СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №18

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №18

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №18»

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

М.М. Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. Глаза у него были задумчивые, тёмно-карие; руки – маленькие, изящные. Он ходил легко и быстро, с военной выправкой – сказывались годы сначала в царской, в Красной Армии. Постоянную бледность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. Но мне казалось, что и от природы он был смугл и матовобледен.

Не думаю, что кто-нибудь из нас уже тогда разгадал его, ведь он и сам провёл в разгадывании самого себя не одно десятилетие. Меньше других его понимал я – и это неудивительно: мне было восемнадцать лет, а у него за плечами была острая, полная стремительных поворотов жизнь. Но всё же я чувствовал в нём неясное напряжение, неуверенность, тревогу. Казалось, он давно и несправедливо оскорблён, но сумел подняться выше этого оскорбления, сохранив врождённое ровное чувство немстительности, радушия, добра. Думаю, он уже и тогда был высокого мнения о своём значении в литературе, но знаменитое в серапионовском кругу «Зощенко обидится» было основано и на другом. Малейший оттенок неуважения болезненно задевал его. Он был кавалером в старинном, рыцарском значении этого слова – впрочем, и в современном: получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны.

Он был полон уважения к людям и требовал такого же уважения к себе.


(По В.А. Каверину)


1. Самостоятельно подберите наречие времени, которое должно стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


1) РОСТ. Устар. Проценты, процентная прибыль, получаемая от дачи денег в долг. Давать деньги в рост. 2) ПРИРОДА. Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека. Законы природы.

3) РОВНЫЙ. Одинаковый, постоянный в каком-л. отношении на всем протяжении, во всех частях чего-л. Ровный загар.

4) КАВАЛЕР. солдат или офицер в дореволюционной русской армии, награжденный за храбрость георгиевским крестом.

5) СЛОВО. Обязательство сделать, выполнить что-л.; обещание. Сдержать свое слово.


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст принадлежит к научному стилю, на это указывают професионализмы (кавалер, орден, радушие).

2) Цель приведённого текста – дать представление о личности писателя М.М. Зощенко, автор рассказывает о своём впечатлении, которое сложилось из личного общения с писателем.

3) В первом абзаце текста автор описывает внешность писателя, в последующих абзацах раскрывает качества его личности.

4) Синтаксис текста представлен во всём многообразии: встречаются и ряды однородных членов, и простые, и сложные предложения с различными видами связи.

5) Лексика текста также интересна: наряду с метафорами (сумел подняться выше этого оскорбления; кто-нибудь из нас уже тогда разгадал его и др.) встречаются красочные эпитеты (острая, полная стремительных поворотов жизнь; старинном, рыцарском значении этого слова и др).


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) взЯлась 2) нАживший 3) вернА 4) жилОсь 5) Отрочество


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


На данный момент российские смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.


Движущий лейтмотив поэзии поэта – одиночество художника в бездушном и жестоком мире.


7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

опытные ТРЕНЕРЫ


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

А) нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом



1) Употребляя много перца, можно загубить организм.

2) Вспоминая тот день, он даже себе не мог объяснить, что заставило его поступить наперекор родителей.

3) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.

4) У людей, зачитывавшихся русскими сказками и былинами, дух захватывало от богатырских подвигов.

5) Когда по окончании школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобрёл квалификацию токаря.

6) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в произведении Б. Полевого «Повести о настоящем человеке».

7) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

8) Выращенный цветок Варенькой украшал комнату.

9) Переменив одежду, грязное платье было сброшено на пол.


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..форма, демис..зонный, заж..гающий

2) с..тевой, осв..тить фонарём, сп..шить на вокзал

3) неср..вненный, оз..рять, пл..вники

4) оп..раться, п..рила, забл..стел

5) в..черний, ув..дать приятеля, с..кретный


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..дарный, ..бросил, бе..жалостный

2) пр..землился, пр..зыв, непр..ступный (бастион)

3) на..пилил, о..скочил, по..откнул (одеяло)

4) пр..российский, пр..читал, нед..строить

5) на..кусить, о..стоял, по..пись


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) преодол..вавший, рул..вой

2) доверч..вый, раска..лся

3) посме..ваться, ландыш..вый

4) замш..вый, обид..лись

5) дымч..тый, весёл..нький


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зала..вший, (они) вид..т

2) терп..шь, постел..шь

3) вид..мый, расстел..нный

4) верт..шься, бре..шься

5) уравновеш..нный, повеш..нный


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо простиралось над горами.

Архитектор осознавал, что сейчас он будет работать с людьми, (НЕ)ПОНИМАЮЩИМИ ничего в архитектуре.

Лес (НЕ)КАЗАЛСЯ притихшим.

В беседе лишнего слова (НЕ)СКАЗАНО.


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг. Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.


15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Пираты зачарова(1)о рассматривали стари(2)ые вещи, найде(3)ые ими в трюме затопле(4)ого корабля.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и она надолго остаётся в памяти.

2) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

3) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями странных волнистых линий.

4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

5) Для художественного яркого слова характерна как образность так и эмоциональность.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Лучи солнца золотого (1) переливаясь (2) и блестя почти всеми цветами радуги (3) заскользили по (4) омытой весенним дождиком (5) листве.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В первые дни учёбы в университете (1) конечно (2) будет немного сложно. Мы чувствуем себя (3) как будто (4) школьниками.


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если вы захотите встретить в лесу пеночку (1) чириканье (2) которой (3) вас совершенно очарует (4) следует отправляться на это свидание ранним утром (5) иначе можно не успеть.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Петя каждую неделю решал варианты из сборника (1) и (2) хотя порой было сложно (3) но он до того наловчился (4) что некоторые задания выполнял за несколько секунд.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Был конец ноября – самое грустное время в деревне. (2)Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная вода хлестала в окна. (3)По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. (4)Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий.

(5)Лучше всего было по вечерам. (6)Мы затапливали печи, шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. (7)Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тёсовой крыше.

(8)Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. (9)Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.

(К.Г. Паустовский)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.

(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.

(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:

– Мало. (20)Хочу ещё.

– (21)Мама промолчала.

(22)Я повторил свою просьбу. (23)Она подошла к окну. (24)Потом, не оглядываясь, тихо сказала:

– Больше нет... колбасы.

(25)Я встал из-за стола. (26)Я даже не сказал «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. (29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью – мало! – и ушёл.

(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок... (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.

(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».

(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.

(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. (50)Прости меня, родная!

(По Ю.Я. Яковлеву*)

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его нет.

2) Рассказчик не стал есть кусок колбасы, оставив его матери.

3) Мать отругала героя текста за то, что он просил колбасы.

4) Мать беззвучно плакала, плечи её вздрагивали.

5) Всегда найдётся тот, кому можно прошептать милосердное слово «прощаю».


23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 42-44 представлено описание.

2) В предложении 21-24 представлено повествование.

3) В предложениях 15 представлено повествование с элементами описания.

4) Содержание предложения 5 противопоставлено содержанию предложения 4.

5) В предложениях 38-40 представлено рассуждение.


24. Из предложений 1-3 выпишите синонимы (синонимическую пару).



25. Среди предложений 41-46 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и указательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Ю.Я. Яковлев в очерке рассуждает о силе материнской любви, о том, как часто дети бывают неблагодарными по отношению к той, кто отдаёт последнее ребёнку. Неслучайно писатель использует синтаксические средства (А)________(предложения 38-39, 48-49) и (Б)______(предложения 11- 14, 32-33). Лексические средства (В)________(«жестокой несправедливости» в предложении 37, «незаживающая рана» в предложении 38, «тяжёлая власть» в предложении 39) и (Г)_______(предложения 36, 46, 47) также помогают автору передать боль от невозможности выразить матери любовь и попросить прощения за неблагодарность».

Список терминов:

1) метафора

2) риторический вопрос

3) контекстные синонимы

4) парцелляция

5) эпитет

6) просторечная и разговорная лексика

7) лексический повтор

8) анафора

9) восклицательные предложения



27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!