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии обучающиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативных умений как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже обучающиеся с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли.

Программа позволяет обучающимся находить дополнительный географический материал и применять полученные знания на практике.

Актуальность программы «Мир географии» заключается в развитии мотивации к изучению предмета, в формировании умений решения нестандартных заданий краеведческой направленности и коммуникативных навыков.

У школьников создаются условия для формирования и развития интереса:

- к географии и смежным наукам;

- умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

- творческого подходить к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.


Отличительные особенности

Программа, направленная, прежде всего на популяризацию краеведческих знаний является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора учащихся, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования в рамках реализации краевого НРК 

Программа отражает основное содержание занятий к подготовке обучающихся на знаниевом и деятельностном уровнях, при изучении географии родного края:

  1. Об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования

  2. Использование географической карты, статистических материалов для поиска и демонстрации различных географических данных, применение знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

  3. Решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний

  4. Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Адресат программы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная география» предназначена для подростков 13-14 лет (обучающиеся 6-7 классов), независимо от степени сформированности интересов и мотивации к данной предметной области.

Сроки реализации программы – 1 год

Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю.

Основные методы обучения


На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, лекция, беседа, создание игровых ситуаций. На их основе главным образом и создаются теоретические и практические занятия.

Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (слайд - и видео фильмы, карты, схемы, хрестоматия, ). Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.


Основные формы обучения


Формы работы: применяемые краеведческой деятельности: групповая, работа в парах,  игровая программа, лекция, беседа, презентация. Практическая работа прививает и закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями. Такие виды работ, как разгадывание кроссвордов, участие в викторинах и др. подготавливает учащегося к самостоятельной деятельности.

Формы контроля

Собеседование, устный и письменный опрос, написание и защита рефератов, сообщений, проектов, тестирование. 


Планируемые результаты

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы региона,выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

  • строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения

В процессе занятий учащиеся приобретают следующие конкретные умения:


  1. Наблюдать и описывать явления природы

  2. Отбирать необходимые для эксперимента приборы

  3. Выполнять измерения

  4. Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм

  5. Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии


В процессе занятий у учащихся формируются и развиваются:


  1. Интеллектуальные и практические умения в области региональной географии

  2. Интерес к изучению данного курса

  3. Умения самостоятельно приобретать и применять на практике краеведческие знания

  4. Творческие способности

  5. Коммуникативные навыки: работы в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения


Личностные результаты :

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.




Содержание программы


1.Введение:

Предварительное задание для учеников на весь учебный год. Знакомство с планом работы кружка

Раздел. Источники географической информации.

2. Тема: План и карта.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географические широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Географическая карта – особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из методов для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование геоинформационных систем.

II Раздел. Природа Земли и человек

3. Тема: Земля - планета Солнечной системы:

Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из восьми планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна - спутник Земли, их взаимодействие.

4. Тема: Литосфера и рельеф Земли:

Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф. Минеральные ресурсы литосферы: их виды, добыча и транспортировка. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу, ее последствия. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы.

5.Тема: Гидросфера:

Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Реки Земли – их общие черты и разлияия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение, правила обеспечения личной безопасности, хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.

6.Тема: Атмосфера. Погода и климат

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Погода. Способы их измерения. Приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. Ведение дневника погоды. Роза ветров. Влажность воздуха. Давление. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

7.Тема: Биосфера:

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению. Взаимодействие живого и неживого в почве. Почвы своей территории. Физическое, биологическое выветривание, влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Природные зоны местности. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах края.


Календарно- тематическое планирование




п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введеное занятие

1

1


Тестирование


2

I Раздел. Источники географической информации.

Тема: План и карта


11



7


4

Работа с к/к


3

II Раздел. Природа Земли и человек

Тема: Земля - планета Солнечной системы

22

1



1


Виртуальная экскурсия по путеводителю солнечной системы

4

Тема: Литосфера и рельеф края

5

3

2

Презентация

5

Тема: Гидросфера

4

3

1

Сообщения

6

Тема: Атмосфера. Погода и климат

8

2

6

Составление таблицы

7

Тема: Биосфера

4

3

1

Презентация


Итого

34

20

14




Материально- техническое обеспечение


Занятия проводятся в учебном кабинете, который оснащен партами для учащихся, партами для работы в группах, стульями, классной доской, интерактивной доской, лаборантской, где имеются шкафы и стеллажи для

хранения дидактических пособий и учебных материалов.


Технические средства обучения:

  1. - Компьютер с доступом к сети Интернет

  2. - Колонки

  3. – Принтер



Источники географической информации:

  1. Комплект таблиц по географии

  2. Портреты путешественников

  3. Мультимедийные видеоуроки

  4. Натуральные объекты: коллекция "Почва и ее состав", коллекция "Полезные ископаемые, коллекция "Минералы и горные породы" коллекция "Шкала твердости"

  5. Приборы и инструменты: Компас школьный, набор инструментов для топографической съемки местности, барометр, термометр


Список литературы

  1. Болотникова Н.В. Методическое пособие по курсу «География» Региональный компонент, М.» Русское слово», 2012г.

  2. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1984.

3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС,

2001.

4. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников- М.:Вентана-Граф, 2014.

5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? –

М.: Граф-пресс, 2003.

6. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.


Почасовое планирование занятий



Темы занятий

Дата проведения

1.

Введение. Наблюдение за погодой. Развитие знаний о Земле


2.

Источники географической информации:

Определение направлений на местности по компасу, часам, местным признакам, солнцу на своей территории


3.

Определение расстояний на местности и по плану с использованием масштаба карт своего региона


4.

Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам


5.

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями


6.

Условные знаки. Чтение топографического плана местности П/р. Виды условных топографических знаков


7.

П/р. Описание маршрута на местности


8.

Определение элементов градусной сетки на карте своего региона. П/р определение координат объектов.


9.

Определение направлений, расстояний, географических координат на карте своего региона


10.

Чтение карты своего региона


11.

Работа с геоинформационными системами. П/р. Извлечение информации из разных источников.


12.

Топографическая съемка школьного двора


13.

Земля - планета Солнечной системы:

Составление адреса школы. Земля - планета солнечной системы


14.

Литосфера и рельеф края

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности. П/р. Определение горных пород по образцам.


15.

Описание по карте географического положения и высот форм рельефа своего региона. П/р. Обозначение форм рельефа на контурной карте


16.

Различие равнин по высоте своей местности


17.

Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф своего региона


18.

Игра: Географический бой


19.

Гидросфера

Описание на местности ближайшего водного объекта


20.

Определение по карте направлений течений рек своего региона


21.

Определение по карте своего региона крупнейших озер и измерение расстояний до них. П/р. Нанесение на контурную карту морей , ближайших к своему региону.


22.

Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты своего региона


23.

Атмосфера. Погода и климат

Измерение элементов погоды местности с помощью приборов


24.

П/р Построение графика хода температуры. Атмосферное давление .


25.

П/р. Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков


26.

П/р Обработка данных и составление диаграммы облачности


27.

Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения


28.

П/р Решение практических задач на определение измерений температуры и давления воздуха с высотой, влажности


29.

П/р Описание погоды за день, месяц для своего пункта наблюдения


30.

П/р Климат своего региона


31.

Биосфера

Весенняя экскурсия: Природные комплексы своего региона


32.

Взаимосвязь земных оболочек П/р Определение свойств воды по показателям.


33.

Описание по карте природных зон своего региона


34.

Земля – планета людей.

Защита проектов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!