СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эколог»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Юный эколог" - образовательная программа дополнительного образования детей для 5 классов. Цель программы: формирование экологически грамотной личности. Программа разработана на 1 год обучения и включает 144 часа. В программе используются разнообразные методы. формы и приёмы для развития интеллектуальной, образовательной и нравственной сферы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эколог»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»







Утверждена приказом

Рассмотрена и рекомендована МБОУ «Жердевская СОШ»

к утверждению

Методическим советом школы №____ от «____» ___________ 2015г.

«_____» _____________ 2015г.

Протокол № _________










Юный эколог


образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов, один год обучения






Составитель:

учитель биологии и химии

Дорофеева Ираида Анатольевна










Пояснительная записка


Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьезных проблем, и в первую очередь проблемы экологической. Эта проблема тесным образом связана с проблемой выживания человечества. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. Каждый человек должен быть психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере труда, начиная с самого раннего детства.

Достигнуть этого можно лишь через новый подход к образованию и воспитанию, целью которого должно стать обучение пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как часть микромира, связанный с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармонические отношения в природе, а природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и , прежде всего, на ребенка – школьника, трудно переоценить.

Программа «Юный эколог» построена с учетом интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно эстетические чувства и переживания, пробуждающие их, заботятся о сохранении и приумножении природных богатств.

Цель:

формирование экологически грамотной личности.

Задачи:

  • Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения; о жизни животных и растений в природных и антропогенных сообществах; знаний о фенологических изменениях в природе; знаний об экологии.

  • Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся: способности анализировать экологические ситуации; эстетическое восприятие окружающей среды; принимать личное участие в практических делах по защите окружающей среды.

  • Воспитание всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с природой, воспитание экологического мышления и экологической культуры учащихся, здорового образа жизни.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

Пользуясь раньше обычными типовыми программами, я пришла к выводу, что они уже не удовлетворяют потребностей и интересов детей, поэтому я решила модифицировать существующую программу по предмету, разнообразив и усовершенствовав ее посредством различных методов форм и приемов обучения в соответствии с сегодняшней действительностью, экологической обстановкой и развивающимся познавательным интересом детей. Чем раньше ребенок приобретет основные знания и умения в области экологии, тем правильнее он будет оценивать свое «Я» в системе «Человек – общество – планета». В настоящие время происходит резкое ухудшение экологической обстановки в окружающем мире, наблюдается низкая экологическая культура учащихся, поэтому создается необходимость гуманного отношения к природе, и уже сегодня намечены новые пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения школьников в окружающей среде. Достигнуть этого можно с помощью занятий по программе «Юный эколог».

Предлагаемая программа «Юный эколог» разработана с учетом особенностей учебного плана, современной концепции экологического образования и знаний учащихся, приобретенных в курсе «Природоведение», «Биология растений», «Биология животных».

Программа разработана на 1 года обучения для детей среднего школьного возраста, которая включает в себя 144 часа (4 часа в неделю, 2 раза по 2 часа). По программе занимаются 5 классов.

Методическое обеспечение.

Организуя познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, необходимо, прежде всего, учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения, приобретенные учащимися умения и навыки и в соответствии с этим использовать наиболее эффективные методы, формы и приемы. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений в природоохранной деятельности, педагог в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личные отношения к проблеме.

Методы:

  • Объяснительно – иллюстративный. Используется наглядный и дидактический материал: коллекции беспозвоночных животных, гербарии растений, натуральные объекты (аквариум с рыбками, комнатные растения, растения и животные в природе), различные слайды , плакаты, записи голосов птиц, шум дождя и др.

  • Метод эвристической беседы. Педагог проводит с учащимися диалог, который позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести учащихся к самостоятельным выводам.

  • Исследовательско - поисковый метод. С учащимися проводиться позновательно - поисковая работа с природным материалом, с дополнительной литературой при подготовке докладов, сообщений, что позволяет стимулировать творческие способности учащихся и сотрудничать со своими родителями.

  • Метод наблюдения и сравнения. С учащимися проводятся различные фенологические наблюдения в природе во время экскурсий, сравнение всех происходящих явлений и выяснение их закономерностей.

  • Метод эксперимента. Усиливает практические умения и навыки, позволяет выяснить наблюдаемые явления с практической точки зрения сравнивать получаемые результаты и делать необходимые выводы и обобщения.

  • Метод проблемного обучения. Перед учащимися ставиться проблемная ситуация, через постановку вопросов решаются проблемные задачи.

Формы:

  • Экскурсии в природу.

  • Практические работы по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

  • Массовые мероприятия и активные формы: КВН, познавательные викторины, ролевые игры.

Приёмы:

  • Прием психологического текста.

  • Создание экологических сказок для формирования экологического сознания.

  • Создание проблемной ситуации, где учащиеся сами находят способ ее разрешения, излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос, делают вывод из сложившейся ситуации, сопоставляют факты.

  • Использование ТСО, компьютерной технологии, мультимедиа – изданий, музыкальных и литературных произведений.


Педагогические технологии:

  • технология развивающего обучения,

  • технология проблемного обучения,

  • игровая технология,

  • информационно – коммуникационная.

Техническое оснащение занятий.

Для реализации программы необходимы кабинет, оборудование, дидактические материалы и техническое оснащение занятий:

  • Гербарии растений разных экологических групп.

  • Коллекции беспозвоночных животных.

  • Схемы, таблицы, глобус.

  • ТСО (магнитофон, диапроектор, видеомагнитофон, фотоаппарат, компьютер).

  • Натуральные объекты: комнатные растения, аквариумные рыбки.

  • Мультимедийные издания, дидактические карточки.

  • Микроскопы.

Ожидаемые результаты.


Учащиеся должны знать: особенности строения растений в связи со средой их произрастания; причины многообразия живых организмов, значение живых организмов в природе и жизни человека; последствия влияния человека на живую природу.

Учащиеся должны уметь: распознавать изученные растения и животных, выявлять особенности их строения, связанные с условиями обитания и произрастания; проводить наблюдения в природе и ставить простейшие эксперименты; выявлять взаимосвязи в процессе эксперимента, наблюдений и заданной ситуации, уметь делать обобщения и выводы.






























Содержание программы

Введение (4 ч.)

Теория (2 ч.)

Давайте знакомиться. Языки общения между растениями, животными и человеком. Мы учимся понимать друг друга, природу, мир, в котором мы живем.

Практическое занятие (2 ч.)

  • Составление экологических знаков

1.Осенние явления в природе (16 ч)

Теория (4 ч.)

Листопад. Осенние одежды. Осенний огород. Значение овощей в жизни человека. Овощи – родник здоровья. Лекарственные свойства овощей. Советы грибника: ядовитые и съедобные грибы, их характеристика и отличительные особенности.

Практические занятия (8 ч.)

  • «Осенние одежды». Оформление гербария.

  • «По грибы без лукошка». Ролевая игра.

  • Конкурс «Хлеб всему голова»

  • Осенний праздник урожая.

Экскурсия. (4 ч.)

  • Экскурсия в осенний парк. Сбор листьев различных деревьев.

  • Экскурсия в осенний парк. Сезонные явления в природе.

2.Люби и знай свой край (10 ч.)

Теория (4 ч.)

Деятельность человека как антропогенный фактор. Причины исчезновения растений Красной книги. Охраняемые и редкие растения и животные Тамбовской области. По страницам Красной книги.

Практическое занятие (2 ч.)

  • «Жалобная книга природы». Ролевая игра.

Экскурсия (4 ч.)

  • Экскурсия в природу «Красота рядом с нами».

  • Экскурсия в природу «Красота рядом с нами».

3.Здоровье человека и окружающая среда. (14 ч.)

Теория (8 ч.)

Понятие о здоровье (стойкость к болезням, закалённость, выносливость, сила).

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моё здоровье. Вредные привычки. Гигиена одежды и здоровье человека. Гигиена питания. Режим и правила питания. Экологические продукты. Что значит правильно питаться?

Практические занятия (6 ч.)

  • Диагностика и анкетирование «Влияние социальной среды на здоровье человека».

  • Тест «Ваш образ жизни».

  • Игротека на свежем воздухе «Закаливание в борьбе против вирусов».

4.Зимние явления в природе (16 ч.)

Теория (2 ч.)

Зимние явления в природе. Снег. Значение снега в жизни живых организмов. Приспособленность растений и животных к жизни зимой.

Практические занятия (10 ч.)

  • Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

  • Определение птиц по следам на снегу.

  • Определение животных по следам на снегу.

  • Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?»

  • Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?»

Экскурсия (4 ч.)

  • Экскурсия в зимний парк.

  • Сезонные явления в природе.





5.Птицы – наши друзья. (14 ч.)

Теория (8 ч.)

Зимующие птицы Тамбовской области. Птицы садов и парков. Хищные птицы. Совы, их значение в природе. Как птицы предсказывают погоду .Познавательная викторина «Звёздный час юного орнитолога.

Практические занятия (4 ч.)

  • Изготовление кормушек для птиц.

  • Экологический рейд «Помоги птице».

Экскурсия (2 ч.)

  • Наблюдения за жизнью птиц зимой.

6. Комнатные растения.(16 ч.)

Теория (8 ч.)

Эколого – эстетическая характеристика комнатных растений и их влияние на здоровье человека. Болезни растений. Растениям тоже нужен доктор. Растения и искусство. Цветоводство как хобби.

Практические занятия (6 ч.)

  • Работа с определителем комнатных растений. «Как узнать в «лицо» зелёного друга?"

  • Паспортизация комнатных растений «Получите, друзья, документы!».

  • Уход за комнатными растениями. «Как улучшить растениям условия жизни?»

Экскурсия (2 ч.)

  • Многообразие комнатных растений.

7.Вода – чудо природы. (!4 ч.)

Теория (10 ч.)

Значение воды в жизни живых организмов. Водоёмы нашего края. Вода как источник существования и среда обитания растений и животных. Животные – обитатели водоёмов. Жизнь за стеклянным берегом. Аквариум и его обитатели. Морские обитатели среди растений и животных. Познавательная викторина.

Практическое занятие (4 ч.)

  • Составление экологических сказок о воде.

  • Оформление экологических сказок оводе.

8.Планета насекомых. (12 ч.)

Теория (9 ч.)

Из истории жизни насекомых. Жуки. Священные и обычные. В мире пёстрых крыльев. Бабочки. Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд. Муравьиные тайны. Биология рыжего лесного муравья. Насекомые просят о помощи. Редкие и исчезающие виды насекомых. Практические занятия (3 ч.)

  • Работа с коллекцией и определителем жуков.

  • Работа с коллекцией и определителем бабочек.

  • Работа с иллюстрациями редких насекомых

9. Зелёная аптека. (10 ч.)

Теория (6 ч.)

История развития фитотерапии. Первые аптекарские огороды. Археологические находки. Плоды здоровья и копилка витаминов. Целебные свойства ягод и фруктов. Аптека на грядке.

Экскурсия (4 ч.)

  • Экскурсия в аптеку. Знакомство с лекарственными растениями.

  • Экскурсия в аптеку. Знакомство с правилами их сбора и хранения.

10.Весенние явления в природе (16 ч.)

Теория (4 ч.)

Весенние явления в природе. Лесные доктора. Птицы весной и их роль в природе. Наши пернатые друзья. Сезонные явления в жизни растений и животных.

Практические занятия (8 ч.)

  • Экологический рейд. «Зелёные патрули в действии».

  • Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев.

  • Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев.

  • «Путешествие в лесную страну». Ролевая игра.

Экскурсия (4 ч.) Поход в природу.



Учебно – тематический план


п/п

Раздел

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практические занятия

Экскурсии

1.

Введение.

4

2

2


1.1

Давайте знакомиться. Что такое экология? Наука о доме.

2

2



1.2

Составление экологических знаков.

2


2


2.

Осенние явления в природе.

16

6

8

2

2.1

Листопад.

4

2


2

2.2

Осенние одежды

2


2


2.3

Осенний огород.

2

2



2.4

Советы грибника.

2

2



2.5

По грибы без лукошка.

2


2


2.6

Осенний праздник.

4


4


3.

Люби и знай свой край.

10

4

2

4

3.1

Красота рядом с нами.

4



4

3.2

Причины исчезновения растений и животных.

2

2



3.3

По страницам Красной книги

2

2



3.4

Жалобная книга природы

2


2


4.

Здоровье человека и окружающая среда.

14

8

6


4.1

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

2

2



4.2

Я и моё здоровье.

2

2



4.3

Влияние социальной среды на здоровье человека.

2


2


4.4

Гигиена одежды и здоровье человека.

2

2



4.5

Закаливание в борьбе против вирусов.

4


4


4.6

Чистота – залог здоровья.

2

2



5.

Зимние явления в природе.

16

4

6

6

5.1

Зимние портреты деревьев и кустарников.

4


2

2

5.2

Значение снежного покрова в жизни растений и животных.

2

2



5.3

Приспособленность растений и животных к жизни зимой.

2

2



5.4

Следы птиц на снегу.

2



2

5.5

Следы животных на снегу.

2



2

5.6

Экологический рейд.

4


4


6.

Птицы – наши друзья.

14

8

4

2

6.1

Зимующие птицы Тамбовской области.

4

4



6.2

Звездный час юного орнитолога

2

2



6.3

Помоги птице.

4

2

2


6.4

Наблюдения за жизнью птиц.

2


2

2

7.

Комнатные растения.

16

8

6

2

7.1

Экологическое значение комнатных растений.

2

2



7.2

Как узнать в « лицо » зелёного друга?

2


2



7.3

Многообразие комнатных растений в школе.

2



2

7.4

Паспортизация комнатных растений

2


2


7.5

Болезни растений.

2

2



7.6

Уход за комнатными растениями.

2


2


7.7

Растения и искусство.

2

2



7.8

Путешествие с комнатными растениями.

2

2



8.

Вода – чудо природы.

14

10

4


8.1

Значение воды в жизни живых организмов.

2

2



8.2

Водоёмы нашего края.

2


2


8.3

Экологические сказки о воде.

2


2


8.4

Водные растения нашего края.

2

2



8.5

Животные – обитатели водоёмов. Жизнь за стеклянным берегом.

2

2



8.6

Морские обитатели среди растений и животных.

2

2



8.7

Знаешь ли ты водных животных?

2

2



9.

Планета насекомых.

14

11

3


9.1

Из истории насекомых.

2

2



9.2

Жуки.

2

1

1


9.3

Бабочки.

2

1

1


9.4

Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд.

2

2



9.5

Муравьиные тайны.

2

2



9.6

Насекомые просят о помощи.

2

1

1


9.7

Редкие и исчезающие насекомые.

2

2



10.

Зелёная аптека.

10

6


4

10.1

История развития фитотерапии.

2

2



10.2

Плоды здоровья и копилка витаминов.

2

2



10.3

Лекарственные свойства овощей.

2

2



10.4

Экскурсия в аптеку.

4



4

11.

Весенние явления в природе.

16

4

6

6

11.1

Роль птиц в природе

4

2


2

11.2

Лесные доктора.

2

2



11.3

Всемирный день Земли.

4


4


11.4

Путешествие в лесную страну.

2


2


11.5

Поход в природу.

4



4


Общее количество часов.

144

71

47

26



Календарно – тематическое планирование объединения «Юный эколог» (144ч.)



п/п

Раздел.

Тема занятий.

Количество часов

Дата

Примечания


1.

Ведение.

4



1

1.1

Что такое экология? Наука о доме.

2



2

1.2

Составление экологических знаков.

2




2.

Осенние явления в природе.

16



3

2.1

Экскурсия в осенний парк. Сезонные явления в природе.

2



4

2.2

Листопад.

2



5

2.3

Экскурсия в парк. Сбор листьев.

2



6

2.4

Осенние одежды. Практическая работа.

2



7

2.5

Осенний огород. Значение овощей в жизни человека.

2



8

2.6

Лекарственные свойства овощей. Витамины.

2



9

2.7

Советы грибника.

2



10

2.8

По грибы без лукошка. Ролевая игра.

2




3.

Люби и знай свой край.

10



11

3.1

Экскурсия в природу. Красота рядом с нами.

2



12

3.2

Причины исчезновения растений и животных.

2



13

3.3

Экскурсия в природу. Деятельность человека и окружающая среда.

2



14

3.4

По страницам Красной книги Тамбовской обл.

2



15

3.5

Жалобная книга природы. Ролевая игра.

2




4.

Здоровье человека и окружающая среда.

14



16

4.1

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

2



17

4.2

Я и моё здоровье. Беседа о вреде курения.

2



18

4.3

Влияние социальной среды на здоровье человека.

2



19

4.4

Гигиена питания. Режим дня и правила питания.

2



20

4.5

Гигиена одежды и здоровья. Для чего и как надо правильно одеваться.

2



21

4.6

Закаливание в борьбе против вирусов. Игротека на свежем воздухе.

2



22

4.7

Чистота – залог здоровья. Ролевая игра.

2




5.

Зимние явления в природе.

16



23

5.1

Экскурсия в зимний парк. Сезонные явления в природе.

2



24

5.21

Экскурсия в зимний парк. Портреты деревьев и кустарников.

2



25

5.3

Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Практическая работа.

2



26

5.4

Снег. Значение снежного покрова в жизни растений и животных.

2



27

5.5

Определение птиц по следам на снегу. Практическая работа.

2



28

5.6

Определение животных по следам на снегу.

2



29

5.7

Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?

2



30

5.8

Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?

2




6.

Птицы – наши друзья.

14



31

6.1

Зимующие птицы садов и парков тамбовской области.

2



32

6.2

Птицы леса. Хищные птицы.

2



33

6.3

Экскурсия в природу. Наблюдения за жизнью птиц.

2



34

6.4

Изготовление кормушек для птиц. Практическая работа.

2



35

6.5

Экологический рейд «Помоги птице»

2



36

6.6

Птицы – барометры.

2



37

6.7

Звёздный час юного орнитолога. Познавательная викторина.

2




7.

Комнатные растения.

16



38

7.1

Комнатные растения и их влияние на здоровье человека.

2



39

7.2

Как узнать в «лицо» зелёного друга? Практическая работа.

2



40

7.3

Экскурсия. Многообразие комнатных растений в школе.

2



41

7.4

Паспортизация комнатных растений. Практическая работа.

2



42

7.5

Паспортизация комнатных растений. Практическая работа.

2



43

7.6

Растениям тоже нужен доктор. Беседа о болезнях растений.

2



44

7.7

Уход за комнатными растениями. Практическая работа.

2



45

7.8

Растения и искусство. Цветоводство как хобби.

2




8.

Вода – чудо природы

14



46

8.1

Значение воды в жизни живых организмов.

2



47

8.2

Водоёмы нашего края. Практическая работа.

2



48

8.3

Экологические сказки о воде.

2



49

8.4

Водные растения нашего края.

2



50

8.5

Животные – обитатели водоёмов.

2



51

8.6

Морские обитатели среди растений и животных.

2



52

8.7

Знаешь ли ты водных животных? Викторина.

2




9.

Планета насекомых.

14



53

9.1

Из истории насекомых.

2



54

9.2

Жуки. Практическая работа с коллекцией.

2



55

9.3

Бабочки. Практическая работа с коллекцией.

2



56

9.4

Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд.

2



57

9.5

Муравьиные тайны

2



58

9.6

Насекомые просят о помощи.

2



59

9.7

Редкие и исчезающие насекомые. Викторина.

2




10.

Зелёная аптека.

10



60

10.1

История развития фитотерапии.

2



61

10.2

Плоды здоровья и копилка витаминов.

2



62

10.3

Аптека на грядке.

2



63

10.4

Экскурсия в аптеку. Знакомство с лекарственными растениями.

2



64

10.5

Экскурсия в аптеку. Знакомство с правилами сбора лекарственных растений.

2




11.

Весенние явления в природе.

16



65

11.1

Экскурсия в природу «Весенний «плач» берёзки».

2



66

11.2

Экскурсия в весенний парк. Наблюдения за птицами. Голоса птиц.

2



67

11.3

Лесные доктора. Роль птиц в природе и жизни человека.

2



68

11.4

Всемирный день Земли. Акция «Посади дерево».

2



69

11.5

Всемирный день Земли. Акция «Сбережём планету».

2



70

11.6

Путешествие в лесную страну. Ролевая игра.

2



71

11.7

Поход в природу.

2



72

11.8

Поход в природу

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!