СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2023. Русский язык. Тест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2023. Русский язык. Тест 

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2023. Русский язык. Тест»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Национальный канал «Культура» принадлежит Всероссийской гостелерадиокомпании, задача канала – освещение культурной и общественной жизни страны, знаковых событий в сфере искусства. Канал производит множество программ, включая авторские, посвящённые классической музыке, академическим и современным театральным тенденциям, актуальным направлениям развития живописи и литературы, кинематографу, обладающему ценностью для искусства. Включает научно - популярный и просветительский контент, в частности передачи о духовных, философских, религиозных течениях, проблемах образования и неполитических аспектах жизни.

В конце 1997-го года началось вещание ТВ канала «Культура» (тогда он носил название «РТР-Культура»). В 2001 году, с назначением на должность генерального директора Александра Пономарева, количество и качество передач значительно повысилось, началось сетевое партнёрство с Euronews.

«Культура» уже восемь лет входит в первый мультиплекс цифрового ТВ России и позиционируется как общенациональный канал – вещание идёт по всей РФ. Одним из шоу, собравшим наибольшее количество зрителей, стал специальный выпуск программы «Наблюдатель», длившийся без перерывов почти 10 часов, – своеобразный рекорд для канала.

(По материалам Интернета)


1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


1) КАНАЛ. Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации. Канал электросвязи.
2) ОСВЕЩЕНИЕ. То или иное объяснение, истолкование. Новое освещение событий.
3) ЖИЗНЬ. Реальная действительность. Провести решение в жизнь.
4) ПЕРЕДАЧА. Вещи, продукты, передаваемые кому-нибудь (например больному в больнице). Принести передачу.
5) ИДТИ. Протекать, длиться, совершаться или, совершаясь, клониться к чему-нибудь, к какому-нибудь исходу. Работа идет хорошо.


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Приведённый текст относится к художественному стилю, так как воздействует на воображение и чувства читателя. В нём используются различные средства художественной выразительности (например: «…вещание идёт по всей РФ» и др.)

2) В приведённом тексте используются профессионализмы (вещание, контент, сетевое партнёрство).
3) Текст отличается сухостью, чёткостью изложения материала, эмоциональность в нём отсутствует, нет слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
4) В синтаксисе приведённого текста следует отметить преобладание сложных предложений с разными видами связи между частями, а также рядов однородных членов и деепричастных оборотов.
5) Приведённый текст представляет собой статью, где изложена история создания канала «Культура», а также сведения о его наполнении.


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) нанЯвшийся 2) Оптовый 3) облегчИт 4) клалА 5) нАсквозь


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Природа была великолепна: цвели ЯБЛОНЕВЫЕ сады, и степь была покрыта ковром из тюльпанов.

Эти красивые изделия выпускает наш СТЕКОЛЬНЫЙ завод.

Мой дядя – БЫВАЛЫЙ морской путешественник.

Гераклит является ЗАЧИНЩИКОМ диалектики в античной мифологии.

Человек успел накинуть шёлковый халат, а на голову НАДЕТЬ шляпу из соломки.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.


В Италии в XVIII веке была впервые изобретена вилка, «прабабушка» спутницы современных туристов.


7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

беги БЫСТРЕЕ

КРАСИВЕЙШАЯ улица

с ТРЕМЯСТАМИ рублями

у ПОБЕРЕЖИЙ

не МАХАЙТЕ руками


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с однородными членами


1) Когда посещаешь пушкинские места, испытываешь счастье от соприкосновения с необычайной красотой.

2) Чтобы вернуть интерес современных читателей к творчеству А.Н. Радищева, необходимо не только беспристрастно оценить его литературное творчество, но и философские взгляды.

3) Будучи в сильном волнении, у Алексея потерялся портфель, в котором были важные документы.

4) А.С. Пушкин с стихотворении «памятник» пишет, что в «жестокий век восславил он свободу».

5) Я думаю, что настоящие люди – это те, кто с годами не утрачивает детской веры в разумность мира.

6) К.Г. Паустовский интересовался природой Мещёрского края и посвятил ей многие произведения.

7) Благодаря роману –эпопее М.А. Шолохова «Тихому Дону» мы имеем возможность узнать об исторических событиях начала 20 века.

8) Один писатель пошутил, что «обложка – самая увлекательная часть моих книг».

9) Сразу по приезду на место новый учитель стремился наладить контакты с коллегами.


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) тр..стинка, прекл..нение, рит..рический

2) сн..гирь, соч..тать, тр..умф

3) пон..мание, хам..леон, угн..здиться

4) вы..вить (недостатки), св..щенный, недос..гаемый

5) пр..вительство, пол..гаться, с..лютовать


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) без..сходный, пред..дущий, об..скать (весь дом)

2) пред..явитель, бил..ярд, ад..ютант

3) на..кусить, по..караулить, о..бросить

4) пр..скорбный, беспр..дел, гостепр..имный

5) и..подлобья, пере..дача (зачёта), ра..шумелись


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) потреб..вать, выклад..вать

2) обессил..ть (от жары), эмал..вый

3) раскрепощ..нность, ноч..вка

4) огурч..к, пружин..стое (кресло)

5) заботл..вый, выздоравл..вая


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) излеч..шься, выкип..т (вода)

2) напо́лн..вший (светом), обожа..мый

3) запа..нный, (они) окле..т

4) вер..щий (в чудо), почу..вший (запах)

5) вкруч..нный, развес..в (бельё)


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В ещё (НЕ)ПРО­СОХ­ШЕМ доме было сыро и хо­лод­но.

Ответы ученика были далеко (НЕ) ВЕРНЫМИ и сбивчивыми.

Ольга прошла мимо беседки, (НЕ)СМОТРЯ в нашу сторону, и повернула за угол.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ, вдоль берёзовой рощи, шла просёлочная дорога.

Событие было громкое – (НЕ)ТОЛЬКО в переносном, но и в буквальном смысле.


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Сложив лист (В)ЧЕТВЕРО, я положил его в карман, хотя был уверен, что он ВРЯД(ЛИ) мне понадобится.

Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.

(НЕ)СМОТРЯ на то, что бóльшая часть повести посвящена переживаниям Тимофея Ивановича, ВСЁ(ЖЕ) автор уделяет достаточно внимания описанию нравов и уклада жизни своих героев.


15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

На зва(1)ом обеде у Кувшинниковых были пода(2)ы солё(3)ые грузди в смета(4)ом соусе, жаре(5)ый во фритюре картофель, нареза(6)ый ломтиками, фарширова(7)ый овощами кальмар и дрожащий студень.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Время от времени деревья расступались и мелькал треугольник бледного неба.

2) Травы и цветы покрывают зелёный холм и поле и никогда здесь не бывает грустно.

3) Крупные капли дождя резко застучали и зашлёпали по листьям сверкнула молния и разразилась гроза.

4) Звёзды и луна одновременно появились на небе и ощущение чуда и красоты окружающего мира захлестнуло всех путешественников.

5) Их встретили приветливо угостили ужином и чаем и у усталых замёрзших людей потеплело на душе.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Возвращая изначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт –Петербурге (1) реставраторы согласовывали этапы работы со специалистами (2) готовившими открытие (3) в его залах музея Карла Фаберже(4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Тексты в Древней Руси (1) как известно(2) были без пробелов между словами и предложениями и без знаков препинания. Чтение их (3) вероятно (4)было медленным и трудным. Чтобы прочитать текст, нужно было (5) прежде всего(6) отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста.


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Теперь(1) когда вблизи говорили люди (2) и светилось окно (3)ему уже не было страшно (4)хотя гром трещал по –прежнему (5) и молния полосовала всё небо.

20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ночью море грозно шумело(1) и (2)когда утром рассеялся туман (3)и выглянуло солнце (4)то все увидели берег, заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Гора Кисилях – шедевр горной Якутии – расположена в Верхоянском районе на водоразделе рек Яна и Адычи в отрогах Кисиляхского хребта, входящего в горную систему хребта Черского. (2)Высота горы Кисилях — 1070 метров над уровнем моря, длина — около 25 километров. (3)Она вся усеяна столбообразными скалами, средняя высота которых 25 — 30 метров. (4) Кисилээх («Каменные люди») – священные для якутов горы, возраст которых, по мнению учёных, достигает 60 миллионов лет. (5) Гора Кисилях – уникальное творение природы, одно из неповторимых чудес и поистине природная святыня якутов. (6) Величественные скалы причудливых форм образуют восхитительные композиции, напоминающие своими очертаниями фигуры людей и зверей. (7)Формирование этих образований происходит из –за резких температурных перепадов- такое предположение высказал Фердинанд Врангель, путешествуя по Восточно – Сибирскому морю.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Мы носимся по двору. (2)Играем в лапту. (3)Моя сестра Ленка – приземистая и прочная, как табуретка, в желтом сарафане с желтыми волосами. (4)Она быстро бегает, ловко уворачивается, метко бьет. Очень ценный член команды.

(5)Я – иссиня - черноволосая, с узкими глазами, похожа на китайчонка. (6) Я способна победить любого врага, но при условии: чтобы все это видели. (7)Мне нужна слава. (8)Просто победа для себя мне неинтересна. (10) Тщеславие заложено в мой компьютер.

(11)Третья в нашей команде – Нонна, дочка тети Тоси. (12) Мы все живем в одной коммуналке.(13) Нонна отличается от всех детей во дворе.(14) В ее косички вплетены бусинки, у нее сложное платьице с кружевными вставками. (15)Она – как сувенирная кукла, хорошенькая, изящная, и при этом – сообразительная. (16)Нонна умеет предугадывать ходы противника. (17)В ней есть качества, необходимые для победы.

(18)Мы носимся, заряженные детством, азартом, жаждой победы. (19)А на дворе меж тем послевоенный сорок шестой год.

(20)Мы носимся, играем. (21)Мы почти побеждаем.(22) Еще чуть-чуть…

(23)В окнах одновременно возникают лица наших матерей.

(24)– Нонна! (25) Обедать! – кричит тетя Тося.

(26)– Девочки, домой! – кричит наша мама.

(27)У тети Тоси лицо бледное и вытянутое, как огурец. (28)А у нашей мамы круглое и яркое, как помидор. (29)Обе они – тридцатилетние, красивые и безмужние.

(30)Мой отец погиб на войне, а у Нонны умер вскоре после войны от тяжелого ранения. (31)«Мы не от старости умрем, от старых ран умрем…» (32)Эти стихи Семена Гудзенко я прочитала много позже. (33)А тогда… тогда моя мама любила повторять: «Я вдова с двумя ребятами…» (34)Так оно и было.

(35)Мы не хотим идти домой. (36)У нас игра в разгаре. (37)Но с нашей мамой шутки плохи.(38) Она лупила нас рукой. (39)Рука была как доска.

(40)Мы понуро плетемся домой. (41)Садимся за стол.

(42)Мама приготовила нам воздушное пюре с котлетой. (43)Прошло почти полвека, а я до сих пор помню эту смуглую котлету с блестками жира и с запахом душистого перца. (44)Я много раз в течение жизни пыталась повторить эту котлету и не смогла. (45)Так же, как другие художники не смогли повторить «Сикстинскую Мадонну» например.

(46)Я думаю, моя мама была талантливым человеком. (47)А талант проявляется в любых мелочах, и в котлетах в том числе.

(48)Мы едим котлету, а наши мысли во дворе: удар лаптой, мяч летит, Ленка бежит, Нонна наизготовке…

(49)Иногда Нонна затевала театр.

(50)Мы выбирали пьесу, разучивали роли и давали представление. (51)Кулисами служила ширма. (52)То, что за ширмой, – это гримерная. (53)То, что перед ширмой, – сцена.

(54)Мамы и соседи усаживались на стулья, добросовестно смотрели и хлопали.

(55)Билеты, кстати, были платные, по двадцать копеек за билет. (56)Я помню, как выходила на сцену, произносила свой текст и купалась в лучах славы. (57)Слава невелика, семь человек плохо одетой публики, но лучи – настоящие. (58)Я помню свое состояние: вот я перед всеми и впереди всех, на меня все смотрят и внемлют каждому слову. 59)Я – первая.

(60)Откуда это желание первенства? (61)Наверное, преодоление страха смерти, инстинкт самосохранения. (62)Выделиться любой ценой и тем самым сохраниться. (63)Нет! (64)Весь я не умру… (65) А иначе непонятно: почему все хотят быть первыми. (66)Не все ли равно… (67)Спектакль идет. (68) Наши мамы незаметно плачут. (69)Им жалко своих девочек – сироток, растущих без отцов.

(70)Мы ели однообразную пищу, но никогда не голодали. (71)Мы росли без отцов, но не испытывали сиротства. (72)Наши матери были далеки от педагогики, но они любили нас всей душой. (73)А мы любили их. (74)Не знаю, были ли мы счастливы. (75)Но несчастными мы не были – это точно.

(По В.С. Токаревой)


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Изяществом и сообразительностью от всех детей во дворе отличалась Ленка.

2) В послевоенное время дети быстро взрослели: им приходилось брать на свои плечи заботу о семьях наравне со взрослыми.

3) Война надолго отняла у детей счастье, отучила их радоваться.

4) В желании первенства у детей, переживших войну, сказывался инстинкт самосохранения.

5) Талант человека может проявляться даже в мелочах.


23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-5 представлено описание.

2) В предложениях 7 -10 представлено рассуждение.

3) В предложении 15 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 14.

4) В предложениях 46,47 представлено повествование.

5) Предложение 65 противопоставлено по содержанию предложениям 63,64.

24. Из предложений 46 -49 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 33- 39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «В тексте В.С Токаревой рассказывается о поколении, детство которого совпало с войной и послевоенными годами. Показать, что детство – это особенная пора в жизни человека, отличающаяся жаждой жизни, автору помогают троп - (А) _______(в предложениях 18, 48) и приём - (Б) _______ (в предложениях 57, 70). Ценность каждого момента жизни, даже самого прозаичного, автор подчёркивает с помощью тропа - (В) («воздушное пюре» в предложении 42, «смуглую котлету» в предложении 43). Синтаксическое средство – (Г) _______ (предложения 24 – 26,63) – делает авторскую речь более эмоциональной».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) противопоставление

4) восклицательные предложения

5) ряд однородных членов

6) вводные и вставные конструкции

7) антонимы

8) литота

9) метафора


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!