СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драматургия Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Драматургия Лермонтова»

Тема 12. Драматургия Михаила Юрьевича Лермонтова.


План

1 Драмматургия М. Ю. Лермонтова.

2. Лермонтовская драматургическое наследие.

3. Актульность драматургии Лермонтова.


Ключевые слова: драматические произведения, культура XIX в., философия творчества, философия жизни, экзистенциальная культура, лермонтовский экзистенциальный герой


1. Бердяев, Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев; вступ. ст. и сост. В. Н. Калюжного. – Москва: АСТ,
2003. – 679 с.
2. Гуревич, П. С. Психология чрезвычайных ситуаций / П. С. Гуревич. – Москва: Юнити-Дана, 2007. – 496 с.
3. Зотов, С. Н. Лермонтов в интеллектуальном переживании Пастернака: к проблеме экзистенциального
понимания литературы [Электронный ресурс] / С. Н. Зотов // Персональный сайт доктора филологических наук Зотова Сергея Николаевича. – Режим доступа: http://www.czotov.ru/content.php?id=99126. –
Дата обращения: 19.06.2016.
4. Зотов, С. Н. Об экзистенциальном смысле поэзии М. Ю. Лермонтова / С. Н. Зотов // М. Ю. Лермонтов:
русская и национальные литературы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (18–19 июня 2011). –
Ереван: Лусабац, 2011. – С. 115–127.
5. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / М. Ю. Лермонтов. – Москва: Художественная литература, 1984. – Т. 3. Драмы. – 544 с.
6. Лермонтовская энциклопедия / ред. В. А. Мануйлов. – Москва: Совет. энцикл., 1981. – 784 с.


Экзистенциализм-одно из наиболее популярных (наряду с психоанализом) философских течений ХХ в. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» - существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию. Различают два направления экзистенциализма — атеистическое и религиозное. Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки.


Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно, и особое место в нем занимает драматургия. Несмотря на то, что традиционно Лермонтова воспринимают прежде всего как гениального поэта и прозаика, в его драматических произведениях много важных философских, мировоззренческих идей, в том числе экзистенциальных (идей существования). В первой трети XIX в. экзистенциализм как самостоятельная концепция еще не оформился, но творчество Лермонтова, преимущественно драматургия, пронизано подобными идеями, это дает нам возможность говорить о том, что поэт стоял у истоков отечественной экзистенциальной мысли (мысли существования). в жанровом смысле «драматургия М. Ю. Лермонтова не занимает первого места в его наследии, пропуская, несомненно, вперед лирику и прозу поэта. Прежде всего, мы ценим Лермонтова как божественного лирика и неподражаемого прозаика. В чуть меньшей степени – как эпика: хотя все знают бессмертного “Демона”, но трудно утверждать, что такой же популярностью пользуются другие его поэмы... драматургия Лермонтова – это наименее исследованная часть лермонтовского наследия, содержащая в себе много новых, важных аспектов творчества поэта. Обращение Лермонтова к драматургии не случайно. С детских лет маленький Миша увлекался театром, в Тарханах, имении бабушки, участвовал в домашних постановках, сам писал сценарии к ним, лепил фигурки героев из цветного воска, а в годы учебы в Московском университете любил читать драмы Ф. Шиллера и У. Шекспира, Г. Лессинга и В. Гюго (так, в «Маскараде», бесспорно, чувствуем параллели с трагедией «Отелло»), на драматический язык поэта также оказали влияние произведения А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, А. С. Пушкина. В 1829 г. Лермонтов предпринимает попытку создать либретто для оперы «Цыганы» по одноименной пушкинской поэме (заметим, юному драматургу тогда было всего 15 лет!).

Достаточно прочитать драмы Лермонтова, относящиеся к раннему периоду его творчества, чтобы глубоко понять его как человека, трагедию его жизни, влияние окружения, жизненных обстоятельств на формирование его личности. Многие сюжетные линии драм выстроены по мотивам реальных жизненных ситуаций, происходивших с автором (семейные ссоры отца и бабушки поэта, его любовные переживания, сложные отношения с друзьями). Однако личные впечатления реальной действительности являются лишь творческим методом для Лермонтова, поскольку он не ставит цель отразить на бумаге и показать на сцене всю коллизию собственной автобиографии, ему важно продемонстрировать связь внутреннего мира личности, ее нравственно-философских конфликтов с социальными отношениями в историко-культурном контексте своей эпохи.

С ранних лет Лермонтова волновали проблемы экзистенциального характера. Тонко чувствующий и не по годам образованный, он задавался вопросами: что есть человек, каково его место в мире, в чем смысл его жизни, почему существует неравенство между людьми, как найти правильный путь к свободе и преодолению страха, одиночества, страдания; что ждет человека после смерти, абсурдна ли жизнь, в чем смысл трагедии конечности человеческого я и, если есть на свете Бог, то почему Он допускает существование преступлений? Ответы на эти и другие экзистенциальные вопросы Лермонтов пытается дать в своем творчестве.

Если обратиться к лермонтовскому драматургическому наследию, то можно выделить прежде всего пять основных произведений, написанных в период с 1830 по 1836 г. незавершенная стихотворная трагедия «Испанцы» (1830), драмы («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (1836) и «Маскарад»(1835–1836). Сохранились также ногочисленные наброски нереализованных сюжетов.

«Испанцы»
Трагедия «Испанцы» – это первое законченное драматическое произведение поэта, написанное им в годы увлечения семейными преданиями о происхождении своего древнего рода. Лермонтов не знал точно, откуда вести свои корни. По одной версии (ныне точно установленной), род Лермонтовых берет свое начало в Шотландии – ротмистр Георг Лермонт в 1613 г.перешел на русскую службу, а его далекий предок, живший в XIII в., – легендарный Томас-Рифмач, поэт-предсказатель из шотландского городка Эркельдун. Другая гласит, что у истоков рода Лермантовых (таким было тогда
написание этой фамилии) стоял испанский герцог Франсиско Лерма. Именно его, фантазируя на испанские темы, изобразил Лермонтов на своем портрете «Герцог Лерма» (масло, 1832–1833 гг.). И, несмотря на то, что справедливой оказалась первая версия, интерес к испанской теме характерен для раннего лермонтовского творчества, к которому относится и трагедия «Испанцы». Действие происходит в период средневековой инквизиции (XV – XVII вв.). Образы героев отличаются романтической условностью и обобщенностью.

В центре сюжета – «романтический герой, наделенный мятежной энергией сопротивления. Сила духа, верность высоким идеалам ставит Фернандо в один ряд с теми образами, в которых проявилась мечта поэта о героической личности». Его поступки направлены на защиту справедливости и добра, но несут в себе разрушительное начало. Внешний конфликт человека с обществом (сословное неравенство, незаконность происхождения, религиозные противоречия в окружении, пороки и преступления) обострен внутренним конфликтом разных сторон личности, мятежных порывов души.

В образе Фернандо отражен весь спектр экзистенциальных переживаний личности. Герой чувствует свое тотальное одиночество и заброшенность в этот мир, полный печали и пороков: «Так, так, совсем, совсем забытый сирота!.. В великом Божьем мире ни одной Ты не найдешь души себе родной...». Человек осознает конечность своего я, хрупкость и незащищенность перед абсурдным, жестоким миром, где бытие обречено на бесследное исчезновение, и эта драматическая предопределенность его пугает. Острый сюжет трагедии в стихах не раз привлекал внимание театральных режиссеров. В 1923 г. пьеса была поставлена в Москве К. В. Эггертом, в 1939 г. – в Вологде, в послевоенные годы – неоднократно во многих советских провинциальных театрах.

(«Люди и страсти»)
1830 г. – время увлечения Лермонтова немецкой поэзии. Обращение поэта к драмам означает, что ему стали тесны рамки лирики, и его герои хотят проявить себя в активном действии. Так драма «Люди и страсти» целиком построена на русском бытовом материале. Благородный романтический герой Юрий Волин – человек возвышенных идей и глубоких чувств, он не может примириться с несправедливостью, ханжеством, расчетливым лицемерием окружающих людей, и назревающие семейные ссоры и внутренние душевные конфликты приводят к трагедии. Постоянные страдания нарастают, как ком, выводя героя из равновесия (смерть матери, разлука и проклятие отца, жестокость бабушки, избиение крепостных, предательство друга, непонимание в отношениях с любимой, интриги дяди) – и его воля сломлена. Тема любви к жизни, веры в человека, утверждение нравственных прав на счастье, гармонию и справедливость чередуются с тоской, отчаянием и безысходностью. Страсти вокруг Юрия кипят. Неожиданные, почти одномоментно возникающие стрессовые, конфликтные ситуации герой даже не успевает проанализировать, восклицая: «Это выше моих сил!». Своей смертью Юрий Волин «бросает вызов уродливым формам жизни, где торжествуют пороки, несправедливость, корысть, предательство и ложь».

Несмотря на выраженную автобиографичность драмы, Юрий Волин – не автопортрет Лермонтова, а ранняя, еще полная обобщений и условностей, попытка нарисовать образ героя своего времени – психологический облик своего поколения. Герой, как и его автор, страдает от одиночества и осознания безысходности, невозможности распутать клубок непонимания и ссор между любимыми им, близкими людьми. Отчаянный поиск смысла жизни и глубокое разочарование от полной потери его после целого ряда потрясений приводят Юрия к осознанию абсурдности существования человеческого я, и он с болью говорит своему другу: «Помнишь ли ты Юрия, когда он был счастлив? Сон этот миновался, потому что я слишком хорошо узнал людей...».
Экзистенциальное одиночество – это состояние особого рода. Согласно философской концепции экзистенциализма, человек одинок от природы, одиночество сопровождает его от рождения до смерти, поскольку экзистенция как особый, собственный способ бытия ограничена сознанием и мировосприятием отдельной личности, и понять человека так, как мог бы понять себя он сам, никто, кроме него самого, не может. Человек может быть окружен друзьями, единомышленниками, но внутри он всегда остается один на один со своей экзистенцией, и чтобы понять другого человека. Именно такое экзистенциальное одиночество терзает Юрия Волина: «От колыбели какое-то странное предчувствие мучило меня. Часто я во мраке ночи плакал, когда вспоминал, что у меня нет совершенно никого на целом свете...».Поскольку экзистенциализм, являясь философско-мировоззренческой концепцией, делится на атеистический и религиозный, вопрос о соотношении человека и Бога – один из ведущих аспектов данного течения. Так герой
Лермонтова сначала осмысливает поступки людей и свои собственные как глубоко верующий человек, но по мере того, как жизненные потрясения одно за другим изменяют его отношение к миру, Богу и самому себе, богоборческий пафос в нем растет, и Юрий, не боясь разговаривать с Богом на равных, протестует против философии примирения человека с небом. Юрий Волин видит человека хрупким и незащищенным существом: «О, человек, несчастное, брошенное создание... Он сотворен слабым; его доводит судьба до крайности... Я стою перед Творцом моим. Сердце мое не трепещет... я молился... не было спасенья... я страдал... ничто не могло Его тронуть!».

В пограничной ситуации, перед лицом смерти, когда герой решается на самоубийство, истинно экзистенциальные переживания буквально разрывают его на две половины. Бессмертие души противостоит полному исчезновению после смерти человеческого я. Что ждет экзистенцию за гранью жизненного пути – неизвестно, но оба исхода страшат Волина: бессмертие души грозит вечным страданием за совершенный грех («Бог мне... никогда не простит!..» – последние слова Юрия перед смертью, и эта реплика не случайна), а убежденность в полном исчезновении собственного бытия доводит до оцепенелого ужаса перед «Ничто».

«Странный человек»
Духовный облик Владимира Арбенина,героя драмы «Странный человек», – это своего рода квинтэссенция идейно-философских исканий лермонтовского поколения: напряжение мысли, внутренняя тревога, «тяжелая ноша» самосознания, исполинские замыслы и трагизм мироощущения. В этом произведении особенно ярко высвечивается столкновение человека возвышенных чувств и мыслей с жестокостью и бездушностью общества, с искаженным представлением о чести, достоинстве, порядочности и человечности. Так, отец Владимира с легкостью меняет живых людей на бумажки и гордится этим способа менять людей на бумажки...». Он отказывается приехать к умирающей жене, а его отцовское проклятие
оборачивается одной из причин сумасшествия, а затем и гибели сына.

Владимир – юный поэт «с обостренным трагизмом мироощущения, свойственным лучшим людям лермонтовского поколения». Он от природы добр, чуток, имеет чистое и любящее сердце, идеалы гуманности противопоставляет лицемерной морали, резко обличает злое окружение, которое расценивает его поведение как транное. С мужеством отчаяния он стремится защитить добро, помочь другу деньгами, спасти крепостных от жестокой помещицы, возмущается бездушием отца, не дающего ему встречаться с умирающей матерью. Психологическая формула характера Владимира Арбенина получена длительным самонаблюдением, странность его заключена в том, что исполинские замыслы, жажда великого отличали его от толпы, «он имел характер пылкий, душу беспокойную, и глубокая печаль терзала его. Его сердце созрело прежде ума. Малейшая обида приводила его в бешенство». Герой гибнет, но не от измены Наташи, своей возлюбленной, а от утраты веры в жизнь, в прежние идеалы. «Преграда между добром и злом рушится, он обращается к Богу: “Ты виновен!”».

Не вызывает сомнений наличие влияния на Лермонтова комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Странный человек» – произведение, также во многом отражающее личные переживания автора. Ощущение подлинности и автобиографичности усиливает разделение пьесы не на акты, а на 13 датированных сцен, словно дневниковые записи Печорина в романе «Герой нашего времени». Владимир Арбенин очень молод, но его размышления о чувствах человека и неотвратимом одиночестве, постигающем каждого, полны печали не по годам умудренного нелегким жизненным опытом и глубокими страданиями человека: «Смешны для меня люди... Никто меня не понимает, никто не умеет обходиться с этим сердцем, которое полно любовью и принуждено расточать ее напрасно...».
Но Лермонтов через своего героя предлагает вариант спасения от абсурдности бытия: смысл жизни человек может найти в творчестве. Владимир – поэт, его искренние и полные живых чувств стихи вызывают внимание в кругу друзей, их долгое время берегла возлюбленная. А ведь именно ворчество способно стать своеобразным зеркалом внутреннего мира автора, помочь ему оставить в объективной действительности отголосок своих внутренних, субъективных переживаний.

«Два брата»
От драмы к драме Лермонтовым все острее поднимается проблема критики существующего строя, в котором человек испытывает страдания и не может жить, имея нравственные начала. Поэту требуется много напряженной душевной работы, поскольку он вкладывает в пьесы свои думы, размышления, свое сердце. Постижение Лермонтовым глубоких психологических проблем из реальности уходит в творчество: факты из жизни обретают новый смысл и звучание, попадая в реальность художественных образов. В пьесе «Два брата» мотив противопоставления добра и зла доводится им до подчеркнутой остроты, кристаллизуясь в образах братьев Радиных, двух антиподов – мечтательного, чистого, пылкого, но беззащитного Юрия и жестокого, холодного, мстительного Александра. Герои крайне противоположны по характеру, внутреннему миру, нравственно-этическим началам. Юрий – воплощение добра, заботливый, любящий, он старается помочь близким, думает и о судьбе России – все в нем сочетается гармонично, от личного до глобального. Александр, напротив, сдержанный, расчетливый, раздираемый скрытыми страстями. Он имел светлые мечты и идеалы, но смирился с их крушением и стал жить для своей выгоды. Разочарованный и негодующий, он устраивает жестокие эксперименты над братом, который из-за его сплетен ссорится с отцом и остается в одиночестве. Цель такого эгоистичного действия – посмотреть, как перенесет брат измену любимой девушки, предательство и ссору, что в итоге приводит Юрия к пограничному состоянию, обрушиваясь на него отчаянием и безвыходностью. Экзистенциальное переживание любви показано Лермонтовым через двойную антитезу: светлое, чистое, романтическое чувство Юрия сравнивается с порочным, преступным, мятежным чувством Александра. Как две половины единого целого, они дополняют друг друга и одновременно находятся в оппозиции: в первом случае это благородная, нежная, возвышающая душу любовь, во втором – безумная, эгоистичная, испепеляющая сердце страсть. Но чувства и одного, и другого брата сильные, искренние, неподдельные и вместе они противопоставлены мелочному и расчетливому отношению к любви со стороны князя Лиговского и Радина-отца, поступки и суждения о жизни которых полны корысти и бездушности. Пьеса, законченная уже после первой редакции «Маскарада», завершает драматургическое творчество Лермонтова, соприкасаясь с романом «Княгиня Лиговская» и повторяя его автобиографические мотивы сюжетных линий, а трактовка характеров двух братьев – две ипостаси романтического образа – предопределяет появление Печорина, единого завершенного образа лермонтовского экзистенциального героя. лермонтовского экзистенциального героя.
«Маскарад»
Философское осмысление противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от ранних драм, несущих идею благородной мести и духовного мятежа. С каждой пьесой характер лермонтовского героя все больше усложняется. Так, в Евгении Арбенине смешалось добро со злом. Некогда мечтательный юноша, он переживает крушение своих идеалов, познав низость, пороки общества. Теперь он мстит за гибель своих надежд на счастье и нравственное возрождение. Там, где была мечта о свободе, – ныне мгла и пустота. Продолжая жить в обществе интриг и пошлости, герой
все же надеется обрести нравственную опору в нежности, преданности и чистоте любви. Он словно пребывает одновременно в двух мирах – мире зла и добра: пытается найти покой и счастье в любви своей жены Нины, но при этом остается в мире азарта карточных игр, среди маскарада и сетей светских сплетен. Неприемлющий пустое и жестокое общество Звездичей и Казариных, Арбенин между тем продолжает быть причастным ему, поскольку сам им порожден. Он попадает в ловушку лживых слухов маскарадного мира и, разъедаемый ревностью, идет на преступление. Эгоизм, холодная жестокость, импульсивность и внутренняя борьба – все переплелось с внешними
обстоятельствами, с нарушением границ добра и зла, затмив ему разум, пробудив в нем зверя, заставив стать убийцей. Презрение пороков света у Арбенина оказалось мнимым, зло породило зло. Он оказывается и преступником, и жертвой. Он винит миропорядок, в котором поступки диктуют ложь и пороки и ничего святого нет. Вседозволенность героя доходит до того, что «он с диким психическим сладострастием добивался от Нины признания притворства – это была с его стороны игра виртуоза». Лермонтов обличает пороки света и ставит проблему личности, раздумий о судьбе человека, одиноко противостоящего существующим порядкам.

В многообразных сложных характерах героев присутствует диалектическое единство и противоборство добра и зла. Основная мысль драмы близка мотивам учения Ф. Шеллинга:добро бессильно противостоять злу, единственная возможность борьбы со злом – бунт, мятеж. И Лермонтов показывает, к каким трагическим последствиям этот мятеж может неизбежно привести. При сравнении драм Лермонтова отмечается схожесть героев: общие мечты о светлой жизни, идеи о равноправии и справедливости, сходная окружающая обстановка и ситуации, в которые они попадают, но герои различны, индивидуальны: по-разному переживают и делают выбор своей судьбы. Отличительной особенностью всех пяти драм является обращение автора в них к теме сложных семейных конфликтов, основу чему положили события биографии самого Лермонтова.
Экзистенциировать – значит, пропускать через себя, через свою собственную экзистенцию всю объективную реальность, наполняя ее атмосферой собственного сознания, познавая мир через свои субъективные ощущения, и в этом смысле каждая экзистенция уникальна, как уникален и способ познания реальности каждой отдельной личностью, поскольку каждой личности присущ свой способ бытия. Так и герои драм Лермонтова – сложные, многогранные, характеры, остро переживающие осознание своей исключительности и невозможности изменить мир, в котором тесно их мятежной, мятущейся душе. Таким образом, для того чтобы более полно и глубоко понять характеры центральных героев лермонтовской драматургии, проанализировать их мировоззренческую специфику, следует говорить о едином экзистенциальном образе, прошедшем многоэтапную
эволюцию, реализуясь в герое каждой отдельно взятой пьесы. Любому автору, чтобы состояться как драматургу, необходимо увидеть на сцене хотя бы одну свою пьесу. Лермонтов по причине многих обстоятельств был такой возможности лишен. Он, прожив неполных двадцать семь лет и оставив после себя многогранное литературное наследие, так и не увидел на сцене ни «Маскарада», ни другие из своих драм. Человек выстраивая взаимоотношения, также ощущает одиночество, с той же силой стремится понять, где проходит граница добра и зла, жизни и смерти, свободы и вседозволенности. Исходя из сказанного, нам кажется актуальной постановка спектаклей по пьесам Лермонтова, в которых герои, представители современного молодого поколения, полны экзистенциальных идей. На наш взгляд, такие постановки будут призваны вскрыть волнующие молодое поколение проблемы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!