СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.Шварц "Как Маруся первый раз в школу пришла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации приводится краткая биография автора, перечень его произведений для детей.Рассматриваются рассказы про Марусю.В конце предложено ученикам написать небольшую историю-сочинение.

Просмотр содержимого документа
«Е.Шварц "Как Маруся первый раз в школу пришла"»

Тема: « Е.Л.Шварц. «Как Маруся первый раз в школу пришла».

Тема: « Е.Л.Шварц. «Как Маруся первый раз в школу пришла».

Евгений Львович Шварц (1896-1958)

Евгений Львович Шварц (1896-1958)

Как Маруся первый раз пришла в школу

Большое, сияющее чистотой, только что отремонтированное школьное здание. У двери табличка:

155-я женская школа

Против школы стоит Маруся, девочка лет семи, и разглядывает её во все глаза. Можно подумать, что она считает, сколько тут окон, сколько водосточных труб, сколько балконов, сколько карнизов. Под мышкой у Маруси – большой свёрток.

Наглядевшись, Маруся храбро подходит к школьной двери, дёргает её за ручку, но дверь не открывается. Маруся дёргает её посильней, а дверь ни с места. Тогда Маруся повисает на дверной ручке, тяжелая пружина подается – наконец школьная дверь распахивается перед упрямой Марусей.

Она входит в школу и останавливается растерянно. Перед ней прихожая., большая, как двор. Стоят пустые вешалки. И так тихо здесь, так пусто! Неужели во всём огромном доме ни одной живой души?

Вдруг Маруся слышит: далеко-далеко кто-то запел.

Девочка бросается к лестнице, бежит наверх, прислушиваясь. Высокий, просторный коридор. По одну его сторону сверкают недавно вымытые окна, по другую темнеют высокие двери. Вот она, та дверь, за которой поют.

Маруся стучится.

–  Открывайте, не заперто! – слышит девочка мужской голос.

Она входит и видит… Большая пустая комната. Пол закапан известью и краской.

Высоко на козлах стоит маляр. Напевая что-то, он красит оконную раму.

–  Здравствуйте, – говорит девочка.

–  Здравствуй, – отвечает маляр.

–  Скажите, пожалуйста, что, эта школа ещё не готова?

–  А зачем тебе знать, готова или не готова?

–  А вдруг она не откроется первого сентября?

–  Что ты, что ты! – пугается маляр. – Мы своё дело сделаем. Мы понимаем, что это за день первое сентября.

–  Вот хорошо! – говорит девочка радостно. – Скажите, а в какой комнате записывают в первый класс?

–  В тридцать восьмой, – отвечает маляр.

–  А какая она?

–  Кто она?

–  Тридцать восьмая комната.

–  Как тебе сказать… Ну, тридцать восьмая и есть тридцать восьмая. Ах, понимаю! Ты цифр не знаешь!

–  Знаю. Знаю ноль, один. Ещё знаю шесть. Девять помню. А вот тридцать восемь забыла.

–  Понятно, – отвечает маляр. – Ну, тогда пойди в коридор и гляди. Из какой комнаты будут выходить маленькие девочки, там и записывают. Поняла?

–  Спасибо, – отвечает Маруся и снова выбегает в коридор.

Садится на подоконник. Терпеливо ждёт. Прислушивается. И вот, наконец, одна из дверей открывается, и молодая женщина выходит в коридор. Она ведёт за руку девочку в белой панамке.

–  Вот видишь, Верочка! – говорит женщина. – Какая добрая учительница. А ты не хотела идти…

Маруся скорее бежит в ту комнату, из которой вышла Верочка.

У неё разбегаются глаза.

Прежде всего она видит форменное платьице, коричневое, с белым воротничком и чёрным передником.

Платьице это укреплено на фанерной доске, окленной цветной бумагой.

На витрине напротив – учебники для первого класса, ручка, карандаши, тетради – всё, что нужно принести первокласснику с собой в школу в первый день занятий.

А за столом, прямо против двери, сидят две женщины.

Наверное, учительницы. Одна, помоложе, записывает что-то на большом листе бумаги. А другая, постарше, глядит на Марусю через круглые очки. Чёрные глаза её за стёклами очков кажутся огромными и сердитыми.

Молодая учительница говорит ласково:

–  Не бойся, девочка.

–  Здравствуйте, тётя! – говорит ей Маруся.

Меня зовут Анна Ивановна. –  Здравствуйте, Анна Ивановна, – поправляется Маруся. –  А ты кто? – спрашивает учительница. –  Я Маруся Орлова. –  Зачем пришла? –  В школу записаться. –  А почему ты пришла одна, без мамы или папы? –  Папы нет дома – он лётчик, он сейчас улетел в Заполярье, а мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: подожди до завтра. –  А ты ждать не любишь? – спрашивает седая учительница. –  Все девочки с нашего двора записались уже, – объясняет Маруся. – А маме всё некогда. Вот я и пришла. Я документы принесла. –  Какие? – спрашивает Анна Ивановна. –  Все! – отвечает Маруся и кладёт на стол большой свёрток в газетной бумаге. –  Что это? – спрашивает учительница. –  Документы. –  А где ты их взяла? –  В комоде. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно, я отнесу домой.

Меня зовут Анна Ивановна.

–  Здравствуйте, Анна Ивановна, – поправляется Маруся.

–  А ты кто? – спрашивает учительница.

–  Я Маруся Орлова.

–  Зачем пришла?

–  В школу записаться.

–  А почему ты пришла одна, без мамы или папы?

–  Папы нет дома – он лётчик, он сейчас улетел в Заполярье, а мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: подожди до завтра.

–  А ты ждать не любишь? – спрашивает седая учительница.

–  Все девочки с нашего двора записались уже, – объясняет Маруся. – А маме всё некогда. Вот я и пришла. Я документы принесла.

–  Какие? – спрашивает Анна Ивановна.

–  Все! – отвечает Маруся и кладёт на стол большой свёрток в газетной бумаге.

–  Что это? – спрашивает учительница.

–  Документы.

–  А где ты их взяла?

–  В комоде. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно, я отнесу домой.

Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы. –  Вот! это бабушкин паспорт. А это квитанция за телефон. А эта, синенькая, – за квартиру. А это письма от папы. А здесь в конверте мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки – мамины. Моя мама – доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это я, когда мне было два месяца. –  Достаточно, – складывая документы, говорит Анна Ивановна. –  Одну минуточку! – просит вторая учительница. – Дайте мне посмотреть на телефонную квитанцию. Так. Благодарю вас. Внимательно взглянув на квитанцию, учительница выходит из комнаты. –  Так, Маруся, – говорит Анна Ивановна, – хорошо. Ты, значит, очень хочешь учиться? –  Очень! –  А что ты умеешь делать? Читать умеешь? –  Да, – отвечает Маруся. – Вот. Глядите. Маруся наклоняется к книжке и читает, водя пальцем, отыскивая только знакомые буквы: –  Вот это «А». Это «У». Вот это «Р». Вот ещё «Я». Я и писать умею. –  А ну-ка, – просит Анна Ивановна, – напиши мне что-нибудь. Вот тебе карандаш. Вот тебе бумага.

Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы.

–  Вот! это бабушкин паспорт. А это квитанция за телефон. А эта, синенькая, – за квартиру. А это письма от папы. А здесь в конверте мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки – мамины. Моя мама – доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это я, когда мне было два месяца.

–  Достаточно, – складывая документы, говорит Анна Ивановна.

–  Одну минуточку! – просит вторая учительница. – Дайте мне посмотреть на телефонную квитанцию. Так. Благодарю вас.

Внимательно взглянув на квитанцию, учительница выходит из комнаты.

–  Так, Маруся, – говорит Анна Ивановна, – хорошо. Ты, значит, очень хочешь учиться?

–  Очень!

–  А что ты умеешь делать? Читать умеешь?

–  Да, – отвечает Маруся. – Вот. Глядите.

Маруся наклоняется к книжке и читает, водя пальцем, отыскивая только знакомые буквы:

–  Вот это «А». Это «У». Вот это «Р». Вот ещё «Я». Я и писать умею.

–  А ну-ка, – просит Анна Ивановна, – напиши мне что-нибудь. Вот тебе карандаш. Вот тебе бумага.

Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом. В это время вторая учительница возвращается. –  Готово, написала! – говорит Маруся. Учительницы смотрят и видят: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: «Маруся». –  Верно я написала? – спрашивает девочка. –  Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь? И Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы «Р» и «Я». –  Правда, – говорит Маруся. – Читаю я их правильно, а пишу иногда почему-то неправильно. –  А скажи мне, Маруся, ты послушная девочка? –  Очень! – отвечает Маруся. –  Ты, значит, попросила у мамы разрешения прийти сегодня в школу? Маруся молчит. –  Отвечай, Маруся! – настойчиво спрашивает учительница. –  Спросила…. – бормочет Маруся. –  И мама отпустила тебя? –  Нет! – вздыхает Маруся. –  Значит, ты не послушалась маму? –  Не послушалась, – шепчет Маруся. –  Почему? –  Я не знаю… –  Ну, а всё-таки… –  Очень захотелось. –  Вот видишь, – значит, ты не такая уж послушная! –  Нет, послушная. Кого хотите спросите!

Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.

В это время вторая учительница возвращается.

–  Готово, написала! – говорит Маруся.

Учительницы смотрят и видят: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: «Маруся».

–  Верно я написала? – спрашивает девочка.

–  Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь?

И Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы «Р» и «Я».

–  Правда, – говорит Маруся. – Читаю я их правильно, а пишу иногда почему-то неправильно.

–  А скажи мне, Маруся, ты послушная девочка?

–  Очень! – отвечает Маруся.

–  Ты, значит, попросила у мамы разрешения прийти сегодня в школу?

Маруся молчит.

–  Отвечай, Маруся! – настойчиво спрашивает учительница.

–  Спросила…. – бормочет Маруся.

–  И мама отпустила тебя?

–  Нет! – вздыхает Маруся.

–  Значит, ты не послушалась маму?

–  Не послушалась, – шепчет Маруся.

–  Почему?

–  Я не знаю…

–  Ну, а всё-таки…

–  Очень захотелось.

–  Вот видишь, – значит, ты не такая уж послушная!

–  Нет, послушная. Кого хотите спросите!

В дверь стучат.

–  Ну вот, сейчас мы и спросим, – говорит вторая учительница. – Войдите, пожалуйста!

В комнату быстро входит Марусина мама. Она чуть-чуть запыхалась – видно, что спешила изо всех сил. Маруся бросается к ней.

–  Мама! Мама! – просит Маруся. – Скажи учительницам, что я послушная.

–  Я бы сказала, – говорит мама, – но боюсь, что они мне не поверят.

–  Здравствуйте, Нина Васильевна, садитесь, – говорит Анна Ивановна. – Ваша дочь притащила нам столько документов, что мы знаем и как вас зовут, и номер вашего телефона, и какая Маруся была в два месяца.

–  Ох, Маруся, Маруся! – вздыхает мама. – Хорошо ещё, что бабушка тебя не хватилась! Ведь она могла заболеть, узнав, что ты пропала.

Маруся молчит.

–  Вот видишь, Маруся, – говорит Анна Ивановна. – Ты об этом не подумала, – значит, ты думаешь только о себе. А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь, если будешь думать только о себе?

–  Не буду! – уверяет Маруся. – Я буду обо всех думать! Вот увидите.

–  Увидим! – отвечает Анна Ивановна. – Хорошо. Я запишу тебя в школу, но ты не пугай больше бабушку и слушайся маму. Помни – с этой минуты ты уже почти что школьница. Веди себя хорошо.

–  Я отлично себя буду вести!

–  Увидим! – повторяет Анна Ивановна.

Мама и Маруся прощаются с учительницами.

–  Вот видишь, мама, – говорит Маруся. – Ну, вот и записались. А ты всё завтра да завтра…

Как Маруся не послушалась бабушку

На другой день после того, как Маруся записалась в школу, собралась она утром гулять.

–  Помни, что ты теперь почти что школьница! – шепчет ей бабушка, провожая её до двери.

–  Я это очень хорошо помню, – шепчет Маруся в ответ.

–  Не гоняйся за кошками. Среди них могут быть бешеные.

–  Не шепчи так громко! – просит Маруся. – Маму разбудишь после дежурства.

–  С Серёжей не связывайся. Непременно подерёшься с ним!

–  Не свяжусь. Открывай дверь, бабушка!

–  А главное – не прыгай под шлангом, когда двор будут поливать. Сегодня ветер. Промокнешь, простудишься и в школу не попадёшь к началу занятий.

Бабушка отпирает дверь.

И вот Маруся уже идёт по двору.

Это чистый, просторный двор с небольшим сквером посредине.

Маруся идёт мимо сквера.

Вдруг белый пушистый котёнок выбежал из кустов и погнался за обрывком бумаги.

Маруся бросилась было к котёнку, но остановилась, махнула рукой – говорит:

–  А ну его! Ещё взбешусь – и в школу не пустят. .

С деревянной палкой в руке неожиданно перед ней вырастает Серёжа.

–  Чего идёшь, как тётка? – спрашивает он.

–  Отойди, Серёжа. Не приставай. Я в школу записалась, – отвечает Маруся.

–  Я тоже записался, а не фасоню.

–  Отойди, – говорит Маруся. – А то ещё подерусь с тобой – и в школу не пустят.

В это время из подвала поднимается дворник Иван Сергеевич.

Не торопясь он раскатывает длинный шланг с медным наконечником. Сразу же со всех концов двора раздаются вопли:

–  Иван Сергеевич вышел!

–  Иван Сергеевич поливать будет!

–   Ребята, сюда! За мной! – кричит Серёжа и, забыв про Марусю, бросается к дворнику.

Дворника сразу окружают помощники. Одни мальчики помогают на самом деле, другие мешают: наступают на шланг, как будто нечаянно.

–  Ребята, – просит дворник серьёзно, – всё лето прожили мы дружно – давайте не ссориться и осенью. Уйдите от крана. Когда жарко было, я, кого можно, окачивал. Сегодня и не просите: ветер, и так прохладно. Так что не вертитесь, не мешайте.

–  Вы хоть побрызгайте на меня, Иван Сергеевич, – просит Серёжа.

–  Нельзя! – твёрдо отвечает Иван Сергеевич.

Он привинчивает шланг к трубке, откручивает круглый кран. С силой ударяет вода из медного наконечника. Шум, визг, крик. Все ребята наперерыв стараются попасть под струю воды, бьющую из шланга.

Все, кроме Маруси.

Она стоит как зачарованная, с завистью глядит на мальчишек.

Они прыгают под самой струёй.

Но Иван Сергеевич – мастер своего дела. Струя воды то поднимается высоко к небу, то упирается в землю. Разбрасывает во все стороны фонтаны брызг, а на мальчиков не попадает.

Серёжа замечает Марусю и кричит:

–  Маруська боится! Маруська боится!

–  Сам ты боишься! – сердится девочка.

–  Боится! – кричит Серёжа. – Боится! Боится! Боится!

И Маруся не выдерживает.

Она бросается под самый шланг и показывает чудеса ловкости и храбрости.

Вдруг напор воды падает. Иван Сергеевич идёт к крану, чтобы выяснить причину аварии. Наконечник шланга лежит на асфальте. Серёжа берёт его. Направляет на Марусю.

Внезапно шланг наполняется водой, и струя окатывает Марусю с ног до головы.

Серёжа сам испугался того, что натворил. И убежал без оглядки.

Маруся плетётся угрюмо к высокой пожарной лестнице. Забирается высоко наверх. Сидит нахохлившись.

Бабушка замечает её. Кричит, высунувшись из окна:

–  Маруся! Что ты там делаешь?

–  Сохну! – отвечает. Маруся.

И вот к вечеру стала Маруся чихать, ночью кашлять, а утром измерили ей температуру – тридцать семь и восемь!

День проходит – Маруся болеет. Два проходит – температура всё не падает. И вот что случилось на третий день вечером.

* * *

Лежит Маруся в кровати. Бабушка сидит возле неё.

На одеяле шахматная доска. Бабушка и внучка играют в шашки.

–  Бабушка, – спрашивает Маруся, – как ты думаешь, у меня нормальная температура?

–  Постой, постой.…Сейчас, сейчас… – бормочет бабушка. – На тебе!

Бабушка делает ход и глядит на внучку,

–  Ах, вот как? – удивляется Маруся. – Ты мне две шашки поддаёшь?

–  А беру три! – радуется бабушка.

–  Постой, постой… – говорит Маруся. – Сейчас, сейчас….

–  Горло не болит?

–  Нет, не болит. … Как же это так? И в дамки проходит? С ума сойти!

Маруся двигает свою шашку.

–  Вот, не послушалась бабушку и лежишь теперь, – ворчит старушка. – Все ребята пойдут учиться в срок, а ты – неизвестно когда.

В комнату входит мама.

–  Давай градусник, Маруся, – протягивает она руку.

–  Пожалуйста, пожалуйста! Нормальная, нормальная! – поёт Маруся.

Мама смотрит на градусник, потом на Марусю и качает головой.

–  Что такое? Мама! Что?

–  Сколько у нее? – спрашивает бабушка.

–  Ни одного! – строго отвечает мама.

–  Ох! – пугается бабушка.'

–  Совсем не поднялась у неё температура, – говорит мама.

–  Почему же это? – спрашивает бабушка.

–  А это Марусю надо спросить, – отвечает мама.

Маруся опускает голову.

–  Молчишь? – спрашивает мама. – Ну, так я отвечу за тебя. Она совсем не держала градусник. Вынула из-под мышки да спрятала под подушку. Боялась, что температура повышенная.

–  Мама, мне в школу хочется! – ноет Маруся.

–  Не поблагодарит меня Анна Ивановна за такую Лису Патрикеевну, – сердится мама. – Просто стыдно мне пускать такую девочку в школу. Ставь опять градусник!

В этот день градусник показал ровно тридцать семь, на другой день вечером – тридцать шесть и девять, а на третий день Маруся встала с кровати.

И вот пришла ночь на первое сентября…

* * *

Лежит Маруся, закрыв глаза. Вздыхает, охает, вертится с боку на бок, а уснуть не может. Наконец она вскакивает.

Смотрит на будильник.

Десять минут второго.

Маруся вздыхает. Переворачивает подушку. Расправляет простыню. Укладывается поудобнее. Закрывает глаза. Ждёт. Но сон всё не хочет прийти к ней.

Маруся снова вскакивает, снова смотрит на будильник и охает: часы показывают всего только пятнадцать минут второго.

Маруся в ужасе опускается на подушки.

–  Мама! – зовёт она. – А мама! Я жду, жду, а часы с места не двигаются. С ними случилось что-то. .. Я час лежала, глаза не открывала, а они показывают, что только пять минут прошло.. . Мама! Бабушка!

Маруся прислушивается. Ответа нет.

–  Бабушка! Мама! … – зовёт Маруся. – Ведь проспим! Уже первое сентября! Давайте чай пить.

Молчание.

Вдруг Маруся слышит отдалённый гул. Комната озаряется вспышкой синеватого света.

–  Бабушка! – зовёт Маруся громко. – Уже трамваи пошли! Бабушка!..

Щёлкает выключатель. Зажигается яркая лампочка под потолком. В комнате становится светло.

Мама стоит на пороге.

Увидев, что мама не сердится, Маруся манит её к себе. Хлопает рукой по кровати рядом с собой.

–  Мамочка, сядь! – просит она. – Мамочка, часы испортились! Первые трамваи пошли, мама!

–  Это не первые трамваи, а последние, – объясняет мама. – Часы идут как следует. Успокойся. И ложись. Всё придёт в своё время. И солнце встанет, и будильник зазвонит, и ты проснёшься и пойдёшь в школу.

Мама садится рядом с Марусей. Гладит её по голове.

Маруся успокаивается и засыпает.

Отрывок из рассказа”Как Маруся начала учиться”

… Анна Ивановна продолжает:

–  Вы с нынешнего дня школьницы, и мы познакомимся со школой, в которой вы теперь учитесь. Тихонько-тихонько, чтобы не мешать учиться другим, пройдём мы по школьным коридорам.

Дверь первого класса бесшумно открывается. Тихо выходят девочки из класса. Идут по замолкшему школьному коридору.

–  Вот это физический кабинет, – говорит Анна Ивановна. – Здесь занимаются шестиклассницы.

Первоклассницы глядят через стеклянную дверь в комнату, заставленную приборами. На возвышении, у стола, стоит девочка, вертит ручку машины с большим стеклянным колесом. Между металлическими шариками пролетают искры.

Первоклассницы входят в школьную библиотеку. С удивлением разглядывают полки с книгами.

–  Когда вы научитесь читать, – говорит Анна Ивановна, – в школьной библиотеке вам будут давать книги. Книг много. И одна интереснее другой…

–  А вот здесь учатся десятиклассницы, – объясняет Анна Ивановна. – В школе учатся десять лет. Вы учитесь первый год, а они – последний. Скоро они уже перестанут ходить в школу.

Анна Ивановна и девочки возвращаются в класс.

–  Сейчас зазвонит звонок, и первый наш урок кончится, – говорит Анна Ивановна. – Вы отдохнёте и поиграете на перемене. А после перемены будет у нас арифметика. А потом русский язык. И на каждом уроке мы узнаем и запомним что-нибудь новое, интересное. И скоро, скоро вы станете настоящими школьницами.

Конец ознакомительного фрагмента

1.Напиши, какой рассказ или сказка автора понравились тебе больше всего и почему? 2.Прочитать другие рассказы и сказки Е.Шварца.

1.Напиши, какой рассказ или сказка автора понравились тебе больше всего и почему?

2.Прочитать другие рассказы и сказки Е.Шварца.

Физкультминутка Руки подняли и помахали –  Это деревья в лесу.  Локти согнули, кисти встряхнули –  Ветер сбивает росу.  Плавно руками помашем –  Это к нам птицы летят.  Как они сядут – покажем:  Крылья сложили назад.
  • Физкультминутка
  • Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут – покажем: Крылья сложили назад.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!