СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура, наука в современном обществе (Задание 5. ОГЭ обществознание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная культура, наука в современном обществе (задание 5,ОГЭ обществознание с пояснением)

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура, наука в современном обществе (Задание 5. ОГЭ обществознание)»

Задания 5. Духовная культура, наука в современном обществе


Задание 5 № 1

Что отличает науку от других областей духовной культуры?

 

1) воспитательное воздействие на личность

2) теоретическое объяснение явлений природы и общества

3) использование художественных образов

4) обращение к сверхъестественным силам

Пояснение.

Воспитательное воздействие на личность — мораль; теоретическое объяснение явлений природы и общества — наука; использование художественных образов — культура; обращение к сверхъестественным силам — религия.

Задание 5 № 2

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

 

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

Пояснение.

Среднее профессиональное — после основной школы обучение профессии и получение среднего образования (техникум, колледж); высшее профессиональное после среднего общего обучение в высших учебных заведениях (институт, университет, академия); основное общее — 5−9 классы; среднее общее — 10−11 классы. 

Задание 5 №3

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) мировоззрение

2) искусство

3) наука

4) мораль

Пояснение.

Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка — образное осмысление действительности.

Мировоззрение (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Задание 5 № 4

Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью

 

1) науки

2) искусства

3) морали

4) образования

Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

Задание 5 № 5

По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

 

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Пояснение.

Основное общее образование — 1−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехнических учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Задание 5 № 6

Особенность научного знания состоит в том, что оно

 

1) направлено на создание материальных ценностей

2) основано на художественных образах

3) всегда применяется в реальной жизни

4) стремится к объективности

Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Задание 5 № 7

К гуманитарным наукам относится

 

1) история

2) биология

3) физика

4) математика

Пояснение.

Гуманитарные науки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности (русский язык, литература, обществоведение, история, иностранный язык).

Задание 5 № 8

Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих областей (форм) ду­хов­ной культуры?

 

1) получение объ­ек­тив­ных знаний о при­ро­де и обществе

2) вера в су­ще­ство­ва­ние сверхъестественных сил

3) многообразие ху­до­же­ствен­ных стилей

4) формирование пред­став­ле­ний о прекрасном

Пояснение.

Наука — сфера че­ло­ве­че­ской деятельности, на­прав­лен­ная на вы­ра­бот­ку и тео­ре­ти­че­скую систематизацию объ­ек­тив­ных знаний о действительности. Ос­но­вой этой де­я­тель­но­сти является сбор фактов, их по­сто­ян­ное обновление и систематизация.

Задание 5 № 9

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

 

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

Пояснение.

Среднее профессиональное образование после окончания 9 класса — получение образования в среднетехнических и средних профессиональных учебных заведений; основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; начальное общее образование — 1−4 классы 

Задание 5 № 10

Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

 

1) критическое осмысление результатов познания

2) формирование представлений о прекрасном

3) поклонение сверхъестественным силам

4) многообразие художественных стилей

Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Задание 5 № 11

Что относится к точным наукам?

 

1) математика

2) физика

3) биология

4) история

Пояснение.

Точными науками называют области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. Обычно точные науки противопоставляются гуманитарным наукам 

Задание 5 № 12

Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере

 

1) науки

2) искусства

3) религии

4) образования

Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

Задание 5 № 13

Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?

 

1) начальное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) образование

4) среднее профессиональное образование

Пояснение.

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием. 

Задание 5 №14

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

 

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

Пояснение.

Ритуал — устоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми религиозная или светская церемония.

Задание 5 № 15

Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

 

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Пояснение.

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием. 

Задание 5 № 16 Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

 

1) науки

2) искусства

3) религии

4) познания

Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу). 

Задание 5 № 17

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

 

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Пояснение.

Начальное образование 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение или среднего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием. 

Задание 5 № 18

Принцип: «Спешите де­лать добро», — является

 

1) законом науки

2) нормой права

3) предписанием морали

4) правилом этикета

Пояснение.

Мораль (об­ще­при­ня­тые традиции, не­глас­ные правила) — при­ня­тые в об­ще­стве представления о хо­ро­шем и плохом, пра­виль­ном и неправильном, добре и зле, а также со­во­куп­ность норм поведения, вы­те­ка­ю­щих из этих представлений. Ино­гда термин упо­треб­ля­ет­ся по от­но­ше­нию не ко всему обществу, а к его части, например: хри­сти­ан­ская мораль, бур­жу­аз­ная мораль и т. д. 

Задание 5 № 19

Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

 

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Пояснение.

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием; высшее профессиональное — получение высшего образования в высших учебных заведениях.

 Задание 5 № 20

Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование

 

1) морали

2) науки

3) искусства

4) права

Пояснение.

Мораль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!