СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Велосипедный туризм»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из самых популярных направлений внешкольной работы сейчас является туристско-краеведческий. Среди туристско-краеведческих кружков видное место занимает кружок «Велосипедный туризм».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Велосипедный туризм»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ»


Срок реализации: 3 года

Уровни программы: основной

Возраст обучающихся: от 10 лет



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одним из самых популярных направлений внешкольной работы сейчас является туристско-краеведческий. Среди туристско-краеведческих кружков видное место занимает кружок «Велосипедный туризм».

Это направление деятельности способствует формированию здорового образа жизни, физической закалке воспитанников, укреплению их здоровья, самоутверждению, воспитанию лидерских качеств. В то же время во время походов и соревнований воспитанники узнают историю родного края, истоки национальной культуры, свою родословную, знакомятся с памятниками природы. Возможность решения этих насущных для современного образования вопросов в процессе деятельности кружков определяет актуальность создания данной программы.

Программа предназначены для работы с кружками велосипедного туризма заведений дополнительного и общего среднего образования ЛНР.

Учебная программа реализуется в туристско-спортивных кружках туристско-краеведческого направления и направлена на детей в возрасте от 10 лет. Как правило, в кружки должны приниматься, воспитанники, предварительно прошедшие обучение по программе «Юные туристы-краеведы» начального уровня.

Целью программы является воспитание всесторонне развитой личности средствами велосипедного туризма.

Задачами программы являются:

- воспитывать у кружковцев чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к историческим, культурным и природным памятникам родной земли;

- обучать воспитанников преодолевать естественные и искусственные препятствия, ориентироваться на местности, организовывать бивуак и быт в полевых условиях, оказывать первую помощь, обслуживать и ремонтировать велосипед в условиях спортивно-туристского похода;

- формировать у воспитанников высокие моральные качества, самодисциплину, умение определять цель и достигать ее, работать в коллективе (команде), анализировать собственные действия и действия товарищей.

- способствовать повышению уровня туристско-спортивного мастерства воспитанников, подготовить их к участию в спортивных туристских походах и соревнованиях по соответствующему виду спортивного туризма соответствующего уровня сложности.

Программа предусматривает обучение в группах основного уровня в течение 3-х лет. На проработку учебного материала отводится 216 часов в год.

Программа построена на основе блочного принципа. Программа кружка формируется путем включения в нее разделов: введение, общетуристская подготовка, специальная туристская подготовка, физическая подготовка, географическое краеведение, подготовка и участие в туристско-краеведческих мероприятиях, итоги.

Велосипедный туризм, как любой вид спорта, требует постоянных тренировок для поддержания необходимого уровня общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка должна развивать выносливость, силу, координацию движений, остроту реакции. Специальная физическая подготовка развивает те же качества, но дополнительно, направлена на формирование и развитие качеств, присущих конкретно для данного вида туризма.

Во время первого года обучения основное внимание на теоретических и практических занятиях следует уделять овладению общетуристическим навыками, методам ориентирования, бивуачным работами и тому подобное, одновременно открывая освоение основ велосипедного туризма. На втором году обучения увеличивается количество занятий, посвященных овладению специфическими приемами, характерными для велосипедного туризма. Практическая часть стоит проводить на разнообразных формах рельефа, учитывая специфику вида туризма.

Программа предусматривает проведение занятий в различных формах-лекция, учебно-тренировочное занятие и тому подобное. Целесообразным является использование активных и интерактивных методов обучения, технических средств, информационно-коммуникационных технологий обучения, наглядности и тому подобное.

Обязательной составляющей учебного процесса является участие воспитанников в одно - трехдневных туристских походах, а также участие в многодневном зачетном спортивном походе. Программа предусматривает участие воспитанников в соревнованиях, слетах, других массовых мероприятиях (в качестве как участников, так и судей, организаторов). Возможно проведение экскурсий и/или экспедиций с активными способами передвижения.

При проведении одно-трехдневных походов и участия в массовых мероприятиях рекомендуется для однодневного похода или массового мероприятия использовать 8 часов учебного времени, двухдневного – 16 часов, трехдневного – 24 часа.

Обязательным элементом учебного процесса кружка является проведение зачетного многодневного туристского похода соответствующего уровня сложности, который проводится в период каникул вне сетки часов.

При определении района, уровня сложности и других характеристик зачетного похода необходимо учитывать специфику вида туризма. Проведение велосипедных походов с использованием дорог общего пользования возможно только с воспитанниками, достигшими 14 лет.

Особого внимания руководителя требует контроль за соблюдением правил техники безопасности, сохранения жизни и здоровья воспитанников. Для этого необходимо обеспечить безусловное соблюдение правил техники безопасности, контроль за качеством и надлежащим состоянием специального, в частности страховочного снаряжения. Руководителям кружков велосипедного туризма необходимо строго соблюдать требования действующих Правил дорожного движения, в частности относительно возраста велосипедистов, которые участвуют в дорожном движении. В кружках велосипедного туризма с воспитанниками, которые не достигли 14-ти летнего возраста, практическая часть и соревнования нужно проводить исключительно на специально оборудованных площадках, дорогах с перекрытым на время соревнований автомобильным движением и в других местах, на которые не распространяется действие Правил дорожного движения.

Определение уровня достижения прогнозируемых результатов осуществляется путем участия воспитанников в походах и на соревнованиях соответствующего уровня сложности, а также на основании выполнения ими и присвоение в установленном порядке спортивных разрядов по спортивному туризму.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Воспитанники должны знать:

 общие сведения об истории развития спортивного туризма, в частности велосипедного туризма;

 современное состояние развития спортивного туризма в мире;

 основные требования техники безопасности при проведении учебных занятий и туристско-краеведческих путешествий;

 основные положения правил проведения спортивных туристских походов (требования к участникам похода, права и обязанности участников путешествий);

 правила и последовательность работы с компасом и картой, особенности ориентирования на местности;

 требования к туристскому бивуаку, способы организации ночлега в полевых условиях, организации туристского быта и питания;

 виды туристского снаряжения;

 группы туристских узлов по назначению

 общие требования по организации безопасности в туристских походах, понятие страховки и самостраховки;

 основные положения правил соревнований по спортивному туризму;

 основные правила личной гигиены, первичные признаки заболеваний, которые часто случаются во время путешествий, способы оказания первой доврачебной помощи;

 основные методы простых краеведческих наблюдений и исследований и природоохранной деятельности в походе.


Воспитанники должны уметь:

 пользоваться компасом, топографической и спортивной картой для ориентирования на местности;

 составлять перечень необходимого общетуристского личного и группового снаряжения; подбирать, ухаживать и правильно хранить его;

 укладывать рюкзак, устанавливать палатку, разжигать костер, организовывать ночевку в полевых условиях;

 вязать простейшие туристские узлы (прямой, «восьмерка», схватывающий, встречный, булинь, ткацкий, проводник);

 преодолевать простые естественные препятствия в походе и / или на дистанции соревнований, применять приемы страховки и самостраховки;

 двигаться походным строем, выдерживать темп, дистанцию;

 готовить простые блюда на костре;

 оказывать первую помощь, транспортировать пострадавшего;

 взаимодействовать с другими членами команды, группы, оказывать помощь товарищам.

Воспитанники должны приобрести опыт:

 ориентирование на местности с помощью карты и компаса, по местным приметам, прохождение несложных маршрутов по письменному описанию (легенде);

 организации бивуака и приготовления пищи в полевых условиях;

 действий в составе группы (команды) на дистанции соревнований, в походе;

 участия в однодневных и многодневных походах І-ІІ категории сложности, участия в соревнованиях по велосипедному туризму.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения, 216 часов)


п\п

Название разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика


Введение

2

2

0

1

РАЗДЕЛ 1.

Общетуристская подготовка

54

14

40

1.1

Актуализация знаний предыдущего года обучения

1

1

0

1.2

История развития и современное состояние туризма

1

1

0

1.3

Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью. Единая спортивная классификация

2

2

0

1.4

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности

16

2

14

1.5

Общетуристское снаряжение

8

2

6

1.6

Организация бивуака. Питание в походе

10

2

8

1.7

Передвижение в походе. Общие требования по безопасности в туристских походах. Страховка

4

2

2

1.8

Правила санитарии и гигиены. Первая помощь пострадавшему

12

2

10

2

РАЗДЕЛ 2.

Специальная туристская подготовка

48

15

33

2.1

Техника велосипедного туризма

16

2

14

2.2

Тактика велосипедного туризма

4

2

2

2.3

Снаряжение для велосипедного туризма

6

2

4

2.4

Обеспечение безопасности в велосипедном

туризме. Правила дорожного движения

6

4

2

2.5

Туристские возможности родного края для

велосипедного туризма

2

2

0

2.6

Особенности ориентирования в велопоходе

2

1

1

2.7

Правила соревнований по велосипедному туризму

12

2

10

3

РАЗДЕЛ 3. Физическая подготовка

48

8

40

4

РАЗДЕЛ 4. Географическое краеведение

6

4

2

4.1

География – наука о Земле

2

2

0

4.2

Методы географических исследований

2

0

2

4.3

География родного края

2

2

0

5

РАЗДЕЛ 5. Подготовка и участие в туристско-краеведческих мероприятиях

56

0

56


Подведение итогов

2

2

0


Многодневный туристско-краеведческий поход

Вне сетки часов


ВСЕГО

216

45

171



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Теоретические занятия: Основная цель и задачи работы кружка с учетом приобретенного участниками туристского опыта, выбранного профиля краеведческих исследований и наблюдений. Планирование работы на учебный год, время и место, районы проведения собраний, походов.

Техника безопасности во время проведения тренировок, соревнований на местности, в помещениях, спортивных залах, спортивных площадках. Безопасные условия организации экскурсий, походов. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и междугородном транспорте. Особенности обеспечения безопасности в зимний период. Правила поведения на водных объектах. Инструктаж участников кружка по вопросам безопасности.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (54 ч.)


1.1. Актуализация знаний предыдущего года обучения (1 ч.)

Теоретические занятия: Актуализация ранее полученных опорных знаний. Анализ летнего похода или экспедиции (в случае его проведения).


1.2. История развития и современное состояние туризма (1 ч.)

Теоретические занятия: История возникновения и развития туризма. История спортивного туризма в мире. Достижения выдающихся отечественных и зарубежных спортсменов-туристов, альпинистов, путешественников. Спортивный туризм на современном этапе развития.


1.3. Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью. Единая спортивная классификация (2 ч.)

Теоретические занятия: Ознакомление с Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью. Спортивные разряды и звания. Положение о единой спортивной классификации. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Единая спортивная классификация. Нормативы для присвоения спортивных разрядов и званий по спортивному туризму.



1.4. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности (16 ч.)

Теоретические занятия: Понятие карты и плана. Карты, используемые в походах. Особенности ориентирования во время движения на маршруте похода. Масштаб. Определение расстояний на карте и местности. Определение сторон света с помощью компаса, небесных светил. Условные знаки топографической и спортивной карты. Изображение рельефа горизонталями. Сечение рельефа. Типичные формы рельефа и их изображения на карте. Выбор пути движения по линейным ориентирам и линейным формам рельефа. Виды соревнований по спортивному ориентированию.

Практические занятия: Определение расстояний на карте разных масштабов. Упражнения на ориентирование карты с помощью компаса. Топографические диктанты. Характеристика местности по карте. Прохождение учебных дистанций в заданном направлении, ориентирование по выбору. Движение по азимуту.


1.5. Общетуристское снаряжение (8 ч.)

Теоретические занятия: Роль туристского снаряжения для успешного проведения походов. Виды туристского снаряжения (общетуристское и специальное, индивидуальное и групповое тому подобное). Индивидуальное туристское снаряжение. Рюкзаки. Теплоизоляционные коврики (карематы). Спальные мешки. Одежда и обувь для туристского похода. Другое индивидуальное снаряжение. Веревки (основные и вспомогательные), особенности их использования. Карабины. Страховочные системы. Туристские узлы.

Практические занятия: Укладка рюкзака. Подбор снаряжения. Надевание страховочной системы. Вязание простейших узлов (прямой, «восьмерка", схватывающий, встречный, булинь, ткацкий, проводник).


1.6. Организация бивуака. Питание в походе (10 ч.)

Теоретические занятия: Понятие бивуака. Требования к месту бивуака (безопасность, наличие источников питьевой воды, топлива, возможность расположения палаток). Действия группы и отдельных участников при устройстве бивуака. Виды очагов. Требования противопожарной безопасности при устройстве очага. Общие сведения об организации питания в туристском походе. Костровые принадлежности, туристская посуда. Особенности подбора продуктов для пешеходного туристского похода.

Практические занятия: (занятие проводится в условиях похода выходного дня). Установка и сборка палатки. Устройство бивуака. Организация очага. Разжигание очага. Приготовление пищи.


1.7. Передвижение в походе. Общие требования по безопасности в туристских походах. Страховка (4 ч.)

Теоретические занятия: Движение группы в походе. Зависимость скорости движения от рельефа, характера местности, наличия помех. Выбор скорости движения. Обеспечение безопасности во время движения в походе. Факторы опасности в туристском походе (природные, антропогенные). Обеспечение безопасности при преодолении простых препятствий (овраги, канавы, участки густого леса или кустарника, крутые склоны). Организация страховки при преодолении препятствий. Требования по непрерывности страховки. Виды страховок. Самостраховка в разных условиях.

Практические занятия: Преодоление простых препятствий. Обеспечение страховки. Организация самостраховки.


1.8. Правила санитарии и гигиены. Первая помощь пострадавшему (12 ч.)

Теоретические занятия: Гигиена туриста и ее значение для сохранения здоровья и успешного проведения похода. Первая помощь пострадавшему. Помощь при травмах и заболеваниях. Виды ран и травм. Помощь при различных видах кровотечения. Переломы и первая помощь.

Практические занятия: Оказание первой помощи при различных условных травмах. Накладывание разных видов шин. Сердечно-лёгочная реанимация.


РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА (40 ч.)


2.1. Техника велосипедного туризма (16 ч.)

Теоретические занятия: Основы техники движения на велосипеде: положение корпуса и рук, работа ног, посадка, педалирование, повороты, развороты и торможения. Велосипедный груз и способы его крепления и перевозки. Особенности посадки и движения на загруженном велосипеде. Походный строй. Опасности и неожиданности при движении по дорогам с асфальтовым, бетонным, грунтовым, гравийным и щебеночным покрытием.

Практические занятия: Посадка и сход с загруженного велосипеда, особенности движения на поворотах и во время торможения. Техника преодоления препятствий. Приобретение и совершенствование навыков фигурного вождения велосипеда. Отработка сложных элементов на площадке дистанции «Фигурное вождение велосипеда»: щель; змейкой между стойками; коридор; колея; круг; восьмерка; ворота; перенос предмета; зигзаг; качели; змейкой между фишками; стоп-линия. Учебно-тренировочные выезды.


2.2. Тактика велосипедного туризма (4 ч.)

Теоретические занятия: Понятие о тактике в велосипедном походе. Индивидуальная тактическая подготовка участника путешествия: распределение сил на отрезках дневного перехода и в целом на весь маршрут; отдых на привалах; рациональное движение, особенно на сложных участках маршрута.

Практические занятия: Выбор и разработка маршрутов велосипедного похода выходного дня и походов 1-3-й степени сложности.




2.3. Снаряжение для велосипедного туризма (6 ч.)

Теоретические занятия: Виды велосипедов, используемых для велосипедных туристских походов. Требования к велосипеду, который используется в походе. Обязательное и дополнительное оборудование велосипеда. Особенности личного снаряжения для велосипедного туризма, велосипедного рюкзака, одежды и обуви велотуриста.

Практические занятия: Подбор и подготовка личного и группового снаряжения для велосипедного похода. Техническое обслуживание велосипеда: смазка цепи, регулировка тормозов, устранение прокола камеры. Укладка велорюкзака, распределение груза.


2.4. Обеспечение безопасности в велосипедном походе. Правила дорожного движения (6 ч.)

Теоретические занятия: Опасные ситуации в туристско-краеведческих походах. Понятие "несчастный случай". Объективные и субъективные причины несчастных случаев. Предотвращение возникновения опасных ситуаций во время проведения походов. Общие требования безопасности в походах. Понятие «аварийная ситуация». Общие требования к действиям группы велотуристов в случае возникновения аварийной ситуации. Защитное снаряжение велотуриста. Правила поведения в путешествии: культура взаимоотношений между участниками путешествия, с местным населением; оказание помощи людям, которые попали в беду; охрана природы, памятников истории и культуры. Правила дорожного движения: общие положения; требования к велосипедистам; регулирование дорожного движения (светофоры и их типы, значения сигналов светофоров, сигналы регулировщика). Предупредительные и запрещающие дорожные знаки.

Практические занятия: Решение задач по правилам дорожного движения.


2.5. Туристические возможности родного края для велосипедного туризма (2 ч.)

Теоретические занятия: Природные, искусственные, исторические и культурные краеведческие объекты своего региона, наличие природных препятствий на путях подъезда к ним и при прохождении маршрутов (грунтовые дороги, лесные тропы, крутые или затяжные подъемы и спуски, водные преграды и др.).


2.6. Особенности ориентирования в велопоходе (2 ч.)

Теоретические занятия: Удобный для велопоходов масштаб карт. Основные правила работы с картой на местности. Порядок работы с легендой на маршруте. Работа с GPS-навигатором.




2.7. Правила соревнований по велосипедному туризму (12 ч.)

Теоретические занятия: Положение о соревновании. Условия соревнований. Виды дистанций соревнований по велосипедному туризму. Условия дистанции «Фигурное вождение велосипеда», таблица штрафов.

Практические занятия: Постановка дистанции «Фигурное вождение велосипеда». Тренировочное прохождение дистанции и судейство на дистанции.


РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (48 ч.)


Теоретические занятия: Понятие о физической культуре и спорте как составляющие системы физического воспитания. Режим дня и его значение. Закалка. Положительные и отрицательные факторы физического развития ребенка.

Практические занятия: Общая физическая подготовка. Упражнения на развитие скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Развитие скорости. Челночный бег, бег с ускорением, бег на короткие расстояния с максимальной скоростью, подвижные игры и эстафеты, которые требуют скорости действий. Развитие силы. Упражнения с использованием массы собственного тела (подтягивания, отжимания, приседания, прыжки); упражнения с использованием массы предметов (штанга, гири, гантели, набивные мячи); упражнения с использованием сопротивления (сопротивление партнера, самосопротивление, сопротивление эластичных материалов, сопротивление окружающей среды); упражнения на силовых тренажерах. Развитие выносливости. Развитие гибкости. Динамические упражнения: активные (наклоны, махи); пассивные (с помощью партнера). Статические упражнения (сохранение неподвижного положения тела в условиях максимальной амплитуды). Развитие ловкости. Бег с препятствиями; упражнения на равновесие в движении и в статичном положении, во время бега; прыжки; метание; общеразвивающие упражнения с предметами; гимнастические и акробатические упражнения. Упражнения из непривычных исходных положений. Асимметричные движения. Зеркальное выполнение упражнений. Упражнения с различным мышечным напряжением. Спортивные и подвижные игры.

Специальная физическая подготовка. Упражнения на развитие специальных навыков, необходимых для велосипедного туризма.


РАЗДЕЛ 4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (6 ч.)

4.1. География – наука о Земле (2 ч.)

Теоретические занятия: Что изучает география. Географические исследования. Понятие о географическом краеведении.



4.2. Методы географических исследований (2 ч.)

Практические занятия: Посещение краеведческого музея, ознакомление с памятниками природы родного края.


4.3. География родного края (2 ч.)

Теоретические занятия: Географическая характеристика родного края. Сетка автомобильных и грунтовых дорог. Рельеф родного края. Почвы родного края. Водные ресурсы родного края, естественные и искусственные водоёмы.


РАЗДЕЛ 5. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ (56 ч.)

Подготовка и участие в одно-, двухдневных туристских походах, соревнованиях, слетах, экскурсиях и других массовых мероприятиях туристической направленности.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 ч.)

Подведение итогов. Выводы о работе кружка за учебный год.


Многодневный туристско-краеведческий поход

Подготовка и проведение велосипедного туристического похода как форма комплексного закрепления и реализации знаний, умений и навыков, приобретённых во время занятий на протяжении учебного года. Проводится вне сетки учебных часов и как правило во время летних каникул.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения, 216 часов)


п\п

Название разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика


Введение

2

2

0

1

РАЗДЕЛ 1.

Общетуристская подготовка

46

14

32

1.1

Актуализация знаний предыдущего года обучения

1

1

0

1.2

История развития и современное состояние туризма

1

1

0

1.3

Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью.

2

2

0

1.4

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности

12

4

8

1.5

Общетуристское снаряжение

8

2

6

1.6

Питание в походе

10

2

8

1.7

Первая помощь пострадавшему

12

2

10

2

РАЗДЕЛ 2.

Специальная туристская подготовка

54

17

37

2.1

Техника велосипедного туризма

18

2

16

2.2

Тактика велосипедного туризма

4

2

2

2.3

Снаряжение для велосипедного туризма

6

2

4

2.4

Особенности организации туристского быта

и питание в велосипедном походе

4

2

2

2.5

Обеспечение безопасности в велосипедном

туризме.

6

4

2

2.6

Туристские возможности родного края для

велосипедного туризма

2

2

0

2.7

Особенности ориентирования в велопоходе

2

1

1

2.8

Правила соревнований по велосипедному туризму

12

2

10

3

РАЗДЕЛ 3. Физическая подготовка

44

2

42

4

РАЗДЕЛ 4. Географическое краеведение

6

2

4

4.1

Краеведческие экспедиции

2

2

0

4.2

География родного края

4

0

4

5

РАЗДЕЛ 5. Подготовка и участие в туристско-краеведческих мероприятиях

62

0

62


Подведение итогов

2

2

0


Многодневный туристско-краеведческий поход

Вне сетки часов


ВСЕГО

216

39

177


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Теоретические занятия: Основная цель и задачи работы кружка с учетом приобретенного участниками туристского опыта, выбранного профиля краеведческих исследований и наблюдений. Планирование работы на учебный год, время и место, районы проведения собраний, походов.

Техника безопасности во время проведения тренировок, соревнований на местности, в помещениях, спортивных залах, спортивных площадках. Безопасные условия организации экскурсий, походов. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и междугородном транспорте. Особенности обеспечения безопасности в зимний период. Правила поведения на водных объектах. Инструктаж участников кружка по вопросам безопасности.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (46 ч.)


1.1. Актуализация знаний предыдущего года обучения (1 ч.)

Теоретические занятия: Актуализация ранее полученных опорных знаний. Анализ летнего похода или экспедиции (в случае его проведения).


1.2. История развития и современное состояние туризма (1 ч.)

Теоретические занятия: Особенности и история развития велосипедного туризма. История детско-юношеского туризма. Детско-юношеский туризм на современном этапе.


1.3. Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью. (2 ч.)

Теоретические занятия: Права и обязанности участников спортивных туристских походов. Требования к участникам путешествий и формирование группы в зависимости вида туризма и уровня сложности путешествия. Категории и степени сложности похода.


1.4. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности (12 ч.)

Теоретические занятия: Понятие азимута. Магнитное склонение. Магнитные аномалии. Дирекционный угол. Описание маршрута. Движение «по легенде». Движение по азимуту (на открытой местности, в лесу, в тумане). Виды карт. Подбор карт для похода. Понятие старения карты и ее корректировка. Ориентирование с помощью топографической карты и карты для спортивного ориентирования. Глазомерная съемка местности и описание маршрута.

Практические занятия: Движение по азимуту. Определение азимута на местности и на карте. Масштабная и внемасштабная глазомерная съемка небольших участков местности. Составление описания маршрута. Прохождение учебных дистанций в заданном направлении, ориентирование по выбору. Движение по азимуту.


1.5. Общетуристское снаряжение (8 ч.)

Теоретические занятия: Общие требования к снаряжению (вес, надежность, компактность). Соответствие снаряжения района путешествие, его продолжительности, времени его проведения. Групповое общетуристское снаряжение. Палатки. Тенты. Индивидуальный и групповой ремонтный набор (назначение, состав, использование). Специальное снаряжение и его зависимость от вида туризма, особенностей района проведения и сложности путешествия. Туристские узлы.

Практические занятия: Составление перечня необходимого снаряжения для похода. Установка тента, палатки. Проведение мелкого ремонта снаряжения. Вязание туристских узлов.

1.6. Питание в походе (10 ч.)

Теоретические занятия: Составление меню. Понятие циклов питания. Зависимость между характером маршрута, препятствий, интенсивностью похода (соревнований) и меню. Продукты, используемые в походе. Требования к калорийности и химическому составу питания. Хранение продуктов в походе. Обустройство места бивуака, охрана природной среды. Противопожарная безопасность. Режим питания и водосолевой режим в походе. Калорийность, питательность, вкусовые качества и разнообразие питания. Использование даров природы. Ядовитые и опасные растения (ягоды, грибы и др.).

Практические занятия: (занятие проводится в условиях похода выходного дня). Составление меню, раскладки. Расчет калорийности блюд и рационов. Упаковка продуктов. Приготовление пищи в полевых условиях.


1.7. Первая помощь пострадавшему (12 ч.)

Теоретические занятия: Первая помощь пострадавшему при травмах и заболеваниях, возникших вследствие неблагоприятных метеорологических условий. Помощь при поражении молнией. Помощь при обморожении. Помощь при тепловом и/или солнечном ударе. Первая помощь при укусах животных, насекомых, пресмыкающихся, отравлении растениями, грибами. Помощь при утоплении. Реанимационные действия.

Практические занятия: Оказание первой помощи при различных условных травмах. Сердечно-лёгочная реанимация.


РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА (54 ч.)


2.1. Техника велосипедного туризма (18 ч.)

Теоретические занятия: Естественные препятствия, которые встречаются в велосипедных походах: бездорожье, склоны, заболоченные участки, водные преграды, песчаные участки и тому подобное. Способы и техника преодоления естественных препятствий. Принципы экономии сил, рациональности движения и способа преодоления естественных препятствий.

Практические занятия: Приобретение и совершенствование навыков преодоления простых препятствий. Техника вождения велосипеда в различных условиях: подъем вверх на велосипеде; спуск по склону на велосипеде; преодоление песчаного участка, преодоления колеи. Приобретение и совершенствование навыков выполнения специальных задач дистанций «Триал» и «Велокросс».


2.2. Тактика велосипедного туризма (4 ч.)

Теоретические занятия: Подготовка к походу (выбор и подробное изучение района путешествия, планирование маршрута, составление календарного плана похода, планирование материально-технического обеспечения группы, мер безопасности). Расчет категории сложности велосипедного маршрута по принятой классификации. Построение маршрута путешествия заданной категории сложности. Внесение коррективов в график движения в зависимости от реальных условий (погодных условий; получения травм или заболевания участников, физического и психологического состояния группы). Разведка сложных участков маршрута. Походный порядок движения участников. Запасной вариант маршрута. Аварийные ситуации и причины прекращения похода. Аварийное схождение с маршрута.

Практические занятия: Разработка основного и запасного вариантов маршрута 1-2 КС. Выбор возможных аварийных вариантов схода с маршрута.


2.3. Снаряжение для велосипедного туризма (6 ч.)

Теоретические занятия: Разновидности велорюкзаков, их вместительность, удобство для переноса и крепления на багажнике велосипеда. Обзор и характеристика имеющихся в продаже велорюкзаков, рекомендации по самостоятельному изготовлению велорюкзака. Строение и обслуживание главных узлов велосипеда: втулка переднего и заднего колес, каретка, манетки, рулевая колонка, тормоза. Регулировка поискового и шагового переключателя скоростей. Замена тормозных колодок.

Практические занятия: Регулировка переключателя скоростей. Замена тормозных колодок. Замена пробитой камеры.


2.4. Особенности организации туристского быта и питания в велопоходе (4 ч.)

Теоретические занятия: Уход за снаряжением и одеждой. Обустройство мест просушки одежды и обуви на месте ночевки. Приспособление для просушки вещей на велорюкзаке во время движения на маршруте. Состав ремонтного набора. Значение правильной организации питания в многодневном велопоходе. Режим питания и водосолевой режим в походе. Калорийность, питательность, вкусовые качества и разнообразие питания. Упаковка, транспортировка и хранение продуктов. Приготовление пищи в походных условиях, использование термоса для приготовления горячего блюда во время движения. Обогащение рациона за счет даров природы. Учет расходов продуктов.

Практические занятия: Приготовление пищи в походных условиях


2.5. Обеспечение безопасности в велосипедном туризме (6 ч.)

Теоретические занятия: Анализ характерных аварийных случаев в велотуризме. Главные непредвиденные ситуации, связанные с характером велопоходов: наезд на препятствие, столкновение с транспортом, падение во время езды. Меры безопасности на крутых поворотах, скользкой дороге, на перекрестках и других опасных участках. Сигналы и взаимосвязь руководителя и членов группы во время движения велоколонны. Проезд перекрестков, предупредительные сигналы, движение через железнодорожные переезды.

Практические занятия: Решение задач и тестирование по правилам дорожного движения для велосипедистов.


2.6. Туристские возможности родного края в велосипедном туризме (2 ч.)

Теоретические занятия: Общая краеведческая характеристика родного края, необходимость учета местных условий при построении велосипедных маршрутов. Учёт особенностей природного ландшафта при проведении спортивных туристских походов. Краеведческие объекты на спортивных туристских маршрутах.


2.7. Особенности ориентирования в велопоходе (2 ч.)

Теоретические занятия: Способы измерения расстояния на местности. Практическое значение точных измерений, умение определять по карте крутизну склонов и строить профиль рельефа по выбранному маршруту для велотуристов. Велокомпьютер, его назначение, разновидности, главные опции. Использование велокомпьютера при ориентировании на местности.

Практические занятия: Практические упражнения по измерению расстояния на местности с помощью велосчетчика (велокомпьютера) и по затраченному времени. Нахождение заданных картой или легендой объектов по заданному расстоянию с помощью велокомпьютера. Контроль скорости движения с помощью велокомпьютера.


2.8. Правила соревнований по велосипедному туризму (12 ч.)

Теоретические занятия: Условия дистанций «Триал» и «Велокросс», их особенности в сравнении с дистанцией «Фигурное вождение велосипеда», препятствия, таблица штрафов.

Практические занятия: Постановка дистанций «Триал» и «Велокросс». Тренировка прохождения и судейство дистанций «Триал» и «Велокросс».



РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (44 ч.)


Теоретические занятия: Показатели физического состояния человека. Влияние тренировок на нервную систему, мышцы, кровообращение, состояние внутренних органов, общее состояние здоровья. Значение самоконтроля во время занятий спортом. Способы самоконтроля.

Теоретические занятия: Общая физическая подготовка. Упражнения на развитие скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Развитие скорости. Челночный бег, бег с ускорением, бег на короткие расстояния с максимальной скоростью, подвижные игры и эстафеты, которые требуют скорости действий и тому подобное. Развитие силы. Упражнения с использованием массы собственного тела (подтягивания, отжимания, приседания, прыжки); упражнения с использованием веса предметов (штанга, гири, гантели); упражнения с использованием сопротивления (сопротивление партнера, самосопротивление, сопротивление эластичных материалов, сопротивление окружающей среды); упражнения на силовых тренажерах. Развитие выносливости. Развитие гибкости. Динамические упражнения: активные (наклоны, махи); пассивные (с помощью партнера). Статические упражнения (сохранение неподвижного положения тела в условиях максимальной амплитуды). Развитие ловкости. Бег с препятствиями; упражнения на равновесие в движении и в статичном положении, во время бега; прыжки; метание; общеразвивающие упражнения с предметами; гимнастические и акробатические упражнения. Упражнения из непривычных исходных положений. Асимметричные движения. Зеркальное выполнение упражнений. Упражнения с различным мышечным напряжением. Спортивные и подвижные игры. Специальная физическая подготовка. Упражнения на развитие специальных навыков, необходимых для велосипедного туризма.


РАЗДЕЛ 4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (6 ч.)


4.1. Краеведческие экспедиции (2 ч.)

Теоретические занятия: Организация географо-краеведческой экспедиции. Порядок подготовки экспедиции. Экспедиционная (полевая) и стационарная (камеральная) работа. Наблюдения и записи во время путешествия. Личный и групповой дневник, фотографирование и зарисовки в путешествиях.


4.2. География родного края (4 ч.)

Практические занятия: Посещение краеведческого музея, ознакомление с памятниками природы родного края.




РАЗДЕЛ 5. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ (62 ч.)

Подготовка и участие в одно-, двухдневных туристских походах, соревнованиях, слетах, экскурсиях и других массовых мероприятиях туристической направленности.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 ч.)

Подведение итогов. Выводы о работе кружка за учебный год.


Многодневный туристско-краеведческий поход

Подготовка и проведение велосипедного туристического похода как форма комплексного закрепления и реализации знаний, умений и навыков, приобретённых во время занятий на протяжении учебного года. Проводится вне сетки учебных часов и как правило во время летних каникул.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3 год обучения, 216 часов)


п\п

Название разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика


Введение

2

2

0

1

РАЗДЕЛ 1.

Общетуристская подготовка

32

10

22

1.1

Актуализация знаний предыдущего года обучения

1

1

0

1.2

История развития и современное состояние туризма

1

1

0

1.3

Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью.

2

2

0

1.4

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности

8

2

6

1.5

Общетуристское снаряжение

2

0

2

1.6

Питание в походе

6

2

4

1.7

Первая помощь пострадавшему

12

2

10

2

РАЗДЕЛ 2.

Специальная туристская подготовка

62

18

44

2.1

Техника велосипедного туризма

30

4

26

2.2

Тактика велосипедного туризма

10

4

6

2.3

Снаряжение для велосипедного туризма

4

0

4

2.4

Особенности организации туристского быта

и питание в велосипедном походе

4

2

2

2.5

Обеспечение безопасности в велосипедном

туризме.

6

4

2

2.6

Туристские возможности других государств для велосипедного туризма

2

2

0

2.7

Особенности ориентирования в велопоходе

2

0

2

2.8

Правила соревнований по велосипедному туризму

4

2

2

3

РАЗДЕЛ 3. Физическая подготовка

56

2

54

5

РАЗДЕЛ 4. Подготовка и участие в туристско-краеведческих мероприятиях

60

0

60


Подведение итогов

2

2

0


Многодневный туристско-краеведческий поход

Вне сетки часов


ВСЕГО

216

45

171



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Теоретические занятия: Основная цель и задачи работы кружка с учетом приобретенного участниками туристского опыта, выбранного профиля краеведческих исследований и наблюдений. Планирование работы на учебный год, время и место, районы проведения собраний, походов.

Техника безопасности во время проведения тренировок, соревнований на местности, в помещениях, спортивных залах, спортивных площадках. Безопасные условия организации экскурсий, походов. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и междугородном транспорте. Особенности обеспечения безопасности в зимний период. Правила поведения на водных объектах. Инструктаж участников кружка по вопросам безопасности.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (32 ч.)


1.1. Актуализация знаний предыдущего года обучения (1 ч.)

Теоретические занятия: Актуализация ранее полученных опорных знаний. Анализ летнего многодневного похода (в случае его проведения).


1.2. История развития и современное состояние туризма (1 ч.)

Теоретические занятия: История развития туризма региона. Детско-юношеский туризм региона: история и современное состояние.


1.3. Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся и студенческой молодежью. (2 ч.)

Теоретические занятия: Порядок подготовки к походу и его проведения. Маршрутные документы. Взаимодействие с организацией, проводящей поход, маршрутно - квалификационной комиссией, аварийно-спасательными подразделениями.

Практические занятия: Заполнение маршрутного листа (книжки).


1.4. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности (8 ч.)

Теоретические занятия: Способы восстановления ориентировки в случае его потери на соревнованиях или в походе. Особенности тактики в соревнованиях по ориентированию в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе, эстафетах. Особенности ориентирования в различных районах и естественных условиях (тайге, пустыне, горах и тому подобное).

Практические занятия: Преодоление учебных дистанций ориентирования в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе.

1.5. Общетуристское снаряжение (2 ч.)

Практические занятия: Изучение снаряжения и оборудования для приготовления пищи. Искусственные источники огня и тепла (газовые горелки, примусы).


1.6. Питание в походе (6 ч.)

Теоретические занятия: Составление меню и раскладки продуктов питания на поход. Особенности упаковки различных видов продуктов. Распределение и перераспределение веса продуктов в походе. Приготовление блюд в походе. Использование даров природы для дополнительного питания в походе. Обеспечение полноценного питания в условиях непогоды. Аварийные варианты питания. Дополнительное (штурмовое) питание.

Практические занятия: Составление раскладки с учетом аварийного запаса, штурмовых рационов, даров природы. Упаковка продуктов питания. Приготовление пищи в полевых условиях.


1.7. Первая помощь пострадавшему (12 ч.)

Теоретические занятия: Способы транспортировки пострадавшего. Индивидуальная транспортировка пострадавшего. Транспортировка пострадавшего на носилках, в коконе. Транспортировка пострадавшего через препятствия.

Практические занятия: Транспортировка пострадавшего различными способами. Оказание первой помощи при различных условных травмах. Сердечно-лёгочная реанимация.


РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА (62 ч.)


2.1. Техника велосипедного туризма (30 ч.)

Теоретические занятия: Особенности движения на велосипеде по пересеченной местности. Техника преодоления препятствий средней сложности.

Практические занятия: Совершенствование техники преодоления дистанций «Фигурное вождение велосипеда», «Триал» и «Велокросс». Преодоление узкого проезда (шириной до 1м), крутого поворота (под углом 90°-120°). Движение по канаве и пересечение канавы. Переезд через вал. Проезд по лабиринту. Разворот на ограниченной площади. Переезд через закрепленные бревна. Приобретение и отработка навыков преодоления препятствий и дополнительных этапов дистанции «Велоралли» - «Переправа через реку (овраг) по бревну».


2.2. Тактика велосипедного туризма (10 ч.)

Теоретические занятия: Тактика прохождения маршрута в горных условиях: учет необходимости акклиматизации при планировании маршрута; выбор благоприятного времени для преодоления различных препятствий; планирование оптимального расстояния для дневного перехода в зависимости от ожидаемого набора высот и характер покрытия дорог и троп; готовность группы к преодолению трудных участков с разгруженным велосипедом и велорюкзаком за плечами. Индивидуальная и командная тактическая подготовка участника соревнований: распределение сил за отрезками и в целом на всю дистанцию; рациональное движение группы на командных дистанциях, взаимодействие членов команды; наблюдение за движением других участников на дистанции и анализ их действий и ошибок;

Практические занятия: Упражнения в выборе оптимальной тактики при преодолении препятствий и при прохождении различных этапов, дистанций велосипедных соревнований. Выбор рациональной скорости и ее корректировка на личных дистанциях при преодолении препятствий, фигур и на промежуточных отрезках. Проверка удобства велорюкзака для заплечного ношения.


2.3. Снаряжение для велосипедного туризма (4 ч.)

Практические занятия: Главные требования к одежде и другому снаряжению велотуриста во время путешествия в холодные времена года. Велосипедный ремонтный набор и его комплектование в зависимости от технической сложности маршрута, продолжительности похода и региона его проведения. Характерны поломки во время похода и их устранение в полевых условиях. Ремонт нехарактерных повреждений подручными средствами. Подготовка личного и группового снаряжения для велосипедного путешествия и соревнований по велотуризму.


2.4. Особенности организации туристского быта и питания в велопоходе (4 ч.)

Теоретические занятия: Энергетические затраты участников велопоходов различной сложности и в разное время года. Калорийность питания, ее зависимость от сложности, продолжительности и других условий похода. Химический состав и калорийность продуктов питания. Организация и режим питания на маршруте. Карманное питание на кратковременных привалах и остановках. Приготовление пищи в походных условиях с использованием примусов и газовых горелок. Рецепты походных блюд.

Практические занятия: Составление типового цикличного меню для многодневного путешествия с учетом энергетических затрат участников на маршруте, калорийности и химического состава продуктов питания. Составление сборника рецептов походных блюд. Ознакомление с примусами и газовыми горелками. Их строение, назначение, особенности использования.


2.5. Обеспечение безопасности в велосипедном туризме (6 ч.)

Теоретические занятия: Причины возникновения опасностей в туристских походах. Предотвращение опасностей в походе. Контрольно-спасательная служба (КСС), ее структура, права и обязанности. Обязательность выполнения туристами указаний КСС. Способы и средства сигнализации в походе (радиостанции, пиротехнические средства, сигнальное зеркало, сигнальные очаги и т.д.). Международная кодовая таблица сигналов. Правила безопасности во время проведения велопохода в горах. Правила дорожного движения: движение автотранспортных средств со специальными сигналами; движение по автомагистралям и дорогам для автомобилей движение по горным дорогам и на крутых спусках; опознавательные знаки, надписи и обозначения. Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки сервиса, таблички к дорожным знакам и дорожная разметка (в необходимом для велотуриста объеме).

Практические занятия: Тестирование по правилам дорожного движения. Практическая работа с радиостанциями.


2.6. Туристские возможности других государств в велосипедном туризме (2 ч.)

Теоретические занятия: Интересные краеведческие маршруты по странам СНГ. Регионы соседних стран, удобны для проведения спортивных туристских велопоходов (Кавказ, Урал и др). Особенности путешествий по странам Западной Европы и Ближнего Востока.


2.7. Особенности ориентирования в велосипедном туризме (2 ч.)

Практические занятия: Ориентирование в различных природных условиях: в лесу, горной местности, при ограниченной видимости. Действия группы при потере ориентировки. Определение точки своего местонахождения с помощью велокомпьютера и других электронных устройств. GPS-навигатор. Его строение, принцип действия, разновидности. Использование GPS-навигатора во время путешествия и при составлении отчета о походе.


2.8. Правила соревнований по велосипедному туризму (4 ч.)

Теоретические занятия: Условия командной дистанции "Велоралли", дополнительные этапы (ДЭ), контрольные пункты (КП), таблица штрафов, оборудование и снаряжение, необходимое для прохождения дистанции.

Практические занятия: Постановка, прохождение и судейство дополнительных этапов (ДЭ) дистанции «Велоралли».


РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (56 ч.)


Теоретические занятия: Понятие о здоровом образе жизни. Предупреждение травм и заболеваний во время занятий спортивным туризмом.

Практические занятия: Общая физическая подготовка. Упражнения на развитие скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Развитие скорости. Челночный бег, бег с ускорением, бег на короткие расстояния с максимальной скоростью, подвижные игры и эстафеты, которые требуют скорости действий и тому подобное. Развитие силы. Упражнения с использованием массы собственного тела (подтягивания, отжимания, приседания, прыжки); упражнения с использованием массы предметов (штанга, гири, гантели, набивные мячи); упражнения с использованием сопротивления (сопротивление партнера, самосопротивление, сопротивление эластичных материалов, сопротивление окружающей среды); упражнения на силовых тренажерах. Развитие выносливости. Развитие гибкости. Динамические упражнения: активные (наклоны, махи); пассивные (с помощью партнера). Статические упражнения (сохранение неподвижного положения тела в условиях максимальной амплитуды). Развитие ловкости. Бег с препятствиями; упражнения на равновесие в движении и в статичном положении, во время бега; прыжки; метание; общеразвивающие упражнения с предметами; гимнастические и акробатические упражнения. Упражнения из непривычных исходных положений. Асимметричные движения. Зеркальное выполнение упражнений. Упражнения с различным мышечным напряжением. Спортивные и подвижные игры. Специальная физическая подготовка. Упражнения на развитие специальных навыков, необходимых для велосипедного туризма.


РАЗДЕЛ 4. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ (60 ч.)

Подготовка и участие в одно-, двухдневных туристских походах, соревнованиях, слетах, экскурсиях и других массовых мероприятиях туристической направленности.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 ч.)

Подведение итогов. Выводы о работе кружка за учебный год.


Многодневный туристско-краеведческий поход

Подготовка и проведение велосипедного туристического похода как форма комплексного закрепления и реализации знаний, умений и навыков, приобретённых во время занятий на протяжении учебного года. Проводится вне сетки учебных часов и как правило во время летних каникул.


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ


1

Велосипед спортивный с Ø колеса 26ʺ

10 шт.

2

Велосипед спортивный с Ø колеса 28ʺ

5 шт.

3

Велокомпьютер

15 шт.

4

Велосипедный багажник

15 шт.

5

Велосипедный шлем

15 шт.

6

Запасная камера Ø 26ʺ

20 шт

7

Запасная камера Ø 28ʺ

10 шт

8

Насос велосипедный

15 шт.

9

Ремкомплект велосипедный (ключи, шестигранники и т.п.)

2 шт.

10

Велосипедный рюкзак 80 л

15 шт.

11

Фляга для воды

15 шт.

12

Фонарик велосипедный

15 шт.

13

Солнцезащитные очки

15 шт.

14

Фонарик налобный

15 шт.

15

Спальный мешок

15 шт.

16

Палатка 3-х местная

5 шт

17

Тент

5 шт.

18

Каремат

15 шт.

19

Дождевик

15 шт.

20

Котёл туристический 10 л

1 шт.

21

Котёл туристический 6 л

1 шт.

22

Газовая горелка

2 шт.

23

Верёвка основная Ø10-12 мм

200 м.

24

Верёвка вспомогательная Ø6-8 мм

50 м.

25

Индивидуальная страховочная система (комплект)

15 шт

26

Карабин альпинистский

50 шт.

27

Спусковое устройство

15 шт.

28

Рация

4 шт.

29

GPS-навигатор

2 шт.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев А. Питание в туристском походе. – М., 1992.

  2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М. : Просвещение, 1981. – 205 с.

  3. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. – М. : Профиздат, 1984.

  4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / Волович В.Г. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 1983. – 223 с.

  5. Высокогорные перевалы .Перечень квалифицированных перевалов и горных районов СССР. – М. : Профиздат, 1990. – 576 с.

  6. Герцен А.Г., Махнева О.А. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь: Таврия, 1989.

  7. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно- методическое пособие. – М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2000. – 228 с.

  8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста.– М. : Профиздат, 1990

  9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

  10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М.: ФИС, 1981.

  11. Лысогор Н.А. Питание туристов в походе / Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В. В. – М.: Пищевая промышленность, 1980. – 96 с.

  12. Обеспечение безопасности в горах. – М.: Центральное рекламно- информационное бюро «Турист», 1989.

  13. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы. – М.: Центральное рекламно-информационное бюро

«Турист», 1981.

  1. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. – М. : Профиздат, 1987.

  2. Рощин А.Н., Ориентирование на местности. – К. : «Вища школа», 1982 – 104 с.

  3. Велосипедный туризм. Учебное пособие.– М. : Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1992.

  4. Справочник туриста / сост. Онищенко Владимир Владимирович. – Харьков : Фолио, 2007. – 352 с.

  5. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные / Штюрмер Ю.А. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 144 с.

  6. Энциклопедия туриста / Редкол.: Е. И. Тамм (гл. ред.). и др. – М. : БСЭ, 1993. – 607с.


30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!