СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "ПОЧЕМУЧКА"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ПОЧЕМУЧКА"   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "ПОЧЕМУЧКА"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»

Тяжинского муниципального района Кемеровской области
















ПОЧЕМУЧКА



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов




















Итатский

2015



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»

Тяжинского муниципального района Кемеровской области




Согласована с педагогическим советом

(протокол № 3 от « 28 » августа 2015 года)

Утверждена приказом № 51 от « 29 » августа 2015г.

Директор центра ________________ Н.Е. Воронов









ПОЧЕМУЧКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов






Педагог дополнительного образования

Писаренок Наталья Александровна




Возраст учащихся: 7 – 8 лет

для детей с умственной отсталостью – 8 – 9 лет

Срок реализации: 1 год









Итатский

2015

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка

  2. Задачи

  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия

  4. Ожидаемые результаты

  5. Учебно-тематический план

  6. Содержание образования

  7. Методическое обеспечение

  8. Материально-техническое оснащение

  9. Литература

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка


    1. Программа «Почемучка» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

    2. Актуальность данной программы заключается в том, что её реализация позволит обеспечить развитие познавательной активности и расширение кругозора младших школьников.

    3. Назначение программы:

  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении.

  2. Сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:

  • рассказать о конкретном виде деятельности;

  • выполнять основные действия;

  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.

    1. Целью программы является расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование их познавательной активности, развитие самостоятельного поискового, исследовательского мышления.

    2. Программа, не смотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.

    3. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.

    4. По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной и развивающей способности и коррекционной деятельности.

    5. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине и формирование предметных учебных умений по этой дисциплине, основ универсальных учебных действий, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.

    6. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей предметные учебные умения в предусмотренной ею области знаний и основы универсальных учебных действий.

    7. Исходной теоретической основой программы является

  • положение о комплексном развитии ребёнка на основе его возрастных особенностей и широкого диапазона интересов и потребностей;

  • положение об обучении с учётом межпредметных связей с учебными предметами начального уровня обучения «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «История», ОБЖ.

    1. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование навыков коллективного творчества к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.

    2. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.

    3. Срок реализации программы:

  • программа рассчитана на один год обучения.

  • общая продолжительность обучения составляет 33 учебных часа.

1.14. Режим занятий:

  • занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут

  • принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.15. Возраст учащихся: 7 – 8 лет, для детей с умственной отсталостью – 8 – 9 лет.

1.16. Количество учащихся в группе: количество учащихся, выбравших данную программу, но не более 15 человек.

1.17. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.18. Формы занятий: программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются теоретические и практические занятия.

1.19. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.

1.20. Формы подведения итогов реализации программы:

  • текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование учебных умений;

  • итоговый контроль в конце учебного года в форме мониторинга участия учащихся в итоговом занятии по обобщению изученного материала

1.21. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:

  • учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;

  • использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;

  • привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;

  • создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

  1. Задачи программы


Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Расширить уже имеющиеся знания о предметах и явлениях окружающего мира.

  2. Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащегося через вовлечение в исследовательскую работу.

  3. Приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.

  4. Формировать умения активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, научить их приёмам анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

  5. Укреплять интерес к познанию окружающего мира.


  1. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия


Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих

предметных знаний:

  • три состояния вещества, свойства воды;

  • происхождение различных явлений природы;

  • особенности некоторых растений и животных;

  • что такое звук;

  • как делают бумагу;

  • особенности нашего календаря;

  • основы безопасного поведения

предметных учебных умений:

  • приводить примеры удивительных растений, животных, явлений природы;

  • самостоятельно находить в разных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа, презентации;

  • пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос;

  • владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

– владеть навыками работы с различными источниками информации;

– позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Программа предусматривает продолжение работы по формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно­смысловую ориентацию учащихся:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженной в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам выполнения новых задач;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • основ экологической культуры: принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:

  • всех типов учебных действий, направленных на организацию своей работы в центре и вне его;

  • способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • умения учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

  • умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • способности адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;

  • умения различать способ и результат действия;

  • умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:

  • умения воспринимать и анализировать новые знания, использовать знаково-символические средства, владеть действием моделирования, широким спектром логических действий и операций;

  • умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;

  • умения ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;

  • умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • умения осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • умения проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • умения осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • умения устанавливать аналогии;

  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:

  • умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию;

  • умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • способности допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • умения формулировать собственное мнение и позицию;

  • умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


  1. Ожидаемые результаты


В ходе освоения программы учащиеся будут:

  1. иметь представление:

  • о происхождении различных явлений природы;

  • об особенностях некоторых растений и животных;

  1. знать:

  • правила техники безопасности;

  • разнообразие животного мира, особенности жизни и поведения некоторых животных;

  • государственные праздники России;

  • основы безопасного поведения дома, на улице, в лесу, при пожаре, наводнении, землетрясении;

  • интересные факты науки и техники, явлений природы.

  1. уметь:

  • самостоятельно находить в разных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа, презентации;

  • проводить исследования по заданной теме;

  • позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

  1. применять полученные навыки и умения в практической деятельности;

  2. иметь опыт публичного выступления со сведениями по определённой теме и с результатами исследовательской работы.


  1. Учебно-тематический план



Тема


Кол-во

часов

В том числе на

теоретические занятия

практические занятия

Вводное занятие

1


1

Животные


9

9

Праздники

1

2

3

ОБЖ или как сделать жизнь безопаснее

2


2

Хотим всё знать

5

12

17

Итоговый контроль. Презентация Исследовательской работы.


1

1

Итого

7

26

33


6. Содержание образования

Вводное занятие (1 час). Введение в программу. Проведение инструктажа по технике безопасности. Игра «100 вопросов - 100 ответов»

Животные (9 часа). Разнообразие животного мира. Особенности жизни и поведения некоторых животных. Все ли медведи зимой спят? Как построил домик бобр? Самый большой крокодил. Бывает ли слон морским? Повадки тигров. Кто такие динозавры?

Практическая работа: складывание пазлов с изображением животных, решение кроссвордов и ребусов.

Праздники (3 часа). Государственные праздники России. Любимый детский праздник – Новый год! Кто такие Дед Мороз и Снегурочка? Костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Занятия-путешествия, практические задания, творческая мастерская.

ОБЖ или как сделать жизнь безопаснее (2 часа). Основы безопасного поведения дома, на улице, в лесу. Как вести себя при пожаре, наводнении, землетрясении.

Хотим всё знать (19 часов). Интересные факты науки и техники, явления природы. Мини - эксперименты, помогающие объяснить и понять явления природы и законы физики в интересной и доступной форме.

Итоговый контроль (1 час). Выполнение тестовых заданий по обобщению изученного материала. Презентация исследовательской работы.

7. Методическое обеспечение

Реализация программы осуществляется на основе следующих методов:

формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, пример;

организации деятельности – приучение, упражнение;

стимулирования деятельности – поощрение (выражение положительной оценки) и наказание (осуждение действий, противоречащих нормам поведения).

Занятия организуются на принципах:

  • личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества учащихся и педагога;

  • доступности предлагаемого материала;

  • последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

  • вариативности и проблемности;

  • взаимодействия с семьей.

В процессе обучения используются следующие средства:

  • различные виды деятельности;

  • вещи и предметы;

  • произведения и явления духовной и материальной культуры;

  • природа.

Так как программа является программой курса по выбору внеурочной деятельности в начальной школе и целью её является расширение знаний учащихся об окружающем мире, её реализация предусматривает осуществление межпредметных связей с предметами, изучаемыми в рамках учебного плана. Поэтому при изучении тем программы необходимо опираться на знания, полученные учащимися в курсах «Окружающий мир» (о различных явлениях природы), «Основы безопасности жизнедеятельности» (о строении органов чувств человека и правилах безопасного поведения), «Литературное чтение» (знакомство с произведениями познавательного характера).

Учитывая возраст учащихся, учебные занятия необходимо проводить в форме занятий-путешествий, занятий-экспериментов, целевых прогулок, циклических наблюдения. При этом большая часть занятий должна носить комплексный характер, включающий разные виды деятельности, как учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.

Так как одним из основных принципов обучения является принцип наглядности, при изучении тем программы возможно широкое использование учебных видеомультфильмов, в увлекательной форме дающих достаточно большой объём интересной информации. Изучение темы «Хотим всё знать» можно построить на основе видеомультфильмов «Из чего состоит воздух?», «Что такое радуга?», «Почему идёт дождь?», «Почему луна в разное время выглядит по-разному?», «Три состояния вещества», «Гроза», «Почему снежинки всё время разные?». Изучение темы «Животные» можно построить на основе просмотра и обсуждения видеомультфильмов «Африканский слонёнок Эбу», «Тигрица Тара», «Медвежонок Перси», «Страусёнок Олли», «Загадочные кошки», «Собаки». Изучение темы «Праздники» уместно осуществлять на основе видеомультфильма «Почему у нас такой календарь?». Занятия по основам безопасного поведения целесообразно осуществлять на основе обучающего фильма «Спасик и его друзья».

Кроме видеофильмов на занятиях необходимо использовать такие наглядные пособия, как таблицы, рисунки, книги, готовые изделия.

Из дидактического обеспечения необходимо наличие индивидуальных карточек, тестов, разноуровневых заданий, кроссвордов, ребусов и т.п.

8. Материально-техническое оснащение

  1. Канцтовары: альбомы, тетради, карандаши, пластилин.

  2. Аудиоаппаратура: магнитофон, кассеты, телевизор, DVD-проигрыватель.

  3. Видеомультфильмы «Почемучка», «Живая природа. Ребятам о зверятах», «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «ВВС. Животные глазами животных».

  4. Инструменты: ножницы, цветные карандаши.

  5. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек

  6. Доступ к информационно-коммуникационным сетям


9. Литература

для педагога

    1. Абагумова Г.М.., Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. Планета Земля [Текст]: Науч.-поп. издание для детей /Абагумова Г.М.., Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

    2. Живой мир [Текст] /. – М.: ЗАО « РОЛСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 256с.

    3. Житомирский С.В., Порцевский К.А. и др. Тайны звездного неба [ Текст]: Науч.-поп. издание для детей./Житомирский С.В., Порцевский К.А. и др. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006. – 256с.

    4. Птицы [Текст]/ Пер. с анг. Н.Венчиковой. – М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО « Издательство АСТ», 2002. – 64с.

    5. Растительный мир в картинках[Текст]/ – М.: Русское Энциклопедическое товарищество, 2004.-64с.

    6. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе [Текст]: Методические рекомендации / Шорыгина Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

    7. Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и ее обитателях [Текст]: Методические рекомендации / Шорыгина Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.











Почемучка: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности /Н.А. Писаренок – Итатский: МБУДО «Итатский детско-юношеский центр»2016




Технический редактор: Н.А. Писаренок












Оригинал – макет подготовлен на компьютере МБУДО «Итатский детско-юношеский центр»









Почтовый адрес – 652245, Кемеровская область, Тяжинский район,

пгт Итатский, ул. Школьная 21, пом. 1










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!