1. Тип 1 № 25254
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | Митохондрия |
Органно-тканевой | Сердце человека |
2. Тип 2 № 52707
Экспериментатор напугал мышь, после чего ввёл в кровь мыши ацетилхолин. Как изменились артериальное давление и диаметр зрачка после введения ацетилхолина?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Артериальное давление | Диаметр зрачка |
| |
3. Тип 3 № 13949
Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетке человека содержится 46 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21275
Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с жёлтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.
5. Тип 5 № 45818
Рассмотрите рисунки и выполните задание.
Схема клонирования высокопродуктивной коровы
Каким номером на рисунке обозначена яйцеклетка, получившаяся в результате объединения безъядерной яйцеклетки и ядра соматической клетки?
6. Тип 6 № 45819
Установите соответствие между характеристиками этапов клонирования и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Активация дробления
Б) Удаление соматического ядра
В) Удаление ядра из яйцеклетки
Г) Яйцеклетка, из которой разовьётся клон элитной коровы
Д) Возникновение эмбриона
Е) Создание гибридной яйцеклетки
ЭТАПЫ
1) 2
2) 4
3) 5
4) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 52712
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относятся к бесполому размножению?
1. Развитие трутней из неоплодотворённых яиц.
2. Самоопыление гороха.
3. Самооплодотворение у бычьего цепня.
4. Образование спор кукушкина льна.
5. Регенерация растений из листа табака на питательной среде с гормонами.
6. Деление клеток кишечной палочки.
8. Тип 8 № 46275
Установите последовательность этапов выращивания растений табака из каллусной ткани. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Обработка клеточной массы гормонами.
2. Высаживание изолированных клеток сердцевины на питательную среду.
3. Формирование корней и побегов.
4. Образование неспециализированной клеточной массы.
5. Выделение клеток из тканей сердцевины растений.
9. Тип 9 № 63476
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Каким номером на рисунке обозначен колониальный организм?
10. Тип 10 № 63477
У становите соответствие между характеристиками и низшими растениями, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) обитатель северных морей, формирует глубоководные заросли
Б) название рода обусловлено формой хроматофора
В) систематическое положение не вписывается в рамки классического строгого деления организмов на животных и растений
Г) служит источником йода
Д) макроскопический организм
Е) обладает стигмой и одним хлоропластом
НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 64920
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К видоизменённым корням относят:
1) воздушный корень орхидеи;
2) корневище ландыша;
3) корневой клубень георгина;
4) клубень картофеля;
5) корнеплод моркови;
6) луковицу тюльпана.
12. Тип 12 № 21748
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов для большого пёстрого дятла, начиная с самого большого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Животные.
2. Пёстрые дятлы.
3. Хордовые.
4. Дятловые.
5. Большой пёстрый дятел.
6. Птицы.
13. Тип 13 № 63278
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Под каким номером на рисунках обозначена кость тазового пояса?
14. Тип 14 № 63279
Установите соответствие между характеристиками и костями человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) образует полуподвижное соединение
Б) входит в состав плечевого пояса
В) является плоской костью
Г) содержит в костномозговом канале жёлтый костный мозг
Д) соединяется с рёбрами
Е) является самой длинной костью тела
КОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 24455
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что из перечисленного ниже является характеристиками типа тканей, один из примеров которой изображён на рисунке?
1. Присутствует большое количество межклеточного вещества.
2. Бывает эктодермального и энтодермального происхождения.
3. Выстилает слизистые оболочки органов.
4. Выполняет барьерную функцию.
5. Способна к сокращению.
6. Обеспечивает питание костей.
16. Тип 16 № 10807
Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.
1. Левое предсердие.
2. Легочные капилляры.
3. Легочные вены.
4. Легочные артерии.
5. Правый желудочек.
17. Тип 17 № 48971
Прочитайте текст. Выберите три предложения, где даны описания этологического критерия вида Аист белый. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Белый аист — птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным, тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. (2)Продолжительность жизни белого аиста составляет около 20 лет. (3) Аисты, гнездящиеся в Европе, зимуют в тропической Африке. (4) Весной самцы прилетают на место гнездовья раньше самок и занимают гнёзда. (5) Прилетающие позже самки конкурируют друг с другом за самца, победившая самка остаётся. (6) Самец приглашает её в гнездо, запрокинув голову назад, к спине, и издаёт клювом частые клацающие звуки.
18. Тип 18 № 18213
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:
1) отсутствием редуцентов;
2) большим видовым разнообразием;
3) замкнутым круговоротом веществ;
4) колебанием численности популяций;
5) короткими пищевыми цепями;
6) разветвлёнными пищевыми сетями.
19. Тип 19 № 16827
Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) лесной пожар вследствие грозы
Б) распространение семян растений птицами
В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных
Г) санитарная вырубка леса
Д) питание паразитических животных
Е) затопление лугов при ливне
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотические
2) биотические
3) антропогенные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 43134
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите вид естественного отбора, характеристику и пример этого вида отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид отбора | Характеристика | Пример |
____________ (А) | ____________ (Б) | ____________ (В) |
Список терминов и понятий
1. Сокращается генетическое разнообразие особей.
2. Выживают особи со средним значением признака.
3. Преимущественно выживают особи с более выраженным признаком.
4. Существование реликтовых видов рыб латимерий.
5. Формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох.
6. Появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил.
7. Дизруптивный.
8. Движущий.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Тип 21 № 22276
Проанализируйте таблицу «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков в день».
Возраст | Энергия, ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г |
Всего | Животные |
1–3 года | 1540 | 53 | 47 | 53 | 212 |
4–6 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 272 |
6 лет (школьники) | 2000 | 69 | 45 | 67 | 285 |
7–10 лет | 2350 | 77 | 46 | 79 | 335 |
11–13 лет, мальчики | 2750 | 90 | 54 | 92 | 390 |
11–13 лет, девочки | 2500 | 82 | 49 | 84 | 335 |
14–17 лет, юноши | 3000 | 98 | 50 | 100 | 425 |
14–17 лет, девушки | 2600 | 90 | 54 | 90 | 360 |
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1. В среднем школьном возрасте рост девочек опережает рост мальчиков.
2. Дошкольники, в отличие от школьников, в связи с высокой подвижностью нуждаются в богатой жирами и углеводами пище.
3. В подростковом возрасте юноши нуждаются в сравнительно большем количестве суточной энергии, чем девушки.
4. В первые годы жизни дети получают больше белков животного происхождения.
5. Количество потребляемой суточной энергии зависит только от количества потребляемых углеводов.
22. Тип 22 № 52480
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 63258
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал содержание витамина С в апельсинах. Учёный купил апельсины в магазине и поместил их на хранение при комнатной температуре. Другую экспериментальную группу составили апельсины, которые он сорвал непосредственно с дерева и поместил на хранение в те же условия. Через равные промежутки времени (каждые 2 недели) учёный выделял сок из нескольких апельсинов и определял концентрацию витамина С в них. Результаты исследования он нанёс на график.
В исследовании использовались апельсины одинакового сорта. Предположите, почему график для свежесобранных апельсинов лежит выше, чем для купленных в магазине. Предположите, какое время «магазинные» апельсины хранились, прежде чем были приобретены для эксперимента, если известно, что климатические условия в месте их хранения были идентичны естественным условиям их произрастания. Ответ поясните.
24. Тип 24 № 22066
Какие органы обозначены на рисунке цифрами 1 и 3? Укажите их функции. К какой системе организма человека они принадлежат?
25. Тип 25 № 24468
Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранять более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.
26. Тип 26 № 29229
Объясните, почему выращивать растительные культуры энергетически выгоднее, чем заниматься животноводством?
27. Тип 27 № 27477
Какое количество хромосом (n) и молекул ДНК (с) будет в клетках спорангия папоротника в начале спорообразования и в зрелой споре. Ответ поясните.
28. Тип 28 № 16734
При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.