СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы предусматривает ознакомление обучающихся с народными художестенными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

г. Черняховска








Программа


Кружка «Мастерица»

«Основы декоративно-прикладного творчества»

Направленность программы Художественно-эстетическая



Возраст обучающихся: 7 - 17 лет

Срок реализации: 2 года






Составитель:

Шумейко М.А

Учитель ИЗО и Технологии

I. Результаты освоения

Программа «Основы декоративно-прикладного творчества» направлена на воспитание художественной культуры воспитанников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения.

Содержание программы предусматривает ознакомление воспитанников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.

При теоретическом обучении воспитанники знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. Приступая к изучению конкретных видов народного искусства, воспитанники узнают, что каждый из них имеет свой образный строй, свои технические и стилистические приёмы. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей, способствует преодолению имеющихся задержек и нарушений развития.

В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Научится раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

Освоить навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов разных видов;

Сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании;: Развивать художественно-творческие способности

Способствовать развитию мелкой моторики, произвольности, внимания и других психических функций посредством ручного труда;

Формировать позитивное эмоционально-окрашенное отношение к труду как личной и общественной ценности;

Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса, бытовой самостоятельности;

Содействовать воспитанию ответственности, инициативности, деловитости и предприимчивости.

Задачи решаются в комплексе во время обучающих бесед, показа и практической самостоятельной работы по изготовлению изделия, наблюдений, упражнений.

Ожидаемые результаты

(воспитанники)

Способы определения результативности

1.

Формирование познавательной активности, навыков ручного труда, самообслуживания и проведения досуга

Анализ посещаемости кружка «Мастерица»

2.

Освоение различных видов декоративно-прикладного творчества

Оценка освоения различных техник рукоделия осуществляется по следующим критериям:- освоение; -степень самостоятельности воспитанников при выполнении трудовых заданий; -характер деятельности (репродуктивная, творческая); -качество выполняемых работ и итогового продукта.

Также формами подведения итогов освоения воспитанниками программы являются:- выставки работ воспитанников, - участие в фестивалях, выставках и конкурсах

2.Содержание

1.Художественная обработка меха и кожи – 5 часов


Искусство художественной обработки меха и кожи широко распространено по всей территории России у народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Разнообразный ассортимент изделий из меха и кожи оленей, украшенных цветным сукном, вышивкой, характеризует большое мастерство, своеобразие художественной техники, высокую орнаментальную культуру.


Первый год обучения

Вводное занятие. Ознакомление воспитанников с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовлением изделий из меха и кожи в традициях национального искусства. Инструменты и приспособления, применяемые для работы с мехом и кожей. Сшивание меха и кожи.

Изделие из меха и кожи, виды и приёмы художественных отделок.

Сочетаемость материалов. Художественные принципы объединения меха и кожи в одном изделии. Отделочные материалы (сукно, бисер, металл), их сочетаемость между собой и основным поделочным материалом. Вышивка, аппликация, мозаика, декоративные швы.

Отделка изделий цветными тканями.

Изделия, украшаемые цветным сукном или другими тканями. Виды художественных отделок (полосы, бахрома, кисточки, треугольники и др.). Изготовление декоративных кисточек, шнуров. Изготовление декоративных изделий в технике аппликаций и мозаики из цветного сукна (кошельки, кисеты и др.)


Второй год обучения

Основы орнаментальной композиции.

Понятие симметрии, центра и др. Основные орнаментальные фигуры (полосы, треугольники, ромбы, кресты, круги).

. Вышивка бисером.

Техника низания, накладки, крепления бисера. Выкладывание бисером орнаментальных полос. Копирование (вышивка бисером) простейших орнаментальных фигур.

. Вышивка нитками.

Виды швов. Копирование простых, сложных швов. Вышивка гладью, техника исполнения копирования узоров в рисунке и материале.

Изготовление сувенирных изделий с вышивкой.

Технология изготовления сувенирных изделий (кошельки, нагрудные украшения, очешники и др.) на основе варьирование орнаментов и различных техников вышивания.

Художественный приём мозаика.

Обработка техники мозаика (на ткани, мехе, коже) копирование орнаментальной полосы с подрезкой камуса, вставка кисточек из цветных нитей, полосок цветного сукна.

. Художественный приём аппликация.

Отработка техники на ткани, мехе, коже, технологические пробы. Копирование орнаментальной полосы, выполненной в технике аппликации. Копирование орнаментальной розетки в технике аппликации.

. Изготовление сувенирных изделий.

Примерный набор предметов: кошельки, очешники, нагрудные украшения, броши и др. Их изготовление с использованием техник аппликации и мозаики, дополненное другими видами художественной отделки: мехом, вышивкой, цветным сукном.

Изготовление тапочек.

Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Подготовка выкроек. Разметка и раскрой материала. Изготовление тапочек с использованием традиционных видов художественных отделок.


2.Изонить – 5 часов

Изонить – это вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только нить да картон.

Истоки этого творчества – у народных мастеров Англии. Разработаны различные варианты натяжения нитей при образовании окружностей, эллипсов, разнообразных углов. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, позволяет развивать воображение и фантазию. В технике изонити можно выполнить поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, а также декоративные панно, которые могут украсить современный жилой или общественный интерьер.


Первый год обучения

Вводное занятие. Знакомство с материалами для техники изонити (картон, бумага, нитки), техникой безопасности при работе с иглой.

Разметка простых фигур. Разделение периметра на четное количество частей. Покалывание иголкой отверстий для работы. Разметка круга, овала. Совмещение нескольких фигур. Понятие симметрии, центра.

Приёмы заполнения круга, овала. Заполнение с большим шагом. Заполнение с маленьким шагом. Заполнение с вытянутым шагом. Подбор цвета нитей для «закрашивания» круга, овала.

Приёмы заполнения углов. Заполнение острых, тупых и прямых углов. Заполнение с большим шагом. Заполнение с маленьким шагом. Подбор цвета нитей для «закрашивания» угла.

Составление композиций. Выполнение эскиза. Разметка с использованием простейших фигур (круг, овал, угол). Выбор цвета нити с учётом выбранной композиции.

Второй год обучения


Вводное занятие. Общие организационные сведения. Техника безопасности при работе с иглой.

Разметка сложных фигур. Разделение сложных фигур (пятиугольники, шестиугольники и др.) на четное количество частей. Прокалывание иголкой в картоне отверстий для работы, учитывая острые углы, ребро фигуры.

Наложение одного рисунка на другой. Поочерёдное заполнение фигур с учётом выбора композиции, цвета нити.Ознакомление с образцами композиции, которые будут изготовляться на последующих занятиях. Выявление форм в композиции.

. Заполнение готового рисунка. Определение в рисунке перспективы. Задать передний и задний план, что позволит определиться с наложением одного рисунка на другой. Определить зону перехода цветовой гаммы.

Составление сложных композиций. Выполнение эскиза. Заполнение рисунка с учётом сложных фигур, перехода цветовой гаммы, наложение одного рисунка на другой. Использование отделочного материала (бисер, ткань и др.).


3. Плетение и ткачество.-5 часов

Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме. Из чего только не плетут: из шёлковых, льняных, хлопчатобумажных, капроновых и металлических нитей, из пеньковых и рыболовных шнуров, из бельевой веревки, из шерстяной и объёмной синтетической пряжи и пр. В основе плетения лежит узелковая грамота. Ткачество в данной программе изучается на ткацкой рамке. Ткацкая рамка – одно из древнейших приспособлений для ткачества. Традиционные материалы для ткачества: нитки, узкие полоски ткани различных оттенков.

Первый год обучения

Материалы и приспособления для плетения в технике макраме. Знакомство с техникой. Материалы для плетения: пеньковая верёвка, шнур, шпагат, пряжа и др. Приспособления для плетения: полумягкая игрушка, дощечка, булавки и др.

Узелковая грамота. Простой узел, узел «Серёжка», китайский узел «Лотос», петельный узел.

Плетение шнура. Плетение цепочкой «змейка» простыми узлами. Закрепление нитей в иголке и конце плетения.

Плетение брелка. Плетение столбиком, китайским узлом «Лотос». Закрепление нитей в конце плетения. Учимся делать «кисточку»

Плетение закладки. Плетение полоской узлом «Серёжка». Закрепление нитей в конце работы «кисточкой».

Оплетение колец. Оплетка кольца петельным узлом. Составление композиции из оплетённых колец с различным цветом нитей. Закрепление нитей в начале и конце работы.

Материалы и приспособления для ткачества. Знакомство с техникой. Приспособления для ткачества: ткацкая рамка, челнок, вилка. Материалы для плетения: нитки, тонкие полоски ткани. Натяжение нитей на рамку.

Заправка нитей основы и утка.

Виды плетения. Саржевое и репсовое плетение. Изменение цвета рабочей нити. Поворот плетения. Соединение нитей при ткачестве.

Плетение коврика. Плетение горизонтальное или вертикальное с применением различных нитей плетения и тонких полосок ткани. Отделка коврика бахромой ( плетение «кисточка» ).

Второй год обучения

Вводное занятие. Подведение итогов занятий прошлого года. Организационные вопросы.

Узелковая грамота в технике макраме. Узел «фриволите», репсовый узел, простая мережка, мережка с пико, плетение «горошина», плетение брид.

Плетение пояса. Рассчитать длину нити для плетения. Выбрать материал для плетения. Плетение можно проводить бридами: двойными диагональными, наклонными параллельными, веерообразными, узлом «фриволите».

Плетение панно. Плетение панно включает в себя ранее изученные виды плетений. Меняется поочерёдность элементов панно.

Плетение кашпо. Выбор длины нитей плетения. Плетение шнура плоскими узлами. Применение узла «фриволите», оплетение колец. Концы свободных нитей завязываем узлом «Сережка».

Плетение коврика «Львёнок». Основными элементами коврика являются круги, которые получаются путём расширения плетёного полотна. При этом используется дополнительная узелковая нить.

Дополнительные элементы коврика плетут репсовыми узлами.

Виды плетения гобелена. Египетское плетение, плетение столбиками в репсовой и саржевой технике, ворсовая и махровая техники плетения, палас звёздчатый.

Плетение картины. Плетение идёт в репсовой или саржевой технике с применением различных вплетений нитей (махровое, ворсовое, египетское). Названия картин могут быть изменены по желанию детей.

Плетение сложных панно. Плетение сеткой, фестонами, бридами. Оплетение шариков и колец. Прибавление в середине полотна. Обработка нижнего края изделия бахромой, кистью с «шишечкой». Плетение в обе стороны от средней линии полотна.

Плетение кашпо сложной формы. Применение большого количества нитей для плетения. Распределение нитей. Плетение витых цепочек, «оплетки», узлов «Серёжка». Использование в плетении колец, шариков и другой фурнитуры.

Плетение панно-кашпо. В начале работы выполняется плетение панно, в котором присутствует оплетение планок. Колец, плетение ажурных шнуров. В отдельности плетётся кашпо с различными видами плетения (по желанию детей). В конце работы производится сборка готового изделия.

Оплетение сосудов. Для работы понадобиться сосуд любой формы. Плетение начинается от горлышка способом вышивания свободных нитей. Для узора берется любая из техник плетения. Возможно вплетение фурнитуры.

Виды плетения гобелена. Столбики в репсовой и саржевой технике, сумаховое плетение, техника Флокса, двойная коса, «ёлочки» в саржевой технике, греческое плетение. Плетение образцов или отдельных ковриков.

Плетение сложных картин с использованием различных видов плетения. Работу начать с эскиза. Определиться в видах плетения в зависимости от композиции. Выбрать цвет нитей, подобрать правильно фактуру рабочих нитей.


4.. Бисероплетения – 5 часов

Название бисер возникло от арабского слова бусра,бусер – фальшивый жемчуг. Бисер – это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений для ткачества и вышивания. Чтобы создать интересное изделие из бисера, необходимо знать о цвете и о влиянии формы на цветавосприятие. Работа с бисером требует внимания и направленной работы глаз, поэтому необходимо соблюдать режимные моменты.

Первый год обучения


Материалы и приспособления. Знакомство с техникой бисероплетения. Формы материала: бисер бусины, стеклоярус, рубка фурнитуры. Приспособления: иглы, нитки, леска, проволока.

Бисерная азбука. Виды работ из бисера: низание, плетение из бисера, ткачество, вышивка бисером. Низание в одну иглу, в две иглы. Низание простое и сложное.

Элементы плетения. Плетение цепочки. Простая и сложная цепочка, плотная и ажурная, однорядная и многорядная.

Плетение «фенечки». Плетение фенечки цепочкой с «пупырышками» с «бугорками», «змейка», цепочкой петельками, «крестик», «цветы».

Объёмные изделия, игрушки. Плетение с помощью проволоки плоских и объёмных игрушек. Закручивание проволоки, сгибание. Использовать размычки фурнитуры.

Второй год обучения

Вводное занятие.Подведение итогов прошлого года. Организационные вопросы. Просмотр журналов и книг по рукоделию.

Бижутерия. Изготовление «фенечки» плотным поперечным плетением приёмом «соты». Серёжки и бусы выполняются нанизыванием бусин или стеклояруса, можно совмещать различные материалы для бисероплетения.

Плетение кулона. Плетение основной цепочки украшения. Оплетение камня для кулона.

Плетение ожерелья. Ожерелье состоит из основной цепочки узкой в верхней части, выполняемой приёмом «восьмёрка», и расширена в нижней части, сплетённой приёмом «соты» и подплетённых «веточек».

Вышивка бисером. Узор, вышитый бисером может быть выполнен на любом материале. Выбор схемы для вышивки, подбор цветовой гаммы бисера. Техника вышивки: счётная вышивка. Пришивание бисерин прямо в ряду и наклонно.

Оплетение объёмных форм. Оплетение яйца (от середины или от конца) различными видами плетения с использованием бисера, стеклояруса, рубки и бусин.

5.. Художественное вязание.-5 часов

В этот раздел входит в знакомство со спицами, крючком и вязальной машинкой, вывязывание различных изделий: шарфики, салфетки, носки, варежки, перчатки. Для старшего уровня предусмотрено вязание шапок, маек, кофточек. Для вязания применяются различные виды ниток.

Первый год обучения

Материалы и инструменты. Правила начала вязания. Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполненных в технике вязания на спицах и крючком. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика нитей. Правила подбора спиц, крючка. Правила начала вязания

Спицами и крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании.

Технология выполнения простых петель. Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения простых петель различными способами. Лицевая и изнаночная петли.

Убавление, прибавление, закрывание и соединение петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне.

Технология вязания крючком. Правильное положение рук при вязании крючком. Воздушная петля, столбик с накидом, без накида.

. Вязание шарфика. Вязание двумя спицами «резинкой» с применением лицевой и изнаночной петель. Поворот вязания.

Вязание крючком по кругу. Цепочка из воздушных петель, соединение в кольцо. Обвязывание кольца столбиками без накида и столбиками с накидом. Расширение вязания по кругу.

Вертикальное вязание крючком. Вертикальное вязание столбиками без накида и столбиками с накидом без

Расширения полотна вязания.

Вязание салфеток. Чтение схем. Вязание по кругу ажурным узором с применением столбиков без накида, столбиков с накидом, цепочкой из воздушных петель. Приёмы соединений.

Вязание носков. Вязание на пяти спицах. Технология вязания. Вывязывание пятки, мыска.

Вязание варежек. Вязание на пяти спицах. Вывязывание большого пальца, мыска.


6. Работа с природным материалом- 4 часов

Работа с природным материалом предусматривает занятия аппликацией из листьев и цветов, составление букетов из веток, травы, цветов, листьев (сухих и живых), а также изготовление поделок из шишек, веток, желудей и др. Перед началом работы планируется выход в лесозону по сбору природного материала. Материал необходимо заранее подготовить для рукоделия с помощью сушки.

Первый год обучения

Материалы и приспособления. Материалы: листья, цветы, ветки, кора, шишки, желуди, ракушки, скорлупа, семена и другие виды природного материала. Приспособления: клей, нитки, шипы, проволока.

Аппликационные работы. Составление композиции, сочетание цветов. Приёмы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Выполнение композиции из сухих листьев, цветов.

Составление букетов. Композиция из живых цветов и травы. Композиция из сухих веток, травы, цветов.

Использование ягод рябины, коры деревьев.

Изготовление поделок из природного материала. Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия.

Применение бумаги, картона, ткани, кожи.

Второй год обучения

Аппликационные работы. Составление композиции из сухих листьев, травы, цветов.

Составление букетов. Составление композиции.

Изготовление поделок из природного материала. Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия.

Применение бумаги, картона, ткани, кожи.

Аппликационные работы. Составление композиции из сухих листьев, травы, цветов. Понятие симметрии. Изучение законов композиции и их применение. Выделение композиционного центра (приём изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.).

Составление букетов. Составление композиции. Выделение интересного, наиболее впечатляющего в сюжете размером, цветом. Применение навыков декоративного оформления.

Изготовление поделок из природного материала. Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия.

Применение бумаги, картона, ткани, кожи.

7. Работа с тканью –1 час

Ткань - особый материал, который используется в любой технике рукоделия, поэтому необходимо знать его качества, свойства для более успешной работы. Используется ткань в аппликации, лоскутном шитье, ткачестве, мягкой игрушке. Обрабатывают её различными способами.

В процессе практической работы воспитанники изготовляют изделия общественно полезной направленности: сувениры, панно, игрушки, несложную одежду для кукол и т.п.

Практическая работа с тканью носит в основном индивидуальный характер, но может быть и коллективной, в зависимости от вида работ.

При изготовлении изделий особое внимание обращается на подбор тканей по фактуре (например, атлас и ворсовая ткань ), по цвету ( контрастные, тональные ), на сочетание цвета ткани.

Первый год обучения

Материалы. Общее понятие о ткани. Свойства ткани. Нитки и их назначение. Определение длины нити, вдевание в иглу, закрепление её на ткани, Разметка, продёргиванием ниток. Рациональные способы закрепления ниток на ткани.

Инструменты. Иглы, ножницы, приёмы работы с ними. Понятия: заготовка, деталь, стежок, строчка.

Изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам. Виды ниток для шитья и вышивания. Приёмы разметки ткани по шаблону, резание ножницами. Соединение деталей нитками, клеем. Экономное расходование материала.

Пришивание пуговицы на изделие. Пришивание пуговиц различного вида: на ножке, плоских.

Второй год обучения

Соединение деталей кроя. Выбор стежков для соединения деталей. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Соединение деталей петлеобразными стежками. Пришивание пуговиц. Правила работы напёрстком. Понятия: шов, основа, уток.

Оформление изделий. Оформление изделий ( по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям ). Оформление изделия прямыми стежками и их вариантами. Обработка края заготовки бахромой.

Изготовление изделий по лекалам с правильной геометрической основой. Приёмы построения прямоугольника и окружности. Построение лекал правильной геометрической формы.

Штопка изделий из ткани.

Изготовление изделий по лекалам. Выбор материала. Элементы моделирования. Расчёт размеров заготовки и деталей кроя. Построение простейших лекал неправильной геометрической формы на основе правильной. Обработка края в подгибку с закрытым срезом. Выполнение петельных стежков и их вариантов. Штопка.

8. Мягкая игрушка –2часа

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Сегодня народная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений декоративно–прикладного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.

Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться в зависимости от заготовленного материала, его цвета и фактуры, а также от умения и навыков воспитанников.

Первый год обучения


Материалы, инструменты и приспособления. Ткани, мех. Нитки, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, поролон, проволока, вата, ножницы, иголки, напёрстки, мел, клей, краски, кисти, карандаши.

Правила раскроя, соединения и оформления. Раскрой материала. Соединение деталей. Набивка деталей. Оформление.

Изготовление плоских игрушек – аппликаций .Выкройка основы из картона. Подбор материала для аппликации. Способы соединения тканей. Декоративное оформление игрушки.

Второй год обучения

Вводное занятие. Подведение итогов прошлого года. Просмотр образцов самодельных игрушек, рисунков, таблиц. Организационные моменты.

Изготовление объёмных игрушек из кожи и меха. Вырезать все части игрушки из материала. Соединить детали. Произвести набивку игрушки. Оформить изделие.

Изготовление кукол – сувениров. Выполнение выкройки – лекала. Раскрой каркаса и ткани. Работа с клеем. Сшивание и соединение деталей игрушки. Оформление игрушки. Роспись лица.


9. Бумажная пластика –2часов

Бумага и картон – самые распространённые и доступные в обработке материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Формирование практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. Ребята изготавливают игрушки, открытки, сувениры, панно, простейшие наглядные пособия и др. Данный раздел может быть расширен на дополнительные виды работ, например, оригами, работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона.


Первый год обучения

Материалы, инструменты. Виды бумаги: писчая бумага (белая), тетрадная – её использование. Свойства бумаги: пластичность, упругость, прочность. Ножницы, клей.

Изготовление изделий из заготовок прямоугольной формы сгибанием. Приёмы сгибания бумаги. Сгибание прямоугольника в разных направлениях. Разрыв бумаги. Деление прямоугольника на равные и неравные части. Получение одинаковых деталей сгибанием.

Изготовление аппликаций из деталей разной формы. Бумага цветная, бархатная, её использование. Разметка деталей по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание, сушка под прессом. Деление геометрических форм на части. Экономное расходование материала. Оформление изделий ( по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).


Второй год обучения

Изготовление плоских изделий из деталей правильной геометрической формы. Бумага рисовальная, чертёжная – её использование. Свойства бумаги. Картон, его свойства. Приёмы работы измерительными инструментами. Приёмы резания тонкого картона ножницами. Соединение деталей различными видами «замков» (клапаны, щелевой, полоска бумаги) и проволокой. Нанесение клея на большие и малые плоскости.

Изготовление объёмных изделий. Понятие о развёртке. Эскиз развёртки. Выбор заготовки. Резание картона ножом, надрезание линий сгиба. Преобразование плоских форм в полуобъёмные и объёмные.


Творческо–проектная деятельность(июнь, июль ,август) – 6 часов

Выбор проекта сбор информации и защита

3.тематический план (1 год обучения)



п



Название разделов (количество часов)



Название тем занятия

количество часов по

темам



Художественная обработка (мех, кожа, глина, тесто) – 5 часов




1


Вводное занятие.

Ознакомление воспитанников с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовлением изделий из меха и кожи в традициях национального искусства. Инструменты и приспособления, применяемые для работы с мехом и кожей. Сшивание меха и кожи.


1


теория

практика


2-3


Изделие из меха и кожи, виды и приёмы художественных отделок.

Сочетаемость материалов. Художественные принципы объединения меха и кожи в одном изделии. Отделочные материалы (сукно, бисер, металл), их сочетаемость между собой и основным поделочным материалом. Вышивка, аппликация, мозаика, декоративные швы.


2


теория

практика


4-5


Отделка изделий цветными тканями.

Изделия, украшаемые цветным сукном или другими тканями. Виды художественных отделок (полосы, бахрома, кисточки, треугольники и др.). Изготовление декоративных кисточек, шнуров. Изготовление декоративных изделий в технике аппликаций и мозаики из цветного сукна (кошельки, кисеты и др.)


2


теория

практика



Изонить – 5 часов




6


Вводное занятие.

Знакомство с материалами для техники Изонить (картон, бумага, нитки), техникой безопасности при работе с иглой.


1


теория

практика


7


Разметка простых фигур.

Разделение периметра на четное количество частей. Покалывание иголкой отверстий для работы. Разметка круга, овала. Совмещение нескольких фигур. Понятие симметрии, центра.


1


теория

практика


8


Приёмы заполнения круга, овала.

Заполнение с большим шагом. Заполнение с маленьким шагом. Заполнение с вытянутым шагом. Подбор цвета нитей для «закрашивания» круга, овала.


1


теория

практика


9


Приёмы заполнения углов.

Заполнение острых, тупых и прямых углов. Заполнение с большим шагом. Заполнение с маленьким шагом. Подбор цвета нитей для «закрашивания» угла.


1


теория

практика


10

Составление композиций.

Выполнение эскиза. Разметка с использованием простейших фигур (круг, овал, угол). Выбор цвета нити с учётом выбранной композиции.


1


теория

практика



Плетение и ткачество.-5 часов






11


Материалы и приспособления для плетения в технике макраме.

Знакомство с техникой. Материалы для плетения: пенькова верёвка, шнур, шпагат, пряжа и др. Приспособления для плетения: полумягкая игрушка, дощечка, булавки и др.

Узелковая грамота.

Простой узел, узел «Серёжка», китайский узел «Лотос», петельный узел.



1



теория

практика


12


Плетение шнура.

Плетение цепочкой «змейка» простыми узлами. Закрепление нитей в иголке и конце плетения.

Оплетение колец.

Оплетка кольца петельным узлом. Составление композиции из оплетённых колец с различным цветом нитей. Закрепление нитей в начале и конце работы.



1


теория

практика


13


Плетение брелка.

Плетение столбиком, китайским узлом «Лотос». Закрепление нитей в конце плетения. Учимся делать «кисточку Плетение закладки.

Плетение полоской узлом «Серёжка». Закрепление нитей в конце работы «кисточкой».»


1


теория

практика


14


Материалы и приспособления для ткачества.

Знакомство с техникой. Приспособления для ткачества: ткацкая рамка, челнок, вилка. Материалы для плетения: нитки, тонкие полоски ткани. Натяжение нитей на рамку.

Заправка нитей основы и утка.

Виды плетения.

Саржевое и репсовое плетение. Изменение цвета рабочей нити. Поворот плетения.

Соединение нитей при ткачестве


1


теория

практика


15

».

Плетение коврика.

Плетение горизонтальное или вертикальное с применением различных нитей плетения и тонких полосок ткани. Отделка коврика бахромой ( плетение «кисточка» ).


1


теория

практика



Бисероплетение – 5 часов





16


Материалы и приспособления.

Знакомство с техникой бисероплетения. Формы материала: бисер бусины, стеклярус, рубка фурнитуры. Приспособления: иглы, нитки, леска, проволока.

1


теория

практика


17


Бисерная азбука.

Виды работ из бисера: низание, плетение из бисера, ткачество, вышивка бисером. Низание в одну иглу, в две иглы. Низание простое и сложное.


1


теория

практика


18


Элементы плетения. Плетение цепочки. Простая и сложная цепочка, плотная и ажурная, однорядная и многорядная


1


теория

практика


19


Плетение «фенечки».Плетение фенечки цепочкой с «пупырышками» с «бугорками», «змейка», цепочкой петельками, «крестик», «цветы».


1


теория

практика


20


Объёмные изделия, игрушки. Плетение с помощью проволоки плоских и объёмных игрушек. Закручивание проволоки, сгибание. Использовать размычки фурнитуры.


1


теория

практика



Художественное вязание.-5 часов





21



Материалы и инструменты. Правила начала вязания.

Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполненных в технике вязания на спицах и крючком. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика нитей. Правила подбора спиц, крючка. Правила начала вязания

Спицами и крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании.




теория

практика


22


Технология выполнения простых петель.

Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения простых петель различными способами. Лицевая и изнаночная петли.


1


теория

практика


23


Убавление, прибавление, закрывание и соединение петель.

Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне.


1


теория

практика


24


Технология вязания крючком. Правильное положение рук при вязании крючком. Воздушная петля, столбик с накидом, без накида


1


теория

практика


25


Вязание шарфика. Вязание двумя спицами «резинкой» с применением лицевой и изнаночной петель. Поворот вязания.


1


теория

практика



Работа с природным материалом- 4 часов




26


Материалы и приспособления.

Материалы: листья, цветы, ветки, кора, шишки, желуди, ракушки, скорлупа, семена и другие виды природного материала. Приспособления: клей, нитки, шипы, проволока


1


теория

практика

27


Аппликационные работы.

Составление композиции, сочетание цветов. Приёмы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Выполнение композиции из сухих листьев, цветов.


1


теория

практика

28


Составление букетов.

Композиция из живых цветов и травы. Композиция из сухих веток, травы, цветов.

Использование ягод рябины, коры деревьев.


1


теория

практика

29


Изготовление поделок из природного материала.

Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия. Применение бумаги, картона, ткани, кожи.


1


теория

практика



Работа с тканью –1час



30


Материалы. Общее понятие о ткани. Свойства ткани. Нитки и их назначение. Определение длины нити, вдевание в иглу, закрепление её на ткани, Разметка, продёргиванием ниток. Рациональные способы закрепления ниток на ткани. Инструменты. Иглы, ножницы, приёмы работы с ними. Понятия: заготовка, деталь, стежок, строчка. Изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам.

Виды ниток для шитья и вышивания. Приёмы разметки ткани по шаблону, резание ножницами. Соединение деталей нитками, клеем. Экономное расходование материала

Пришивание пуговицы на изделие. Пришивание пуговиц различного вида: на ножке, плоских.

1


теория

практика



Мягкая игрушка - 2часа









31

Материалы, инструменты и приспособления. Ткань, мех. Нитки, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, поролон, проволока, вата, ножницы, иголки, напёрстки, мел, клей, краски, кисти, карандаши. Правила раскроя, соединения и оформления.

Раскрой материала. Соединение деталей. Набивка деталей. Оформление.


1

теория

практика


32


Изготовление плоских игрушек – аппликаций.

Выкройка основы из картона. Подбор материала для аппликации. Способы соединения тканей. Декоративное оформление игрушки.


1


теория

практика


Бумажная пластика –2часов



33


Материалы, инструменты.

Виды бумаги: писчая бумага (белая), тетрадная – её использование. Свойства бумаги: пластичность, упругость, прочность. Ножницы, клей.


1


теория

практика

34


Изготовление изделий из заготовок прямоугольной формы сгибанием.

Приёмы сгибания бумаги. Сгибание прямоугольника в разных направлениях. Разрыв бумаги. Деление прямоугольника на равные и неравные части. Получение одинаковых деталей сгибанием.

Изготовление аппликаций из деталей разной формы.

Бумага цветная, бархатная, её использование. Разметка деталей по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание, сушка под прессом. Деление геометрических форм на части. Экономное расходование материала. Оформление изделий ( по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).


1


теория

практика

35- 38


Творческо–проектная деятельность(июнь)


4


39


Творческо–проектная деятельность (июль)


1


40



Защита проектов (итоги года). Август


1









4. Тематический план (2 год обучения)


п



Название разделов (количество часов)



Название тем занятия

количество часов по

темам



Художественная обработка (мех, кожа, глина, тесто) – 5 часов




1


Основы орнаментальной композиции. Понятие симметрии, центра и др. Основные орнаментальные фигуры (полосы, треугольники, ромбы, кресты, круги).

Вышивка бисером. Техника низания, накладки, крепления бисера. Выкладывание бисером орнаментальных полос. Копирование (вышивка бисером) простейших орнаментальных фигур.

Вышивка нитками. Виды швов. Копирование простых, сложных швов. Вышивка гладью, техника исполнения копирования узоров в рисунке и материале.


1


теория

практика


2-3


Изготовление сувенирных изделий с вышивкой.

Технология изготовления сувенирных изделий (кошельки, нагрудные украшения, очечники и др.) на основе варьирование орнаментов и различных техников вышивания.

Художественный приём мозаика. Обработка техники мозаика (на ткани, мехе, коже) копирование орнаментальной полосы с подрезкой камуса, вставка кисточек из цветных нитей, полосок цветного сукна.

Художественный приём аппликация.

Отработка техники на ткани, мехе, коже, технологические пробы. Копирование орнаментальной полосы, выполненной в технике аппликации. Копирование орнаментальной розетки в технике аппликации.


2


теория

практика


4-5

Изготовление сувенирных изделий.

Примерный набор предметов: кошельки, очечники, нагрудные украшения, броши и др. Их изготовление с использованием техник аппликации и мозаики, дополненное другими видами художественной отделки: мехом, вышивкой, цветным сукном. Изготовление тапочек. Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Подготовка выкроек. Разметка и раскрой материала. Изготовление тапочек с использованием традиционных видов художественных отделок.

2


теория

практика



Изонить – 5 часов




6

.

Вводное занятие. Общие организационные сведения. Техника безопасности при работе с иглой.

Разметка сложных фигур. Разделение сложных фигур (пятиугольники, шестиугольники и др.) на четное количество частей. Прокалывание иголкой в картоне отверстий для работы, учитывая острые углы, ребро фигуры.


1


теория

практика


7


Наложение одного рисунка на другой. Поочерёдное заполнение фигур с учётом выбора композиции, цвета нити. Ознакомление с образцами композиции, которые будут изготовляться на последующих занятиях. Выявление форм в композиции.


1


теория

практика


8

Заполнение готового рисунка. Определение в рисунке перспективы. Задать передний и задний план, что позволит определиться с наложением одного рисунка на другой. Определить зону перехода цветовой гаммы.


1


теория

практика


9


Составление сложных композиций. Выполнение эскиза. Заполнение рисунка с учётом сложных фигур, перехода цветовой гаммы, наложение одного рисунка на другой. Использование отделочного материала (бисер, ткань и др.).


1


теория

практика


10


Составление сложных композиций. Выполнение эскиза. Заполнение рисунка с учётом сложных фигур, перехода цветовой гаммы, наложение одного рисунка на другой. Использование отделочного материала (бисер, ткань и др.).


1


теория

практика



Плетение и ткачество.-5 часов






11


Вводное занятие. Подведение итогов занятий прошлого года. Организационные вопросы.

Узелковая грамота в технике макраме. Узел «фриволите», репсовый узел, простая мережка, мережка с пико, плетение «горошина», Плетение сложных панно. Плетение сеткой, фестонами, брадами. Оплетение шариков и колец. Прибавление в середине полотна. Обработка нижнего края изделия бахромой, кистью с «шишечкой». Плетение в обе стороны от средней линии полотна.

Оплетение сосудов. Для работы понадобиться сосуд любой формы. Плетение начинается от горлышка способом вышивания свободных нитей. Для узора берется любая из техник плетения. Возможно вплетение фурнитуры.



1



теория

практика


12


Плетение пояса. Рассчитать длину нити для плетения. Выбрать материал для плетения. Плетение можно проводить брадами: двойными диагональными, наклонными параллельными, веерообразными, узлом «фриволите».


1


теория

практика


13


Плетение панно. Плетение панно включает в себя ранее изученные виды плетений. Меняется поочерёдность элементов панно.

Плетение кашпо. Выбор длины нитей плетения. Плетение шнура плоскими узлами. Применение узла

«фриволите», оплетение колец. Концы свободных нитей завязываем узлом «Сережка».



1


теория

практика


14


Виды плетения гобелена. Египетское плетение, плетение столбиками в репсовой и саржевой технике, ворсовая и махровая техники плетения, палас звёздчатый.


Плетение картины. Плетение идёт в репсовой или саржевой технике с применением различных вплетений нитей (махровое, ворсовое, египетское). Названия картин могут быть изменены по желанию детей.


1


теория

практика


15


Плетение кашпо сложной формы. Применение большого количества нитей для плетения. Распределение нитей. Плетение витых цепочек, «оплетки», узлов «Серёжка». Использование в плетении колец, шариков и другой фурнитуры.


Плетение панно-кашпо. В начале работы выполняется плетение панно, в котором присутствует оплетение планок. Колец, плетение ажурных шнуров. В отдельности плетётся кашпо с различными видами плетения (по желанию детей). В конце работы производится сборка готового изделия.


1


теория

практика



Бисероплетения – 5 часов




16


Вводное занятие. Подведение итогов прошлого года. Организационные вопросы. Просмотр журналов и книг по рукоделию.

Бижутерия. Изготовление «фенечки» плотным поперечным плетением приёмом «соты». Серёжки и бусы выполняются нанизыванием бусин или стекляруса, можно совмещать различные материалы для бисероплетения.

Плетение кулона. Плетение основной цепочки украшения. Оплетение камня для кулона.


1


теория

практика


17


Плетение кулона. Плетение основной цепочки украшения. Оплетение камня для кулона.


1


теория

практика


18


Плетение ожерелья. Ожерелье состоит из основной цепочки узкой в верхней части, выполняемой приёмом «восьмёрка», и расширена в нижней части, сплетённой приёмом «соты» и подплетённых «веточек».


1


теория

практика


19


Вышивка бисером. Узор, вышитый бисером может быть выполнен на любом материале. Выбор схемы для вышивки, подбор цветовой гаммы бисера. Техника вышивки: счётная вышивка. Пришивание бисерин прямо в ряду и наклонно.


1


теория

практика


20


Оплетение объёмных форм. Оплетение яйца (от середины или от конца) различными видами плетения с использованием бисера, стекляруса, рубки и бусин.


1


теория

практика



Художественное вязание.-5 часов





21


Повторение Вязание шарфика. Вязание двумя спицами «резинкой» с применением лицевой и изнаночной петель. Поворот вязания.


Вязание крючком по кругу. Цепочка из воздушных петель, соединение в кольцо. Обвязывание кольца столбиками без накида и столбиками с накидом. Расширение вязания по кругу.


1


теория

практика


22


Вертикальное вязание крючком. Вертикальное вязание столбиками без накида и столбиками с накидом без

Расширения полотна вязания.


1


теория

практика


23


Вязание салфеток. Чтение схем. Вязание по кругу ажурным узором с применением столбиков без накида, столбиков с накидом, цепочкой из воздушных петель. Приёмы соединений.


1


теория

практика


24


Вязание носков. Вязание на пяти спицах. Технология вязания. Вывязывание пятки, мыска.


1


теория

практика


25


Вязание варежек. Вязание на пяти спицах. Вывязывание большого пальца, мыска.


1


теория

практика



Работа с природным материалом- 4 часа




26

.


Аппликационные работы. Составление композиции из сухих листьев, травы, цветов. Понятие симметрии. Изучение законов композиции и их применение. Выделение композиционного центра (приём изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.).


1


теория

практика

27


Составление букетов. Составление композиции. Выделение интересного, наиболее впечатляющего в сюжете размером, цветом. Применение навыков декоративного оформления.


1


теория

практика

28


Изготовление поделок из природного материала. Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия.

Применение бумаги, картона, ткани, кожи.

1


теория

практика

29


Изготовление поделок из природного материала. Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия.

Применение бумаги, картона, ткани, кожи.


1


теория

практика



Работа с тканью –1час



30


Оформление изделий. Оформление изделий ( по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям ). Оформление изделия прямыми стежками и их вариантами. Обработка края заготовки бахромой.

Изготовление изделий по лекалам с правильной геометрической основой. Приёмы построения прямоугольника и окружности. Построение лекал правильной геометрической формы.


1


теория

практика



Мягкая игрушка –2 часа



31



Вводное занятие. Подведение итогов прошлого года. Просмотр образцов самодельных игрушек, рисунков, таблиц. Организационные моменты.

Изготовление объёмных игрушек из кожи и меха. Вырезать все части игрушки из материала. Соединить

детали. Произвести набивку игрушки. Оформить изделие.

1

теория

практика





32


Изготовление кукол – сувениров. Выполнение выкройки – лекала. Раскрой каркаса и ткани. Работа с клеем. Сшивание и соединение деталей игрушки. Оформление игрушки. Роспись лица.


1


теория

практика


Бумажная пластика –2 часа



33



Изготовление плоских изделий из деталей правильной геометрической формы. Бумага рисовальная, чертёжная – её использование. Свойства бумаги. Картон, его свойства. Приёмы работы измерительными инструментами. Приёмы резания тонкого картона ножницами. Соединение деталей различными видами «замков» (клапаны, щелевой, полоска бумаги) и проволокой. Нанесение клея на большие и малые плоскости

1


теория

практика

34


Изготовление объёмных изделий. Понятие о развёртке. Эскиз развёртки. Выбор заготовки. Резание картона ножом, надрезание линий сгиба. Преобразование плоских форм в полуобъёмные и объёмные.



1


теория

практика

35- 38

Творческо–проектная деятельность(июнь)


4


39

Творческо–проектная деятельность (июль)

1


40


Защита проектов (итоги года). август

1








IV. Методическое обеспечение


Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно-прикладного творчества составителем программы разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки):

  1. Изонить

  2. Макраме

  3. Бисероплетение

  4. Природный материал

  5. Рукоделие

  6. Изготовление изделий из кожи и меха

  7. Искусство Кольских саами

  8. Оригами

  9. Гобелен

  10. Вязание крючком

  11. Оформительская работа

  12. Подготовка к Новому году


Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для воспитанников.

V. Список использованной литературы


  1. Технология, 1-11 кл /Под ред. Е. С. Забалуевой. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Игрушки – самоделки, /Авт. – сост. Л. Н. Лосич. – Мн.: Элайда, 1997

  3. Кашпо и вазы для цветов, / Кузьмина. – М.: Эксмо – Пресс, 2000.

  4. Мягкая игрушка, / Н. Деревянко. – М.: Эксмо – Пресс, 2003.

  5. Бисер, /Л. В. Базулина. – Яросл.: Академия развития, 1999.

  6. Фенечки из цветных ниток и бисера, /Н. М. Волчек. – Минс.: Современный литератор, 1999.

  7. Цветы оригами для любимой мамы, / Авт. – сост. Л. В. Иванова. – М. ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

  8. Забавные поделки крючком и спицами, / С. Ф. Тарасенко. – М.: Просвещение, 1992.

  9. Роспись по дереву./ Л.Я. Суприн .- М : «Легкая пищевая промышленность» 2005.

  10. «Роспись, техника, приемы, изделия» - Н.В Величко Москва :»АСТ-ПРЕСС» 2007

  11. «Народные художественные промыслы» О.С. Попова Москва: «Легкая пищевая промышленность»2006

  12. Роспись, приемы, техника. Энциклопедия Н.В. Величко М. « Аст – Пресс» 2005

  13. Народные промыслы А .Клиентов. Москва : «Белый город» 2006

  14. «Дети и народное творчество» Л.В. Шевчук Москва . «Просвещение» 2006

  15. Ребенок открывает мир. В.Е. Субботский. Москва 2006

  16. Учебное рисование Н.П. Кастерин . Москва - «Просвящение» 2006





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!