СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Играем вместе» для детей младшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  имеет социально-педагогическую и спортивно-оздоравительную направленность и ориентирована на социальное развитие ребенка, укрепление его физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Играем вместе» для детей младшего школьного возраста»

Дополнительная образовательная программа

«Играем вместе»





















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Играем вместе» для детей младшего школьного возраста разработана на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования, нормативных документов учреждений дополнительного образования по физической культуре, существующих нормативных документов по работе с детьми младшего школьного возраста.

Программа показывает способы создания таких условий, когда детская заинтересованность, предметная и социальная умелость, надёжная связь физического и психического здоровья, шаг за шагом складываются на физкультурных занятиях и становятся реальными фактами биографии каждого из воспитанников.

Программа имеет социально-педагогическую и спортивно-оздоровительную направленность и ориентирована на социальное развитие ребенка, укрепление его физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни.



Актуальность ее состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности; способствует приобретению детьми, с раннего возраста, социо-культурного опыта, который будет выражаться в их дальнейшем активном жизнеобеспечении в условиях культурно- исторической ситуации, возникшей в современном обществе.



В программе «Играем вместе» образовательная деятельность детей представлена в широком социально-культурном контексте. Здесь педагогические задачи решают вопросы не просто воспитания, обучения и оздоровления детей, а выводят педагогов в слой формирования у детей базовых способностей:

- умение определять пространственно-временные и смысловые отношения в освоении предметных и речевых действий;

- умение согласовывать свои действия с общим социально-культурным контекстом и действиями сверстников;

- умение предъявлять себя в рамках совместной деятельности с взрослым и ровесниками.

Новизна и оригинальность:

Отличительная особенность данной программы заключается в изменении способов и позиции работы педагога в детском коллективе, где содержание образования - это становление ровеснических отношений в детском обществе, а знания и умения являются формой и материалом, способствующим становлению образовательных и общечеловеческих возможностей подрастающего поколения.

Ключевая особенность содержания программы «Играем вместе» заключается в особой организации учебного процесса раздела «Физкультурно-познавательная деятельность». В котором на первом этапе обучения (сентябрь-декабрь) предусмотрено освоение индивидуальных элементов входящих в раздел видов (акробатика, игры с мячом). В дальнейшем на втором этапе обучения (январь-май), приобретённые навыки эффективно используется в освоении групповых взаимодействий, что обеспечивает появление социальных эффектов, предусмотренных задачами программы «Играем вместе».

Методы ведения занятий опираются на детскую инициативу и вариативность поведения, они позволяют каждому ребёнку ощутить себя ловким, сильным, выносливым, способным вместе с друзьями справиться с самыми разнообразными учебными и жизненными задачами.



Цель программы: социальное, физическое, интеллектуальное развитие личности ребёнка на основе освоения компонентов ключевых компетентностей: социо-культурной, коммуникативной, двигательной.

Задачи:

  • формировать социальный опыт средствами игровой деятельности;

  • по средствам овладения элементами вида спорта Акробатика и Игр с мячом освоить различные формы взаимодействия и сотрудничества;

  • формировать произвольное поведение, развивать детскую инициативность, творчество, активность;

  • освоить элементы здорового образа жизни;

  • посредством развития основных физических качеств содействовать развитию функций органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма детей.

  • освоить индивидуальные и групповые элементы вида спорта Акробатика, индивидуальные и групповые действия с мячом.





Участники программы:

Участниками программы являются дети младшего школьного возраста (7-9 лет), посещающие дополнительное образовательное учреждение. Приём детей осуществляется согласно возрасту, заявлению родителей о зачислении в ДЮСШ,предоставлении медицинской справки.

Формы и режимы занятий, наполняемость учебной группы.



Этап обучения

возраст

Количество детей

Количество учебных часов в неделю

Продолжительность учебного занятия

Общее количество по программе

1 год

7-9 лет

10-12

2

45 мин.

62ч.



Основными формами образовательного процесса являются практические и теоретические учебные занятия, соревнования, активные формы досуга.

Основной метод проведения занятий - игровой. Методическая основа программы заключается в организации занятий, которые обеспечивают проявление индивидуальной активности через систему совместных действий.

Основными средствами являются физические упражнения.



Содержание программы включает три блока:

1. Блок «Быть здоровым» - включает два раздела: теоретический - «Я и моё здоровье» и практический «Функциональная подготовка». Этот блок знакомит обучающихся с основами здорового образа жизни, обеспечивает укрепление здоровья ребёнка средствами общей физической подготовки.

2. Блок «Физкультурно-познавательная деятельность» включает два раздела: 1 - акробатика, 2 - игры с мячом. Освоение элементов этих видов приобщает детей к миру движения, миру спорта. Применение специальных педагогических приёмов и использование игровых средств, в работе с детьми в каждом из разделов блока, обеспечивает включение детей в мир социальных отношений.

3. Блок «Социально-двигательные миниатюры» включает три раздела: 1 - подвижные игры, 2 -эстафеты, 3 - соревнования. Программный материал этого блока направлен на личностное развитие ребенка, на формирование тех сторон психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и с самим собой.

Все блоки и разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, учебный материал располагается в порядке усложнения с учётом физических, психологических особенностей и педагогических принципов в обучении.



Каждый блок программы включает:

  • характеристику и содержание разделов программы;

  • способы работы с учебным материалом и методические рекомендации;

  • мониторинг образовательных результатов.

Образовательная программа предусматривает самостоятельное изучение тем обучающимися, в виде домашних заданий по теории и практике.

Результаты образовательной деятельности детей по программе «Играем вместе»:

  1. - рост личностного и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  2. - рост уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности, а так же показателей, характеризующих оздоровление и развитие ребёнка;

  3. - приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;

  4. - сформированность умений осваивать новые виды деятельности, по средствам занятий акробатикой, подвижными и спортивными играми.

Для проверки результативности работы по программе используются следующие формы контроля:

В сфере социальной и коммуникативной компетентности:

Психологическое состояние детей диагностируется методами наблюдения за поведением учащихся и освоения ими всего спектра социальных умений:

  • сформированность форм произвольного поведения:

  • - осознанность, поведения и движения;

  • - активность;

  • - самостоятельность;

  • - инициативность.

    • сформированность социально-значимых форм поведения:

  • - согласованность действий;

  • - умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке;

  • - взаимодействия с партнёрами (умения выстраивать дружеские отношения);

  • - умение договариваться, дружить, соревноваться.



Наблюдения проводятся на учебных занятиях, соревнованиях и активных формах досуга.

В сфере двигательной и предметной компетентности:



    • Физическая подготовленность (ОФП) детей, диагностируется через педагогическое тестирование, которое проводится 2 раза в год в начале и конце учебного года, по уровню индивидуальных показателей развития двигательных способностей и физической подготовленности воспитанников (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий);



  • Образовательные умения и навыки (компоненты раздела физкультурно-познавательная деятельность - акробатика, игры с мячом) оцениваются в середине учебного года по специально разработанным тестовым заданиям, где по 5-и бальной шкале (выставляется педагогическая оценка) определяется степень освоения ребёнком программного материала.



Теоретические знания, полученные учащимися за весь период обучения, оцениваются в конце учебного года (выставляется педагогическая оценка), в виде опроса, анкеты.



Каждый раздел программы содержит критерии оценки предметной и социально-коммуникативной компетентностей учащихся. Но, достижение результатов в сфере предметной и двигательной компетентности не является самоцелью и используется педагогом, как ориентир, а рассматривается как результат сохранности и развития психических качеств, приобретенных ребёнком в результате педагогических воздействий, направленных на социальную адаптацию и формирование личности воспитанников.



Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении её реализации.



Учебный план (блоки, разделы, распределение учебных часов)



Наименование блоков программы с указанием их основных разделов

Количество часов


1.Быть здоровым:

Теоретические сведения

Функциональная подготовка

15

7

8

2. Физкультурно-Познавательная деятельность:

Акробатика

Игры с мячом


18

9

9

3. Социально-двигательные миниатюры:

Подвижные игры

Эстафеты

Дружим и соревнуемся

29

13

8

8


Всего часов:


62ч.



Примерный календарно - тематический план



месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

Количествово занятий

6

8

10

6

6

6

8

6

6

62ч.

«Быть здоровым»:

1.Теоретические сведения;

2.Функциональная подготовка.




+

+




+

+




+





+




+

+




+

+




+

+




+

+




+

+




7ч.

8ч.

Физкультурно – познавательная деятельность:

1.Акробатика;

2.Игры с мячом.




+




+




+




+




+

+




+

+




+

+




+

+




+

+





9ч.

9ч.

Социально – двигательные миниатюры:

1.Подвижные,развивающие игры;

2.Эстафеты;

3.Спортивно – оздоровительные мероприятия




+


+





+


+

+




+


+

+




+


+

+




+


+

+





+


+

+




+


+

+





+


+

+






+



+




13ч.


8ч.

8ч.







Воспитательная работа

Воспитательная работа проводится, как во время учебных занятий, так и дополнительно по плану воспитательной работы. Воспитательные мероприятия направлены, на личностное и всестороннее развитие ребёнка. Они включают тематические досуги и праздники, соревнования, мероприятия, проводимые совместно с родителями, различные прогулки, экскурсии и др. На всём протяжении работы с детьми педагог формирует в детях такие нравственные качества как доброжелательность, честность, уважение к старшим, дисциплинированность, умение общаться и дружить в детском коллективе. Воспитывает чувства отзывчивости, сочувствия, заботы и доброты. Формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.



месяц

мероприятие

примечание

Сентябрь

«Арбузник» развлекательная программа

Подбор игр, конкурсов. Изготовление оформительского материала.

Октябрь

Участие в городской выставке «Природные

дары».

Согласно координационного плана

Ноябрь

Проведение беседы о вреде организму вредными привычками.

Подбор материала, конкурс рисунков.

Декабрь

Новогоднее представление.

Подбор музыкального сопровождения, репетиции.

Январь

Народные традиции – Рождество. Беседа, чаепитие, игры.

Изучение литературы, подбор игр. Привлечение родителей к мероприятию.

Февраль

Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.

Организация и подготовка эстафет. Оформление.

Март

Конкурсная программа для девочек и мам.

Репетиция творческих номеров, подбор музыкального сопровождения.

в течении года

Игры тренинги на сплочение коллектива.

Изучение литературы. Подготовка игр, беседы, обратная связь.

май

Заключительный гала-концерт.

Оформление. Подготовка творческих номеров. Награждение активных воспитанников.

















Методическое обеспечение программы:

Теоретическая подготовка:

У ребёнка еще с дошкольного возраста закладываются основы миро - и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я», что зачастую не учитывается в повседневной жизни. Усвоение ребёнком знаний о человеческом организме способствуют лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.

Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетается с проблемой здоровья и физического развития.

1Блок «Быть здоровым» включает два раздела: теоретический и практический.

Теоретический раздел «Быть здоровым» строится на принципах:



  • Научности - предлагаемый материал соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;

  • Реалистичности и доступности - объем представлений адаптирован к восприятию детьми школьного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускает излишней упрощенности или усложненности, перегруженности медицинскими терминами и анатомо-физиологическими подробностями (но без искажения сути процесса, деятельности);

  • Целостного отношения к жизни и здоровью - до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье - это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, с уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависти полноценность жизни человека, и, следовательно, здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;

  • Деловитости и занимательности - материал излагается в занимательной игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности; личностно-ориентированного подхода и жизненной направленности - основное внимание уделяется личностному развитию ребенка, воспитанию бережного отношения к своему здоровью, оптимистического отношения к жизни;

  • Развивающего обучения - развивать личность творца собственной жизни;

  • Исследовательского познания - постановка ребенка в активную позицию исследователя.

Теоретический раздел включает следующие темы:

1. «Как устроено наше тело».

2. «Великий труженик и волшебные реки (система кровообращения)».

3. «Правила безопасности поведения».

4. «В стране Легких, или Путешествие воздушных человечков».

5. «Об удивительных превращениях пищи в организме человека».

6. «Мой скелетик».

7. «Мои силачи» (мышечная система).

8. «Мозг и нервная система».

9. «Глаза».

10. «Зубы»

Дополнительные сведения, практические упражнения и дидактические игры включаются в темы раздела по усмотрению педагога.

В усвоении детьми материала о человеческом организме предпочтение отдается игровым методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом. Игровая организация позволяет обучающимся легко войти в предлагаемую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес.

Диагностика обучающихся по приобретению детьми теоретических знаний осуществляется в форме опроса.

Ожидаемые результаты (теоретические сведения):

· знания детей об организме человека (о строении собственного тела);

· значения о функциональных системах и органах;

· появление целостного представления о своем теле;

· умение «слушать» и «слышать» свой организм;

· приобретение ребёнком потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

· знания правил безопасного поведения.



Практический раздел «Функциональная подготовка»:

включает физические упражнения, выполнение которых, обеспечивает развитие всех основных физических качеств: выносливость, быстроту, силу, ловкость и гибкость, тем самым, улучшая физическую и функциональную подготовленность, которая в дальнейшем позволяет осваивать более сложные двигательные действия.

Примерные упражнения:

  1. Освоение физического пространства :

Повороты налево, направо, кругом. Построение в шеренгу, колонну, круг Ходьба и бег в колоннах по одному, по два, по три. Перестроение во время бега в пары, тройки. Бег со сменой лидера.

  1. Воспитание физических качеств:

Общая выносливость

Развитие общей выносливости идёт за счёт постепенного увеличения пробегаемой дистанции до 300 м .

  1. Силовые способности:

Развитие мышц рук и плечевого пояса .

Упоры: передвижения в упоре по полу и скамейке, с поддержкой партнёра за ноги («тачка»), сгибание – разгибание рук в упоре от скамьи, стены, пола.

Упражнения с гантелями, весом до 400 грамм.

  1. Развитие мышц туловища :

Поднимание ног из положения виса до касания места хвата рук.

Поднимание туловища из положения, лёжа на животе и спине. Из положения, лёжа сгибание туловища и ног до касания руками ног «щучка». Удержание положения «прогнувшись» лёжа на животе («лодочка»)

  1. Развитие мышц ног, (профилактика плоскостопия) :

Прыжки на двух ногах через скамейку. Приседания . Прыжки толчком одной ноги с приземлением на -толчковую. Прыжки в длину, в глубину- с отскоком.

  1. Развитие быстроты :

Упражнения для развития быстроты двигательной реакции

Выполнять команды: «на старт», «внимание», «марш».

Старт из разных исходных положений. Эстафеты: встречные, с передачей предметов и другими заданиями.

  1. Упражнения для развития быстроты одиночного движения.

Прыжки на одной и двух ногах по заданию: «по кочкам», «через кочки», «через скамейки», «через веревочку». Метание одной рукой и двумя по заданию: на скорость. На дальность и точность.

  1. Упражнения для развития частоты движения

Бег со старта. Кто быстрее, кто быстрее добежит до предмета. Бег в эстафете с разными заданиями. Бег 10м, 30м, челночный бег 3х10. Бег за лидером. Прыжки через короткую скакалку на время.

  1. Развитие гибкости :

Упражнения для плечевых суставов

Круговые вращения руками вперёд и назад. Выкруты в плечах с гимнастической палкой. Круговые вращения руками с гантелями. Стоя спиной к гимнастической стенке, хват выше головы прогнуться - выкрут в плечах и обратно.

  1. Упражнения для позвоночника :

Наклоны - назад прогнувшись из положения, стоя на коленях, лежа на животе прогнуться, взяться руками за голени, из положения лёжа касаться ногами головы (лягушка). Лежа на спине поднимать ноги до касания пола за головой.

  1. Упражнения для тазобедренных суставов :

Из стойки ноги врозь пружинные приседания на право, затем левой ноге. Махи ногами по всем направлениям у опоры, из положения, стоя на коленях, стоя, у опоры. Наклоны корпуса вперёд из положения, сидя ноги врозь. Выполнять растяжки до «шпагата»

  1. Развитие ловкости : упражнения – повтор, на внимание, подвижные игры.

  2. Упражнения для развития координации движений :

Освоение односторонних и разносторонних движений руками и ногами. Синхронные и асинхронные сочетания движений рук и ног. Танцевальные шаги. Различные упражнения с мячом, ведение его руками, ногами, клюшкой или гимнастической палкой. Упражнения, координирующие нервно-мышечную и музыкально-ритмическую координацию.

  1. Упражнения для развития вестибулярного аппарата:

Повороты кругом на 360 градусов и больше. Перекаты на полу. Кувырки вперед и назад. Серии кувырков. Различные равновесия. Ходьба по возвышенной опоре. Положения вниз головой.

  1. Упражнения для развития способности действовать в необычных условиях:

Эстафеты с препятствиями, игры с лазанием по гимнастической стенке. «Полосы препятствий» с включением гимнастической стенки, подвесных турников и другого оборудования. Ведение мяча в усложнённых условиях. Прохождение сложных препятствий в парах и тройках.



В разделе программы показаны основные методы развития каждого двигательного качества. Педагог исходя из своего личного опыта, может планировать, выбирать и использовать те средства, которыми он владеет и вести поиск новых, эффективных средств.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Результат образовательной деятельности детей школьного возраста по функциональной подготовке раскрывается через показатели характеризующие уровень физического развития детей.

Используются контрольные нормативы:

- бег 3х10 (быстрота и ловкость);

- поднимание туловища за 30 сек. (сила мышц брюшного пресса);

- наклон, сидя (гибкость);

- прыжок в длину с места (сила ног);

- бег до 300 метров (выносливость)

Сдача контрольных нормативов фиксируются в журнале. Продвижение ребёнка в течение года в диапазоне «уровня» так же считается положительным результатом. Формой проверки является тестирование, проводимое в начале и конце учебного года.



Блок II. «Физкультурно-познавательная деятельность»

Содержание блока «Физкультурно-познавательная деятельность» направлено на обеспечение условий, способствующих формированию в детях коммуникативных способностей (умения общаться, выстраивать дружеские отношения, разрешать конфликты). Образование в этом направлении дети получают через ознакомление с таким видом спорта как акробатика, и через игры и мячом.

Акробатика :- вид спорта, занятия которым делают человека гибким, смелым и ловким, координированным и пластичным.

Программный материал раздела включает упражнения, позволяющие поддержать развитие этих качеств. Дети также осваивают акробатические элементы, связанные с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Но, самое важное, на что обращается внимание, проводя занятия по акробатике, это парная и групповая работа. Упражнения, выполняемые в парах и группах с предметами и без предметов, учат детей общаться на языке движения, ставят их в условия, когда нужно договариваться, подстроиться, понять друг друга. Таким образом, результат групповых действий будет выражаться не только в приобретении навыков и умений в выполнении акробатических групповых упражнений, но и что очень важно в получении социальных эффектов взаимоотношения, общения, т.е. развития коммуникативных навыков.

Раздел « Акробатика» включает:

- вопросы теории (сведения о виде спорта);

- акробатические элементы (элементы индивидуального освоения);

- парные упражнения (синхронные и совместные упражнения);

- групповые упражнения («пирамидки», акробатические композиции)

Элементы, индивидуального освоения :

Ласточка - равновесие на одной ноге, вторая отведена назад, небольшой наклон корпуса вперёд.

Цапля - Равновесие на одной ноге, вторая впереди согнута в колене.

Колесо - переворот вправо (влево) с последовательной опорой руками и ногами, через стойку ноги врозь.

Кувырок - вращательное движение тела через голову вперёд или назад с последовательным касанием опоры.

Мост - дугообразное максимально прогнутое (спиной вниз) положение с опорой на ноги и руки.

Соединение - слитное (без остановки) выполнение 2-3 упражнений индивидуально.

Стойка - статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.

Шпагат - сед с предельно разведенными ногами.

Лягушка - касание ногами головы, из положения, лёжа на животе.

Кольцо - удержание согнутых ног за голени в положении лёжа на животе.

Упражнения парной акробатики включают:

- поддержки (за руки, за пояс, смешанные);

- синхронные упражнения (статические и динамические);

- соединения различных элементов («пирамидки», композиции);

- упражнения с предметом (скакалка, мяч, обруч и т.д.);

- парные композиционные упражнения. (с включением акробатических и хореографических элементов)

Упражнения групповой акробатики включают:

- групповые смешанные поддержки (за руки, за пояс, смешанные);

- синхронные упражнения ( статические и динамические);

- групповые «скульптурные композиции»; (от 2-х до 10 человек, из акробатических поз и элементов)

- упражнения с предметами (обруч, гимнастическая палка, мяч, кегля);

- групповые композиционные упражнения. (с включением акробатических и хореографических элементов.)

Особенности организации занятий по акробатике:

· Метод организации занятий - игровой.

· Методическая основа раздела программы - заключается в организации занятий, которые обеспечивают проявление индивидуальной активности через систему совместных движений.

· Учебный материал в течение учебного года распределён следующим образом: 1-я половина года - идёт освоение индивидуальных элементов, 2-я половина года - осваиваются элементы парной и групповой акробатики.

· При обучении акробатическим элементам в парной и групповой работе соблюдаются основные принципы обучения: последовательность, постепенность и доступность.

· Разучиваемые элементы совершенствуются на всем протяжении реализации программы, приобретая отточенность, изящность и красоту.

Занятия акробатикой, особенно парной и групповой предоставляют детям возможность общаться, выполнять совместные действия, лучше узнавать и понимать друг друга, учиться друг у друга, а так же предоставляют возможности для их творческого развития, самопознания и самообразования. Педагог создает и поддерживает условия для проявления детской инициативности и самовыражения.

В программе так же предусмотрены организация и проведение соревнований и развлечений совместно с родителями, в основе которых лежат групповые и парные упражнения.

Формы и способы контроля (акробатика):

Для проверки освоения детьми программного материала по акробатике используется такие формы, как зачётное занятие, тестирование, соревнования. Итоговый результат освоения индивидуальных элементов подводится в середине учебного года (декабрь). Результаты детей вносятся в журнал, где выставляется педагогическая оценка по 5-и бальной шкале, показывающая степень освоения ребёнком того или иного акробатического элемента.

Соревнования и показательные выступления по акробатике проводятся внутри группы в игровой форме. В программу включаются индивидуальные и групповые виды. Такая форма позволяет увидеть и оценить не только умения приобретённые детьми в освоении программного материала, но и результат, достигнутый совместными усилиями, который выражается в умении общаться, договариваться и совместно действовать.

Ожидаемые результаты : к концу обучения по программе дети осваивают:

1. Индивидуальные элементы:

- равновесие «ласточка»;

- «мост» из положения лёжа, стоя;

- стойка на лопатках;

- кувырок, два кувырка вперёд;

- переворот боком;

- стойка махом к опоре

- комбинации из вышеперечисленных элементов.

2. Парные и групповые.

  • Умения и навыки:

- синхронное выполнение всех выше перечисленных элементов;

- выполнять парами «связки» из выше перечисленных элементов;

- поддержки с партнёром за руки, за пояс, под спину и живот;

- «пирамидки» с использованием вышеперечисленных элементов (групповые композиции, из 3-х и более человек с предметами и без предметов).

- групповые музыкальные композиции.

  • Социальные эффекты:

- умение действовать согласованно;

- умение распределять роли между собой;

- оказывать помощь и поддержку;

- проявлять творчество и фантазию;

- умение демонстрировать свои способности.

Игры с мячом:

Игры с мячом, как подраздел программы «Физкультурно-познавательная деятельность» включает в себя, индивидуальные и групповые действия с мячом. Освоение индивидуальных действий развивает у детей внимание, ловкость, координацию, реакцию на предмет, скоростную реакцию, аккуратность и точность движений. Групповые действия с мячом воспитывают в детях умение взаимодействовать с партнёром и партнёрами, координировать совместные действия, помогают понимать друг друга, учат дружбе и сотрудничеству. Они оказывают многогранное воздействие на развитие ребёнка. Различные действия и манипуляции с мячом развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов, пальцев и кистей. Так же упражнения с мячом способствуют развитию таких качеств как координация и точность движений, глазомер, ловкость и внимание. А самое важное, что освоение различных индивидуальных действий с мячом и приобретение необходимых навыков позволяют организовать коллективные игры с мячом, которые воздействуют на социально- коммуникативную сферу развития ребёнка, так как строятся на основе партнёрства и соперничества, общения и взаимодействия. У детей формируются такие качества, как умение выстраивать взаимоотношения в команде, умение договариваться и действовать сообща, поступаться личными интересами, ради достижения общей цели, уважать соперника, уметь радоваться успехам других и умение примериться с неудачами.

1) Теоретическая часть: «Мой весёлый звонкий мяч» - общие сведения о мяче и разнообразии действий с ним: прокатывание, отбивание, подбрасывания и броски, ведение, комбинации заданий в парах, в тройках, игры с мячом.

2) Практическая часть:

Прокатывание: Прокатывание мяча по прямым рукам , «Катится колобок, по дорожке катится...»

Передача мяча из одной руки в другую - влево и вправо ,«...вокруг деревьев катится»

Прокатывание мяча вокруг шеи. Поднимание и опускание головы в момент прокатывания

Сидя на полу, ноги разведены. Прокатывание мяча от одной ноги к другой «Мячик - челнок»

Вращение мяча на полу правой, затем левой руками «Мячик платье поменял, кто ж его разрисовал?»

Прокатывание мяча в «воротца», «Воротики для мяча» -стоя ноги врозь, наклон вперёд прокатить мяч «восьмёркой», вокруг одной, потом другой ноги. «Цифра «8» легла спать»

Стоя на коленях, прокатывание мяча вокруг себя в одну и другую стороны. «Колобок катится вокруг пенька»

Отбивание мяча от пола: Удары мяча об пол двумя руками - «Учим колобка прыгать»

Двумя руками ловить мяч после удара об пол и хлопка в ладоши - «Ловкие руки- руки жонглёра»

Ловить мяч после удара об пол и хлопка в ладоши за спиной - «Быстрые руки»

Ловить мяч после удара об пол и хлопка в ладоши перед грудью и за спиной - «Шустрые ручки»

Отбивы мяча правой и левой руками поочерёдно - «Весёлый барабан»

Отбивание мяч от пола, стоя на гимнастической скамейке, кубе - «Прыгун в высоту»

Отбивание мяча от пола (один, два, три и т.д.) с последующим поворотом на 360 º - «Завести волчок»

Подбрасывание и броски: Подбрасывание мяча, с постепенным увеличением амплитуды -

«Всё выше, и выше, и выше»

Подбрасывание-ловля, удар об пол- поймать - «В верх и вниз»

Подбрасывание мяча, ловля после хлопка, двух хлопков, трёх хлопков- «Аплодисменты»

Подбрасывание мяча, ловля после хлопков перед собой и за спиной - «Высокие полёты»

Подбрасывание мяча, ловля после поворота на 360º - «Ты лети, я покручусь»

Броски мяча в стену. Броски мяча в стену, отскок от пола- ловля, далее с хлопком и поворотом на 360º - «Калейдоскоп движений»

Броски мяча в вертикальную и горизонтальную цель - «Меткий снайпер»

Ведение мяча: Ведение мяча правой (левой) рукой в движении шагом - «Хозяин вывел собачку погулять»

Ведение мяча правой (левой) рукой в движении бегом - «Быстрый мячик»

Ведение мяча змейкой, двигаясь шагом и бегом - «По извилистой дорожке прыгал мяч, поджавши ножки»

Ведение мяча, перемещаясь боком (правым, левым) приставным шагом - «Послушный мячик»

Ведение мяча, перемещаясь спиной вперёд - «Рак пятится назад»

Ведение вокруг себя - «Юла»

Ведение мяча от пола, двигаясь по гимнастической скамейке - «Гимнастика с мячом»

Прокатывание в парах: Прокат мяча друг другу, сидя ноги врозь. Положить руки на мяч сверху, затем отправить мяч партнёру

Прокат мяча друг другу головой, стоя на четвереньках. Мяч сначала поймать руками, зафиксировать его на полу, затем толкнуть головой по направлению к партнёру.

Прокат мяча друг другу, лёжа на животе - «Баскетбол лёжа»

Прокат мяча под ногами, стоя спиной к партнёру - «Прокати в воротики»

Перекаты мяча друг другу с поворотами на 360º. Постепенно увеличивать скорость движений

Перекаты мяча по полу партнёру правой (левой) ногой. Мяч сначала остановить ногой, затем сделать пас партнёру

Перекаты мяча назад, стоя спиной к партнёру. Мяч сначала остановить ногой, отвернуться, затем прокатить его партнёру

Отбивания в парах : Стоя друг за другом поочерёдное отбивание мяча со сменой мест. Мяч двумя руками не брать, отбегать лучше в одну сторону (вправо или влево). Можно выполнять с большим количеством детей

Стоя друг за другом поочерёдное отбивание правой, левой, далее встать за партнёром - «Мячик ловко отбиваем, друг за друга забегаем»

Стоя лицом друг к другу отбивать мяч 3-4 раза, далее сделать передачу партнёру ударом об пол

«С другом весело играть»

Стоя лицом друг к другу отбивать мяч поочерёдно правой и левой рукой, поймать, сделать поворот на 360º , передать мяч партнёру любым способом - «Послушный мячик»

Стоя лицом друг к другу (между пары обруч), выполнять отбивы мяча двумя руками с передачей партнёру с попаданием в центр обруча - «И ловкие и меткие»

Броски в парах :перебрасывание мяча друг другу, способом снизу, далее с поворотом на 360º, с хлопками, приседаниями и т.д. Постепенно увеличивать расстояние

Перебрасывание мяча друг другу, способом сверху далее с поворотом на 360º, с хлопками, приседаниями и т. д. «Рисуем радугу» . Постепенно увеличивать расстояние

Перебрасывание мяча друг другу, способом от груди далее с поворотом на 360º, с хлопками, приседаниями и т.д. Постепенно увеличивать расстояние, увеличивать темп

Перебрасывание мяча друг другу, различными способами, стоя на скамейках, далее с поворотами, спрыгиваниями, приседаниями и т.д. «Умелый мяч» .

Броски мяча партнёру, стоя спиной к нему . Встать лицом к партнёру, прицелиться, повернуться спиной и выполнить бросок .

Стоя друг за другом , мяч у первого, подбрасывание мяча два раза, первый раз поймать, второй раз мяч ловит стоящий сзади, первый убегает, встаёт за него. Убегать лучше в одну сторону (вправо или влево) .

Комбинации заданий в парах: Стоя друг против друга у каждого в руках мяч. Первый прокатывает мяч второму, второй бросает первому. Затем наоборот - «Полечу и покачусь, снова в руки возвращусь»

Перебрасывание мяча друг другу, способом из-за головы далее с поворотом на 360º, с хлопками, приседаниями и т.д. Постепенно увеличивать расстояние

Стоя друг против друга у каждого в руках мяч. Перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 3-4 метра . Броски выполнять одновременно, по договору, один бросает сверху, другой снизу, затем наоборот.

Передавать мяч (бросок от груди) друг другу на расстоянии 3-х метров, передвигаясь боком, пять, шесть передач на дистанции 10 м. то же с ударом об пол. Передвижения выполнять приставным шагом.

Двое стоят в колонну друг за другом на расстоянии 1,5 метров от стены: первый бросает мяч в стену, после отскока от пола перепрыгивает мяч ноги врозь, убегает и встаёт за вторым. Второй ловит мяч и выполняет те же действия. Мяч бросать в стену на уровне головы или груди. Рассчитывать силу удара.

Стоя друг против друга (3-4) метра, у каждого игрока в руках по мячу, Одновременно подбрасывать мяч, делать хлопок или поворот, затем первый игрок прокатывает мяч партнёру, тот в сою очередь бросает мяч первому. Затем наоборот. Можно добавлять и другие вариации, прыжки. Приседания и т.д.

Комбинации заданий в тройках :Двое стоят друг против друга, третий стоит между ними ноги врозь «воротца». Прокатывать мяч друг другу по полу в «воротца» , «Будь точным и ловким»

Двое стоят друг против друга, третий между ними. Двое прокатывают мяч друг другу, третий прыгает через него .Центральный поворачивается лицом к тому кто прокатывает мяч. Можно меняться местами.

Броски мяча друг другу по кругу и в любой последовательности, постепенно увеличивая расстояние и темп передач . Можно с ударом об пол.

Двое стоят друг против друга, центральный держит в руках обруч. Выполнять броски мяча друг другу, чтобы мячик пролетал в центр обруча . Можно использовать мячи различных размеров

Двое стоят друг против друга, центральный лежит на полу между ними. Первый выполняет броски центральному в руки, он выполняет бросок второму . Следить за точностью броска. Можно меняться местами.

Игры с мячом: «Вызов номеров» - у каждого свой номер. Ведущий подбрасывает мяч и называет номер. Обладатель номера выбегает и ловит мяч .

« Собачка» - группа детей перебрасывают мяч друг другу, водящий («собачка») старается перехватить мяч .

«Ловишки с мячом» - « Ловишка », осаливает убегающих броском мяча .

«Круг выжигало» - двое ведущих с разных сторон площадки стараются выбить участников из круга, бросая в них мяч.

Эстафеты с мячом (передачи, броски, ведение). Две или более команды соревнуются в быстроте выполнения манипуляций с мячом.

«Передал- садись» - команды стоят в колонну. Капитан напротив, он бросает мяч поочерёдно каждому, начиная с первого. После броска капитану игрок принимает положение присед (кто быстрее и без потерь).

«Мяч ведущему» - дети образуют два, три круга. В центре ведущий. Он бросает мяч каждому из игроков по кругу и получает его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков (1-3 раза) игра заканчивается. Побеждает команда, уронившая мяч меньшее количество раз.

Пионербол по элементарным правилам , через сетку, можно воздушным шариком.

Воспитательные и образовательные задачи каждого занятия направлены на формирование личности ребёнка, они постепенно усложняются в зависимости от развития и подготовленности детей.

Особенности организации игр с мячом: особенностью организации занятий играми с мячом является то, что, овладев азами этих игр, дети способны (на элементарном уровне) организовать и саму игру. Эти возможности появляются у детей школьного возраста к концу освоения образовательной программы.

Основной задачей начального этапа обучения является - выработать у детей определённые умения обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому, прежде всего, целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а так же стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

На следующем этапе внимание ребёнка должно быть направлено на качество выполнения движений.

В дальнейшем организуются разнообразные игры с мячом и применяются упражнения с элементами соревнований. Закрепление и совершенствование индивидуальных и групповых действий с мячом осуществляется в подвижных играх, включающих эти действия.

Формы и способы контроля:

- тестирование

- соревнования;

- товарищеские встречи;

Контрольная диагностика проводится в течении учебного года (3р.), результаты заданий в журнал, где по 5-и бальной системе выставляется педагогическая оценка.



Блок III. «Социально-двигательные миниатюры»

Весь учебный материал блока «Социальные миниатюры» (подвижные игры, эстафеты, досуг) положен в формат «игры».

Игра - одно из самых древних занятий людей. С появлением на земле человека у него появилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Детские игры организуются самими детьми или организуются педагогом. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры, как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В структуре игровой деятельности различают три самостоятельных образования - игровое задание, игровая форма и игра:

- игровое задание характеризуется психологической неизвестностью (интригой) для ребенка относительно возможного выполнения задания им самостоятельно, без вмешательства со стороны.

- игровая форма характеризуется, известностью всех параметров собственных действий по предлагаемому педагогом заданию, но неизвестными и привлекательными по своей форме являются условия ситуации, в которых это задание будет выполняться. Например: эстафетный бег соревнующихся команд, соревнования в парах, в тройках на выявление самых ловких, быстрых, сильных, выносливых. Здесь мы сталкиваемся с первыми признаками (свойствами, чертами) будущей соревновательной деятельности через появление особых правил и норм, регулирующих действия и поведение лиц по отношению друг к другу и по отношению смысла самой игровой ситуации к смыслу игрового действия.

- игра более сложное психологическое образование, в рамках которой умещаются множество «неизвестных» категорий норм, правил, условий, факторов, с которыми приходится иметь дело ребенку в такой организационной форме деятельности. В том случае, если ребенок не принимает во внимание и не учитывает обстоятельств, возникающих в самой ситуации игры, не осмысливает и не предвосхищает собственные действия и действий других в игре, то игра, как социальная форма образовательной деятельности, теряет свое значение.

Игровая деятельность детей во всех ее организационных формах позволяет рассчитывать на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей детей, на поддержание индивидуальной и групповой активности, инициативности, на освоение и принятие ими социально признанных норм поведения (трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, уважения и т.д.).







Подвижные игры :

1. Игры-задания. Характеризуются психологической интригой (неизвестностью), для ребёнка, относительно возможного выполнения задания самостоятельно. К таким играм относятся:

- имитационные (изображение животных, предметов и т.д.);

- сюжетно-отобразительные (несложный игровой сюжет);

- эстафетные задания и эстафеты с чётко определённым набором заданий.

Эти игры направлены на развитие внимания, воображения, творчества, мышления.

2. Сюжетно-ролевые игры (с простыми правилами). Эти игры характеризуются умением ребёнка действовать в воображаемом плане, воспроизводя сюжеты из реальной или сказочной жизни.

3. Игры по правилам. Характеризуются наличием цели и чётко заданными правилами, но в рамках заданных правил на пути к достижению цели есть множество «неизвестных» категорий, факторов, неожиданностей с которыми встречается ребёнок. Это поиск его пути по решению двигательной задачи. К играм по правилам можно отнести: игры эстафеты с вариантами действий; подвижные, развивающие игры.

Соревнования и эстафеты : одним из разделов блока «Социальные миниатюры» являются «соревнования», они проводятся, как внутри каждой группы, так и между группами, регулярно, 1-2 раза в месяц. В программу соревнований входит учебный материал всей программы, освоенный детьми за прошедший период времени (подвижные игры, эстафеты, элементы акробатики ). Соревновательная обстановка создаёт экстремальные условия для ребёнка, здесь мобилизуются и активизируются его физические и духовные силы, проявляется сила воли и сила характера, активно идёт проявление приобретённых им навыков и умений.

Примерный перечень игр:

· Игры-задания: - имитационные упражнения, демонстрирующие красоту, грацию и пластику движений. Задания « Перенеси предмет», «Делай как я» (по показу детей), обще развивающие упражнения на запоминание. Перебежки с заданиями (задания даёт ребёнок). Выполнение групповых композиций с предметами и баз предметов. Игры типа «Совушка», «Морская фигура», «Скульптор» с введением более сложных правил. Игровые задания, типа « Придумай упражнение», «Научи другого», «Проведи разминку». Можно использовать любые игры первых двух периодов с усложнениями и привлечением детей к руководству играми.

· Сюжетно-ролевые: - «Ловишки» с двумя ведущими: «Северный и южный ветер»,» Светофор, регулировщик и машины», «Колдунчики», «Такси», «Царь лягушек», «Светофор», «Волк и трава» и т.д. Игры с усложнением и развитием сюжета. Самостоятельная организация игр с детьми. Авторские детские игры.

· Игры по правилам: - эстафеты с предметами, комплексные эстафеты. Игры: «Круг выжигало» с постепенным введением новых правил, «Дартц» (как соревнования), «Городки». Все ранее используемые игры с введением «новых», усложнённых правил. Игры-соревнования, комплексные эстафеты с усложнением вариантов действий.

Особенности организации подвижных игр:

· В зависимости от планирования педагогом своей педагогической деятельности в рамках годового распределения учебного материала и в рамках самого занятия, игры могут быть, как составляющим всего занятия, так и включаться в отдельные его части.

· Организуя игры с детьми, педагог пользуется игровым материалом, (предлагаемым программой), где игры, игровые задания и эстафеты распределены с учётом возрастания их сложности (в дальнейшем педагог может подбирать и использовать игры и по своему усмотрению, пользуясь различными методическими источниками, разрабатывать собственные авторские игры).

· Весь игровой учебный материал распределен с учётом логики развития возраста, Для детей 7 – 9 лет.

Для успешной организации игры выполняются следующие правила:

- устанавливается цель перед каждой игрой;

- необходимо четко выполнять правила игры, требования педагога;

- планируется последовательность применения игр;

- процесс обучения в игре носит воспитательный характер;

- подбор игр осуществляется по степени их трудности;

- учитывается подготовка группы, возможности детей, количественный состав, условия в которых проводится игра;

- усложняются правила игры на освоенном опыте игры;

- предоставляется возможность детям проявлять инициативу - быть автором и организатором игр;

- учитываются и раскрываются новые стороны одной и той же игры;

- обеспечивается положительное эмоциональное воздействие;

- при подведении результатов игры дети включаются в разбор игры, сами проводят анализ - это приучает их критически и осознанно мыслить, объективно оценивать свои успехи и успехи своих друзей.

Формы и методы контроля:

- тестовые задания, они направлены на выявление образовательных и социально-коммуникативных компетентностей. Результаты определяется по уровню (высокий, средний, низкий). Диагностика проводится в конце учебного года.

- конкурсы и соревнования, проводятся на протяжении всего учебного периода, в группах и между группами.

- методы наблюдения за поведением детей используются на протяжении всего периода работы по программе в разделах подвижные игры, эстафеты, досуги.

Ожидаемые результаты:

  • Образовательный аспект:

- развитие двигательной сферы ребёнка - расширение двигательного опыта;

- развитие основных психических функций (память, внимание, мышление, восприятие);

- развитие творческих и интеллектуальных способностей ребёнка.



  • Социально-коммуникативная компетентность:

- умение выстраивать дружеские отношения, взаимоотношения с партнёрами по игре;

- умение адекватно оценивать свои действия и действия окружающих;

- умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке;

- согласовывать действия в играх, и игровых заданиях;

- соблюдать нормы и правила поведения;

- умение предъявить себя среди других;

- умение обмениваться опытом, помогать друг другу, корректировать свои действия.































Условия реализации программы.

Реализация программы осуществляется педагогами МОУ ДОД ДЮСШ № 1,на базе школьных образовательных учреждений, а также в структурном подразделении – детском подростковом клубе.

- Кадровое обеспечение: педагоги, имеющие среднее и высшее педагогическое образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, стремящиеся к профессиональному росту.

- Информационное обеспечение: методические разработки, методические рекомендации и специальная литература, по всем разделам программы.

Материально-техническое обеспечение:

Спортивные залы для занятий физическими упражнениями с набором необходимого оборудования: - гимнастические скамейки ;

- гимнастические скакалки;

- гимнастические обручи;

- гимнастические палки;

- резиновые мячи;

- гантели весом до 400 гр

- мягкие модули;

- гимнастические маты;

- гимнастические коврики;

- музыкальный центр;

- аудио диски, кассеты.

ЛИТЕРАТУРА :

1. В. Высоцкий, Т. Терёшкина. А. Юшков. «Физкультура. Педагогика общего успеха».- Спб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006 г

2. В.В. Козлов «Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика». Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 г.

3. С.Е. Шукшина «Я и моё тело». Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.- Издательство: «Школьная пресса» Москва: «Просвещение», 2004 г.

4. Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду». Москва: «Просвещение», 1992г.

5. И.М. Коротков «Спортивные игры в школе». Москва: «Просвещение»,1979 г.

6. И. Коротков «Подвижные игры в занятиях спортом».- Издательство: «Физкультура и спорт», 1991 г.

7. М.Г. Фридман «Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха». Москва: «Просвещение», 1991 г.

8. А.А. Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей». - Санкт-Петербург, Издательство: «Речь», 2007 г.

9. З.М. Богуславская «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры»,-М.:«Просвещение»,1958г.

10. Н.Е Фоменко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Рабочие материалы к оригинальной авторской программе.- М.:«Линка Пресс»,1999 г.

11. И. Фришман, Б. Куприянов, М. Рожков «Организация и методика проведения игр с подростками».- Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004 г.

13. «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учебное пособие М.И. Шилова».- Красноярск, 2002 г.



Литература для детей и родителей:

1.Алексеева Л.М. «Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных образовательных учреждениях».- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 224 с.

2. Гришин В.Г.., Осипов Н.Ф. «Малыши открывают спорт». - М.: Педагогика, 1978.- 168 с.

3. Исаев А. А. «Если хочешь быть здоров»: Сборник. – М.: Физкультура и спорт, 1988.- 352 с.

4. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР».- М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

5. Монахова Е.А. «Школа танцев для детей». – СПб.: « Ленинградское издательство», 2009.- 224 с.

6. Попова Е.Г. «Общеразвивающие упражнения в гимнастике». – М.: Терра – спорт, 2000. – 72 с.

7. Феоктистова В.Ф., Плиева Л.В. «К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений» .- Волгоград: Учитель,2010.- 154 с.

8. Щербаков А.П. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет в детском саду». – Ярославль, Академия развития, 2009. – 160 с.



Приложения:



Краткая характеристика двигательных качеств и методика их развития:

Выносливость - способность организма выполнять продолжительную работу, не снижая её эффективности. Формы проявления выносливости многообразны: общая, специальная, силовая, психическая, эмоциональная и др. Программа предусматривает развитие общей выносливости за счёт постепенного увеличения пробегаемой дистанции.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление (тяжести поднимаемых предметов или своего тела и др.) или противодействие этому сопротивлению по средствам напряжения мышц.

Основными средствами развития силы служат силовые упражнения, характеризующиеся значительными мышечными напряжениями. К ним относятся упражнения с преодолением собственного веса или частей тела, а так же упражнения с различными отягощающими предметами (гантели, набивные мячи, резиновые бинты). Для детей дошкольного возраста наиболее приемлем повторный метод, который позволяет, прежде всего, формировать нервно-мышечную координацию, а так же способствует росту нервно-мышечной массы. Этот метод имеет два варианта: - первый при небольших мышечных усилиях соблюдать правильность выполнения движений; второй то же самое с применением необходимого усилия для выполнения упражнения.

Быстрота - способность человека в любых условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Под термином быстрота понимают:

- быстроту простой и сложной реакции (измеряется временем реагирования);

- быстроту отдельных двигательных актов (измеряется величинами скоростей при выполнении отдельных движений);

- быстроту, выполняемую в темпе (частота) движений (измеряется числом движений в единицу времени).

Для развития быстроты применяются три группы упражнений:

- Общеразвивающие упражнения на быстроту (махи руками, ногами, повороты, размахивания в висе и др.), выполняемые возможно быстро.

- Специальные упражнения - развивающие отдельные проявления: циклические, (выполняемые повторно, возможно с большей частотой, бег 10, 20, 30 метров);

- Ациклические упражнения, выполняемые повторно с максимальной быстротой, прыжки на одной и двух ногах, махи руками, ногами, повороты и смешанные упражнения, прыжки с разбега, метания, упражнения с мячом в движении.

Быстрота развивается в конкретных движениях, в конкретном двигательном .

Развитие быстроты осуществляется с помощью следующих методов:

- упражнения с ускорением (на месте и в движении);

- переменный бег (с разной скоростью);

- бег за лидером (догони впереди бегущего);

- эстафеты, игры.

Ловкость определяется через совокупность координационных способностей выполнять сложные двигательные действия, а так же своевременно перестраивать их от меняющейся актуальности условий. Ловкость воспитывают по средствам обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий.

Гибкость. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Для развития гибкости применяются упражнения из двух групп: упражнения на растягивание и упражнения на гибкость.

К упражнениям на гибкость относятся все упражнения, выполняемые пружинными движениями, махами, с разной амплитудой, сериями по 3-5 повторений.

К упражнениям на растягивание - все упражнения с фиксированием определённой позы с мышечным напряжением в режиме растягивания. Развитие подвижности в суставах достигается большим количеством повторений каждого упражнения. Перерывы в занятиях на гибкость ухудшают результаты

















Диагностическая методика выявления представлений детей о человеческом организме.

1. Если предположить, что скелет убежал из твоего тела, не оставив не одной косточки, то:

а) твоё тело осталось бы прежним или стало другим?

б) ты бы смог жить без скелета?

2.Какие силачи находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет?

3.Что могут дать мышцы? Помогут ли мышцы тебе стать сильным? Как этого добиться?

4.Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?

5.Для чего человеку необходимо сердце?

6.Как почувствовать своё сердце? Как оно работает?

7.Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать?

8.Для чего человеческому организму нужна кровь? Что ты знаешь о крови?

9.В каком состоянии находится кровь человека: в неподвижном состоянии или в постоянном движении:

а) когда ты бегаешь?

б) когда ты сидишь?

в) когда ты лежишь (спишь)

10. Какие у меня глаза? Для чего они мне нужны?

11. Для чего нужны зубы? Как надо пережёвывать пищу? В чём состоит уход за зубами?

12. Что такое светофор? Зачем нужна «зебра»? Как нужно действовать при пожаре?

13. Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда бегаю, играю, ем, сплю?

14. Заботишься ли ты о своём желудке? Почему иногда болит живот? Какая пища полезна растущему организму?

15. Что ты знаешь о мозге? Для чего он нужен человеку? Как тренировать память? Что влияет на хорошее настроение? Как управлять своим поведением.































Социально-коммуникативные эффекты диагностируются методом наблюдения за поведением детей в групповых действиях с мячом:

- умение соблюдать правила игры управлять своим поведением;

- умение играть в команде, отношение к сопернику, честность;

- проявление волевых качеств, умение переживать и успех и неудачу.

Соревнования и товарищеские встречи проводятся, как внутри группы, так и между группами детей педагогов работающих по программе.

Ожидаемые результаты, дети осваивают:

Основные виды действий с мячом (предметные компетентности):

· Прокатывание индивидуально и в парах, группах;

· Отбивание от пола, стены, с различными вариациями;

· Подбрасывания и броски: (подбрасывание и ловля с хлопками, поворотами, броски друг другу, о стену, в цель) индивидуально и в парах, группах;

· Ведение (ведение мяча с продвижением шагом, ведение попеременно правой и левой рукой, ведение вокруг себя, ведение с изменением направления движения);

· Различные комбинации в группах и парах с перебрасыванием, отбивами и ведением.

Социально-коммуникативные компетентности:

· Умеют ориентироваться в быстроменяющейся игровой обстановке, действуют быстро и находчиво;

· Осваивают правила и играют в подвижные игры с мячом;

· По упрощённым правилам играют в спортивные игры с мячом;

· Могут организовать самостоятельно подвижные игры с мячом по упрощённым правилам.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!