СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драма "Бесприданница"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне очень нравится творчество А. Н. Островского. В основном в 10 классе и на первом курсе  колледжей изучают драму "Гроза". Представляю вам урок по драме "Бесприданница".  Цель: 

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, показать вклад А.Н. Островского в развитие драматургии, соотнести факты биографии писателя с его литературной деятельностью. Учим студентов, школьников классифицировать, сопоставлять, выделять критерии поведения главных героинь пьес

Воспитательная: воспитывать у обучающихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, воспитывать уважение и интерес к русской литературе/

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя.

.

Просмотр содержимого документа
«Драма "Бесприданница"»

Драма « Бесприданница ».. Социальный конфликт пьесы

Драма « Бесприданница »..

Социальный конфликт пьесы

Цели урока Определить причины конфликта в пьесе, выстроить композицию пьесы, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения; имена героев; сопоставить художественное произведение и сцены из фильма Э.Рязанова,; пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания ; воспитание нравственной чуткости.

Цели урока

  • Определить причины конфликта в пьесе, выстроить композицию пьесы, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения; имена героев; сопоставить художественное произведение и сцены из фильма Э.Рязанова,;
  • пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания ; воспитание нравственной чуткости.
повторение Назовите конфликты в пьесе «Гроза» Почему драма имеет такое название?

повторение

  • Назовите конфликты в пьесе «Гроза»
  • Почему драма имеет такое название?
Кто виноват в гибели Катерины?  Виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления. Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. В этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание.

Кто виноват в гибели Катерины?

  • Виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.
  • Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. В этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства.
  • Вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание.
продолжаем Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу. Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни.

продолжаем

  • Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения.
  • Признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу. Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни.
Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого. Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи . Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки. Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все - равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - восклицает она.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации?

  • Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого.
  • Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи . Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки.
  • Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все - равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - восклицает она.
Драма «Бесприданница»

Драма «Бесприданница»

Почему именно Карандышев убивает Ларису  Когда К. понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» - произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». К. не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой. Совершенное им убийство – это последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этом К. особенно смешон и жалок. У самой Ларисы не хватило сил, чтобы не упасть окончательно на самое дно... И поэтому, очевидно, искренняя ее признательность тому, кто помог ей (сам того не желая!).

Почему именно Карандышев убивает Ларису

  • Когда К. понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» - произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». К. не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой. Совершенное им убийство – это последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этом К. особенно смешон и жалок.
  • У самой Ларисы не хватило сил, чтобы не упасть окончательно на самое дно... И поэтому, очевидно, искренняя ее признательность тому, кто помог ей (сам того не желая!).
Что изменится после гибели девушки? Может быть, Паратов откажется теперь от своей «миллионной невесты»? Вряд ли! Может быть, Вожеватов, потрясенный случившимся и своей ужасной ролью в этом, кардинально пересмотрит все свое поведение и станет совершенно по-иному относиться к людям? Вряд ли. Ведь смерть была уже в глазах Ларисы, когда она его молила о сочувствии, но он прошел мимо... Может быть, в жизни Кнурова что-то изменится? Может быть, он отменит хотя бы свою деловую поездку в Париж на выставку? Вряд ли — финансовая корпорация «Кнуров» должна функционировать и, притом, бесперебойно...

Что изменится после гибели девушки?

  • Может быть, Паратов откажется теперь от своей «миллионной невесты»? Вряд ли! Может быть, Вожеватов, потрясенный случившимся и своей ужасной ролью в этом, кардинально пересмотрит все свое поведение и станет совершенно по-иному относиться к людям? Вряд ли. Ведь смерть была уже в глазах Ларисы, когда она его молила о сочувствии, но он прошел мимо...
  • Может быть, в жизни Кнурова что-то изменится? Может быть, он отменит хотя бы свою деловую поездку в Париж на выставку? Вряд ли — финансовая корпорация «Кнуров» должна функционировать и, притом, бесперебойно...
А Карандышев? Что будет с Карандышевым? Сознается ли он в своем преступлении или нет? Здесь возможны разные варианты. Поскольку убийство из-за ревности часто оправдывало убийцу не только юридически, но и создавало в глазах общества ореол мученика и даже героя, то очень может быть, что Карандышев мог бы громогласно признаться в убийстве

А Карандышев?

  • Что будет с Карандышевым? Сознается ли он в своем преступлении или нет? Здесь возможны разные варианты. Поскольку убийство из-за ревности часто оправдывало убийцу не только юридически, но и создавало в глазах общества ореол мученика и даже героя, то очень может быть, что Карандышев мог бы громогласно признаться в убийстве
Домшнее задание. Сравнительная таблица Катерина драма «Гроза» Общее Различие Лариса драма «Бесприданница» Общее Различия

Домшнее задание. Сравнительная таблица

  • Катерина драма «Гроза»
  • Общее
  • Различие
  • Лариса драма «Бесприданница»
  • Общее
  • Различия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!