СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние образы в современных народных игрушках

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопроводительный материал к презентации "Древние образы в современных народных игрушках"

Просмотр содержимого документа
«Древние образы в современных народных игрушках»

Древние образы в современных народных игрушках

Филимоновская игрушка – древнерусский художественный промысел, сформировавшийся в селе Филимоново Тульской области. Земля здесь урожая не давала, сколько крестьяне не старались, зато местная глина способствовала развитию гончарного промысла. Мужчины лепили кирпичи, горшки да миски, а женщины из оставшейся глины придумали лепить игрушки. Девочки уже с 7–8 лет обучались этому мастерству, помогая матери. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают печи. Лепили игрушки в свободное от сельских трудов время, потом продавали их на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свистулька – это очень древняя и до сих пор популярная игрушка. Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки использовали её для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали (Бога Солнца) пением дудок, сделанных из глины. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка. Известное в наше время суеверие «не свисти – денег не будет» – это миф. Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – медведи, лисы, лошадки, коровы, бараны; из птиц – курицы, петухи и многое другое. Формы игрушек были необычные, вытянутые.

Филимоновские барыни и барышни с кавалерами одеты всегда нарядно, пёстро, ярко, когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется ощущение праздника, а с ним – и радостное настроение. Роспись филимоновской игрушки очень смелая, задорная. В жизни никто, конечно, не встречал корову или петуха с красно-жёлтыми полосами или цветочками по бокам, оленя с разноцветными рогами, а вот в сказках их может быть сколько угодно. Филимоновская игрушка и есть сама сказка – вечное детство!

Для росписи использовались куриные и гусиные пёрышки. Краска с пёрышек очень хорошо пристаёт к глине. Сейчас могут расписывать и тонкими кистями

Роспись проводится в определённом порядке:

1. Сначала жёлтым цветом рисуют полоски и пятна;
2. Затем обводят красным;
3. Далее – зелёным, реже синим, фиолетовым.

Мастерицы называли свои краски «малинка»«лимонка» и «зелёнка». Фигурки расписывались по строго определённой схеме. Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и ПриРоды. В росписи часто используются «ёлочки», яркие «ягодки», «солнышки», которые являются очень древними обрядовыми знаками. В незатейливых узорах выражается древняя символика Родной Веры.

Это древние символы:

Вот вам еще символы солнышка

Древо жизни

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, ёлочки и ростки – символ растительности, плодородия, жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Символы узоров несут духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость. Филимоновскую игрушку невозможно спутать с какой-либо другой, т.к. она имеет свои традиции в трактовке формы и росписи. Но при этом мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи.

Основные образы филимоновской игрушки:

Женская глиняная фигурка. Этот образ – продолжение рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Доможириха – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины.



Медведь – один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.



Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

Конь олицетворяет Солнце. В древней Православной Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать. Как мы с вами помним, в мезенской и борецкой росписях конь также означает Солнце.









Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы. Создавая игрушку, мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.



Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Глиняные игрушки делали в России во многих городах и сёлах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Игрушки получались примитивными, но очень выразительными. 

Известная мастерица-игрушечница Ульяна Ивановна Бабкина. Ульяна Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888—1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Именно она сохранила образ Полкана (полуконя) — бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.

СУТЬ И ОБРАЗЫ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

«Каргопольская игрушка — это крестьянская игрушка. Тематика игрушек отражала жизнь людей. В разное время лепили разные игрушки. Мальчикам всегда лепили коня. Конь служил оберегом. Считалось, если есть конь в семье, значит семья живёт в достатке.







А девочкам лепили кукол, олицетворявших Мать Сыру-Землю. Круглая шапочка у фигурок означала Солнце, птички являлись символом неба. Фигурки выносили в поле. Мальчикам давали маленьких коней, девочки несли маленьких куколок. У птичек — символов неба — просили дождя, у Солнца — тепла, у Матери Сырой-Земли — урожая. Игрушки сопутствовали сельскому хозяйству и были связаны с землепашеством. Конь, коровка, баранчик и т.д., всякая игрушка помогала человеку. Изготовление таких игрушек — это дань Земле за урожай, за всё то благо, что Земля щедро дарит людям.





Очень красивые медвежахи получаются. Сама собой медвежаха передаёт Добро, она может быть с пирогами, бочкой мёда или медвежатами.

Особенный персонаж каргопольской игрушки — Полкан — мифический герой, получеловек-полуконь



 «Существует традиция приёма лепки, которая соблюдается как у большой, так и у малой игрушки. Любая игрушка лепится из единого кусочка глины. Глину обычно добывали тут же около деревни.

Каргопольская игрушка выглядит примитивной и излишне простой. Иногда мастера доходят до такого обобщения, что сани, например, сливаются с головой коня, а тройка составляет единое целое. Однако именно в «наивности» и состоит основная притягательная сила каргопольской игрушки.





При всём разнообразии форм, старинные каргопольские игрушки не были яркими, т.к. из красок были только цветная глина, сажа, мел луковая кора и анилиновые красители. Современная каргопольская игрушка стала ярче, однако лучшие мастера, как правило, избегают излишней пестроты. Чаще всего используются такие цвета, как белый, охра, красный, зелёный, синий, чёрный.







Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка, которую часто называют визитной карточкой Вятского края.

Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.

Дымковская игрушка — вид русской народной скульптуры, это один из самых старинных промыслов России. Появилась дымковская игрушка на рубеже X-XVI вв., но промысел оформился несколько позже – в XIX в. Весь процесс создания такой игрушки — творческий и уникальный, всё делается вручную, при этом каждая игрушка неповторима и существует в единственном экземпляре. Лепятся фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашиваются по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением ромбиков сусального золота (теперь – медный поташ).

Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Следы «примазки» при всём желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи.

Обожжённые до красно-раскалённого состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. В настоящее время используют гуашевые краски.

Использование широкой гаммы — до десяти цветов — придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Многие исследователи связывают дымковскую глиняную игрушку с обрядовым весенним народным праздником Свистопляской или Свистуньей, который был посвящён солнцу, когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику.

Смотрю на дымковскую игрушку и диву даюсь, насколько же изобретателен наш русский народ! Изначально игрушки создавались свистульками в виде животных, а затем появляются разнообразные статуэтки барышень в нарядных одеждах, с детишками, как с мальчиками, так и с девочками, с уточками и всякой сдобой, также изображаются яркие мужички-музыканты, всадники, бравые кавалеры



Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве. Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!