СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве". История "Слова...". Сюжет и композиция.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на 2 урока. Древнерусская литература. Характеристика. Этапы (сам.раб.).  "Слово о полку Игореве". История "Слова...". Сюжет и композиция. 

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве". История "Слова...". Сюжет и композиция.»

Древнерусская литература. Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства . Она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI — XVII вв Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Также Представления об объеме древнерусской литературы до псих пор остаются неполными.

Древнерусская литература.

  • Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы.
  • Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства .
  • Она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI XVII вв
  • Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Также Представления об объеме древнерусской литературы до псих пор остаются неполными.
Произведения Духовные Мирские Светская литература, которая объявлялась «сУетной» Церковная. Всячески поддерживалась распространялась, так как содержаларелигиозные ценности  (за исключением официальных юридических и исторических документов)

Произведения

Духовные

Мирские

Светская литература, которая объявлялась «сУетной»

Церковная.

Всячески поддерживалась распространялась, так как содержаларелигиозные ценности

(за исключением официальных юридических и исторических документов)

Особенности 1.  Рукописный характер  бытования и распространения. При этом произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав различных сборников . Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Особенности

1.

  • Рукописный характер

бытования и распространения. При этом произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав различных сборников . Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Особенности 2.  Система религиозных представлений, в которой Бог – Творец всего сущего .  Бог, его Сын (Христос) и Святой Дух стали не просто Высшей силой, но и образцами для верующих людей. Именно с подачи Высшей силы человек совершает те или иные поступки. Божественное провидение прослеживается по всей древнерусской литературе.

Особенности

2.

  • Система религиозных представлений, в которой Бог – Творец всего сущего .
  • Бог, его Сын (Христос) и Святой Дух стали не просто Высшей силой, но и образцами для верующих людей. Именно с подачи Высшей силы человек совершает те или иные поступки. Божественное провидение прослеживается по всей древнерусской литературе.
Особенности 3. Анонимность произведений .  Это следствие религиозно-христианского уничижительного отношения к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего . В лучшем случае известны имена отдельных авторов, « списателей » книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (гораздо реже) в заглавии. При этом писатель добавит к своему имени оценочный эпитет  ( «худый», «недостойный», «многогрешный»). .

Особенности

3.

  • Анонимность произведений .

Это следствие религиозно-христианского уничижительного отношения к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего . В лучшем случае известны имена отдельных авторов, « списателей » книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (гораздо реже) в заглавии. При этом писатель добавит к своему имени оценочный эпитет ( «худый», «недостойный», «многогрешный»).

  • .
Особенности 4. Исторический характер . Все события, описанные в произведении исключительно исторического характера, т.е. имеющие место в реальности . Выдуманные сюжеты были недопустимы. Однако, прослеживает мотив Божественного промысла события.

Особенности

4.

  • Исторический характер .
  • Все события, описанные в произведении исключительно исторического характера, т.е. имеющие место в реальности . Выдуманные сюжеты были недопустимы. Однако, прослеживает мотив Божественного промысла события.
Самостоятельная работа. Заполнить таблицу , используя статью учебника, стр. 6-7 . Этап (время) Характеристика этапа Примеры произведений

Самостоятельная работа.

Заполнить таблицу , используя статью учебника, стр. 6-7 .

Этап (время)

Характеристика этапа

Примеры произведений

История открытия В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин , знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник . В этой книге среди других текстов он обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы. В 1800 году поэма была издана. Чудесная находка вызвала большой интерес . Но в 1812 году, во время пожара Москвы, книга, принадлежавшая Мусину-Пушкину, сгорела. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова...», выполненная для Екатерины II .

История открытия

  • В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин , знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник .
  • В этой книге среди других текстов он обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы. В 1800 году поэма была издана.
  • Чудесная находка вызвала большой интерес . Но в 1812 году, во время пожара Москвы, книга, принадлежавшая Мусину-Пушкину, сгорела.
  • Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова...», выполненная для Екатерины II .
Историческая основа поэмы «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. Фильм

Историческая основа поэмы

«Слово о полку Игореве» рассказывает

о походе на половцев князя

Игоря Новгород-Северского.

Фильм

В 70-х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились в «рать без перерыва». Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.
  • В 70-х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились в «рать без перерыва».
  • Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.
В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.
  • В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.
 В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя — Игорь Новгород-Северский. Он двинулся на половцев с небольшим войском. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину. Сам предводитель похода был взят в плен. Осмелевшие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, «отворил ворота», вновь напали на Русскую землю, предавая её огню и мечу.
  • В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя — Игорь Новгород-Северский.
  • Он двинулся на половцев с небольшим войском.
  • Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину. Сам предводитель похода был взят в плен.
  • Осмелевшие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, «отворил ворота», вновь напали на Русскую землю, предавая её огню и мечу.
Отражение события  в летописях Прямого осуждения князя нет , он вызывает только сочувствие достойным поведением во время битвы и раскаянием о том, что участвовал в междоусобных воинах. Резко осуждает Игоря , изображая его самонадеянным и честолюбивым , недальновидным полководцем

Отражение события в летописях

  • Прямого осуждения князя нет , он вызывает только сочувствие достойным поведением во время битвы и раскаянием о том, что участвовал в междоусобных воинах.

Резко осуждает Игоря , изображая его самонадеянным и честолюбивым , недальновидным полководцем

Сюжет и композиция „Слова...

Сюжет и композиция „Слова..."

В построении художественного произведения раскрывается авторский замысел.

«Слово...» состоит из :

  • вступления
  • трёх частей
  • концовки.

Вступление Вступление посвящено рассказу о певце-сказителе Бояне * , который занимался прославлением великих воинов и русских князей. Боян отличался от других певцов тем, что очень любил фантазировать . * Боян - древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж »Слова о полку Игореве».

Вступление

Вступление посвящено рассказу о певце-сказителе Бояне * , который занимался прославлением великих воинов и русских князей. Боян отличался от других певцов тем, что очень любил фантазировать .

* Боян - древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж »Слова о полку Игореве».

Вступление Автор «Слова…» хвалит своего предшественника, но писать в его стиле не хочет. Создатель «Слова...» решает придерживаться не выдумки, а реальных исторических событий . Т.О. «Слово…» - пересказ автором когда-то услышанной песни Бояна, но без фантазий и добавлений.

Вступление

Автор «Слова…» хвалит своего предшественника, но писать в его стиле не хочет. Создатель «Слова...» решает придерживаться не выдумки, а реальных исторических событий .

Т.О. «Слово…» - пересказ автором

когда-то услышанной песни

Бояна, но без фантазий и добавлений.

Первая часть «Слова...» Изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские разбили половцев : («Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки...»).

Первая часть «Слова...»

Изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские разбили половцев :

(«Рано утром в пятницу

они смяли поганые

половецкие полки...»).

Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев . Описание кровопролитного сражения:
  • Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев .
  • Описание кровопролитного сражения:
Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские усилия русских витязей: под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен .
  • Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские усилия русских витязей: под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен .
Вторая часть «Слова...»  Переносит читателя в Киев . Показан киевский князь Святослав - умудрённый опытом полководец и государственный деятель. Он говорит «Золотое слово»

Вторая часть «Слова...»

  • Переносит читателя в Киев . Показан киевский князь Святослав - умудрённый опытом полководец и государственный деятель. Он говорит «Золотое слово»
Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев — Игоря и Всеволода . Эти отважные, но безрассудные военачальники решили: «Будем мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим!» Великое горе принёс родине их необдуманный поход . И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чём не повинные русские люди.
  • Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев — Игоря и Всеволода . Эти отважные, но безрассудные военачальники решили: «Будем мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим!»
  • Великое горе принёс родине их необдуманный поход . И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чём не повинные русские люди.
  К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси- присоединяет свой голос автор поэмы.   Обращаясь к удельным князьям – Всеволоду Суздальскому, Галицкому Ярославу и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев , отстоять землю Русскую, отомстить  «за раны Игоря, храброго Святославича», «загородить степи (половецкой) ворота своими острыми стрелами».

К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси- присоединяет свой голос автор поэмы.

  • Обращаясь к удельным князьям – Всеволоду Суздальскому, Галицкому Ярославу и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев , отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича», «загородить степи (половецкой) ворота своими острыми стрелами».
Третья часть поэмы  «Плач Ярославны» Евфросиния Ярославна горестно причитает в Путивле на крепостной стене, оплакивая мужа; она обращается к всемогущим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на Русскую землю. Худ. В.Г.Перов

Третья часть поэмы

«Плач Ярославны»

Евфросиния Ярославна горестно причитает в Путивле на крепостной стене, оплакивая мужа; она обращается к всемогущим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на Русскую землю.

Худ. В.Г.Перов

Третья часть поэмы Будто услышав мольбы Ярославны, Игорь бежит из плена. Поняв свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.

Третья часть поэмы

  • Будто услышав мольбы Ярославны, Игорь бежит из плена.
  • Поняв свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу.
  • Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.
Концовка Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Концовка произведения одновременно похожа и на сказочное завершение, и на окончание молитвы Песнь мы спели старым князьям, Песнь мы спели князьям молодым: Слава Игорю Святославичу! Слава буйному туру Всеволоду! Слава Владимиру Игоревичу! Здравствуйте, князья и дружина, Поборая за христиан полки неверные! Слава князьям, а дружине аминь !

Концовка

  • Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.
  • Концовка произведения одновременно похожа и на сказочное завершение, и на окончание молитвы

Песнь мы спели старым князьям,

Песнь мы спели князьям молодым:

Слава Игорю Святославичу!

Слава буйному туру Всеволоду!

Слава Владимиру Игоревичу!

Здравствуйте, князья и дружина,

Поборая за христиан полки неверные!

Слава князьям, а дружине аминь !

Вывод Расположение частей «Слова...» строго продумано. Сначала изображено событие , взволновавшее Русь ( поражение Игоря и его пленение ). Объяснены причины поражения русского войска ( раздробленность страны ) Намечен путь , который должен привести к победе над кочевниками (объединение страны под руководство одного князя)

Вывод

Расположение частей «Слова...» строго продумано.

  • Сначала изображено событие , взволновавшее Русь ( поражение Игоря и его пленение ).
  • Объяснены причины поражения русского войска ( раздробленность страны )
  • Намечен путь , который должен привести к победе над кочевниками (объединение страны под руководство одного князя)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!