Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большепаратская средняя общеобразовательная школа»
« Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках математики »
Подготовила:
Учитель математики
первой квалификационной категории
Кузьмина Алевтина Геннадьевна
с. Новые Параты
Тема урока
Введение элементов истории
Ряд натуральных чисел
Как люди научились считать. Из истории происхождения чисел.
Персоналии
Отрезок. Длина отрезка.
Сложение натуральных чисел. Законы сложения.
Метрическая система мер. Палата мер и весов. Системы мер различных народов.
Л.Ф.Магницкий
Класс
Из истории происхождения математических знаков.
Д.И.Менделеев.
Уравнение
5
Рене Декарт
5
Герон Александрийский
5
Диофант
К.Ф.Гаусс
5,6,8
Франсуа Виет
Степень числа
Понятие обыкновенной дроби
Н.П. Богданов-Бельский
Правильные и неправильные дроби
«Попасть в дроби»
Фибоначчи
Десятичные дроби
Происхождение дробей.
Аликвотные дроби.
7
С.А. Рачинский
Координатная плоскость
Л.Н.Толстой
Появление десятичных дробей
5-6
Теорема Пифагора
Использовалась для решения геометрических задач алгебраическими методами
Симон Стевин
5
5
Рене Декарт
Связь гипотенузы прямоугольного треугольника с его катетами
6,7
Пифагор VI в.до н.э. д.греч.ученый
8
Теорема Фалеса
Формула Герона
Об отсекании на второй прямой равных отрезков, при отложении на одной прямой равных отрезков и при проведении через их концы параллельных прямых
Площадь треугольника со сторонами a,b,c.
Аксиома параллельных прямых
Фалес Милетский ок. 625-547гг. до н.э. древнегреческий ученый
8
Герон Александрийский д.греч. математик
Аксиома параллельных прямых
Об аксиомах геометрии
Аксиомы
8
Длина окружности
Н.И.Лобачевский
Приближенное значение числа π
Евклид III век до н.э. д.греч.ученый
7
(1792-1856) русский математик
7
Архимед III век до н.э. д.греч. ученый
6,9
- «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой .
- "... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди .
- «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
- «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Римл. 1; 20)
- «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». А.С. Пушкин
- «Великая книга природы написана математическими символами». Галилей
- «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Н.Е. Жуковский
- «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях». Фалес из Милета
- «Математикой нужно заниматься не ради ее приложения, а во имя той духовной прибыли, которая связана с ней». Платон
- «Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь». Блез Паскаль
- Статую красит вид, а человека – деяния его.
- Истинное отечество там, где есть благие нравы.
- Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
- Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне.
- Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
- Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения
На применение эпиграфов:
5 кл.-тема «Неправильная и неправильная дроби»
– Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. (Л.Н. Толстой)
5 кл.-тема «Деление натуральных чисел и дроби»
– Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто еще не знает, Что может полюбить математику, Посвящается наш урок
9 кл.-тема «Арифметическая прогрессия вокруг нас»
– «О, сколько нам открытий чудных….
Готовит просвещенья дух,
И опыт, – сын ошибок трудных,
И гений, - парадоксов друг
И случай, Бог изобретатель...» (Пушкин А.С. 1830г.)
Применение задач на патриотическое воспитание:
5 кл.-тема «Действия с десятичными дробями»
– Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.
- (4×2,115+8,4:0,8)×100 II. (30,37:0,5–,125×8)×100
(1896 г. – год рождения (1974 г. – год смерти)
5 кл.-тема «Натуральные числа»
– Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413
218
569
195
474
374
221
567
0
630
979
256
26
349
282
375
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
9 кл.-тема «Измерительные работы»
– В ходе ведения разведки РД№1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС. Определить расстояние между пунктами А и В, если АС=2,8 км, ВС=3,9 км, угол С=120 0
5 кл.-тема «Столбчатые и круговые диаграммы»
– Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы
Красная Армия
Личный состав
Кол-во танков
1200000
Германские войска
990
1800000
Кол-во орудий
1700
7600
Кол-во самолётов
667
14000
1390
6 кл.-тема «Задачи на отношения»
– По сводке: 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?
6 кл.-тема «Уравнение»
– Решив уравнение, вы узнаете год рождения Александра Невского. 6х–95=17(х–14).
6 кл.-тема «Подобные слагаемые»
– Приведите подобные слагаемые и подставьте значение переменной. В результате вы узнаете, сколько лет было князю Александру во время Невской битвы, которая состоялась 15 июля. – 15 х – 3(2х – 5) + 2( – 5х + 7) – 29, при х = – 40
Применение задач на духовно-нравственное воспитание:
5 кл.-тема «Действия с десятичными дробями»
– В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 0,05 кг?
5 кл.-тема «Проценты»
- Среди 500 пасхальных яиц, подготовленных в художественной мастерской к празднику Воскресения Христова, было 20% крапанок, 30% крашенок, а остальные писанки. Сколько штук писанок было приготовлено к празднику?
Применение задач на экологическое воспитание:
5 кл.-тема «Задачи на проценты»
– Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков.
5 кл.-тема «Действия с натуральными числами»
– Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса (у нас в классе 32 человек)?
– В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 ч, если в 1 л 5 стаканов воды? А столько воды вытекает за сутки?
Применение задач на историко-краеведческое воспитание:
5 кл.-тема «Свойства сложения»
– Вы должны ответить на вопрос: в каком году была построена церковь в честь Д.Солунского с. Новые Параты? Для этого нужно выполнить действия, применяя законы сложения. 136+415+764+485+60. Год основания храма 1860.
5 кл.-тема «Задачи на проценты»
– Общая площадь национального парка «Марий чодра» - 36600 га. Площадь Алексеевского лесничества (в состав входит и Сотнурский лесной участок)- 24504 га. Сколько процентов площади парка составляет Алексеевское лесничество?