СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Основы классического танца" 7(8) лет

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Основы классического танца" 7(8) лет»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Кирсановская детская школа искусств»



Принято Педагогическим советом

Протокол № от 31.08.2020 г.

Утверждено

Приказом директора МБОУ ДО

«Кирсановская детская школа искусств»

________________ Ф. А. Чернышов

от «31» августа 2020 г. №





ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЯ»


Срок реализации программы 7(8) лет

Базовый уровень

Возраст обучающихся от 6,6 до 9 лет






Составители:

преподаватель хореографии,

зав. хореографическим отделением

Помогова Наталия Николаевна,

преподаватель хореографии

Цыплакова Марина Викторовна








Кирсанов 2020 год

Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Список рекомендуемой методической литературы





  1. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Основы классического танца» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца. Содержание учебного предмета «Основы классического танца» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров».

Учебный предмет «Основы классического танца» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения.

В ней поэтапно, с возрастающей степенью трудности, изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.


2. Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Основы классического танца» входит в обязательную часть дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Хореография». Срок реализации данной программы составляет 6 (7) лет при 7 (8) -летней образовательной программе «Хореография». Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий, от 8 лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Основы классического танца».

Таблица 1

Срок обучения 6 (7) лет





Классы/количество часов

2-7 классы

8 класс

Количество часов

(общее на 6 лет)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

(в часах)

396

33

Количество часов на аудиторную нагрузку

396

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

429

Количество часов внеаудиторную (самостоятельную) нагрузку

792

66

858

Классы

2

3

4

5

6

7

8

Недельная аудиторная нагрузка

2

2

2

2

2

2

1




4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Основы классического танца» проводятся в форме групповых занятий (от 8-12 человек) 2 раза в неделю или мелкогрупповых занятий, численностью группы от 4 до 12 человек, продолжительность урока – 45 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие танцевально-исполнительских способностей обучающихся, на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения.

Задачи:

обучающие:

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций классического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

- приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания;

развивающие:

- развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее;

- укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;

- развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти;

- развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;

- развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения

выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения;

воспитательные:

- воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства;

- умение планировать свою домашнюю работу;

- умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

- умение давать объективную оценку своему труду;

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении учебного предмета «Основы классического танца» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м. (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;

  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой);

  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

  • раздевалки для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета «Основы классического танца»

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы классического танца», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Таблица 2

Срок реализации образовательной программы 7 (8) лет


Распределение по годам обучения


Классы

1

2

3

4

5

6

7

8


Продолжительность

учебных занятий в году (в неделях)



-

33


33


33


33


33


33


33



Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

2

2

2

2

2

2

1


Общее максимальное количество часов по годам

(аудиторные занятия)

-

66

66

66

66

66

66

33


Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

-

396


33


429


Количество часов на

внеаудиторные (самостоятельные) занятия (в неделю)

-

4

4

4

4

4

4

2


Общее максимальное количество часов по годам на внеаудиторные

(самостоятельные занятия)

-

132

132

132

132

132

132

66


Общее максимальное количество часов на весь период обучения внеаудиторные (самостоятельные занятия)

-

792

66


858



Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 8-15 лет.

Содержание программы изложено поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;

б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

Годовые требования. Срок обучения 6 (7) лет

Первый год обучения (2-й класс)

Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности.

Экзерсис у станка

1. Позиции ног: I, II, V.

2. Demi-plie пo I, II, V позициям.

3. Grand-plie пo I, II, V позиции.

4. Battements tendus из I позиции:

- battements tendus pour le pled в сторону;

- battements tendus из V позиции.

5. Passe par terre:

- с demi-plie по I позиции;

- с окончанием в demi-plie.

6. Battements tendus jetes из I позиции во всех направлениях:

- battements tendus jetes с pique;

- battements tendus jetes из V позиции.

7. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.

8. Положение ноги sur le cou de pied:

- «условное» спереди, сзади;

- «обхватнoe».

9. Battements fondus носком в пол во всех направлениях, лицом к станку.

10.Battements frappes носком в пол во всех направлениях, лицом к станку.

11. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.

12. Battements releves lents на 90° во всех направлениях лицом к станку.

13. Grands battements jete из I позиции во всех лицом к станку.

14. Releves пo I, II, V позициям:

- с вытянутых ног;

- с demi-plie.

15. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:

- в сторону, вперед, назад.

Экзерсис на середине зала

1. I форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).

2. Demi-plie пo I, II, V позициям;

- grand-plie по I, II позициям.

3. Battements tendus из I позиции во всех направлениях;

- с demi-plie.

4. Battements tendus jetes во всех направлениях из I позиции:

- с рique.

5. Releves пo I, II,V позициям:

- с вытянутых ног;

-с demi-plie.

6. Понятие epauiement (croisee, efface, ecarte) позы.

7. Раs balance.

Allegro

1. Temps leves saute пo I, II позициям.

2. Petit changement de pied.

3. Раs echappe в первой раскладке.

4. Шаг польки.

В I-ом и II-ом полугодиях проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Требования к контрольному уроку:

Проходит в форме открытого урока, в который преподаватель включает пройденный за учебный год материал, составляя его в элементарные комбинации. Учащиеся должны выполнить этот урок грамотно и музыкально.

Второй год обучения (3-й класс)

Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях. Освоение поворотов головы и более сложных движений. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений.

Экзерсис у станка

1. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I, II, III позиции рук).

2. Demi-plie пo I, II, V позициям.

3. Grand-plie пo I, II, V позиции.

4. Battements tendus из V позиции:

- battements tendus pour le pled в сторону.

5. Battements tendus jetes из V позиции во всех направлениях:

- battements tendus jetes с pique.

6. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.

7. Battements fondus боком к станку, носком в пол во всех направлениях.

8.Battements frappes боком к станку, носком в пол во всех направлениях.

10. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.

11. Battements releves lents на 90° во всех направлениях боком к станку.

12. Понятие retires.

13. Grands battements jete из V позиции во всех направлениях боком к станку.

Экзерсис на середине зала

1. Demi-plie пo I, II, V позициям;

- grand-plie по I, II, V позициям.

2. Battements tendus из V позиции во всех направлениях;

- с demi-plie.

3. Battements tendus jetes во всех направлениях из V позиции:

- с рique.

4. Demi-rond de jambe par terre;

- rond de jambe par terre (полный круг) .

5. Battements releves lents во всех направлениях на 90°.

6. Grands battements jete из V позиции в первоначальной раскладке.

7. Releves пo I, II,V позициям:

- с вытянутых ног;

-с demi-plie.

8. Понятие epauiement (croisee, efface, ecarte) позы.

9. Раs balance.

Allegro

1. Temps leves saute пo I, II, V позициям.

2. Petit changement de pied.

3. Раs echappe.

4. Pas assemble в сторону:

- у станка и на середине.

В I и II полугодиях проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Требования к контрольному уроку:

Во втором и последующих классах урок проходит в форме открытого урока, которой преподаватель включает весь пройденный за год материал в танцевальные комбинации. Учащиеся должны исполнить этот урок грамотно, музыкально и выразительно.

Третий год обучения (4-й класс)

Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Изучение поз: croisee, efface, ecartee вперёд, назад.

Экзерсис у станка

1. Постановка корпуса по IV позиции.

2. Battements tendus:

- double battements tendus;

- в позах (croisee, efface, ecarte).

3. Battements tendus jetes:

- balancoire;

- в позах (croisee, efface, ecarte).

4. Rond de jambe par terre на demi-plie.

5. Battements fondus с plie releves во всех направлениях.

6. Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях

носком в пол на всей стопе.

7. Battements double frappes в cторону, носком в пол на всей стопе.

8. Pas coupe:

- на полупальпах.

9. Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.

10. Battements releves lents на 90° в позах.

11. Battements developpe во всех направлениях:

- лицом к станку;

- боком к станку.

12. Grands battements jetes в больших позах (croisee, efface, ecarte).

13. III форма port de bras как заключение комбинаций.

Экзерсис на середине зала

1. Battements tendus во всех направлениях в малых позах, в сочетании с pour le pied и demi-plie.

2. Battements tendus jetes во всех направлениях в малых позах в сочетании с pique.

3. Battements fondus во всех направлениях носком в пол.

4. Battements frappes во всех направлениях носком в пол.

5. Battements releves lents на 90° во всех направлениях в сочетаниях с раssе.

6. Battements developpes в сторону.

7. Grands battements jetes во всех направлениях.

8. II форма port de bras.

Allegro

1. Раs echappe.

2. Pas assemble в сторону:

- у станка и на середине.

3. Sissonne simple en face:

- у станка и на середине.

4. Grands changement de pied.

В I и II полугодиях проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Требования к контрольному уроку:

Проходит в форме открытого урока, в который преподаватель включает весь пройденный за год материал в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок.

Четвёртый год обучения (5-й класс)

В целом требования совпадают с 4-м классом, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоенных элементов хореографической грамоты, переходом к элементам будущей танцевальности.

В 5-м классе больше внимания уделяется развитию силы стопы за счет увеличения упражнений на полупальцах, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения. Необходимо начать работу над техническим исполнением упражнений в ускоренном темпе и развитию танцевальности. Продолжить работу над скоординированным исполнением изучаемых движений.

Экзерсис у станка

1. Demi-plie пo IV позиции;

- grand-plie пo IV позиции.

2. Demi rond de jambe на 45° en dehors, en dedans:

- на demi-plie.

3. Battements fondus с plie-releves с выходом на полупальцы.

4. Battements double frappes с окончанием в demi-plie.

5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении suг lе соu de

pied.

6. Battements developpes с окончанием в demi-plie.

7. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на

работающую ногу).

8. Preparation к pirouette sur le cou de pied из V позиции.

9. Grands battements jetes с pointee.

Экзерсис на середине зала

1. Понятие arabesques.

- изучение I, II, III, IV arabesques.

2. Battement tendus в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque.

3. Battements tendus jetes в позах в сочетании с balancoire, pique и с фиксацией

arabesque.

4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plie.

5. Battements fondus в сочетании с soutenu и demi-plie во всех направлениях на 45°.

6. Battements frappe во всех направлениях на 45° в позах.

7. Battement releves lents и battement developpes как основополагающие

элементы adagio.

8. Temps lie par terre en dehors et en dedans,

- temps lie par terre с перегибом корпуса.

9. Grands battements jetes с pointee в позах.

Allegro

1. Temps leves saute по I, II, V позициям

с продвижением вперед, в сторону, назад.

2. Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.

3. Pas echappe en tournant на 1/4 поворота.

4. Pas assemble вперед, назад.

Требования к контрольному уроку:

Проходит в форме открытого урока, в который преподаватель включает весь пройденный за год материал в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок.

В I полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу. Во II полугодии – переводной зачет.

Пятый год обучения (6-й класс)

Предъявляемые требования, при выполнении и изучении новых движений к обучающимся 6 класса остаются в основном прежними, как и в предыдущих классах, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения; закреплением освоения элементов хореографической грамоты; воспитанием более свободного владения корпусом, движением головы и особенно рук; укреплением устойчивости (опломба) в различных поворотах, в упражнениях на пальцах и полупальцах; переходом к элементам будущей танцевальности, освоением более сложных танцевальных элементов.

Продолжается работа над развитием пластичности и выразительности рук, корпуса, выразительностью поз, совершенствованием исполнительской техники (введение различных полуповоротов и полных поворотов); подготовкой к вращению. Вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине; усложнение учебных комбинаций, развитие артистичности, манерности, изучение заносок; ускоряется общий темп урока.

Экзерсис у станка

1. Demi-plie и grand-plie с рукой en dehors, en dedans.

2. Battements tendus pour batterrie (как подготовка к заноскам).

3. Battements tendus jetes в сочетании с pour le pied, pique, balansoire на четверть из-за такта.

4. Flic-flac.

5. Раs tombee с продвижением и фиксацией ноги носком в пол;

- фиксация ноги на 45°.

6. Rond de jambe en lair en dehors, en dedans в первоначальной раскладке;

- и в конечной раскладке.

7. Battements soutenu на 45° во всех направлениях.

8. Battements frappes с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы.

9. Battements developpes в сочетании с plie-releves.

10. Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди.

11. Grands battemnets jetes с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол.

12. Pas de bourree simple en tournant.

13. Preparation и pirouett en dehors, en dedans из V позиции.

Экзерсис на середине зала

1. Battements fondus с plie-releves на всей стопе с фиксацией ноги на 45°.

- с demi-rond на 45° en dehors, en dedans.

2. Battements double frappes с окончанием в demi-plie и фиксацией ноги носком в пол.

3. Battements developpes в больших позах в сочетании с arabesques.

4. Preparation к pirouette с IV позиции.

Allegro

1. Pas jete en face.

2. Pas glissade в сторону.

3. Pas chasse вперед.

4. Pas assemble с продвижением в сочетании с pas glissade.

Требования к контрольному уроку:

Проходит в форме открытого урока, в который преподаватель включает весь пройденный за год материал в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок.

Шестой год обучения (7-й класс)

Главная задача в 7 классе – это подготовка обучающихся к представлению выпускной программы в максимально готовом виде.

На протяжении всего учебного года закрепляется весь программный материал, изученный за все годы обучения: продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, а также их активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров; продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью, точностью исполнения с использованием более сложных сочетаний пройденных движений.

Увеличиваются нагрузки в упражнениях у станка, на середине зала и в allegro; осваиваются более сложные танцевальные элементы; усвоение туров с различных приемов.

Освоение техники пируэтов и заносок, создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро на готовый музыкальный материал, развитие виртуозности и артистичности, увеличение нагрузки в adagio и усложнение его строения, освоение более сложных танцевальных элементов, дальнейшее развитие силы и выносливости, совершенствование исполнительской техники, совершенствование координации, развитие артистичности, манерности, чувство позы, изучение pirouеttes с различных приемов, а также подготовка к вращениям по диагонали, знакомство с большими прыжками, изучение прыжков с различных приемов и развитие баллона в больших прыжках.

В 7 классе рекомендуется помимо регулярных занятий экзерсисом разучивать отдельные вариации, построенные на основе классического танца и входящие в учебную практику.

Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена

Экзерсис у станка

1. Demi-plie et grand-plie I,II,IV,V позициям в сочетании с различными положениями рук , port de bras (движения рук, перегибы корпуса) и degagee по II и IV позициям.

2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face и на позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

- battements tendus pour le pied в сторону;

- double battements tendus;

- pour batterrie (как подготовка к заноскам).

3. Battements tendus jetes по V и I позиции во всех направлениях en face и на

позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

- battements tendus jetes с pique;

- balancoire.

4. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans et rond de jambe

par terre en dehors, en dedans в комбинации с:

- passe par terre с demi-plie по I позиции, с окончанием в demi-plie;

- rond de jambe par terre на demi plie;

- demi-rond de jambe на 45° en dehors, en dedans на целой стопе и на demi-plié;

- port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях в сторону,

вперед, назад;

- III форма port de bras с вытянутой ногой назад.

5. Battements fondus во всех направлениях носком в пол, на 45°, en face

и на позы в комбинации с:

- с plie-releves во всех направлениях на всей стопе и с выходом на

полупальцы;

- battements soutenu во всех направлениях носком в пол, на 45°;

- pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте и с

продвижением;

- с продвижением и фиксацией ноги носком в пол, фиксацией ноги на

45°;

- на полупальцах во всех направлениях.

6. Rond de jambe en lair en dehors, en dedans.

7. Battements frappes et battements double frappe во всех направлениях в

комбинации с:

- battements double frappes с окончанием в demi plie;

- с окончанием в demi-plie носком в пол и поворотом в малые позы.

9.Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди.

8. Adajio в сочетании с:

- battements releves lents на 90°, во всех направлениях;

- battements developpes во всех направлениях;

- battements developpes в сочетании с plie releves.

10. Grands battements jetes из I, V позиций во всех направлениях en face и

на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

- pointee;

- с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол.

11. Flic-flac.

12. Pas de bourree simple en tournant.

13. Preparation к pirouette sur le cou de pied en dehors, en dedans из V позиции.

14. Releves пo I, II, V позициям:

- с вытянутых ног,

- с demi-plie.

Экзерсис на середине зала

1. Demi-plie et grand-plie I,II,IV,V позициям в сочетании с различными положениями рук.

2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face, в малых и больших позах в комбинации с:

- pour le pied и demi-plie в сторону;

- double battements tendus;

- в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesques.

3. Battements tendus jetes по V и I позиции во всех направлениях en face, в малых и больших позах в комбинации с:

- battements tendus jetes с pique;

- в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesques.

4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans в комбинации:

- на demi-plie.

5. Battements fondus во всех направлениях носком в пол, на 45°, en face, в малых и больших позах в комбинации с:

- soutenu и demi-plie во всех направлениях на 45°;

- fondu с plie-releve на всей стопе с фиксацией ноги на 45°;

- с demi rond на 45° en dehors, en dedans на целой стопе и на полупальцах.

6. Battements frappes et battements double frappes во всех направлениях en

face, в малых и больших позах в комбинации с:

- носком в пол и на 45°;

- с окончанием в demi-plie и фиксацией ноги носком в пол.

7. Adajio в сочетании с:

- battements releves lents на 90° во всех направлениях;

- battements developpes во всех направлениях в больших позах в сочетании с

arabesgues.

8. Grands battements jetes из I, V позиций во всех направлениях en face, в

больших позах в комбинации с:

- pointee.

9. I, II, III, формы port de bras.

10. Releves пo I, II, V позициям:

- с вытянутых ног,

- с demi-plie.

11. Позы epaulement (croisee, efface, ecarte).

12. Arabesque: I, II, III, IV.

13. Temps lie par terre en dehors et en dedans,

- temps lie par terre с перегибом корпуса.

14. Preparation к pirouette с IV, V позиции.

Allegro

1.Temps leve saute no I, II, IV, V позициям на месте и с продвижением.

2. Petit changement de pied et grand changement de pied:

- en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.

3. Раs echappe:

- en tournant на 1/4поворота.

4. Pas assemble - в сторону, вперед и назад;

- с продвижением в сочетании с pas glissade.

5. Sissonne simple en face.

6. Pas jetes en face.

7. Pas glissade в сторону.

8. Pas chasse вперед.

В I полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу. Во II полугодии – выпускной экзамен.

Требования к экзамену:

Экзамен проходит в форме урока, в который преподаватель включает весь пройденный материал в танцевальные комбинации. Во время экзамена учащиеся должны продемонстрировать полученные за весь курс обучения знания, умения и навыки.

Седьмой год обучения (8-й класс)

В данном классе продолжается работа над умением исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал; над развитием и совершенствованием у обучающихся техники исполнения и артистичности; над приобретением законченной танцевальной формы; выразительностью, координацией движений, выработкой силы, выносливости и способности их гармоничному развитию; над освоением более сложных танцевальных элементов.

Экзерсис у станка

1. Demi-plie и grand-plie в сочетании с port de bras (движения рук, перегибы

корпуса) и degagee по II и IV позициям.

2. Flic-flac на 1/2 поворота en dehors et en dedans.

3. Battements fondus на полупальцах во всех направлениях.

4. Double battements fondus.

5. Temps releves (preparation к rond de jambe en lair) en dehors et en dedans.

6. Положение attitude вперед и назад, как составная часть adagio.

7. Grand-rond на 90° en dehors et en dedans.

8. Battements frappes и battements double frappes с выходом на полупальцы.

9. Petit battement sur le cou de pied на полупальцах.

10. Grands battements jetes developpes (мягкий battements).

11. Pаs de bourre ballotte.

Экзерсис на середине зала

1. Battements tendus en tournent на 1/4 поворота.

2. Battements tendus jetes в сочетании с flic-flac.

3. Rond de jambe par terre en tournent на 1/4 поворота en dehors et en dedans.

4. Battements fondus на 45° в сочетании с demi-rond en dehors et en dedans на

полупальцах.

5. Battements double frappes с окончанием в demi-plie и с подворотом в малые позы на полупальцах.

6. Battements developpes в сочетании с attitudes, arabesques, с окончанием в

demi-plie и больших позах.

7. IV форма port de bras.

8. Pirouette из V позиции с окончанием в IV позицию.

9. Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en tournent по

диагонали.

10. Preparation к tour en dedans.

Allegro

1. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.

2. Sissone tombe.

3. Sissone ferme в сторону.

4. Pas de chat.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Основы классического танца» является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, таких, как:

- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций классического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- навыки музыкально-пластического интонирования;

- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыки публичных выступлений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Основы классического танца» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Таблица 3

График промежуточной и итоговой аттестации

Вид аттестации

График промежуточной/итоговой аттестации

Классы

2

3

4

5

6

7

8

Вид промежуточной/ итоговой аттестации

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Выпускной экзамен

Контрольный урок


Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.

Контрольные уроки могут проходить в виде просмотра концертных номеров или их фрагментов в учебной аудитории (балетном зале), на сцене концертного зала учебного заведения, а также исполнения концертных программ. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Основы классического танца».

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещения балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока.

В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

VI. Список методической литературы

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010

  2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009

  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996

  4. Блок Л.Д. «Классический танец». М.: «Искусство», 1987

  5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007

  6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993

  7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 1992

  8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». М., Искусство, 1989

  9. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011

  10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011

  11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981

  12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца». Л.: Искусство, 1986

  13. Красовская В.М. История русского балета.  Л., 1978

  14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова.  Л.: "Искусство", 1989

  15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести.  М.: "Аграф", 1999

  16. Мессерер А. «Уроки классического танца». М.: «Искусство»,1967

  17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010

  18. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981

  19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987

  20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009

  21. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!