Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Позвенел звонок для нас. Всех ребят позвал он в класс. Чтобы дети не ленились, Добросовестно трудились, Всем здоровья пожелаем И урок наш начинаем! Все любят сказки добрые – Довольна детвора! Скорее все за дело, Вновь в сказку нам пора! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Сказка Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Урок 130: Говорят, что я упрям, Что характер вздорный. Не упрямый я, друзья, Просто непокорный! Я иду, когда хочу, И стою, когда хочу, Я «иа-иа» кричу И копытцами стучу. – Прочитайте загадку медленно, быстро, тихо, громко. Урок 131: Весь он чёрный и мохнатый, Его лапы крючковаты. Мастер ткать из нитки длинной Свою сетку – паутину! Сети он плетёт без рук! А зовут его… – Прочитайте загадку с замедлением; с ускорением; весело; грустно | Выразительно читают сказку. Выполняют задание. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: высказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; осознают важность и необходимость знаний для человека | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | | – Отгадав загадку, определите, о ком наша сказка | Выполняют задание | Фронтальная | Выполненное задание |
IV. Работа по теме урока | 1. Подготовительная работа. 2. Словарная работа | – Сегодня на уроке мы прочитаем авторское произведение «Мафин и паук». Его написала Эни Хогарт (1910–1993). Она вряд ли когда-нибудь считала себя настоящей писательницей. В первую очередь она была талантливым кукловодом, то есть человеком, который помогает куклам двигаться, разговаривать, петь на сцене. Её игрушечные герои становились знаменитостями. Их знали в Великобритании и за её пределами, а Эни Хогарт всегда оставалась для зрителей женщиной, которую мы никогда не видели. Так как автор произведения англичанка, имена героев в нём для нас необычные. На доске записаны слова: Вздор Робкий Трогательный Уродливый Шаль Свирепый Очаг Хижина О-гор-чай-тесь – огорчайтесь Бе-зо-браз-ный – безобразный Под-хо-дя-щие – подходящие О-бык-но-вен-но – обыкновенно У-са-жи-вай-тесь – усаживайтесь Прон-зи-тель-но – пронзительно | Рассматривают портрет писательницы. Слова первого столбика объясняют сами, затем сверяют их значение по словарю С. Ожегова. Значение слов второго столбика помогает детям понять ряд синонимов с помощью словарика М. Львова. Читают сначала по слогам, затем целыми словами | Фронтальная. Индивидуальная | Выполненное задание. Выполненное задание |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу | Выполнение движений |
3. Первичное чтение произведения. | Учитель и трое учеников читают произведение. В процессе чтения на доску вывешиваются иллюстрации, изображающие героев сказки. Со слов «Я улетаю в Волшебную Страну Фей» чтение продолжается на фоне музыки Э. Грига «Утро». | Внимательно слу- шают. | Фронтальная | Познавательные: осуществляют логические действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: владеют навыком конструктивного взаимодействия | Выполненное задание |
4. Проверка первичного восприятия | – Определите жанр произведения и докажите своё мнение. – Почему сказка называется «Мафин и паук» | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Анализ произведения. Выборочное чтение. 2. Составление характеристики героев. 3. Тест | – Понравилась ли вам сказка? – Где Мафин встретился с пауком? – Когда ослик увидел паука, он испугался или нет? – Почему Мафин решил остаться и не убежал? – Почему ему было жалко паука? – А вам жалко паука? – Что рассказал о своей жизни паук? Найдите отрывок в тексте и прочитайте. – Что предложил Мафин пауку? – Обрадовался ли паук этой новости? – Много ли друзей было у Мафина? – Удалось ли ослику собрать всех друзей? – Как вы думаете, почему Мафин так сказал: «По местам! Все равно никого не выпущу!»? – Что Мафин рассказал друзьям о пауке? Прочитайте. – Почему многие заплакали и зарыдали? – Когда паук зашел в сарай, как его встретили? Прочитайте. – Как вы думаете, правильно ли поступили животные? – Какое чудо произошло с пауком? – Что рассказала фея друзьям? – Как она отблагодарила Мафина и его друзей за доброту? – Ребята, в чем смысл сказки? Учитель контролирует выполнение заданий. См. Ресурсный материал | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Выполняют задания в группах. Выполняют задание на карточках | Фронтальная, индивидуальная. Групповая | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Личностные: осуществляют смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело | Устные ответы. Выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С каким произведением мы познакомились? – Кто написал для вас эту сказку? – Чему научила эта сказка? – Какие пословицы можно подобрать к сказке? ••Не мил и свет, когда друга нет. ••Дружбу помни, а зло забывай. ••Дерево держится корнями, а человек – друзьями. ••Без друга в жизни туго | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Урок 130: подготовить выразительное чтение сказки. Урок 131: составить план сказки | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения | Выполненные задания |
1. Соедините животное с его кличкой:
2. Где встретил Мафин паука?
в) на улице.
3. Куда позвал Мафин паука?
в) в сарай.
4. Что делала Луиза в саду?
5. Кто не сразу согласился идти в сарай?
в) пингвин.
в) посмотреть на друзей.
7. Куда Мафин обещал посадить пингвина?
в) на диван.
8. Пронумеруй животных в той последовательности, как Мафин встречался с друзьями?
9. Кто зашёл в сарай последним?
в) паук.
10. В кого превратился паук?
в) в фею.