СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобраны задачи на духовно-нравственную тематику по математике

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большепаратская средняя общеобразовательная школа» « Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках математики » Подготовила: Учитель математики первой квалификационной категории Кузьмина Алевтина Геннадьевна с. Новые Параты

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большепаратская средняя общеобразовательная школа»

« Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках математики »

Подготовила:

Учитель математики

первой квалификационной категории

Кузьмина Алевтина Геннадьевна

с. Новые Параты

 Тема урока Введение элементов истории Ряд натуральных чисел Как люди научились считать. Из истории происхождения чисел. Персоналии Отрезок. Длина отрезка. Сложение натуральных чисел. Законы сложения. Метрическая система мер. Палата мер и весов. Системы мер различных народов. Л.Ф.Магницкий Класс Из истории происхождения математических знаков. Д.И.Менделеев. Уравнение 5   Рене Декарт 5 Герон Александрийский 5 Диофант К.Ф.Гаусс 5,6,8 Франсуа Виет

Тема урока

Введение элементов истории

Ряд натуральных чисел

Как люди научились считать. Из истории происхождения чисел.

Персоналии

Отрезок. Длина отрезка.

Сложение натуральных чисел. Законы сложения.

Метрическая система мер. Палата мер и весов. Системы мер различных народов.

Л.Ф.Магницкий

Класс

Из истории происхождения математических знаков.

Д.И.Менделеев.

Уравнение

5

 

Рене Декарт

5

Герон Александрийский

5

Диофант

К.Ф.Гаусс

5,6,8

Франсуа Виет

  Степень числа   Понятие обыкновенной дроби Н.П.  Богданов-Бельский Правильные и неправильные дроби «Попасть в дроби» Фибоначчи Десятичные дроби Происхождение дробей. Аликвотные дроби. 7 С.А. Рачинский Координатная плоскость   Л.Н.Толстой Появление десятичных дробей 5-6 Теорема Пифагора Использовалась для решения геометрических задач алгебраическими методами Симон Стевин 5 5 Рене Декарт Связь гипотенузы прямоугольного треугольника с его катетами 6,7 Пифагор VI в.до н.э. д.греч.ученый 8

Степень числа

 

Понятие обыкновенной дроби

Н.П.  Богданов-Бельский

Правильные и неправильные дроби

«Попасть в дроби»

Фибоначчи

Десятичные дроби

Происхождение дробей.

Аликвотные дроби.

7

С.А. Рачинский

Координатная плоскость

 

Л.Н.Толстой

Появление десятичных дробей

5-6

Теорема Пифагора

Использовалась для решения геометрических задач алгебраическими методами

Симон Стевин

5

5

Рене Декарт

Связь гипотенузы прямоугольного треугольника с его катетами

6,7

Пифагор VI в.до н.э. д.греч.ученый

8

 Теорема Фалеса Формула Герона Об отсекании на второй прямой равных отрезков, при отложении на одной прямой равных отрезков и при проведении через их концы параллельных прямых Площадь треугольника со сторонами a,b,c. Аксиома параллельных прямых Фалес Милетский ок. 625-547гг. до н.э. древнегреческий ученый 8  Герон Александрийский д.греч. математик Аксиома параллельных прямых Об аксиомах геометрии Аксиомы 8 Длина окружности Н.И.Лобачевский Приближенное значение числа π Евклид III век до н.э. д.греч.ученый 7 (1792-1856) русский математик 7 Архимед III век до н.э. д.греч. ученый 6,9

Теорема Фалеса

Формула Герона

Об отсекании на второй прямой равных отрезков, при отложении на одной прямой равных отрезков и при проведении через их концы параллельных прямых

Площадь треугольника со сторонами a,b,c.

Аксиома параллельных прямых

Фалес Милетский ок. 625-547гг. до н.э. древнегреческий ученый

8

Герон Александрийский д.греч. математик

Аксиома параллельных прямых

Об аксиомах геометрии

Аксиомы

8

Длина окружности

Н.И.Лобачевский

Приближенное значение числа π

Евклид III век до н.э. д.греч.ученый

7

(1792-1856) русский математик

7

Архимед III век до н.э. д.греч. ученый

6,9

 «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой .

  • «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой .
  • "... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди .
  • «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.
  • «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Римл. 1; 20)
  • «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». А.С. Пушкин
  • «Великая книга природы написана математическими символами». Галилей

  «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Н.Е. Жуковский «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях». Фалес из Милета  «Математикой нужно заниматься не ради ее приложения, а во имя той духовной прибыли, которая связана с ней». Платон «Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь». Блез Паскаль

  • «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Н.Е. Жуковский
  • «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях». Фалес из Милета
  • «Математикой нужно заниматься не ради ее приложения, а во имя той духовной прибыли, которая связана с ней». Платон
  • «Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь». Блез Паскаль

  Статую красит вид, а человека – деяния его. Истинное отечество там, где есть благие нравы. Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит. Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе. Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения

  • Статую красит вид, а человека – деяния его.
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
  • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне.
  • Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.
  • Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения

На применение эпиграфов: 5 кл.-тема «Неправильная и неправильная дроби» – Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. (Л.Н. Толстой) 5 кл.-тема «Деление натуральных чисел и дроби» – Тем, кто учит математику,  Тем, кто учит математике,  Тем, кто любит математику,  Тем, кто еще не знает,  Что может полюбить математику,  Посвящается наш урок 9 кл.-тема «Арифметическая прогрессия вокруг нас» – «О, сколько нам открытий чудных….  Готовит просвещенья дух,  И опыт, – сын ошибок трудных,  И гений, - парадоксов друг  И случай, Бог изобретатель...» (Пушкин А.С. 1830г.)

На применение эпиграфов:

5 кл.-тема «Неправильная и неправильная дроби»

Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. (Л.Н. Толстой)

5 кл.-тема «Деление натуральных чисел и дроби»

Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто еще не знает, Что может полюбить математику, Посвящается наш урок

9 кл.-тема «Арифметическая прогрессия вокруг нас»

«О, сколько нам открытий чудных….

Готовит просвещенья дух,

И опыт, – сын ошибок трудных,

И гений, - парадоксов друг

И случай, Бог изобретатель...» (Пушкин А.С. 1830г.)

 Применение задач на патриотическое воспитание: 5 кл.-тема «Действия с десятичными дробями» – Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова. (4×2,115+8,4:0,8)×100         II. (30,37:0,5–,125×8)×100    (1896 г. – год рождения    (1974 г. – год смерти) 5 кл.-тема «Натуральные числа» – Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.   413 218 569 195 474 374 221 567 0 630 979 256 26 349 282 375 Например: 218+569+349+282=1418 474+569+349+26 =1418

Применение задач на патриотическое воспитание:

5 кл.-тема «Действия с десятичными дробями»

– Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

  • (4×2,115+8,4:0,8)×100         II. (30,37:0,5–,125×8)×100

   (1896 г. – год рождения    (1974 г. – год смерти)

5 кл.-тема «Натуральные числа»

– Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

569

195

474

374

221

567

0

630

979

256

26

349

282

375

Например:

218+569+349+282=1418

474+569+349+26 =1418

 9 кл.-тема «Измерительные работы» – В ходе ведения разведки РД№1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС. Определить расстояние между пунктами А и В, если АС=2,8 км, ВС=3,9 км, угол С=120 0

9 кл.-тема «Измерительные работы»

– В ходе ведения разведки РД№1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС. Определить расстояние между пунктами А и В, если АС=2,8 км, ВС=3,9 км, угол С=120 0

  5 кл.-тема «Столбчатые и круговые диаграммы» – Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии  Боевые силы Красная Армия Личный состав Кол-во танков 1200000 Германские войска 990 1800000 Кол-во орудий 1700 7600 Кол-во самолётов 667 14000 1390

5 кл.-тема «Столбчатые и круговые диаграммы»

– Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Личный состав

Кол-во танков

1200000

Германские войска

990

1800000

Кол-во орудий

1700

7600

Кол-во самолётов

667

14000

1390

 6 кл.-тема «Задачи на отношения» – По сводке: 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою? 6 кл.-тема «Уравнение» – Решив уравнение, вы узнаете год рождения Александра Невского. 6х–95=17(х–14). 6 кл.-тема «Подобные слагаемые» – Приведите подобные слагаемые и подставьте значение переменной. В результате вы узнаете, сколько лет было князю Александру во время Невской битвы, которая состоялась 15 июля. – 15 х – 3(2х – 5) + 2( – 5х + 7) – 29, при х = – 40

6 кл.-тема «Задачи на отношения»

– По сводке: 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?

6 кл.-тема «Уравнение»

– Решив уравнение, вы узнаете год рождения Александра Невского. 6х–95=17(х–14).

6 кл.-тема «Подобные слагаемые»

– Приведите подобные слагаемые и подставьте значение переменной. В результате вы узнаете, сколько лет было князю Александру во время Невской битвы, которая состоялась 15 июля. – 15 х – 3(2х – 5) + 2( – 5х + 7) – 29, при х = – 40

  Применение задач на духовно-нравственное воспитание: 5 кл.-тема «Действия с десятичными дробями» – В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 0,05 кг? 5 кл.-тема «Проценты» - Среди 500 пасхальных яиц, подготовленных в художественной мастерской к празднику Воскресения Христова, было 20% крапанок, 30% крашенок, а остальные писанки. Сколько штук писанок было приготовлено к празднику?

Применение задач на духовно-нравственное воспитание:

5 кл.-тема «Действия с десятичными дробями»

– В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 0,05 кг?

5 кл.-тема «Проценты»

- Среди 500 пасхальных яиц, подготовленных в художественной мастерской к празднику Воскресения Христова, было 20% крапанок, 30% крашенок, а остальные писанки. Сколько штук писанок было приготовлено к празднику?

 Применение задач на экологическое воспитание: 5 кл.-тема «Задачи на проценты» – Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков. 5 кл.-тема «Действия с натуральными числами» – Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса (у нас в классе 32 человек)? – В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 ч, если в 1 л 5 стаканов воды? А столько воды вытекает за сутки?

Применение задач на экологическое воспитание:

5 кл.-тема «Задачи на проценты»

– Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков.

5 кл.-тема «Действия с натуральными числами»

– Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса (у нас в классе 32 человек)?

– В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 ч, если в 1 л 5 стаканов воды? А столько воды вытекает за сутки?

  Применение задач на историко-краеведческое воспитание: 5 кл.-тема «Свойства сложения» – Вы должны ответить на вопрос: в каком году была построена церковь в честь Д.Солунского с. Новые Параты? Для этого нужно выполнить действия, применяя законы сложения. 136+415+764+485+60. Год основания храма 1860. 5 кл.-тема «Задачи на проценты» – Общая площадь национального парка «Марий чодра» - 36600 га. Площадь Алексеевского лесничества (в состав входит и Сотнурский лесной участок)- 24504 га. Сколько процентов площади парка составляет Алексеевское лесничество?

Применение задач на историко-краеведческое воспитание:

5 кл.-тема «Свойства сложения»

– Вы должны ответить на вопрос: в каком году была построена церковь в честь Д.Солунского с. Новые Параты? Для этого нужно выполнить действия, применяя законы сложения. 136+415+764+485+60. Год основания храма 1860.

5 кл.-тема «Задачи на проценты»

– Общая площадь национального парка «Марий чодра» - 36600 га. Площадь Алексеевского лесничества (в состав входит и Сотнурский лесной участок)- 24504 га. Сколько процентов площади парка составляет Алексеевское лесничество?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!