Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом
Рассмотрена и рекомендована МБОУ «Жердевская СОШ»
к утверждению
Методическим советом школы №____ от «____» ___________ 2015г.
«_____» _____________ 2015г.
Протокол № _________
Юный эколог
образовательная программа дополнительного образования детей для учащихся 5 классов, один год обучения
Составитель:
учитель биологии и химии
Дорофеева Ираида Анатольевна
Пояснительная записка
Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьезных проблем, и в первую очередь проблемы экологической. Эта проблема тесным образом связана с проблемой выживания человечества. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. Каждый человек должен быть психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере труда, начиная с самого раннего детства.
Достигнуть этого можно лишь через новый подход к образованию и воспитанию, целью которого должно стать обучение пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как часть микромира, связанный с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармонические отношения в природе, а природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и , прежде всего, на ребенка – школьника, трудно переоценить.
Программа «Юный эколог» построена с учетом интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно эстетические чувства и переживания, пробуждающие их, заботятся о сохранении и приумножении природных богатств.
Цель:
формирование экологически грамотной личности.
Задачи:
Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения; о жизни животных и растений в природных и антропогенных сообществах; знаний о фенологических изменениях в природе; знаний об экологии.
Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся: способности анализировать экологические ситуации; эстетическое восприятие окружающей среды; принимать личное участие в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитание всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с природой, воспитание экологического мышления и экологической культуры учащихся, здорового образа жизни.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Пользуясь раньше обычными типовыми программами, я пришла к выводу, что они уже не удовлетворяют потребностей и интересов детей, поэтому я решила модифицировать существующую программу по предмету, разнообразив и усовершенствовав ее посредством различных методов форм и приемов обучения в соответствии с сегодняшней действительностью, экологической обстановкой и развивающимся познавательным интересом детей. Чем раньше ребенок приобретет основные знания и умения в области экологии, тем правильнее он будет оценивать свое «Я» в системе «Человек – общество – планета». В настоящие время происходит резкое ухудшение экологической обстановки в окружающем мире, наблюдается низкая экологическая культура учащихся, поэтому создается необходимость гуманного отношения к природе, и уже сегодня намечены новые пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения школьников в окружающей среде. Достигнуть этого можно с помощью занятий по программе «Юный эколог».
Предлагаемая программа «Юный эколог» разработана с учетом особенностей учебного плана, современной концепции экологического образования и знаний учащихся, приобретенных в курсе «Природоведение», «Биология растений», «Биология животных».
Программа разработана на 1 года обучения для детей среднего школьного возраста, которая включает в себя 144 часа (4 часа в неделю, 2 раза по 2 часа). По программе занимаются 5 классов.
Методическое обеспечение.
Организуя познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, необходимо, прежде всего, учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения, приобретенные учащимися умения и навыки и в соответствии с этим использовать наиболее эффективные методы, формы и приемы. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений в природоохранной деятельности, педагог в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личные отношения к проблеме.
Методы:
Объяснительно – иллюстративный. Используется наглядный и дидактический материал: коллекции беспозвоночных животных, гербарии растений, натуральные объекты (аквариум с рыбками, комнатные растения, растения и животные в природе), различные слайды , плакаты, записи голосов птиц, шум дождя и др.
Метод эвристической беседы. Педагог проводит с учащимися диалог, который позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести учащихся к самостоятельным выводам.
Исследовательско - поисковый метод. С учащимися проводиться позновательно - поисковая работа с природным материалом, с дополнительной литературой при подготовке докладов, сообщений, что позволяет стимулировать творческие способности учащихся и сотрудничать со своими родителями.
Метод наблюдения и сравнения. С учащимися проводятся различные фенологические наблюдения в природе во время экскурсий, сравнение всех происходящих явлений и выяснение их закономерностей.
Метод эксперимента. Усиливает практические умения и навыки, позволяет выяснить наблюдаемые явления с практической точки зрения сравнивать получаемые результаты и делать необходимые выводы и обобщения.
Метод проблемного обучения. Перед учащимися ставиться проблемная ситуация, через постановку вопросов решаются проблемные задачи.
Формы:
Экскурсии в природу.
Практические работы по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Массовые мероприятия и активные формы: КВН, познавательные викторины, ролевые игры.
Приёмы:
Прием психологического текста.
Создание экологических сказок для формирования экологического сознания.
Создание проблемной ситуации, где учащиеся сами находят способ ее разрешения, излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос, делают вывод из сложившейся ситуации, сопоставляют факты.
Использование ТСО, компьютерной технологии, мультимедиа – изданий, музыкальных и литературных произведений.
Педагогические технологии:
технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения,
игровая технология,
информационно – коммуникационная.
Техническое оснащение занятий.
Для реализации программы необходимы кабинет, оборудование, дидактические материалы и техническое оснащение занятий:
Гербарии растений разных экологических групп.
Коллекции беспозвоночных животных.
Схемы, таблицы, глобус.
ТСО (магнитофон, диапроектор, видеомагнитофон, фотоаппарат, компьютер).
Натуральные объекты: комнатные растения, аквариумные рыбки.
Мультимедийные издания, дидактические карточки.
Микроскопы.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать: особенности строения растений в связи со средой их произрастания; причины многообразия живых организмов, значение живых организмов в природе и жизни человека; последствия влияния человека на живую природу.
Учащиеся должны уметь: распознавать изученные растения и животных, выявлять особенности их строения, связанные с условиями обитания и произрастания; проводить наблюдения в природе и ставить простейшие эксперименты; выявлять взаимосвязи в процессе эксперимента, наблюдений и заданной ситуации, уметь делать обобщения и выводы.
Содержание программы
Введение (4 ч.)
Теория (2 ч.)
Давайте знакомиться. Языки общения между растениями, животными и человеком. Мы учимся понимать друг друга, природу, мир, в котором мы живем.
Практическое занятие (2 ч.)
1.Осенние явления в природе (16 ч)
Теория (4 ч.)
Листопад. Осенние одежды. Осенний огород. Значение овощей в жизни человека. Овощи – родник здоровья. Лекарственные свойства овощей. Советы грибника: ядовитые и съедобные грибы, их характеристика и отличительные особенности.
Практические занятия (8 ч.)
«Осенние одежды». Оформление гербария.
«По грибы без лукошка». Ролевая игра.
Конкурс «Хлеб всему голова»
Осенний праздник урожая.
Экскурсия. (4 ч.)
2.Люби и знай свой край (10 ч.)
Теория (4 ч.)
Деятельность человека как антропогенный фактор. Причины исчезновения растений Красной книги. Охраняемые и редкие растения и животные Тамбовской области. По страницам Красной книги.
Практическое занятие (2 ч.)
Экскурсия (4 ч.)
3.Здоровье человека и окружающая среда. (14 ч.)
Теория (8 ч.)
Понятие о здоровье (стойкость к болезням, закалённость, выносливость, сила).
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моё здоровье. Вредные привычки. Гигиена одежды и здоровье человека. Гигиена питания. Режим и правила питания. Экологические продукты. Что значит правильно питаться?
Практические занятия (6 ч.)
4.Зимние явления в природе (16 ч.)
Теория (2 ч.)
Зимние явления в природе. Снег. Значение снега в жизни живых организмов. Приспособленность растений и животных к жизни зимой.
Практические занятия (10 ч.)
Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
Определение птиц по следам на снегу.
Определение животных по следам на снегу.
Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?»
Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка?»
Экскурсия (4 ч.)
5.Птицы – наши друзья. (14 ч.)
Теория (8 ч.)
Зимующие птицы Тамбовской области. Птицы садов и парков. Хищные птицы. Совы, их значение в природе. Как птицы предсказывают погоду .Познавательная викторина «Звёздный час юного орнитолога.
Практические занятия (4 ч.)
Экскурсия (2 ч.)
6. Комнатные растения.(16 ч.)
Теория (8 ч.)
Эколого – эстетическая характеристика комнатных растений и их влияние на здоровье человека. Болезни растений. Растениям тоже нужен доктор. Растения и искусство. Цветоводство как хобби.
Практические занятия (6 ч.)
Работа с определителем комнатных растений. «Как узнать в «лицо» зелёного друга?"
Паспортизация комнатных растений «Получите, друзья, документы!».
Уход за комнатными растениями. «Как улучшить растениям условия жизни?»
Экскурсия (2 ч.)
7.Вода – чудо природы. (!4 ч.)
Теория (10 ч.)
Значение воды в жизни живых организмов. Водоёмы нашего края. Вода как источник существования и среда обитания растений и животных. Животные – обитатели водоёмов. Жизнь за стеклянным берегом. Аквариум и его обитатели. Морские обитатели среди растений и животных. Познавательная викторина.
Практическое занятие (4 ч.)
8.Планета насекомых. (12 ч.)
Теория (9 ч.)
Из истории жизни насекомых. Жуки. Священные и обычные. В мире пёстрых крыльев. Бабочки. Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд. Муравьиные тайны. Биология рыжего лесного муравья. Насекомые просят о помощи. Редкие и исчезающие виды насекомых. Практические занятия (3 ч.)
Работа с коллекцией и определителем жуков.
Работа с коллекцией и определителем бабочек.
Работа с иллюстрациями редких насекомых
9. Зелёная аптека. (10 ч.)
Теория (6 ч.)
История развития фитотерапии. Первые аптекарские огороды. Археологические находки. Плоды здоровья и копилка витаминов. Целебные свойства ягод и фруктов. Аптека на грядке.
Экскурсия (4 ч.)
10.Весенние явления в природе (16 ч.)
Теория (4 ч.)
Весенние явления в природе. Лесные доктора. Птицы весной и их роль в природе. Наши пернатые друзья. Сезонные явления в жизни растений и животных.
Практические занятия (8 ч.)
Экологический рейд. «Зелёные патрули в действии».
Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев.
Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев.
«Путешествие в лесную страну». Ролевая игра.
Экскурсия (4 ч.) Поход в природу.
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел Тема занятий | Всего часов | Теория | Практические занятия | Экскурсии |
1. | Введение. | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Давайте знакомиться. Что такое экология? Наука о доме. | 2 | 2 | | |
1.2 | Составление экологических знаков. | 2 | | 2 | |
2. | Осенние явления в природе. | 16 | 6 | 8 | 2 |
2.1 | Листопад. | 4 | 2 | | 2 |
2.2 | Осенние одежды | 2 | | 2 | |
2.3 | Осенний огород. | 2 | 2 | | |
2.4 | Советы грибника. | 2 | 2 | | |
2.5 | По грибы без лукошка. | 2 | | 2 | |
2.6 | Осенний праздник. | 4 | | 4 | |
3. | Люби и знай свой край. | 10 | 4 | 2 | 4 |
3.1 | Красота рядом с нами. | 4 | | | 4 |
3.2 | Причины исчезновения растений и животных. | 2 | 2 | | |
3.3 | По страницам Красной книги | 2 | 2 | | |
3.4 | Жалобная книга природы | 2 | | 2 | |
4. | Здоровье человека и окружающая среда. | 14 | 8 | 6 | |
4.1 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 2 | 2 | | |
4.2 | Я и моё здоровье. | 2 | 2 | | |
4.3 | Влияние социальной среды на здоровье человека. | 2 | | 2 | |
4.4 | Гигиена одежды и здоровье человека. | 2 | 2 | | |
4.5 | Закаливание в борьбе против вирусов. | 4 | | 4 | |
4.6 | Чистота – залог здоровья. | 2 | 2 | | |
5. | Зимние явления в природе. | 16 | 4 | 6 | 6 |
5.1 | Зимние портреты деревьев и кустарников. | 4 | | 2 | 2 |
5.2 | Значение снежного покрова в жизни растений и животных. | 2 | 2 | | |
5.3 | Приспособленность растений и животных к жизни зимой. | 2 | 2 | | |
5.4 | Следы птиц на снегу. | 2 | | | 2 |
5.5 | Следы животных на снегу. | 2 | | | 2 |
5.6 | Экологический рейд. | 4 | | 4 | |
6. | Птицы – наши друзья. | 14 | 8 | 4 | 2 |
6.1 | Зимующие птицы Тамбовской области. | 4 | 4 | | |
6.2 | Звездный час юного орнитолога | 2 | 2 | | |
6.3 | Помоги птице. | 4 | 2 | 2 | |
6.4 | Наблюдения за жизнью птиц. | 2 | | 2 | 2 |
7. | Комнатные растения. | 16 | 8 | 6 | 2 |
7.1 | Экологическое значение комнатных растений. | 2 | 2 | | |
7.2 | Как узнать в « лицо » зелёного друга? | 2 | | 2 | | |
7.3 | Многообразие комнатных растений в школе. | 2 | | | 2 |
7.4 | Паспортизация комнатных растений | 2 | | 2 | |
7.5 | Болезни растений. | 2 | 2 | | |
7.6 | Уход за комнатными растениями. | 2 | | 2 | |
7.7 | Растения и искусство. | 2 | 2 | | |
7.8 | Путешествие с комнатными растениями. | 2 | 2 | | |
8. | Вода – чудо природы. | 14 | 10 | 4 | |
8.1 | Значение воды в жизни живых организмов. | 2 | 2 | | |
8.2 | Водоёмы нашего края. | 2 | | 2 | |
8.3 | Экологические сказки о воде. | 2 | | 2 | |
8.4 | Водные растения нашего края. | 2 | 2 | | |
8.5 | Животные – обитатели водоёмов. Жизнь за стеклянным берегом. | 2 | 2 | | |
8.6 | Морские обитатели среди растений и животных. | 2 | 2 | | |
8.7 | Знаешь ли ты водных животных? | 2 | 2 | | |
9. | Планета насекомых. | 14 | 11 | 3 | |
9.1 | Из истории насекомых. | 2 | 2 | | |
9.2 | Жуки. | 2 | 1 | 1 | |
9.3 | Бабочки. | 2 | 1 | 1 | |
9.4 | Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд. | 2 | 2 | | |
9.5 | Муравьиные тайны. | 2 | 2 | | |
9.6 | Насекомые просят о помощи. | 2 | 1 | 1 | |
9.7 | Редкие и исчезающие насекомые. | 2 | 2 | | |
10. | Зелёная аптека. | 10 | 6 | | 4 |
10.1 | История развития фитотерапии. | 2 | 2 | | |
10.2 | Плоды здоровья и копилка витаминов. | 2 | 2 | | |
10.3 | Лекарственные свойства овощей. | 2 | 2 | | |
10.4 | Экскурсия в аптеку. | 4 | | | 4 |
11. | Весенние явления в природе. | 16 | 4 | 6 | 6 |
11.1 | Роль птиц в природе | 4 | 2 | | 2 |
11.2 | Лесные доктора. | 2 | 2 | | |
11.3 | Всемирный день Земли. | 4 | | 4 | |
11.4 | Путешествие в лесную страну. | 2 | | 2 | |
11.5 | Поход в природу. | 4 | | | 4 |
| Общее количество часов. | 144 | 71 | 47 | 26 |
Календарно – тематическое планирование объединения «Юный эколог» (144ч.)
№ № | № п/п | Раздел. Тема занятий. | Количество часов | Дата | Примечания |
| 1. | Ведение. | 4 | | |
1 | 1.1 | Что такое экология? Наука о доме. | 2 | | |
2 | 1.2 | Составление экологических знаков. | 2 | | |
| 2. | Осенние явления в природе. | 16 | | |
3 | 2.1 | Экскурсия в осенний парк. Сезонные явления в природе. | 2 | | |
4 | 2.2 | Листопад. | 2 | | |
5 | 2.3 | Экскурсия в парк. Сбор листьев. | 2 | | |
6 | 2.4 | Осенние одежды. Практическая работа. | 2 | | |
7 | 2.5 | Осенний огород. Значение овощей в жизни человека. | 2 | | |
8 | 2.6 | Лекарственные свойства овощей. Витамины. | 2 | | |
9 | 2.7 | Советы грибника. | 2 | | |
10 | 2.8 | По грибы без лукошка. Ролевая игра. | 2 | | |
| 3. | Люби и знай свой край. | 10 | | |
11 | 3.1 | Экскурсия в природу. Красота рядом с нами. | 2 | | |
12 | 3.2 | Причины исчезновения растений и животных. | 2 | | |
13 | 3.3 | Экскурсия в природу. Деятельность человека и окружающая среда. | 2 | | |
14 | 3.4 | По страницам Красной книги Тамбовской обл. | 2 | | |
15 | 3.5 | Жалобная книга природы. Ролевая игра. | 2 | | |
| 4. | Здоровье человека и окружающая среда. | 14 | | |
16 | 4.1 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | 2 | | |
17 | 4.2 | Я и моё здоровье. Беседа о вреде курения. | 2 | | |
18 | 4.3 | Влияние социальной среды на здоровье человека. | 2 | | |
19 | 4.4 | Гигиена питания. Режим дня и правила питания. | 2 | | |
20 | 4.5 | Гигиена одежды и здоровья. Для чего и как надо правильно одеваться. | 2 | | |
21 | 4.6 | Закаливание в борьбе против вирусов. Игротека на свежем воздухе. | 2 | | |
22 | 4.7 | Чистота – залог здоровья. Ролевая игра. | 2 | | |
| 5. | Зимние явления в природе. | 16 | | |
23 | 5.1 | Экскурсия в зимний парк. Сезонные явления в природе. | 2 | | |
24 | 5.21 | Экскурсия в зимний парк. Портреты деревьев и кустарников. | 2 | | |
25 | 5.3 | Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Практическая работа. | 2 | | |
26 | 5.4 | Снег. Значение снежного покрова в жизни растений и животных. | 2 | | |
27 | 5.5 | Определение птиц по следам на снегу. Практическая работа. | 2 | | |
28 | 5.6 | Определение животных по следам на снегу. | 2 | | |
29 | 5.7 | Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка? | 2 | | |
30 | 5.8 | Экологический рейд «Как живёшь, ёлочка? | 2 | | |
| 6. | Птицы – наши друзья. | 14 | | |
31 | 6.1 | Зимующие птицы садов и парков тамбовской области. | 2 | | |
32 | 6.2 | Птицы леса. Хищные птицы. | 2 | | |
33 | 6.3 | Экскурсия в природу. Наблюдения за жизнью птиц. | 2 | | |
34 | 6.4 | Изготовление кормушек для птиц. Практическая работа. | 2 | | |
35 | 6.5 | Экологический рейд «Помоги птице» | 2 | | |
36 | 6.6 | Птицы – барометры. | 2 | | |
37 | 6.7 | Звёздный час юного орнитолога. Познавательная викторина. | 2 | | |
| 7. | Комнатные растения. | 16 | | |
38 | 7.1 | Комнатные растения и их влияние на здоровье человека. | 2 | | |
39 | 7.2 | Как узнать в «лицо» зелёного друга? Практическая работа. | 2 | | |
40 | 7.3 | Экскурсия. Многообразие комнатных растений в школе. | 2 | | |
41 | 7.4 | Паспортизация комнатных растений. Практическая работа. | 2 | | |
42 | 7.5 | Паспортизация комнатных растений. Практическая работа. | 2 | | |
43 | 7.6 | Растениям тоже нужен доктор. Беседа о болезнях растений. | 2 | | |
44 | 7.7 | Уход за комнатными растениями. Практическая работа. | 2 | | |
45 | 7.8 | Растения и искусство. Цветоводство как хобби. | 2 | | |
| 8. | Вода – чудо природы | 14 | | |
46 | 8.1 | Значение воды в жизни живых организмов. | 2 | | |
47 | 8.2 | Водоёмы нашего края. Практическая работа. | 2 | | |
48 | 8.3 | Экологические сказки о воде. | 2 | | |
49 | 8.4 | Водные растения нашего края. | 2 | | |
50 | 8.5 | Животные – обитатели водоёмов. | 2 | | |
51 | 8.6 | Морские обитатели среди растений и животных. | 2 | | |
52 | 8.7 | Знаешь ли ты водных животных? Викторина. | 2 | | |
| 9. | Планета насекомых. | 14 | | |
53 | 9.1 | Из истории насекомых. | 2 | | |
54 | 9.2 | Жуки. Практическая работа с коллекцией. | 2 | | |
55 | 9.3 | Бабочки. Практическая работа с коллекцией. | 2 | | |
56 | 9.4 | Фабрика шёлка. Тутовый шелкопряд. | 2 | | |
57 | 9.5 | Муравьиные тайны | 2 | | |
58 | 9.6 | Насекомые просят о помощи. | 2 | | |
59 | 9.7 | Редкие и исчезающие насекомые. Викторина. | 2 | | |
| 10. | Зелёная аптека. | 10 | | |
60 | 10.1 | История развития фитотерапии. | 2 | | |
61 | 10.2 | Плоды здоровья и копилка витаминов. | 2 | | |
62 | 10.3 | Аптека на грядке. | 2 | | |
63 | 10.4 | Экскурсия в аптеку. Знакомство с лекарственными растениями. | 2 | | |
64 | 10.5 | Экскурсия в аптеку. Знакомство с правилами сбора лекарственных растений. | 2 | | |
| 11. | Весенние явления в природе. | 16 | | |
65 | 11.1 | Экскурсия в природу «Весенний «плач» берёзки». | 2 | | |
66 | 11.2 | Экскурсия в весенний парк. Наблюдения за птицами. Голоса птиц. | 2 | | |
67 | 11.3 | Лесные доктора. Роль птиц в природе и жизни человека. | 2 | | |
68 | 11.4 | Всемирный день Земли. Акция «Посади дерево». | 2 | | |
69 | 11.5 | Всемирный день Земли. Акция «Сбережём планету». | 2 | | |
70 | 11.6 | Путешествие в лесную страну. Ролевая игра. | 2 | | |
71 | 11.7 | Поход в природу. | 2 | | |
72 | 11.8 | Поход в природу | 2 | | |